Воронеж. Военная кафедра ВПИ. Глава 1

   Получив в штабе в/ч 75752 предписание об откомандировании меня в распоряжение Управления кадров МВО, я прибыл в Москву. До окончательного решения вопроса о переводе жена с дочерью оставались гостить у Дементьевых, которые в это время проживали в одном из ДОСов на улице Зелёной.

   В Управлении кадров МВО состоялся буквально такой разговор:
   - Ты хоть понимаешь, куда ты едешь? - спросил направленец по специалистам войск связи и РЭБ.
   - Конечно, понимаю. Преподавателем на военную кафедру, - ответил я.
   - Не в этом дело... А дело в том, что оттуда ты уже никогда не сможешь вырваться ни в войска, ни в заграничную командировку.
   - Да у меня уже дважды срывалась заграничная командировка. Первый раз - на Кубу, а второй раз - в Чехословакию. Так что я этим уже перегорел и теперь хочу на кафедру - передавать студентам свой опыт.
   - Тогда - вот тебе распоряжение... Срочно дуй в Воронеж, получай согласие ректора и возвращайся обратно - будем готовить приказ.

   Когда я утренним поездом приехал в Воронеж, то на военной кафедре меня встретил подполковник Георгий Николаевич Серезевский. Больше никого не было: кто был в отпусках, а кто - на учебных сборах студентов в войсках. Георгий Николаевич оставался за начальника кафедры в ожидании приказа об увольнении в запас.

   К счастью ректор ВПИ профессор В.С.Постников оказался на месте и Георгий Николаевич быстро вернулся от него с согласием на моё назначение. Я тут же вылетел в Москву и к обеду был в Управлении кадров МВО. А вечером того же дня с выпиской из приказа о моём назначении я уже сидел в поезде Москва - Воронеж.

   Несколько дней я ходил на службу помогать Г.Н.Серезевскому приводить в порядок методическую документацию. А проживать я устроился в четырёхкомнатной квартире тестя Н.А.Ульянова на улице Морозова 12 по соседству с Лесотехническим институтом. Тесть к этому времени женился во второй раз на Людмиле Сергеевне Орловой. Он взял её с матерью-старушкой и сыном, который к этому времени поступил в ВАТУ и проживал в казарме. Татьяне Степановне (его первой жене) досталась трёхкомнатная квартира в "сталинке" на улице Мира.

   Пока Ольга с дочкой Наташей находилась в Ленинграде, у меня с Людмилой Сергеевной сложились довольно дружеские отношения и мы даже один раз вместе провели выходные дни на даче в студенческом спортлагере ВИСИ.

   В скором времени приехали Ольга с Наташей и мы сразу же приступили к поиску варианта для обмена ленинградской квартиры на Воронеж. Вариант нашёлся довольно быстро. Это была двухкомнатная квартира в КЭЧевском доме по адресу: площадь Ленина 4.

   А тут ещё вышел из отпуска начальник военной кафедры полковник А.Н.Кулик, который сразу же ошарашил меня тем, что надо ехать на учебные сборы студентов в Новую Ляду (Тамбовская область). Однако, он возражать не стал, когда я попросил очередной отпуск за 1977 год для поездки в Ленинград с целью обмена квартир.

                *     *     *

   В Ленинграде по прибытии я сразу же поехал в свою квартиру на проспект Луначарского. Два года я сдавал квартиру слушателям артиллерийской академии им. Дзержинского, которые через год учёбы получали комнату в офицерском общежитии, и теперь моя квартира пустовала. Последние жильцы оставили мне раскладушку и подушку, которые я обнаружил в кладовке. Так что переспать в тёплую летнюю ночь было на чём, однако, я чаще всего ночевал у Дементьевых.

   Сперва я с ними проводил всё свободное время, а потом, когда Виктор с детьми уехал на время отпуска в Кострому, приехали из Никеля Киселёвы, которые тоже остановились у Дементьевых. Тогда я выступил в роли гида и провёз их по многим пригородам Ленинграда: Петергофу, Павловску и Ораниенбауму.

   С обменом квартиры не всё складывалось так гладко, как хотелось бы. Всё упиралось в то, что обмен возможен бы был в том случае, если бы военнослужащий переводился для прохождения дальнейшей службы в Ленинград. А в моём случае военнослужащий увольнялся в запас и хотел переехать из Воронежа в Ленинград. Но больше хотела его жена, чем он сам, так как её сестра проживала в Ленинграде и они мечтали съехаться. У меня ещё были варианты обмена с гражданскими лицами, но они вообще не рассматривались.

