Занудистый старпом

Много очень много различных историй связано у меня с моей рекой, разных, хороших и не очень, но все равно очень дорогих мне. Память --- это главное, что есть у человека, здоровье без памяти  -- автомобиль без тормозов, сегодня цел, а завтра в лепешку.

Знаете, кто на теплоходе самый главный человек?  Конечно капитан  -- ответите вы и будете не правы.  Да, капитан отвечает  за сохранность судна, груза, жизни людей, на нем лежит общее руководство в повседневной жизни теплохода. А вот на первом месте стоит все -- таки старпом. (старший помощник) Эта фигура -- еще та, я вам скажу по секрету, на этом человеке держится все: распорядок дня на судне, уборка палуб и внутренних помещений, наличие и  исправность такелажа, и прочее, и прочее  -- это все старпом.


 Он не бегает по палубе со шваброй, не драит каюты и подсобные помещения, он напротив, за всем этим порядком зорко наблюдает.  И если на судно принесет какая -- нибудь нелегкая проверочную комиссию, то за беспорядок на судне будет отвечать и краснеть именно старпом, а не капитан.


Разные старпомы бывают на теплоходах, хорошие и не очень. От одних у рядового состава мурашки от страха бегут по  всему телу, других же напротив уважают, хотя и требуют они не меньше, чем первые. Разные, с непредсказуемыми своими характерами. Знал я одного старпома на одном из наших теплоходов, ну --экземпляр скажу я вам.  Он не был сильно  злым, сильно добрым, кстати, тоже не был. Он был сильной и редчайшей занудой. Если двух зануд соединить в одно целое, то в итоге и получится как раз такой  представленный перед вашими  взорами старпом. Стоит только матросу или мотористу сделать что -- нибудь не так, как он велел, а они по его мнению, всегда все делали не так, то и через неделю он будет вспоминать и колоть глаза ему за это.

Особенно доставалось практикантам, молодые парни на судно пришли уму разуму набираться, а старпом -- зануда ни кому поблажек не давал   Бывало и посылали его по матушке -- реке, не выдержав в сердцах. Тут же на стол капитану рапорты да жалобы ложатся. Честно говоря, от такого неудержимого рвения, капитан уже порядком и сам устал.

 Но ведь, что получается -- формально  -то  человек за судно болеет, и на нем вся ответственность лежит, перед капитаном тоже. Да только капитан уже был порядочно в годах, и ему эти бесконечные разборки ох как надоели. Рядовой состав с теплохода бежит, да еще и десятому заказывает не идти к ним на судно, кадры устали искать убывшим замену. И задумал капитан "черное" дело -- избавится от такого слишком ретивого старпома. Вот только как? Облико -- морале у его "любимого" заместителя было на высоте -- не подкопаешься. "Но и на старуху бывает  проруха". Подвернулся все -- таки удобный случай!....


 Выгружались они в верховьях  Дона угольком, намаялись с этими перестановками взад вперед, но после выгрузки сразу отошли порожняком в  Каменку под щебень. Целый день в пути, на место прибыли только под вечер. Позади --бессонная ночь при выгрузке, да еще дневной переход, команда устала, и решил дать капитан дать всем отдохнуть до утра. И сам уже прилег, да подъехал местный знакомый рыбак и пригласил порыбачить на сома у знакомой только ему  запруды. Не удержался от такого редко выпадающего соблазна, запрыгнул в лодку и поехал с ним.

Старпому  же не стоялось на месте, очень хотелось поскорее домой в Калач попасть, да и вдруг, кто-то подойдет снизу, да причал займет. Вопреки приказу капитана, пользуясь его отсутствием, поставил баржи под погрузку. Но бывает так -- семь бед сойдутся в один ответ, а толку нет -- приехали. Ночь, темно, ветер, команда неопытная впервые на погрузке. И в итоге загрузили одну баржу с изрядным креном, А проще говоря, завалили ее родную на бок -- дальше некуда.

 У капитана, после удачной рыбалки , от увиденного редкие седые волосенки стали дыбом : на перекатах воды очень мало, в замет в два счета может поставить , да и такая заваленная баржа ни за что прямо не пойдет, будет рыскать от берега левого до берега правого. До  ближайшего крана не одна сотня километров, да и кто согласится просто так его пригнать, дурных нема! Почесал капитан свои, в момент еще прибавившиеся  редкие седые волосенки, и решил потихоньку сплавляться  вниз домой -- выхода другого не было.

 "Родному" старпому в знак  глубокой  "благодарности", приказал лезть на баржу и кучу щебня одному перебрасывать его на другой борт, а это --200 тонн, не меньше. Оба прекрасно понимали, что этот мартышкин труд ничего толком не даст, но приказ -- есть приказ, полез нехотя.

 В то время мобильников еще и в помине не было, Но стоило только пройти быстроходному танкеру порожнем мимо, как вся река на сто верст вперед тут же слухами была полна. Поэтому, на каждом встречном судне, вся команда вываливала на борт, полюбоваться сизифовым трудом проштрафившегося старпома. Да еще и пару советов при этом "ценных" ему подкинуть, а он в ответ лишь злобно огрызался. Пару раз застревали на перекатах  серьезно, но с помощью друзей -- речников, вырывались, уходя от коварных заметов. Так рыская от берега до берега, все --таки виляя добрались до Калача -на - Дону.



 Хорошо все, что хорошо кончается. Я умолчу о выговоре старпому от руководства завода, и сколько он перебросил тонн  щебня, заработав приличные мозоли. Но после такой трудотерапии старпома словно подменили. Не на много, конечно, но в лучшую сторону подвижка была определенно. Выгнал его капитан с теплохода или нет  -- не скажу, но доподлинно известно, что проработал он на судах до конца навигации с обидной кличкой, а потом подался  за длинным рублем на Север. Больше о нем никто ничего так и не слыхал.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.