Мое незабываемое путешествие с Кларой Бертони... 4

Глава 3

Представляющая мои искренние душевные просветления в этом историческом центре шедевров искусства Возрождения – Флоренции и минуты глубокого осмысления жизни, навеянные мне атмосферой земного рая в простом Понтассиеве

Флоренция открылась внезапно с этого высокого холма. Величественная картина города сразу покорила меня. Широкая река, скованная мостами так динамично соединивших её берега, обрамляла разлившееся море зданий, устремлённое туда, к далёким холмам, утонувших в голубой дымке. Красные черепичные крыши, и среди них стройные башни храмов, дивные купола и упругая сеть прямых улиц. Все это поражало взгляд своей красотой и неповторимым очарованием сказочности, уже узнаваемых и виденных ранее на иллюстрациях. Неужели всё это наяву? подумалось мне.
– Филипп! Не правда ли, прекрасно? – спросила меня, потерявшего дар речи, Клара.
– О, да! Просто не верится в реальность этого, – отвечаю ей, боясь оторвать взгляд от чудесной панорамы.
– Успокойтесь. С этого места очень выгодная картина всей Флоренции. Там, внизу пролегли через реку Арно несколько старинных мостов. Вот тот, с динамичными арками и зданиями на нём, знаменитый мост Веккьо. Его история давняя и весьма занимательная. Предлагаю спуститься в город и начать знакомство с него.
– Не возражаю, Клара! Я уже в нетерпении быть внутри этого чуда, – отвечаю Кларе.
– Тогда поспешим, командует Клара, – и мы, заняв места в «фиате», двинулись вниз, к флорентийским чудесам.
Прогулка по мосту Веккьо, среди праздной публики со всего света впечатляет. Вокруг, по обе стороны моста, расположились лавочки ювелирных и многочисленных золотых украшений. Старинный мост, созданный ещё в четырнадцатом веке, переживает бум интереса разноязычной публики. Это, в своей сущности, целое представление, почти театральное действо, где активными статистами, и порой главными героями становятся все с лёгкостью и нескрываемом восторгом. Медленно проходя, я стараюсь не пропустить ни одной мизансцены, чувствуя и себя участником этого спектакля.
– А сейчас мы идём на площадь Синьории, Филипп, – Клара возвращает меня в реальный мир. Оглядываюсь, прощаясь с дивным мостом. Клара замечает это.
– Мы ещё вернёмся сюда, Филипп. Не огорчайтесь. Завтра утром посетим галерею автопортретов на третьем этаже. Это ведь знаменитый коридор Вазари, построенный по просьбе Козимо Медичи, который мог проходить из палаццо Веккьо, где была его резиденция, до палаццо Пити, где сейчас Галерея Уффици.

Мы на площади. Перед нами великолепный дворец с высокой башней.
– А это и есть палаццо Веккьо, Филипп, – поясняет Клара. Я остановился, как завороженный. Вокруг толпы народа, суета, броуновское движение, и везде горящие глаза, весёлые лица и улыбки, улыбки, улыбки. Какое радостное место, подумал я.
Боковыми улочками, полными средневекового очарования, Клара ведёт меня к новой площади, и я вижу изумительное сооружение, фасад которого устремился к небесам.
– Филипп! Это знаменитый пантеон Флоренции, Базелика Санта-Кроче. – Я молчу в изумлении. Какая красота, какое чувство меры и возвышенность помыслов у его создателей. Это явно вечное творение. С некоторым волнением вхожу за Кларой в этот храм. Огромное, полное воздуха помещение божественного ритуала. Мир спокойствия, тихой грусти и глубины мыслей. Место последнего приюта Микеланджело, Макиавелли, Россини… В глубокой задумчивости покидаю это святое место. А на площади – бурная жизнь!
Сидим с Кларой в прохладной тишине траттории, недалеко, в узких проходах средневекового квартала вблизи Базелики.
– Я просто восхищён этим городом, Клара, – делюсь я своими переживаниями. – Даже не верится, что вокруг четырнадцатый век. Какие же мастера делали всё это!
– Вы правы, Филипп. Быть среди подобных красот это и приятно, и радостно. Я это знаю по собственному ощущению. И рада, что и у вас рождаются подобные чувства, – Клара подзывает официанта и, как всегда, расплачивается. Я всё-таки не могу привыкнуть к этому.
– Не смущайтесь, Филипп! А сейчас – Уффици, – восклицает она, и мы выходим под палящие лучи солнца.

