Мнимые жертвы

Ночные прохожие, заявившие полицейским о совершенном на них уличном нападении, на самом деле оказались опасными преступниками.
…В разгаре лета светает так рано, что и петухи еще не запели на частных подворьях микрорайона Мочище, когда там на местных кривых улочках с кудрявыми зарослями диких кустарников уже растаяла былая ночная мгла. Потому и пляшущие по дорожным выбоинам лучи фар служебного автомобиля ДПС ГИБДД казались теперь лишним даже здесь, где никогда и не бывало централизованного уличного освещения.
И без этого мобильный наряд прекрасно видел все вокруг, зорко высматривая признаки того, что, заставило их изменить обычный маршрут патрулирования. Только что они получили распоряжение дежурного по городу проверить сообщение неведомого таксиста о драке, происходившей где-то тут, прямо на проезжей части. Потому торопились отыскать упомянутый адрес и незамедлительно принять надлежащие меры к зачинщикам противоправного проявления.
Но на первых порах Мочище не спешило расставаться со своей тайной. Переулки, неровными змейками нырявшие по обе стороны пути, сменялись один за другим, когда впереди, прямо за пустым в этот ранний час, павильоном остановки общественного транспорта, полицейские, наконец увидели то, что они искали.
Нетвердо держась на ногах, в противоположном от них направлении, туда, где высилась над Бийском его нагорная часть, шагали двое мужчин, один из которых сжимал в руке спортивную сумку, не менее замаранную, чем вся их одежда.
Сам помятый вид и густой запах свежего винного перегара, с которым они предстали перед патрульным экипажем, подтверждали его догадки. Говорили о вероятной причастности обоих к тому, о чем в «Дежурную часть» позвонил очевидец, не оставивший безобразный ночной инцидент без этой своей реакции, целиком оправданной с точки зрения законопослушного гражданина.
Оказалось, что про злополучную драку эти двое не только знали, но и утверждали, что являются жертвами нападения неизвестных лиц, дерзко распустивших в их отношение свои руки. И готовы были даже указать на своих незнакомых обидчиков. Только бы тех отыскать. Усадив заявителей в машину, наряд ДПС объехал уже вместе с ними еще несколько пустынных переулков. зато в следующем они выехали-таки на искомых мужчину с женщиной.
Они показались не менее пропитанными дорожной пылью, чем прежние двое,  участвовавшие в потасовке. Так что парочке пришлось тоже тесниться в одном общем салоне, пока всю компанию не доставили в ближайший территориальный отдел полиции для установления конкретных обстоятельств конфликта, случившегося между задержанными лицами.
Правда, дальше простых, ни к чему не обязывающих, объяснений дело не пошло. Мужчина с женщиной, назвавшиеся Леонидом и Ольгой Грибовыми категорически отрицали все обвинения в свой адрес. А так, как и двое остальных – ветеран боевых действий Виктор Пшеничников и его приятель Сергей Верчагин, ранее утверждавшие обратное, уже не имели к супружеской чете никаких претензий, то всем позволили расходиться по домам. И только от самого порога друзей внезапно попросили вернуться. Так как звонок мобильного телефона, раздавшийся изнутри грязной спортивной сумки, стоявшей у стола с образцами заполнения бланков заявлений, напомнил о забытых ими вещах.
Расстегнув молнию, Верчагин достал из сумки звонивший телефон. Что-то буркнул, неловко поколдовав с кнопками,  отключил сигнал, затем бросив трубку обратно внутрь, уже без всяких препятствий со стороны полицейских, следом за своим геройским другом, покинул отдел МВД.
На крыльце уже и следа не было Грибовых. Наверняка не желая больше встречаться с другими двумя пассажирами служебной машины, супруги скорым шагом отправились на остановку автобуса и к завтраку были уже у себя дома. Еще несколько часов они караулили момент, когда появятся соседи Лещины, чтобы узнать от них ту часть ночного происшествия, какой избежали сами, скрывшись с места драки, где Николай с Ниной оказались прямо в руках зачинщиков скандала.
Та семейная чета, действительно, пострадала несравнимо больше, чем соседи, с которыми минувшей злополучной ночью одновременно возвращались после отдыха, совместно проведенного в коммерческой сауне. На лицах обоих виднелись следы побоев. К тому же голову Николая перетягивал медицинский бинт, на уровне правой брови пропитанный кровью. А у Нины синяки и ссадины покрывали даже участки рук и ног, не скрываемые складками одежды.
Они заявили, что после бегства соседей с места нападения неизвестных мужчин, те их жестоко избили. Угрожали еще более страшной карой, когда отнимали сумку с вещами. Затем злобно сорвали с шеи Николая серебряную цепочку с православным крестом и только после всего этого, они  позволили жертвам скрыться в ближайшем переулке, в противном случае суля снова пустить в ход кулаки и тяжелые ботинки.
