Твердь небесная и море житейское

Картина Бато Дугаровича Дугаржапова заставляет размышлять.
Отрывки моих размышлений представляю Вашему вниманию. Собрать их в целостную систему Вам предстоит самостоятельно.
Сразу скажу, что есть другая похожая картина, позволяющая говорить о том, что автор живописал с натуры. На той картине холм, покрытый разноцветными, в том числе фиолетово-синими цветами, не так явно напоминает волну. Однако в этом варианте Бато Дугарович не оставил нам выбора.
Итак, на картине изображена Церковь, которая лишь Крестом соединяет Царствие Небесное и волнующиеся море житейское.
Волна не статична. Отсюда понимание, что бывают мгновенья, когда она доходит до купола, ведь земная Церковь состоит из людей. Но Крест, «который для души есть как якорь безопасный и крепкий (Евр. 6, 18-19)» держит Церковь спасения наплаву. «Дабы ты, услышав о якоре, не подумал, что он влечет вниз, апостол показывает, что необыкновенное свойство этого якоря то, что он влечет не вниз, но возносит ум вверх, поднимает к небу» (Свт. Иоанн Златоуст). Тут можно поразмыслить об обратной перспективе картины, хоть и не такой как в иконописи.
Море, волны, пена… о пене на картине сказано всё. Она бывает всех цветов и даже золотая. Не будем думать о нашем цвете, главное поймём, что это море житейское.
Удивительным образом подчёркнуто то, что жизнь Церкви окутана тайной, т.е. понять её можно только изнутри.
Отдельно скажу, что картина написана в Херсонесе (г.Севастополь) в 2017 году.
«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве (канон молебный)».


Рецензии