Печальники русского народа

         Печальники русского народа.

    Первый  из россиян профессор-академик Василий Тредиаковский и Выдающийся российский этнограф, исследователь и просветитель Фома Горепикин - незаслуженно забытые   имена - Печальники народа, в своё время подвергнуты  унизительной обструкции как со стороны власть предержащих, так и со стороны своих же собратьев по науке.
Фома Иванович Горепекин, судя по его письму в Академию наук СССР, в годы советской власти буквально бедствовал и голодал: «Публикуя об изложенном, я смело иду в открытый бой со всеми препятствиями, мнениями и сомнениями, и меня на пути осуществления достигнутого в науке не устрашит ни голод, ни козни людей - я верю и знаю, что выявленные мною в науке истины останутся вечны и непоколебимы, и я сойду с лица земли с полным сознанием исполненного долга научного, идейного, бескорыстного работника, честно оправдавшего высшее  имя, данное народом, как «Просветителя народа ингушей», искреннего и фанатичного преданного друга этого народа. В осуществлении этой идеи была цель моей жизни, она при жуткой и необычайной обстановке и мучениях голода давала мне энергию на борьбу за жизнь и за науку."
Василий Кириллович Тредиаковский –  (был уволен из-за столкновений с академическим начальством. А. Радищев считал, что «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы»)  выдающийся русский писатель, историк, филолог и этимолог восемнадцатого столетия, чьё имя,  более 250 лет  незаслуженно забыто и в кругах русской интеллигенции.
В.К. Тредиаковский (1703-1769) в обширном историческом труде, напрасно забытом трактате только вопросу о Мосохе (Моске) как прапредке московитов-москвичей посвящено не менее двух десятков страниц. Вывод таков: "...Рос-Мосх есть праотец как россов, так и мосхов... Рос-Мосх есть едина особа, и, следовательно, россы и мосхи суть един народ, но разные поколения... Рос есть собственное, а не нарицательное и не прилагательное имя, и есть предимение Мосхово" - Московия. Мосох. Месех. Мадоки. Амаксобиты.Последнее имя Московия, Москов, москали, также весьма недавно поляками образованное и от других за неведением было принято, есть лестное коварство ко прельщению, стали в историях выводить, якобы это имя, от Мосоха, сына Иафетова, произошедшее, есть старее, нежели от Росса, у Иезекииля, как например Кромер, кн. I, гл. 10, Стрыковский, кн. 4, гл. 1, Бельский, стр. 14. Но сия басня.
Аналогичным образом было расценено и предположение о вероятном родстве московитов-славян с Геродотовым племенем месхов, оказавшихся в конечном счете в Грузии. Что касается самой Геродотовой "Истории", то ее авторитет для раскрытия генетических корней русского племени Ломоносов считал непререкаемым. Моссиники — народ, о котором говорит Эвдокс в первой книге «Землеописания». Мосхи — племя колхов, соседнее с матиенами. Гекатей в описании Азии 461. Мосхи здесь соответствуют кавказским мосхам у классических писателей,. моссиники строили деревянные башни с ступенчато- пирамидальными крышами, подобные ингушским боевым башням. Выявляемая историческая традиция локализация мосхов древними авторами на Центральном Кавказе во второй поло¬вине I тыс. до н. э., почти полностью совпадает с ареалом распространения нахских племен того же времени по данным древнеармянских («нахчаматеаны» «Ашхарацуйца») и древне-грузинских («кавкасиани») источников (Гумба, 1987, 44). Судя по тому как, термин мосох//мосх в обозначении нахов на протяжении столетий сохранился лишь у дагестанцев, то остается предположить, что этноним мосх, употребляемое античными авторами в обозначении населения Центрального Кавказа, является отражением именно дагестанского, точнее албано-дагестанского общего названия древних вайнахов.
   
     http://www.galgai.com/forum/showthread.php?t=2322#post16273

 Ф. Горепекин: «Теперь должен всякий знать, что ключ к познанию наших предков, происхождения, первичной культуры, языка и других сторон лежит на Кавказе, его хранит ингушско-чеченский народ как осколок древних наших предков».