Добравшись до дома, Лещины переоделись в чистую одежду для неотложного посещения травматологического отделения больницы, где Николаю, помимо прочих процедур, даже пришлось зашивать рассеченную бровь. И только затем, прямо из лечебного учреждения они поехали в полицию, где и заявили о том, что произошло ночью на микрорайоне частных построек.
Но теперь, когда свою часть этой истории добавили и Грибовы, совсем иначе, чем прежде, для следствия выглядели перспективы изобличения виновных. Ведь уже сыщики наверняка узнали, кто мог ехать в такси, которое, на свою беду, остановили, возвращавшиеся ночью из сауны соседи. Сам водитель иномарки с «шашечками» уехал восвояси, едва прежние пассажиры принялись избивать несостоявшихся клиентов.
Он же, судя по всему, как раз и мог сообщить в полицию о начавшейся драке, которая потом  переросла в тяжкое преступление. Ведь, избив Николая Лещина, а также его жену, пытавшуюся защитить мужа, злоумышленники завладели имуществом на общую сумму почти в одиннадцать тысяч рублей. Среди которого были не только ювелирное мужское украшение, выполненное на заказ из десяти граммов серебра в виде цепи плетения «Бисмарк» с распятием, а также пара смартфонов: «Micromax Canvas F 118 R Tube 5.5 4Gb Black» и «Huawei Fsces G6» с Flesh-картами большого объема, цифровой фотоаппарат «Canon», и в придачу немалая сумма денег, оставшаяся после расчета посетителей сауны за оказанные им услуги парной. Не говоря уже о банных принадлежностях и ключах от дома, тоже доставшихся налетчикам вместе со спортивной сумкой.
Задерживать подозреваемых отправились в общежитие, чей адрес они сами указали в своих рукописных объяснениях, когда сумели обманом усыпить бдительность полицейских и покинуть их отдел вместе со всей своей добычей.
Как оказалось, дерзкие приятели так уверовали в свою неуязвимость, что избавились далеко не от всех улик, грозивших им разоблачением. Правда, у Верчина при себе оказался лишь фотоаппарат «Canon», документы на который приложили к своему заявлению потерпевшие. Их же мобильник «Huawei Fsces G6», а также серебряная цепочка и ключи от дома спрятал у себя в вещах его сообщник Пшеничников.
Но даже столь явные доказательства не сразу заставили их признавать свою вину. Вначале утверждали, что выйдя из такси, вынуждены были защищаться от нападения двух семейных пар. Клялись, что сумку подобрали, желая вернуть сбежавшим супругам. А о томи, что состовляет ее содержимое узнали только в полиции, когда зазвонил один из мобильников, невольно наведя Верчина на мысль, забрать себе бытовую электронику. Все же остальное за ненадобностью выбросили за первым же углом, до которого дошагали из отдела полиции в направлении своего общежития.
Чтобы опровергнуть их неуклюжие попытки, предпринимаемые с целью избежать более сурового наказания, следствию пришлось устраивать очные ставки задержанных с их жертвами. Понадобилось, к тому же  проведение ряда достаточно сложных экспертиз. И только после всего этого оба сообщника выбрали иную тактику – стали сотрудничать со следствием, дабы облегчить свою участь, хотя бы столь запоздалым раскаянием.
Кроме того, у Пшеничникова имелся шанс на такое смягчение. Поскольку он, на самом деле в давности имел реальные военные заслуги и теперь на должности экспедитора значился на хорошем счету у своего руководства и в коллективе товарищей по работе. Словом, было у него безупречное прошлое гражданина, никогда ранее не имевшего конфликтов с законом.
Ничем этим похвастаться не мог его подельник. Он нигде не работал с того самого дня, когда вышел из мест лишения свободы после истечения очередного наказания, вынесенного ему судом. Таких приговоров тянулось за Верчиным несколько, вынесенных за почти полтора десятка совершенных краж и грабежей. Теперь же тяжесть вновь совершенного преступления значительно превышала все прочие грехи, ведь, противоправные действия обвиняемых были квалифицированы как разбой, то есть нападение с целью открытого хищения чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору не только с угрозой, но и реальным применением насилия, опасного для жизни и здоровья.
В итоге приговор в отношении матерого рецидивиста Сергея Верчина предусматривает его исправление в течение пяти с половиной лет в условиях исправительной колонии особого режима. Легче отделался его сообщник Виктор Пшеничников. Он получил всего три года десять месяцев лишения свободы, да и то в исправительной колонии общего режима. Это решение осужденные обжаловали в Алтайском краевом суде, где приговор оставили без изменения и он вступил в законную силу.


Рецензии