Стихи Д. Романенко
Прежде всего о заголовке. Для читателя это важно.
Оно нацеливает на определенное восприятие. Например: человек говоит, что у него есть книга и называет ее «Стихи». Раскрываешь - а книги-то нет. Собраны разные разные тексты.СЛучайные даже. То есть это даже не подборка! А вот Романенко называет корпус своих стихов подборкой и называет ее «Полевой журнал». И география обозначена, и описания мест довольно точчые. У Романенко много природы. Так много ее, что чловека не видно.В общем, заголовок настолько приближен к теме,что это не иначе как книга. Она в тетрадном виде, но по смыслу книга настоящая.
Это описание странствий, путевой дневник. Заметки одинокого человека. Казалось бы надо ждать суровости и боли. Но нет.Закат на Шексне переслащен красотой. В нем столько красоты, что она становится лишней, как четвертая ложка сахару
«Закат плывет Малиновой волной
Устпавшие деревья омывает…» Ккрасота же.
А еще тут много глагольных рифм. Может, ложек пять или четыре. Думаю, автор всегда придерживается клоассиского стиля. Но быть с глагольными рифмами? Ах Пушкин. Ну если Пушкин… В сихах Романенко естькакая-то избыточность, всего много. И хорошего и плохого.
В том то и дело, что содекржание определяет форму. И когда невесть откуда появляется Персефона, и как обьснить ее появление перед глазами командировочного? И прочие мифы – слог станвится иным. Так и должно ыть. Но если содражание сама великая природа - тоже не место тут дешевым глаголньым рифмам. Хотя вроде бы их сначала и не замечаешь. А потом нанает резать глаз. Потому что ссодержаие часто опредедеят форму. И если несоотвеьтствие –так оно и режет.
Есть еще моменты, где форма стиха определяется смодержание. Это когда речь идет о малых севрных местах: например, Ладо-Ладога, деревня Весь. Тут начинается такой фольклор, что диву даешься. Стилистика Романенко,дп того строгая, не частушечная, местами по-японски изысканная, вдруг становится почти народной. Автора несет некая стихия в текстах «Ладо-Ладога», «Словно озеро – поле тумана», особенно «Деревня Весь». Интонация покоя, сна… они как колыбельные.
В подзаловке стоит пометка - «Дорожные стихи», и это содержание тоже диктует свою форму, тема дороги как бы настраивает на ровный монотонный ритм, на повторы, здесь
показательно стихтворение «В вкчеом движеии вечный покой». Что удивительно, так в дорожных стихах уже явственен человек и все больше они напоминают песни, но не простые, а философские. Читая их, невольно вспоминаешь пилигримов и старцев Копьева у дороги. Да тут большой ассициативный ряд.
Хотелось еще заметить что к тексте попадаются новые незнакомые слова - море цвета мориона. Черный камень кварц с дурной словой и легендами. Эта тема показалпсь интересной но на страицах «Полевого жкрнала» не развернута…
В любом случае Эта книга заслуживает большего внимания и лучшей участи, чем бледная ксерокопия в 20 экз.
Свидетельство о публикации №217042901465