Подарок

Фантасмагория в одном действии

Действующие лица:
Дарья Ложкина, продавец.
Федор Самокрутов, охранник.
Илья Хрястов, плотник.
Семён Следов, участковый.
Игнатий, помощник Следова.
Грабитель.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Ювелирный магазин. Прямо, вдоль всей стены, - витрина, за которой стоит Ложкина и листает какой-то журнал. Слева, возле двери в соседнее помещение, на стуле сидит Самокрутов и читает газету. Справа, возле выхода, стоит Игнатий в милицейской форме.

САМОКРУТОВ (свернув газету, встает и подходит к Ложкиной). Я пойду покурю.

ЛОЖКИНА (отрываясь от своего занятия). Ты ж недавно выходил! (Взглянув на настенные часы.) Потом покуришь. А я пока чай попью. (Скрывается в левой двери.)

САМОКРУТОВ (оглядываясь). Всё равно никого нет. Быстренько сбегаю. (Направляется к выходу).

ИГНАТИЙ (обращаясь к Самокрутову). Стой! Ты чего имущество-то без присмотра оставляешь?

Самокрутов уходит.

ИГНАТИЙ. Совсем обнаглели! Вообще работать не хотят! Одна постоянно чаёвничает, другой курит через каждые полчаса. Мне что, больше всех надо?!

Входная дверь открывается и вбегает Грабитель с чулком на голове.

ИГНАТИЙ. Вот те раз! А это ещё кто?

ГРАБИТЕЛЬ (подбегает к витрине). Где же они?

ИГНАТИЙ. Что потерял-то?

ГРАБИТЕЛЬ (увидев золотые серёжки). А! Вот! (Перелазит через витрину и пытается открыть её.)

ИГНАТИЙ. Да она на ключ закрыта!

Грабитель озирается, перелазит обратно и хватает табуретку.

ИГНАТИЙ. Даже не вздумай!

Грабитель со всего размаху опускает табуретку на витрину, достаёт из-под осколков серьги и бежит к выходу, но, увидев Игнатия, останавливается как вкопанный.

ИГНАТИЙ. Чего уставился? А ты думал, я просто так здесь стою?

ГРАБИТЕЛЬ (разглядывая Игнатия). Твою стамеску!

На шум вбегают с разных сторон Самокрутов и Ложкина. Грабитель толкает Игнатия, который, падая, валит с ног Самокрутова. Ложкина, ухватившись за свисающий край чулка, стаскивает сие нейлоновое изделие со злодея, который, прикрывая свободной рукой лицо, перепрыгивает через поверженных и убегает.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Участковый пункт милиции. Слева - входная дверь. Справа - печка, возле которой стоит длинная скамья. Прямо, возле окна, за столом в спортивном костюме сидит Следов. Рядом, на табуретке, - Хрястов.

СЛЕДОВ. Чистосердечное признание смягчит, как говорится, твою участь.

ХРЯСТОВ. Иваныч, ошибся ты, не того взял.

СЛЕДОВ. Ну-ну! Не хочешь по-хорошему... (Достаёт из ящика стола чулок.) Это Петровна стянула с грабителя... и, как заявляет, узнала его.

ХРЯСТОВ. Грабителя?

СЛЕДОВ. Чулок. Такой дефицит из Германии она по блату приобрела у Ирины Стяжаевой, которая утверждает, что привезли всего три пары... одну оставила себе, вторую продала Петровне, а третью - твоей Людмиле.

ХРЯСТОВ. Это ничего не говорит.

СЛЕДОВ. Зато твоя жена говорит, что ты вчера подарил ей вот это. (Достаёт из стола золотые серьги и кладёт их рядом с чулком.) Отпираться бесполезно, Илья. (Похлопывая по бумажной папке, на которой большими буквами написано: ХРЯСТОВ.) Всё против тебя. (Протягивая листок и ручку.) Пиши, как всё было.

ХРЯСТОВ (берёт лист и ручку). Бес меня попутал,  Иваныч. Бес попутал.