Старинный дворец Медичи в глубокой осаде. Нескончаемая и плотная очередь в галерею Уффици, находящуюся в нём, терпелива. Клара ведёт меня к другому входу, и мы попадаем в галерею.
– Это служебный вход, Филипп, – объясняет она, видя моё удивление. – У нас годовой пропуск для наших клиентов, так что не удивляйтесь.
– Напротив, Клара! Удивлён вашей рациональностью. Весьма грамотно, – отвечаю я.
А дальше и без объяснений, сказочная анфилада залов, комнат, проходов с давно известными по репродукциям мировыми шедеврами великих мастеров: Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, да всех и не перечислить! И всё оригиналы! И в одном месте! Экспозиция в интерьерах того, старинного времени царствования гения вкуса Медичи. Оторвать свой взор от всего этого нет сил. И я, поглощая увиденное, стараюсь запомнить всё до мелочей. Наслоение восприятий, наконец, превращается в необъяснимое ощущение присутствия в божественном месте гимна человеческого гения и мастерства. Я беру Клару за руку и она, понимая моё состояние души, вот так, молча следует за мной. Целые века прошлого смотрят с полотен на нас.
Снова выходим, – уже наше время. Флоренция продолжает жить своей нынешней жизнью, так как она и жила много прошлых веков. Молчим от избытка нахлынувших чувств.
Незаметно на Флоренцию опустился вечер. Клара ведёт меня по старинным улочкам, и мы выходим на небольшую площадь.
– А вот и наш «фиат», Филипп, – воскликнула она. – Идём, идём. У нас ещё поездка в Понтассиеве. Там наша гостиница и ужин.
– А что это? – удивлённо спрашиваю я.
– Обещаю, вам там понравится. Поездка близкая, километров десять. Зато увидите сегодняшнюю сельскую жизнь. Италия это не только древности. Это ещё и природа, и люди, и современная жизнь на земле.
– Я вам верю, Клара, – восклицаю я. – Поехали!

*

Маленький городок утопал в первозданной тишине. Ночные тени блуждали вокруг одноэтажных домиков, выхваченные потоками света от торшеров у своих входов. Гостиница оказалась уютным коттеджем со скромными комнатами, однако, оборудованными всеми прелестями цивилизации.
Лёгкий ужин плавно перешёл в задушевный разговор, и мы с Кларой совершенно забыли о времени. Боже, подумал я, сколько же интересного знает эта молодая женщина. Как с ней приятно. Расставаться не хотелось. Но…
– Филипп! Пора спать. Мне было интересно с вами. Но ранее утро ждёт нас там, во Флоренции. Спокойной ночи.
– Спокойной ночи вам, Клара, – отвечаю я, и мы расходимся по своим номерам.
Ранним утром мы уже спешили по Мосту Веккьо на встречу с всемогущим Роберто, как поведала мне Клара. Только он может провести нас в Коридор Вазари, где находится галерея автопортретов. Пришли. Роберто ещё нет.
– А он не обманет? – задаю глупый вопрос Кларе.
– Надеюсь, что нет. Мы с ним старые друзья. И он иногда выручал меня, – отвечает она.
Роберто появился внезапно.
– Грацио, сеньора Клара! – приветствует он Клару, и друзья обнимаются. Клара представляет Роберто меня, и мы поднимаемся в галерею.
Такого количества автопортретов мастеров со всего света и многих прошедших веков нет, пожалуй, нигде. Уникальное собрание на третьем этаже Моста Веккьо, в Коридоре Вазари, из небольших окон которого видна Флоренция. Удивительная галерея. Браво Роберто! Прощаемся, горячо благодаря его за возможность в спокойной обстановке увидеть уникальную коллекцию.

Уже внизу, Клара предлагает посмотреть несколько любопытных лавок торгующих золотыми украшениями.
– Есть очень ценные в художественном отношении вещи. Их делают талантливые мастера, – поясняет Клара.
Обходим несколько лавок. Действительно, очень интересные украшения. Заходим в очередную, прямо у памятника Бенвенуто Челлини.
– О! Сеньорита Клара, – бросается навстречу Кларе пожилой импозантный хозяин лавки.
– Бонджёрно, сеньор Марио, – с улыбкой отвечает Клара. А дальше лёгкая беседа по-итальянски, потом представление меня.
– Филипп, – замечает Клара, – здесь самые интересные поделки, особенно камеи. Это древнее мастерство ещё сохранилось. Посмотрите.
Смотрю, понимая, что Клара права. Великолепные вещи изумительной работы. Вспомнилась знаменитая Камея Гонзага.
– Филипп! Вот посмотрите, – обращается Клара ко мне, – изящная, красивая, великолепно исполненная камея в обрамлении золотой оправы и в виде кулона на золотой цепи тонкой работы!
Я смотрю на это чудо и понимаю, что вещь уникальная. Сеньор Марио уже плотоядно облизывает губы, понимая, что Клара привела серьёзного покупателя. Но мы, обменявшись впечатлениями от вещи, прощаемся с хозяином. Улыбка не сошла с его лица. Профессионал!

