Давнее, волшебное моё детство. Парадный портрет

                «Парадный портрет».


               «А Вы мужчинский художник, дядя Федя?», - наблюдая из-за спины за неторопливыми мазками кисти соседа и отчаянно икая, спрашивает Люська. Дядя Федя неторопливо вытирает грязной тряпочкой кисть. Широкая его спина медленно поворачивается и вдруг он громко рявкает. Люська от неожиданности шарахается и перестаёт икать. Видимо довольный результатом, он громко и раскатисто хохочет. «Это почему же я мужчинский художник?»,- спрашивает он у остолбеневшей девочки. «Му…, муж…, потому, что ваша жена женский врач»,- лепечет она. Брови дяди Феди медленно ползут вверх. И немного поразмышляв, он опять принимается хохотать. Люська немного приходит в себя и тоже начинает улыбаться. «Ну что, отмякла? Не сердись на меня. Пришлось напугать тебя, чтобы ты перестала икать. Самый верный способ. Как видишь, сработал». И, показав на стул, гортанным голосом произносит: «Утргыз, кызым». Люська уже знает, что по-татарски это приглашение сесть.

               Неторопливо выбирая другую кисть и размазывая на круглой, замысловатой формы фанерке несколько тонов краски, он терпеливо объясняет девочке, что жена его лечит женщин, а он работает для всех. Люська, склонив головку с торчащими непослушно волосами, и, болтая одной ногой, с интересом разглядывает непонятную, в тёмных тонах картину: «А про что это, дядя Федя?». «Про что?» Коротко задумавшись, глядя долгим грустным взглядом на девочку, он начинает декламировать стихотворение на татарском языке. «А это про что?»,- оторопевшая девчушка чувствует, что это стихотворение рассказано не ей, а скорее самому дяде Феде, или может быть ещё кому-то. «Это Муса Джалиль, слышала о таком поэте?». Люська отрицательно мотает головой и уверенно говорит: «Это точно не про весёлое». «Да, это точно не про весёлое»,- тихо говорит художник.

               Он тянется к широкой полке, беспорядочно заваленной кипами бумаги, книгами, какими-то коробками и вытягивает большой белый плотный лист. Подложив под него жёсткую картонную папку и уперев эту конструкцию в колено, он начинает быстрыми неуловимыми штрихами что-то наносить на чистую бумагу. Беседа продолжается и, выяснив, что Люське больше нравятся весёлые стихи, дядя Федя начинает с Чуковского. Люська подхватывает и заливисто хохочет, глядя, как добрый сосед пытается в лицах изобразить букашачек, козявочек и другую сказочную живность.

               Поняв, что весёлая соседка знает всё и даже больше, дядя Федя морщит лоб: «А вот это ты точно не знаешь, потому что оно написано совсем недавно». Люська настораживается и мгновенно грустнеет услышав:
 
                В роще убили белку. Была эта белка – мать.
                Остались бельчата мелкие, что могут они понимать?
                Сели в кружок и заплакали.
 
Карандаш художника летает по белому листу. Люська не замечает коротких цепких взглядов, она напряжённо ждёт: а что же дальше?

                Но старшая, векша лесная, сказала мудро, как мать:
                -Знаете что? Я знаю:
                давайте будем линять,
                Мама всегда так делала.


               Люська с минуту озадаченно молчит, а потом личико её светлеет: «А ещё? Почитайте что-нибудь ещё». Дядя Федя поднимает палец вверх и некоторое время, помалкивая, работает, а потом продолжает неспешно:

                Свежая избёнка пахла стружкой.
                Ростом же – с варяжскую ладью.
                Девочка в окошке, как старушка:
                - Самолёты летят. К дождю!


               Девочка опять растерянно замолкает. Видно, что она силится уловить что-то. Видно, что стихи очень привлекают её. Чем? Художник, улыбаясь, внимательно поглядывает на неё и продолжает, уже не дождавшись просьбы:

                Растеряв на дорожке калошки,
                Вбегает она, как мальчишка:
                - Дидя, как ты думаешь, при кошке
                Не стоит говорить, что я мышка?!

                Глаза Люськи восхищённо блестят. Она откинулась на стуле и открыла рот в немой улыбке: «А кто это так говорит?». «Это внучка говорит своему деду, поэту Сельвинскому. А он всё это и на-пи-са-а-ал!». Дядя Федя удовлетворённо хмыкает: «Ну вот, другое дело, а то причесали, видите-ли».


                Девочка, ещё находясь под впечатлением необычных стихов, тихо соскальзывает со стула и с удивлением долго глядит на своё отражение в его руках. «Мне нравится, а вот бабушке вряд ли»,- задумчиво произносит она.

                С белого листа на неё глядит она сама, озорная, лохматая, неуёмная и вроде бы даже красивая. «А мы ей и не покажем пока, а то она опять причешет тебя, как тогда». И Люська вдруг вспомнила, как на просьбу соседа – художника нарисовать девочку, бабушка, конечно же, из лучших побуждений, густо намазала непослушные волосы внучки репейным маслом и так туго заплела ей косы, что глаза у Люськи оказались подтянутыми к вискам.

                Дядя Федя покачал тогда головой и, взяв фотоаппарат, просто сфотографировал их со своей маленькой дочкой Алиёй. «Вот и парадный портрет»,- почему-то сказал он тогда. А фотография та до сих пор хранится в семейном альбоме.

продолжение следует


Рецензии
Людмила, добрый вечер! Вы так здорово описываете различные моменты жизни, но так неохота это длинное читать! Простите, ради Бога, но если хотите, совет. Каждую часть разбейте, обзовите как-нибудь интересно и из повести переходите в рассказы.Там читателей гораздо больше. Удачи вам в творчестве!

Валентина Манойлова   28.04.2017 21:39     Заявить о нарушении