СЛЕДОВ (улыбаясь). Может, зелёный змий?

ХРЯСТОВ. Это всё Людка... Увидела у Зинки серьги и кажный день про них талдычит... что Сенька вон как свою жену любит, а я...

СЛЕДОВ. Ты на Барышева-то не смотри. Он спекулянт.

ХРЯСТОВ. Сейчас это бизнесом называют.

СЛЕДОВ. Появись этот бизнесмен в нашем селе года два назад, то я бы его быстро за спекуляцию-то закрыл... А ты не отвлекайся. Что дальше-то было?

ХРЯСТОВ. Да прохожу я мимо этого магазина и вижу, что Захарыч курит за углом. И Людка перед глазами в серьгах вдруг предстала. Вот меня бес и попутал. Думаю, а вдруг повезёт? Петровна постоянно чаи гоняет. Ну и...

СЛЕДОВ. Ага, и чулок в кармане случайно оказался.

ХРЯСТОВ. Да Людка за луком послала...

СЛЕДОВ. А это-то тут причём?

ХРЯСТОВ. Да у меня авоська порвалась. Вот я первый попавшийся чулок и прихватил. Да в него и больше влазит... лука.

СЛЕДОВ. С чулком разобрались. А Игнатий-то тебе чем помешал?.. руку ему сломал.

ХРЯСТОВ (удивлённо). Какой Игнатий? Никого я не трогал.

СЛЕДОВ. Манекен, что я на днях в ювелирном поставил. На складе у Михайловны нашёл. Единственный в нашем селе. А ты взял и сломал его. Так сказать, поднял руку на представителя власти.

ХРЯСТОВ (испуганно). Не-не! Я и не думал даже! Я испугался. Зачем ты его в свою форму одел?
 
СЛЕДОВ. Чтобы все видели и помнили, что я вездесущ, и ничего противозаконного не скроется от моих глаз... Ты пиши, пиши. Вот вместо того, чтоб всё с шабашек пропивать, ты бы лучше откладывал эти деньги... а там, глядишь, и подарок бы Людмиле какой-нибудь купил. Не такие серьги, конечно, а подешевле, но, уверен, она была бы рада. А если б и огород ещё вскопал, то и лук бы не пришлось покупать. Экономия... Написал? (Забирает у Хрястова листок, читает.) Вот и замечательно! (Кладёт лист в папку.) Это ты не Людмиле, а мне подарок сделал. За это раскрытие мне, возможно, досрочно капитана дадут. (Тянется к телефону.)

ХРЯСТОВ (спешно кладёт руку на телефонную трубку). Иваныч, не звони в город, не губи. Ты ведь знаешь меня. Я не злодей какой-нибудь. Бес попутал. Зачем сор из избы выносить? Все свои люди, сочтёмся. (Кивает в сторону серёжек.) Золото на месте. Захарычу я магарыч поставлю, а Петровне конфет куплю. Витрину я быстро починю, у меня в сарае где-то стекло такое было, окно хотел поменять.

СЛЕДОВ. А Игнатий?

ХРЯСТОВ. Им прям щас же и займусь. Своего капитана ты ведь скоро должен получить?

СЛЕДОВ. Через год.

ХРЯСТОВ. Год быстро пролетит. А я тебе другой подарок сделаю.

СЛЕДОВ. В смысле?

ХРЯСТОВ. Да у меня в сарае огромный лист ДСП лежит. Из него можно двух Игнатиев выпилить... Один у Ирины Михайловны можно поставить, а другой - у Светки... в продуктовом.

СЛЕДОВ. (Убирает папку в стол.) Ладно, дам тебе второй шанс. Иди сейчас к Петровне и исправляй, что ты там набедокурил.

ХРЯСТОВ (вставая). Спасибо, Иваныч.

СЛЕДОВ. Про обещанный подарок не забудь.

ХРЯСТОВ. Конечно, Иваныч! Всё сделаю! (Убегает).

СЛЕДОВ (оглядывая комнату). Где-то у меня ещё форма была...

ЗАНАВЕС.


Рецензии