   Главным моим оппонентом в КЭЧ Ленинградского гарнизона был майор Казаков. Я упирал на то, что есть согласие начальника Воронежского гарнизона, что всё-равно обменная квартира будет снята с баланса МО. Однако, майор Казаков неизменно твердил, что в этом случае Воронежский гарнизон выигрывает, а Ленинградский проигрывает. В конце концов мы сошлись на том, что мне надо обратиться к Командующему Лен.ВО.

   По телефону я выяснил у адъютанта, что командующий сейчас в отпуске, а за него исполняет обязанности начальник штаба округа. И если я смогу срочно написать на его имя рапорт и подойти с ним к подъезду штаба округа, то он его завизирует. Как только я подошёл к подъезду штаба округа, из него вышел генерал-лейтенант. Я лишь представился ему и он на ходу написал на моём рапорте: "Разрешаю".

   Но несмотря на это, Казаков продолжал бубнить, что заместитель командующего по расквартированию не согласится с таким решением. Мне оставалось только одно - обратиться к заместителю командующего по расквартированию войск, обязанности которого на данный момент исполнял его заместитель полковник Дроздов.

   Когда я по телефону сообщил об этом в Воронеж своим обменщикам, они пришли в восторг. Оказалось, что полковник Дроздов является мужем сестры моей обменщицы, ради которой она и решилась на переезд в Ленинград. После этого обмен произошёл "без сучка и задоринки".

                *     *     *

   Когда я вернулся в Воронеж, мой отпуск подходил к концу и надо было собираться на учебные сборы в Новую Ляду. Александр Назарович сказал, что он поедет в Новую Ляду на кафедральном УАЗике только через три дня, поэтому мне надо добираться до учебных сборов своим ходом: на поезде Ростов - Тамбов или на самолёте местных авиалиний.

   Мне подсказали, что из Воронежа в Тамбов летает удобный чехословацкий самолёт L-410, но, когда я приехал в аэропорт, то смог купить билет только на Ан-2. И не пожалел, потому что полёт на этом "кукурузнике" запомнился мне на всю жизнь. До этого я имел опыт полётов, естественно в качестве пассажира, на многих советских воздушных судах: Ту-104, Ту-134, Ту-154, Ил-14, Ил-18 и Ан-24.

   Однако, такого ощущения полёта, как на Ан-2, я нигде не испытывал. Вообще-то, самолёт летел низко над полями и лесами. Порой, чуть не задевал за верхушки деревьев. Но иногда он попадал в "воздушные ямы" и тогда, как будто всё обрывалось внутри и захватывало дух. Но, слава Богу, приземление прошло нормально и я оказался на тамбовской земле.

   В автобусе мне подсказали, где надо выйти на Советской улице, чтобы пересесть на ново-лядинский автобус. В Новой Ляде, узнав, как пройти в воинскую часть, я миновал железнодорожный переезд и пошёл вдоль открытой стоянки танков. Чего тут только не было: Т-55 и Т-54, САУ-100 и СУ-152. Внутри стоянки военнослужащие в комбинезонах занимались техническим обслуживанием и консервацией танков методом "коконов".

   Я обошёл стоянку и свернул за сторожевой вышкой в сторону казарм. И сразу увидел радиополигон. На площадке, огороженной колючей проволокой, были развёрнуты радиоразведывательные станции: Р-359, Р-347, Р-349, Р-322В. Я понял, что отсюда начинаются "владения" нашей кафедры.

   В первой казарме я быстро отыскал спальное помещение преподавателей ВПИ. В этом году помимо ВПИ здесь проводили учебные сборы военные кафедры ВТИ (Воронежского технологического института) и БИТМ (Брянского института тяжёлого машиностроения). Военная кафедра ВТИ готовила офицеров-тыловиков (полевые хлебозаводы), а БИТМ - командиров танковых подразделений.

   В помещении для преподавателей ВПИ я познакомился с преподавателями технической подготовки: подполковником Калько Николаем Александровичем, подполковником Костюшиным Евгением Александровичем, майором Казаниным Митрофаном Тимофеевичем, которого помнил ещё со студенческой скамьи. Теперь и мне предстояло вместе с ними обучать студентов принципам работы и техническому обслуживанию аппаратуры радиоразведки.