Против норманской теории решительно выступил выдающийся советский историк Борис Дмитриевич Греков (1882-1953). Многие положения этой теории учёный подверг критике в своём основном труде «Киевская Русь», а также статьях: Антинаучные измышления финского Профессора» и «О роли варягов в истории Руси».
Греков разделял версию о южном происхождении Руси, основанием для этого ему служили известия восточных авторов: «Нам известен южный народ по имени рос. Этот народ называет Лев Диакон. Сюда же нужно отнести известных там же на юге роксолан, о том говорит известие так называемого Псевдо-Захария писавшего в 555 году. Ему был известен южный народ рус, живший на северо-западе от Нижнего Дона, т.е. приблизительно в Приднепровье»[34].

Основательной критике норманскую теорию подверг видный польский историк-антинорманист Х. Ловмянский. В книге « Норманы и Русь» Ловмянский проанализировал четыре остро дискуссионных вопроса: 1. Проникновение норманнов на восточнославянские земли на фоне общей экспансии скандинавских народов в раннем средневековье; 2. Завоевание Руси норманнами; 3. Происхождение названия Русь; 4. Состав господствующего класса на руси в связи с участием в нём норманнского элемента.

Изучение письменных (русских, арабских, греческих) источников позволило автору сделать несколько очень существенных выводов. Он подтвердил, что летописи не могут подкрепить тезис о завоевании Руси норманнами, кроме того нерусские источники позволяют утверждать, что киевская земля была важным политическим центром ещё ранее середины IX века,.....!!!!

       

На пользу ближнего
(Извлечение из доклада проф. Сэра Ричмонда Лондонской Королевской Академии об исследователе Кавказских языков арийского корня. 1912 г.)

