Проболтался


ПРОБОЛТАЛСЯ

   У Саши в семье никто не курил. Зато в школе старшеклассники дымили то в туалете, то за углом. Они чувствовали здесь себя хозяевами, вершителями порядка.
Ребята помладше, те, что учились не только в начальных, а даже в пятых - шестых классах, побаивались их. И хотя некоторые из них тоже курили, но робко, неуверенно, лишь с позволения старшеклассников.
   «Салажню», учеников начальных классов, как Саша, здесь просто не замечали. А если на кого и обращали внимание, то легонько так щелками по затылку, приговаривая: «Кыш, малышня, не вертись под ногами!»
   Тут уж, чего там, вовсе не до курения. А попробовать все же хотелось. Подымить не спеша, как взрослые, поважничать.
   Подговорив своего соседа по парте Ваньку Иванова, Сашка вместе с ним после уроков направился к магазину. Конечно, не за тем, чтобы купить сигарет: мало кто бы им продал, да еще и отругали бы. План у ребят был совсем иной. Поминутно оглядываясь по сторонам, они насобирали возле магазина дюжину окурков, потом Сашка сбегал домой за спичками.
   И вот они пошли к сарайчику, который стоит за Ваниным домом. Тут приятели достали из карманов свое «богатство», разложили его на земле, выбрали наиболее подходящие «бычки». Прикурили. Сашка, точно подражая взрослым, лихо затянулся и вдруг почувствовал, как у него перехватило дыхание, голова закружилась, а перед глазами поплыли темные пятна, мальчик поперхнулся, закашлялся.
   - Как-то не туда попало, - краснея за свое неумение, оправдывался перед Ванькой.
   Но и у Ваньки, видно, тоже «не туда попало». Он вслед за Сашкой забился в кашле и никак не мог унять неизвестно откуда взявшуюся дрожь в руках. К тому же еще, будь он неладен, прикуривая, он так наклонился к спичке, что умудрился опалить себе брови. А это уже неприятность серьезная: нужно будет как-то объяснять матери.
   Но Сашка его успокоил. Наслюнявив свои пальцы, он протер ими Ванькины брови и сказал, что уже ничего не заметно.
   После второй и третьей затяжек ребят сильно затошнило. Не глядя друг на друга, недовольные собой, они выползли из укрытия и поплелись по домам.
   Ванькина мать, вернувшись вечером из детского сада, где работала воспитательницей, удивилась: сын отказался от ужина и раньше обычного лег спать. «Уж не заболел ли», - тревожно подумала она. А утром, когда стала будить его в школу, все-таки заметила опаленные брови и, сильно испугавшись, воскликнула:
   - Это что у тебя с лицом?
   Ванька, успевший забыть о вчерашнем случае, недоуменно глядел на мать. Та молча подала ему зеркальце, и он увидел свое заспанное лицо с заметно подпаленными бровями.
   Как назло, ничего умного в голову для оправдания не приходило. Он тяжело вздыхал, переминаясь с ноги на ногу. Но мать, на то и мать, чтобы видеть его, Ваньку, как она сама выражается, насквозь. И ему ничего не оставалось, как рассказать о злополучном  курении.
   - Только ты никому не говори, - попросил он в конце.
   Мать Вани, действительно, не рассказала никому, кроме учительницы Галины Георгиевны, с которой каждый день встречалась: та приводила в детский сад своего внука.
   Ничего этого Сашка, конечно, не знал. Головная боль к утру прошла, и он был, как всегда, бодр и весел. И уже обдумывал, кому из ребят можно рассказать о вчерашнем курении, кто не наябедничает учительнице.
   Прозвенел звонок. Галина Георгиевна, невысокая, строгая и подтянутая, вошла в класс, положила свои книги на стол, поздоровалась. Сейчас начнется самый нелюбимый для Сашки урок — русский язык. А не любил он его потому, что никак у него не хватало терпения писать чисто и аккуратно, как того требовала Галина Георгиевна. Он всегда торопился, пропускал буквы. А потом начинал их втискивать в слова, а они но влезали. Получалась грязь. Он эту марашку стирал резиной, в тетради образовывалась дырочка. Эту дырочку Саша заклеивал бумагой, а бумага не хотела приклеиваться. Словом, с этим русским языком одно мучение.
   Саша уже настроился на словарный диктант, как обычно. Только вот почему-то учительница урок не начинала. Она внимательно осмотрела класс, как бы желая убедиться, все ли на месте, а потом сказала:
   - А знаете дети, что мне одна бабушка рассказала?.. - Все дети тут же замерли в ожидании. Насторожился и Сашка. - Шла она вчера мимо дома Вани Иванова и видела, как за сараем кто-то из наших ребят курил.
   Сашка вздрогнул. Он вспомнил, что, действительно проходила какая-то бабушка мимо сарая. Она вроде и никакого внимания на них не обратила, а, оказывается, все видела, да еще учительнице  рассказала.
   - Я так и знал, - неожиданно вырвалось у него, - Я так и думал: обязательно расскажет. У-у, вредная бабка!..
   Класс взорвался от смеха, а Сашка, поняв, что сам нечаянно проболтался, густо покраснел и зашмыгал носом…
   Сильны впечатления детства. С тех пор прошло уже около десяти лет. Сашка уже отслужил в армии, сейчас учится в институте, но курить больше никогда не пробовал. А если иногда появлялась такая мысль, он сразу же ощущал во рту горечь той первой сигареты, вспоминал дружный смех одноклассников, укоризненный взгляд учительницы, и вся охота к курению пропадала.
   Не знал Сашка только одного: Галина Георгиевна долгое время держала их с Ваней под строгим наблюдением, часто встречалась с их родителями, беседовала с ними, давала ценные советы. Она знала о каждом шаге ребят и успокоилась только тогда, когда твердо убедилась, что курить они действительно больше не будут. 
1982г.


Рецензии
Странно, говорят курить вредно, однако все врачи курят. алкоголь вреден - твердят медики, но практически каждый из них выпивает. Кому и чему верить... Удачи.

Александр Аввакумов   31.05.2017 16:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.