   Из преподавателей тактико-специальной подготовки в это время на учебном сборе были подполковник Федотов Валентин Алексеевич и майор Гудков Вячеслав Михайлович. Общевоенные дисциплины отрабатывали со студентами полковник Павлюченко Демьян Дмитриевич и майор Шестаков Михаил Александрович. В отсутствие начальника кафедры его обязанности возлагались на начальника цикла полковника Логвиненко Виталия Дмитриевича, а обязанности начальника учебной части сборов исполнял подполковник Федотов В.А.

   Я подключился к учебному процессу как раз в то время, когда по плану проводились тактико-специальные учения. Студенты, как в реальной обстановке, заступали на смены по шесть часов и вели бланки радиоперехвата, журналы заметок дежурного радиотелеграфиста, подавали команды на пеленгование и занимались обработкой добытых разведсведений. Итогом проводимых мероприятий была "Карта радиоэлектронной обстановки", разработанная по результатам учений.

   Мне также пришлось принять участие в отработке тематики общевоенных дисциплин. На учебном сборе проводились такие практические занятия как: хождение по азимуту, марш-бросок на 15 км. и обкатка танками.
Учитывая возраст полковника в отставке Павлюченко Д.Д., ему поручалось проводить занятия по Организации воспитательной работы в войсках и хождение по азимуту. В проведении марш-броска на 15 км. принимали участие майоры Гудков В.М., Шестаков М.А. и я. Что же касается обкатки танками, то здесь привлекался весь преподавательский состав, как впрочем и при проведении практических стрельб из АКМ и ПМ.

   Обкатка танками проводилась следующим образом: по кругу с радиусом в пятьсот метров двигались два танка Т-55; из четырёх окопов, расположенных на этом круговом маршруте, курсанты вели огонь из АКМ по смотровым щелям танка; после прохождения танком окопа, курсант приподнимался над окопом и бросал муляж гранаты в трансмиссию вслед уходящему танку. Это упражнение доставляло нашим курсантам истинное удовольствие. Тем более, что после него они имели возможность заглянуть внутрь танка и сфотографироваться всем отделением на броне.

   В выходные дни наши курсанты, в основном, были задействованы на спортивные мероприятия: футбол, волейбол, перетягивание каната, бег на 100 м. и эстафета. И, конечно же, занимались наведением порядка в палаточном городке и его обустройством.

   К учебным сборам привлекался также учебно-вспомогательный персонал военной кафедры. В этот раз на сборах были Никитин Юрий Никифорович и Солодов Борис Анфианович. Они отвечали за выдачу имущества различного назначения и учебно-методической литературы для проведения занятий и мероприятий. Не могу не вспомнить, что особо тёплые отношения сложились между старшим преподавателем подполковником Костюшиным Е.А. и учебным мастером Солодовым Б.А., которого Костюшин любовно именовал: "Крокодил Гена, он же Дата Туташки, он же Анфианыч, он же Борис Анфианович".

   Однажды полковник Кулик А.Н. привёз на УАЗике из Воронежа начальника военной кафедры технологического института полковника Трухачёва, имевшего среди офицеров прозвище "Хмурый". Он и действительно был хмурым, видимо, сказывалось его хроническое заболевание. Приезд "Хмурого" означал, что на сборах ВТИ будут проводиться тактико-специальные учения, которые закончатся выпечкой хлеба.

   Кстати, хлеб у них получался очень вкусным и целые сутки вся воинская часть питалась чёрным и белым хлебом, выпеченным курсантами ВТИ. Из офицеров ВТИ запомнились ещё подполковники Криволуцкий и Хомук. Наверное потому, что Криволуцкий после кончины Трухачёва стал начальником кафедры, а Хомук потому, что его жена некоторое время работала машинисткой на нашей кафедре, а сын впоследствии стал начальником Управления ГОЧС г. Воронежа.

   Окончание учебных сборов мы решили отметить в небольшой дубовой рощице на краю полигона. Естественно, что выпили за успешно проведённые сборы, а закончили исполнением любимой песни Александра Назаровича:
Дымилась, падая ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда...

   Назад возвращались: кто - с личным составом на поезде Тамбов - Ростов, а кто - с колонной спецтехники
(УАЗ, Р-359, Р-349, Р-347, Р-322В, ЗИЛ-130) через Липецк - Грязи. Лично я ехал с колонной. В Конь-Колодезь сделали остановку и каждый купил себе по трёхлитровой банке маринованных грибов.