Как часто случается в нашей жизни, что мы даем оценку полезности труда скромного труженика лишь тогда, когда потеряем такого работника, когда мы объятые мелочами жизни или эгоистическими страстями, не желаем подать руку помощи тому, кто, работая для нас, не кричит о своем труде. Применяя эти положения к Кавказу, можно, напр., убедиться, что население Северного Кавказа не богато людьми тружениками на ниве народной и всякий благотворный труд на его духовную или материальную пользу мы должны только приветствовать.
Современная культура выделяет сильных мыслью и крепких делом  людей, есть талантливые самородки, есть неразвившиеся еще научно и практически силы, есть люди научной практики, но без ученой вывески следов. Отворачиваясь от них, или не идя на встречу этим людям и тому, что делается ими для нашей же пользы, мы этим теряем предшествовавший опыт и знания, потраченные теми, которые уже изломали копья в борьбе на пользу ближнего. Вышесказанным хочется выразить, что в желании быть искренне полезным, найдутся способы и средства, а с другой стороны  указать на то, что не тот делец, кто много говорит  о себе или слишком надеется на свои силы – ведь известно, что «пустая бочка много шумит» «конец венчает дело».
В подтверждение всего сказанного, как на яркий пример, укажу, как скромно творится важное дело на пользу горцев ингушей на Северном Кавказе и творится лишь одним человеком.
Тот, о котором я хочу рассказать, только лишь после долгих упрашиваний разрешил назвать его имя. Имена таких действительно полезных людей мы не должны таить, тем более что биографии таких людей-мучеников скромности и полезного труда, интересны и поучительны.
«Будучи тихим, пытливым до всего окружающего мальчиком, проводя все свои досуги среди природы, натура того, про которого я буду говорить, в пору зрелости просилась на простор, нередко бывало, что душа просилась высказаться, но не находила с кем, человек хотел работать, но не имел доступа в желаемом направлении, к тому же жизнь его была обуреваема борьбой за рано начавшееся самостоятельное существование. Родительская семья не удовлетворяла ни его запросам жизни, ни желанию учиться, ни средствами на существование. Выехав из родительского гнезда в гор. Владикавказ, как культурный и работодательный центр Терского края, 18 летний юноша в 1892 году приискал себе [...] рвением к службе обратив внимание начальства, он через полтора года службы получал все положенное по штату того учреждения содержание 30 руб., но т.к. его хватало на содержание его самого себя, то часто бегал по дешевым урокам. В желании быть полезным он свои досуги отдавал в возникшей в то время воскресной школе или же сидел, не отрываясь от книги, занимаясь своим самообразованием. Поле и лес были его местами любимых прогулок. Там он набирался новых мыслей, на просторе обсуждал прочитанное. Не замечая времени дня, он к вечеру возвращался домой нагруженный различными сборами. Холостая квартира его была как музей или кабинет естествоиспытателя: насекомых в ящиках, чучела птиц по стенам, пачки сушеных растений, змеи в спирту, птичьи гнезда по стенам, любимая литература, на столах – кипы исписанных заметок, карандашные наброски гор, географические карты, деловая переписка с университетами и книжными торговцами. Постоянно глубоко за полночь погашался огонь в квартире этого пытливого юноши, но продолжалось это  не долго, т.к. владелец квартиры покинул ее. Оказалось, что жажда знания не давала покоя этому [...] юноше, но ни средств к дальнейшему ученью, ни сторонней помощи не было никакой. Окончивши 4 класса городского училища, он остался на распутье своих духовных сил и предоставленный самому себе.
Почему потух огонь в квартире, где был хозяин ее, долго не знали ни знакомые, ни родные. Оказалось, затем, что, пылая любовью к природе, юноша тайно ушел туда, куда стремились его духовные запросы. Он пренебрег навсегда привилегиями гражданской службы, бросил пустое канцелярское бумагомарание и ушел туда, куда влекло его сердце, где он мог отдаться делу всею душою – он ушел в лесную школу, чтобы быть затем неразлучным с горами и лесом и народом, обитающим в них. Пребывание в школе для того, который уже ранее был подготовлен сверх программы, прошло не заметно. На него взирали товарищи и преподаватели, как на человека пытливого в науке о природе труженика, отзывчивого товарища. Окончил он ученье по успехам первый и, будучи в школе, имел одобрительные отзывы из университетов от представленных им работах по естествознанию и кавказским лесам. По выходе из школы началась новая служба и более обеспеченное существование. Туда, куда рвалась его душа, то дело, которое он полюбил, не давали ему покоя еще более.
Первое время службы пришлось провести в лесах и разъездах по местностям Эриванской и Карсской губ., но местности эти не удовлетворили его желаниям и душа рвалась в горы Северного Кавказа.
С 1897 г. скалы горных великанов, граница вечных снегов, альпийские луга и вековые леса от Дагестана до Эльбруса давали пристанища одинокому туристу. Жители горных аулов видели его не раз, поражались его сердечным отношением, пользовались разумным и справедливым советом пользовались даже медицинскими его познаниями и, будучи во Владикавказе, осаждали его квартиру. Всем был ласковый привет и братски родственная помощь. Тот, о котором говорится, не ставил пределов своей кипучей деятельности и помощи ближнему: то в качестве землемера устраивал общественное у туземцев землепользование, то на новый лад перестраивал селения, избавляя от тупиков и кривых улиц, дал план гор. Владикавказа, то сближал глухие селения улучшенными посевными семенами, развозил яйца породистой птицы по селам, устраивал шелководни, сады, огороды, мирил мужа с женой, помогал каждому в туземных селениях советом и делом и т.п.
Знает его хорошо и Юрьевский университет и Тифлисский Ботанический сад, как деятельного ботаника практика и корреспондента.
Драгоценные вклады имеются в Терском музее, но самый драгоценный вклад его  многолетней деятельности – это «Искры знания народу ингушам». Многоразличные знания о природе родной страны, о населении, его положении и жизненных запросах и, многие накопившиеся сведения и материалы требовали опубликования их и освещения различных сторон. Эта сложная, кропотливая и громоздкая работа была начата и должна была вылиться в форму – общего описания Терской области, необходимого для администратора и купца, для ученого и туриста, для местного обывателя и всякого, желающего страну Терского края. Когда пришлось столкнуться в этой работе с вопросом этнологическим о горцах Сев. Кавказа, то выплыли на арену деятельности совершенно новые для пытливого исследователя темные вопросы о прохождении этих горцев, а это зато отодвинуло в даль вопросы об описании области и в конце концов все силы, здоровье, знания и скромные материальные средства были предоставлены тем, кого больше ненавидят, тем, кто блуждает во  мраке, тому угнетенному населению в 60 тысяч душ, имя которого произносится с пренебрежением и есть символ грубости и зверства. Народ этот – ингуши, стал для честного труженика, человека русского его родственным. Стал он родственным не по плоти, а по тем заботам о бытии этой темной народной большой семьи, которая ущемила крепкими клещами  мозг скромного, кропотливого труженика, которая не дает покоя ему ни днем, ни ночью уже в продолжении не менее 15 лет.
В то время, как народ ингушский, погорячившись на вечерних сходках, уходит мирно спать, то он не знает того, что существует у них безызвестный печальник об их существовании, который зажигает в это время огонь в своем сердце и в своей лампе и с карандашом в[...] «искра знания соседям ингушам от Терского казака” гласит его главная работа. Длинный список исполненных его работ лучше всяких слов говорят за этого труженика и истинного друга народа. Он, увлекшись своей работой, не ищет погони за умножением своего благосостояния, отверг все служебные награды, умаляя заботы о себе и своей семье, он до самозабвения, без каких либо субсидий отдался чуждому ему народу. Следует сказать, что ингушский народ в общей массе и, в особенности, в лице его просвещенных представителей не должен пренебречь как личностью, так и трудом того, который подает ему руку помощи. Людей глубокой мысли и устроителей народной жизни ингушский народ еще не выделил из среды себя и ничем до селе в деле собственного просвещения не проявил.
Если у народов культурных гении и самородки бывают редки, то ингушскому народу много еще надо, чтобы дать им самим таковым из своей среды, почему и необходимо им слушаться справедливого голоса тех, кто их ближний.
Для сведения скажем, что личность, о которой приведена биография, есть Фома Иванович Горепекин, сын священника, казак с ст. Ессентукской, Терского казачества, состоящий в должности лесничего, жительствующий в гор. Владикавказе.
Близко зная его неутомимую деятельность и исполненный им труд, я довожу до сведения Академии. Труженик теряет уже физические силы в борьбе за свое материальное существование и вследствие общего расстройства его организма постоянной 24-х часовой работой. Его попытки обращения за помощью к правящей власти в крае не нашли сочувствия, автор все же продолжал работать не покладая рук и работа его носит академический характер.
Эти обстоятельства побуждают автора пересылать свои труды в Лондонскую Королевскую Академию, а не печатать их на родине. Труды автора занимают до 6-ти тысяч писанных страниц и отчасти потребуют отливки специального ингушского печатного шрифта.
 (ПФА РАН. Ф.800, оп.6, д.154, лл.5-5об., 6-6об.).Материал подготовил к публикации Б.Д. Газиков.;Вопросы истории Ингушетии: Исследования  материалы. Вып. 5. - Магас, 2006.

