Карьерный рост

"И вылепил Бог из глины дураков".
СОФРОНИЙ. Советы пересмешника

Когда заслуженный скульптор России Анатолий Шишков начинал работать над скульптурной группой с Иваном Медковым, он у меня дома показал карандашный набросок, и посетовал, что под рукой нет ни пластилина, ни глины, чтобы размять пальцы в деле. И тогда я его повел на окраину Бирюча, к залежам разноцветных глин.
Здесь пространство в несколько десятков гектаров напоминает лунный пейзаж, кое где подернутый зеленым травяном ковром. Здесь на протяжении почти трех веков знаменитые мастера из села Садки добывали гончарные глины. О них даже поговорка ходит :"Не боги горшки обжигают, а садчане". Тогда каждый мастер имел свой участок, и следы выемки глин на этих участках сохранились до сих пор.
Иногда глины вырываются из-под насевшего за песледнее столетие грунта, и тогда на поверхности видны отложения всех географических периодов Земли.
Скульптор Шишков потерял дар речи. Он буквально пальцами, как по золотой жиле, протягивал след по разным слоям и называл каждый цвет профессиональным термином. Он скоро нашел, что искал, и вылепил первый вариант памятника прямо у меня на кухне.
Он и теперь у меня.
Так вот, залежи этих глин мастер назвал бесценными. Её надо, как валюту, продавать слитками, говорил он.
Тем более, что залежей этих немало.
Было немало.
Сегодня случайно оказался там. Смотрю - а на месте лунного пейзажа - огромный карьер.
Глины выбраны, выедены огромными ковшами до материковых пород. Неведомая сила вычерпала народное достояние и вывезла в неизвестном направлении.
Я не знаю, кто это сделал. Я не знаю - зачем гигантский карьер выровнен по дну. Возможно - тут готовится строительная площадка.
Но люди добрые!
Ущерб, нанесенный природе и городу, невозможно восполнить ничем, даже если здесь построить космодром. То, что садчане не могли выбрать за века, нынешние рукосуи вычерпали за неделю.
Я не знаю. Может, по неразумению, устроители карьера просто вывезли глину на свалку, или втрамбовали в дорогу. Вымостили её, так сказать, золотыми слитками.
А может, напротив, нашелся кто-то, кто просто продал содержимое природного клада по килограмму.
Тогда он озолотился.
И тут мне становится интересно.
Неужели у городской земли совсем нет хозяина ?
В свое время городской музей имел такой туристический маршрут - "Город Мастеров" назывался. Показывая образчики гончарных изделий, гостей города водили к месту залежей сырья, из которой она лепилась.
Это был, пожалуй, последний живой туристический маршрут Бирюча.
Теперь и его нет.
И тут появляются крамольные мысли. В районе и городе есть нарочно беречь старину поставленные государством люди. Есть Совет безопасности.
Вот как поймать пьяного художника и затравить до смерти - так тут власть безжалостна.
А как что сопрут, принародно украдут у города - так никакой власти и не видно.
И когда я гляжу на медного Ивана Медкова на городской площади, то как будто слышу его горький вопрос:
- Наверное, вас, земляки Господь лепил не из глины, как всех добрых людей, а из чего-то другого...
...
PS. Если меня читает фотолетописец Бирюча Павел Моисеев, я прошу его сходить к карьеру и снять это безобразие на пленку.

PSS. На снимке : уровень выемки грунта в карьере. Фото П. Моисеева 


Рецензии