Неотправленное письмо Д. Л. Быкову. Из книги Мысли

         Посмотрим цитаты из интервью с Дмитрием Львовичем Быковым, выложенном в интернете. Оно меня задело. Вообще-то интервью с этим популярным литератором множество. Этот текст с моими комментариями касается лишь одного из них. Отвечая на один из вопросы, Быков сказал:

       «Шахматист Жоэль Латье сформулировал: на трудную задачу зовите китайца, на невозможную – русского». И, как правило, Россия разрешает эти неразрешимые задачи. Сколько раз я был тому свидетелем!

       Не знаю такого шахматиста. Но приведенная цитата симптоматична. Вы, русский литератор, Дмитрий Львович, и никуда от этого не деться. А в манере цитирования тут явно проглядывает Ваше образование – журналист.

       Далее: «Сейчас мы имеем колоссальный всплеск поэтов, писателей, просто мы не все знаем. Дело в том, что мы думаем, Серебряный век – это невероятный всплеск. Но давайте не забывать, что это был и всплеск пошлости невероятной, и самоубийств, и глупости. Были десять-двадцать имен, которые на этом гумусе взросли, но весь этот гумус был. И мы сейчас очень хорошо видим эту обратную сторону, потому что мы современники, мы в ней барахтаемся, но из будущего XXI век в России будет выглядеть просто как невероятный ренессанс».

       Представляется, что в этих парадоксальных высказываниях весьма точно отражается мировоззрение Быкова. Сам Дмитрий Львович – безусловно, фигура знаковая. Человек талантливый, невероятно эрудированный и оригинально, нестандартно мыслящий, но с большими амбициями. Как, например, понимать его пассаж относительно гумуса? С одной стороны, действительно, было болото, декадентство, упадничество. Но не на этой ли питательной среде и, в пику ему, расцвели дивные поэты Серебряного века? С его точки зрения мы и сейчас барахтаемся в гумусе, а, если грубее, в навозе. С таким мировоззрением Быков и сам оказался в стане вечных критиков власти – либеральной интеллигенции. Поучаствовал в митингах на Болотной площади. С одной стороны никому не нужный жест – вот вам фига в кармане (ну точно по Зощенко). С другой, может и неосознанное подыгрывание таким деятелям от политики и одиозным личностям, как Навальный и иже с ним.

       Что же, эта публика всегда была недовольна правящим режимом, расшатывала его, плодила нигилистов и революционеров. При этом, никогда не пыталась стать у руля власти, сделать что-то реальное для страны, для того же якобы любимого ей народа. Нет, сразу в оппозицию, сразу с жесткой критикой. Выходит и об этих господах, как и о классике мировой литературы, можно сказать: «Толстой, зажавши нос, ушел в народ». Зачем Вы полезли в этот навоз, в столь чуждую Вам политику Дмитрий Львович? Наивно полагать, что Ваш протест что-то изменит, что-то исправит. Между удобной позицией критика и неудобной позицией реального дела (а люди, делая что-то реальное, всегда ошибаются) – дистанция огромного размера.
 
       Так вот, о Болотной. Я уже тридцать лет живу на Украине, а точнее в Крыму. В Киеве у меня масса друзей и коллег: преподаватели ВУЗов, ученые. Многие из них с восторгом приняли оранжевую революцию. Как и на Болотной, в первых рядах стояли студенты и кое-кто из интеллигенции. И второй Майдан они сначала восприняли с энтузиазмом. Совершенно искренне полагая, что дальше так жить нельзя. И можно вполне мирно направить заржавевший локомотив политики по другому пути Должны же власти услышать vox populi! Тут-то их и подловили шустрые политтехнологи. И что мы имеем в результате? Кровь, смрад национализма, антисемитизма и откровенный бандитизм. Во что превратился центр города? Тут я воспользуюсь Вашим хлестким определением: «Город стоял как обгадившийся старик» (Остромов или ученик чародея).

        Показателен Ваш ответ и на другой вопрос
«Какой он, человек будущего, который был бы Вам симпатичен?»
– «Он тот же, что и в настоящем, но у него меньше желания доминировать примитивно. Это человек Стругацких. Он имеет какую-то очень серьезную творческую потенцию, занят каким-то непрерывным творчеством. Необязательно созиданием – созидание бывает примитивное, муравьиное (!). Он все время думает, творит, его волнуют многие вещи. И он, конечно, щедро распространяется во Вселенной. Это человек Ефремова, Стругацких. Я на этом воспитан, я этого хочу. А общество предоставляет этим людям максимум возможностей, чтобы они могли думать, летать, творить и так далее. И никто никого не угнетает».

       Тут с Вами можно почти полностью согласиться. Хотя не следует забывать одного. Общество, нарисованное АиБ Стругацкими («Полдень ХХII век», «Стажеры») и Иваном тЕфремовым («Час Быка», «Туманность Андромеды») – идеально. Это чистая и красивая фантастика. Однако, подлинный идеал, как следует из всей практики жизни, увы, не достижим. Вы можете мне возразить – да недостижим, но к нему надо стремиться. Да, надо! Но не с помощью только критики и бессмысленного протеста, а делая реальные и нужные дела. В том числе и такие, к чему у Вас есть истинное призвание и талант – учить детей любить русскую литературу и поэзию.

       В заключение хочу пожелать Вам дальнейших творческих успехов. И добавить каплю дегтя: в других телепередачах Вы мне понравились меньше. Перефразируя Марину Цветаеву: « Мне кажется, что Вы больны собой…».


Рецензии
Если не будет Быкова, то останутся только мимикроны (см. мой рассках "Послание") Соловьёв с Кисилёвым с их оголтелой пропагандой.
С уважением

Александр Широбоков 3   21.04.2018 13:25     Заявить о нарушении
Да ради бога! Пусть будет.Только по-меньше грешит эпатажем. Во всем хороша мера - чисто личное мнение.

Юрий Юровский   21.04.2018 15:47   Заявить о нарушении