PS.

Название и самоназвание древнего народа, и возможности для манипуляции с историей, на примере "мосхов/халха/халдеев/алан"

Термин мосох/мосх в обозначений нахов, моссиники в обозначений - колхов,
 Мосхово" — Московия, Мосох, Месех в обозначений Московий, Месхети;нцы (месхи) (груз. ;;;;;;;) — субэтническая группа грузин, говорящая на месхетинском диалекте грузинского языка, коренное население Месхети (провинция Самцхе-Джавахети Грузии). Самоназвание «meskhi», месхетинцы бывают не только "турки", но "христиане", "католики" и тд В этногенезе Турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке.

Термин гелы//халха/галга/халой/haL - самоназвание и обозначение ингушей, вейнахов, халди/халдеи/халхи самоназвание хурритов, урартийцев, в обозначений грузин "народ - халхи", халдеи-христиане, Прарусы - ас-халджой. прабулгары - халибы, и эти все народы являются предками алан. (Алане были пастухи. В Тверской, Новгородской, Смоленской и других губерниях до сих пор встречается слово “алань”, означающее пастбище.)
В этногенезе кавказских алан, тюрков; карачаевцев, балкарцев, кумыков участвовали кавказцы и тюрки. осетины-иранские аланы?.

Галлы - кельты Британских островов генетически связаны не с кельтами материковой Европы, а с более древними пришельцами из Иберии, в римскую эпоху галлами стали называть многие народы, как было принято у греков и римлян, по территориальному признаку и обычаям.
Версия происхождения названий: галлы, галлия от самого древнего - Галилея, с арабским названием аль-Джалиль (иврит > ґа-Ґалиль), эта область служила прообразом многих схожих названий далеко за пределами Ближнего Востока,



 


Рецензии
Интересно уже тем, что интересна сама тема. Она нынче в тренде... Ответы можно получить только на стыке разных знаний, конечно. изучая источники... Рада, что заглянули на мою страничку!
С уважением Лидия

Лидия Калашникова   25.01.2018 09:27     Заявить о нарушении
Ну шо, гелий!
ПОнял хучь таперь : пачиму я тута стал (среди вас) "ТупаглУпай"-та?

А С Ь ?

Нестор Тупоглупай   20.02.2018 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.