Машинально, я всё-таки разглядел под этой вещью цену, обозначенную мелким шрифтом. Цена впечатляла! Но потянуть можно было, подумал я.
Уже покидая Мост Веккьо, я попросил Клару подождать меня под зонтиком открытого кафе.
– Клара! Хочу ещё раз пройтись по этому чуду, – взмолился я.
– Понимаю вас, Филипп! Вперёд, я жду вас. У нас сейчас будет Бабтистерий. Спешите.
Возвращаюсь, у памятника Бенвенуто Челлини нахожу лавку. Сеньор Марио делает большие глаза, затем широкую улыбку и, понимая всё, идёт к витрине. Дорогая, изящная камея помещается в шикарный футляр и переходит ко мне. Сеньор Марио цокает языком, снимая с моей банковской карты круглую сумму евро. Он почти под руки провожает меня к выходу и улыбается.
– Клара Фортуна! – произносит он прощаясь.
Прячу футляр в свою небольшую походную сумочку.
– Ну как! Насладились? – спрашивает Клара.
– Вполне, Клара! Теперь будет приятный осадок, – отвечаю я.
И снова широкая, залитая солнцем площадь у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Святая Мария Цветов. Величественный собор, увенчанный неповторимым куполом Брунеллески и здесь же Колокольня Джотто, динамично уходящая в высокое небо. Клара ведёт меня к Баптистерию, расположенному рядом.
В толпе жаждущих вижу знаменитые двери со сценами из божественного рая, а затем, попав во внутрь, восхищаюсь архитектурным решением и особым чувством меры и веры в Всевышнего далёких мастеров. Именно здесь более тысячи лет крестились набожные жители этого города, города искусств, художественного совершенства и земной любви к человеку.

Внутренности Собора поражают своим величием, объёмом и высоким подкупольным пространством. Не верится, что это чудо создал человек! Только Всевышний мог руководить этим созданием, помогая мастеру, подумалось мне.
С колокольни Джотто мы наслаждались видом города, границы которого терялись у далёких холмов, и россыпью храмов и дворцов среди этого моря красных крыш.
– А теперь, Филипп, – интригующе произнесла Клара, когда мы спустились с колокольни, – покажу вам ещё одну жемчужину Флоренции.
– Я готов и верю, что вы, Клара, не ошибаетесь, – отвечаю ей. Мы уходим с площади по дивным улочкам города путём, известным Кларе, попадаем к фамильной усыпальнице Медичи, действительно архитектурной жемчужине, Новой Сикрестии.
Тишина, атмосфера восторженного почитания, приглушённый шёпот праздных туристов только вот сейчас бурно выражавших свой восторг увиденному там, на площадях и улицах Флоренции. Медичи и Микеланджело Буонарроти. Да! Его мраморные аллегории делают невозможное. «День» и «Ночь», «Утро» и «Вечер». Это живые люди во плоти. Под их мраморной кожей бьётся жизнь. И, кажется, что вот они повернут свои головы, увидят вас и спросят: а как вы? Фантастическое владение гения резцом. Неповторимо! Оторваться невозможно. Достойное воплощение той эпохи и вечное преклонение перед красотой человека. Не уходим, в который раз обозревая всю композицию.
Но время торопит. Выходя, оглядываюсь, желая оставить память об этом волшебстве. Не спеша идём через площадь Сеньории. Клара вдруг вспоминает, что я не видел ещё одно чудо Микеланджело.
– Филипп! За мной, – решительно восклицает она, и мы оказываемся через несколько минут внутри. Великолепный дворец Сеньории. И в нём шедевр Микеланджело – Давид!
Клара улыбается эффекту. Я поражён неожиданной встречи с этой скульптурой. Мой вид красноречив.