   На следующий день после возвращения с учебных сборов сфотографировались всем циклом. На этом фото нет только майоров Шукова Владимира Александровича и Гудкова Вячеслава Михайловича. Первый ещё не вернулся из отпуска, а второй ушёл в отпуск сразу по возвращении со сборов.

                *     *     *

   Ввиду того, что учебные сборы проводились два месяца ( инженеры подразделений - один месяц и командиры подразделений - два месяца), некоторые преподаватели ушли в отпуска в сентябре и учебный год на военной кафедре начался только с 1 октября.

   За оставшееся до начала нового учебного года время необходимо было подготовить учебную материально-техническую базу и переработать устаревшие методические пособия: тексты лекций и задания на практические занятия. Мне лично предстояло изучить программу обучения, методические планы для обеих ВУС (военно-учётных специальностей) и ознакомиться со всеми методическими разработками по Военно-технической подготовке.

   Начальник цикла полковник Логвиненко Виталий Дмитриевич посоветовал мне сразу писать конспекты проведения занятий и делать для себя заметки - что нужно поправить в текстах методических разработок при дальнейшей их переработке. Однако, спустя пару дней он сам поставил мне новую задачу. Необходимо было отправиться на помощь преподавателю кафедры физвоспитания полковнику в отставке Сободахе для проведения стрельб со студентами второго курса в тире средней школы № 18 по улице Карпинского.

   Стрельба в тире проводилась из спортивной мелкокалиберной винтовки из положения лёжа. На мою долю выпали второкурсники физико-технического факультета. В группах ФМ и ПП учились в основном девчонки и, человек уже довольно преклонного возраста, Сободаха во время инструктажа очередной группы стреляющих возмущался до глубины души:
   - Я же говорил вам, чтобы приходили стрелять в трико... А то, что же получается? Срам один, да и только!

   Дело в том, что при стрельбе лёжа стрелок должен широко раздвигать ноги, тогда при отдаче после выстрела его тело будет сохранять прежнее положение. А девчонки, практически все, были в мини юбках, поэтому старались как можно сильнее сжимать ноги. Ведь сзади стоял молодой капитан (то есть, я) и контролировал правильность и безопасность ведения огня.

   Но Сободаха ещё и "подливал масла в огонь":
   - Володя! Вон раздвинь Маринке ноги! Чего жмёшься?!
   На Маринке была надета тёмно синяя с яркими цветами кримпленовая юбка с таким "мини", что "мама не горюй!". Вот точно из такой же ткани было сшито платье у Людмилы Сергеевны, которое она подарила Ольге. Кстати, надо сказать, что у них был один размер, хотя разница в возрасте составляла чуть больше десяти лет. Подол у платья был значительно выше колена, но далеко не так, как у Маринки.

   Я подошёл к Маринке и шепнул ей, чтобы плавно спускала крючок на выдохе, и попросил раздвинуть ноги, уверив её, что смотреть не буду. А сам встал сзади, изображая всем своим видом полное безразличие. Но оно было мнимое - ибо ночью мне снились стреляющие девчонки в мини юбках, которые только наполовину прикрывали их ягодицы.

   К счастью, с другим факультетом отправился в тир преподаватель второго цикла ("Тактических ракетных комплексов") капитан Юрий Попов.

   К моему возвращению со сборов жена закончила ремонт в квартире. С рабочими и материалами помог Николай Александрович. И у нас теперь на кухне и в ванной комнате была наклеена керамическая плитка до самого потолка и заменена вся сантехника. Потолки были выровнены и побелены, а на стенах красовались свежие обои.

   Теперь оставалось только купить новую мебель и сменить холодильник. Деньги на это у нас были - всё-таки привезли с севера около пяти тысяч рублей. Правда, Николай Александрович говорил, что большую часть их необходимо положить на сберкнижку, накопить ещё и купить "копейку". Однако, Ольга рассудила по-своему.

   Так начиналась моя жизнь в Воронеже на военной кафедре политехнического института. А впереди ещё было много чего: руководство комиссией по рационализаторской работе, учёба на Высших академических курсах преподавательского состава МО при Ленинградской академии связи, учёба на заочном отделении Ленинградской академии связи, работа в парткоме института и на должностях старшего преподавателя, начальника цикла радиоразведки и начальника кафедры.

              Далее:http://www.proza.ru/2017/05/30/1520


Рецензии