В течение нескольких часов обозреваем сокровища, собранные здесь. И всё оригиналы. И всё гениев Возрождения и армии художников, известных во всём мире.
Я совершенно переполнен всем, и Клара, понимая моё состояние, уводит меня прочь, на улицу, к живым людям.
– Я думаю, что на сегодня хватит впечатлений, Филипп? – спрашивает она. – Давид и художественные мастера достойное завершение знакомства с Флоренцией? Я права?
– Вполне, Клара, – отвечаю моей спутнице.
Проходя мимо высокого дома вблизи реки Арно, Клара показывает мне историческую отметку, где бывал уровень воды реки во время катастрофического разлива. Я не верил своим глазам. Уровень был выше второго этажа! Да, подумалось, природа иногда бывает сурова и к этим шедеврам человеческих трудов. Но жизнь побеждает, и эти труды – образец высокого духа, таланта, упорства и красоты ласкают души всех живущих и тогда, и сейчас, и, несомненно, будущих поколений, знающих и понимающих это.

*

После полудня возвращаемся в Понтассиеве, чтобы назавтра поутру оправиться в Рим.
За обедом Клара предлагает прогулку по этому маленькому городку. Принимаю с интересом её предложение.
Великолепный, тихий городок, спрятавшийся среди невысоких холмов. Вокруг буйство природы, домики, утопающие в садах, виноградниках, а вдали раскинулись рощи. Современная сельская идиллия. Каждый дом украшен батареей вазонов при входе, в которых колоритные южные цветы, а рядом с ними многочисленные фигурки сказочных героев оживляют это пространство. И так везде. И нет людей. Чуть поодаль замечаю модерновое здание из стекла и бетона.
– Что это за необычное для этих мест сооружение? – спрашиваю Клару.
– А это церковный храм, Филипп, – отвечает она.
– Храм? – удивляюсь я.
– Хотите, заглянем в него? Сейчас должна быть там служба.
Подходим ближе. Точно: церковь, звонница и широкая паперть перед входом.
Входим. Садимся на крайнюю скамью, и тотчас служка приносит нам по библии. Всё это делает молча, так как идёт проповедь. Осматриваюсь. Огромный зал, стены из стекла, так что природа буквально входит в него. Стильные стены и перекрытия из бетона, как будто кто-то лепил это здание. Священник с кафедры ведёт проповедь, и многочисленные прихожане сосредоточенно внимают ему. Умиротворённая тишина, и проповедь на незнакомом языке звучит, как журчание ручья, успокаивая и навевая какое-то блаженство. Покой и воля, вспоминается мне. А вокруг, вдали сиреневые холмы, зелёные просторы и райские леса.

Скромно уходим, не потревожив никого. Блаженная истома не проходит. Молчим. Какая благодать! И не надо ничего. К чему гнев, к чему? И зачем печаль, так часто посещающая нас? Понтассиеве! Благодарю тебя! Ты появился случайно на моём пути, но как хорошо, что это случилось! Смотрю на Клару и вижу, что и она переживает минуты откровения.
– Спасибо вам, Клара! Спасибо, за это божественное место, – говорю ей. В ответ вижу её улыбку и тёплый взгляд её очаровательных глаз.
Ранним утром собираемся в Рим. Вышел на крыльцо и обомлел от увиденного.
Лёгкий призрачный туман стелился в долине. Тишина оглушала. Дальние поляны ещё не проснулись, и первые лучи солнца ласкали эти равнины. Далёкие голубые рощи виднелись сквозь высокие деревья, стоящие вдоль дороги. Всё как бы замерло в ожидании начала дня. Лёгкий ветерок принёс свежесть и робкое шелестение листвы, как шум морской волны, бегущей по прибрежному песку, с её настойчивым повторением и постоянством.
Подъехал наш «фиат». Тотчас появилась Клара, и наше путешествие продолжилось.
– Как вам, Филипп, этот городок? – спросила она.
– Просто чудо, Клара! Спасибо вам за него.
– Вот и отлично, Филипп. Я знала, что вам понравится в этом меленьком раю.
Путь из Флоренции в Рим не близок. Наш «фиат» бодро пожирал километры великолепного шоссе. Итальянские водители, как сумасшедшие, превышая скорость, лихо обгоняли нас. Живописная природа радовала глаз своими изумительными видами, где соседствовали апельсиновые и оливковые рощи, небольшие селения с весёлыми домиками и, конечно, храмами и зелёными холмами, плавно переходившие друг в друга. Настроение было приподнятое. Впереди Рим!






 


Рецензии