Суэцкий кризис в Архангельской глуши

Посёлок Васьково Архангельской области.
Находился он в 25 км от Архангельска, в сильной заболоченной местности, в которой и умудрились построить военный аэродром. Конечно были и сухие места, вот они-то, как раз, и  использовались для его строительства.
Всё, что осталось – досталось военному городку. А разместить в нем нужно было офицеров авиационной дивизии и членов их семей. Командиром дивизии был генерал-майор Горячко.
Нам достался, поначалу, двухкомнатный домик на сваях, стоявший в середине небольшого болота. Из болота торчали пеньки, оставшиеся от довольно больших срубленных  деревьев. Летом на них вырастали опята. И я, ученик 4-го класса, одев отцовские резиновые сапоги с длинными голенищами, ходил по болоту за этим «урожаем».
В этом городке, в отличие от многих других, было всё близко, в том числе и школа, это было важно, т.к. в предыдущем месте службы отца я ходил в школу за три километра через лес, по тропинке, а в последующем месте - за 25 километров. Правда за тушенкой, которая тоже была в дефиците, летом я ходил за 4 км в соседний городок. Зато в дивизии был не просто солдатский клуб, а целый дом офицеров, где проходило много хороших мероприятий и просмотр долгожданных кинофильмов.
Летом, конечно, грибы, ягоды, а для более продвинутых – рыбалка и охота. Хотя большинство нормальных в это время отправляли свои семьи куда-нибудь южнее, где  растут,хотя бы яблоки и груши, а не только брусника и голубика и летают тучи комаров, и в июле месяце приходиться ходить в  кепке, т.к. голове холодно.
Морально-психологическая обстановка в городке была очень здоровая, а в детском коллективе – особенно. Было какое-то общее понимание того, что наши отцы прошли страшную войну, не только оставшись живыми, но и остались живыми героями. У многих  из них соответствующей части мундира не хватало для размещения наград.
В старших классах было очень мало детей, т.к. их годы рождения совпадали с годами войны, а массовое рождение началось с 1946 года.
В 1956 году в армии срочную службу проходили граждане СССР 1936 и 37 годов рождения. Они нас называли инкубаторскими. Но нам это не было обидным, нас грела  причастность  наших семей к  делу, которое  всей страной было признано важным.

Ещё впереди была хрущевская «реформа» армии, которая сломала судьбы многих профессиональных  военных.А пока, большая воинская часть, мирное время, но, почти как всегда, не спокойно в мире. И вот очередной кризис, который вскоре возьмёт свою жатву, назначит жертвы,  и реализует свои … возможности.

В 1957 году, во время Суэцкого кризиса* вся дивизия была приведена в боевую готовность, т.к. советский лидер Н.С.Хрущёв, по результатам продолжающихся на арабском Востоке с 1956 года событий, угрожал Великобритании, Франции и Израилю самыми решительными мерами, вплоть до применения ракетных ударов по территории этих стран. Подобное развитие событий неизбежно привело бы к ядерной войне между СССР и США.

В военном городке все были в напряжении, которое вскоре разрешилось местными проблемами. В середине зимы, в один из дней, начался сильный снегопад. Такое в жизни я видел впервые. Как казалось, это было безостановочное природное монотонное и размеренное падание или сыпание снега. Его было столько, что не успевали разгребать и тротуары вскоре тоже превратились в сугробы.Казалось это никогда не кончится.
Тогдашние реактивные самолёты МИГ 15 и МИГ 17, наверное, не были всепогодными, поэтому в дивизии назрела необходимость поднять в воздух специальный самолет, оборудованный метеоприборами, позволяющими сделать прогноз погоды, чтобы при поступлении приказа командования, можно было поднять самолеты в воздух для выполнения боевого задания.
На выполнение этого приказа был направлен экипаж из двух пилотов: командир – майор и 2-ой пилот – старший лейтенант. Поднявшись в воздух командир передал по радио сообщение о том, что экипаж начал выполнять задание, но вскоре связь прервалась и в положенное время самолет не вернулся на аэродром.
В военном городке все очень переживали случившееся. Разговоры были только об этом, даже в школе. Начались поиски самолета и экипажа. Были организованы лыжные бригады из солдат, офицеров и членов их семей, отправленные по разным направлениям. Поиски в течении недели не дали результатов. В городке было траурное настроение.
Вот тут не совсем по теме, но в контексте данной истории. Дочка пропавшего майора училась во 2-ом классе… Она еле держалась, тем более, что  мы все  сопереживали случившееся и ей от этого было еще тяжелее. И вот на перемене к ней подошел её одноклассник, который сказал ей: «А всё равно твоего папу не найдут!» Девочка - в слёзы, а папе мальчика объявили порицание на службе… Это отдельная тема, но развитие  её на страницах сайта не будет воспринято с пониманием. Могу только сказать, что они были не русские.
Прошла еще неделя и вдруг появилось сообщение о том, что очень далеко от городка, гораздо северо-восточней, найден майор – командир экипажа. Его нашла женщина – охотник,северной национальности, которая на санках привезла его, уже обессиленного, в свой чум.
Майора привезли и сразу отправили в госпиталь, а через некоторое время он появился в части. То, что случилось произвело в нём сильные изменения: он поседел, постарел и, как говорили, был немного не в себе. Не знаю была ли у него достаточная для пенсии выслуга, но его уволили из армии по состоянию здоровья.
Разбор происшествия содержал следующий анализ. По статистике авиационных аварий чаще выживают 2-ые пилоты, поэтому командование было в недоумении, но больше информации не было.
А через два месяца моего отца перевели в другое воинское соединение, которое занималось строительством будущего космодрома «Плесецк». Прожив там чуть меньше года,мы с мамой и братом с июня 1958 года стали жить в Одессе, а папа присоединился к нам в начале 1961 года. В 1962 году один бывший сослуживец отца  в дивизии под Архангельском, приехал в отпуск в Одессу, т.к. он был одессит. Вот он и рассказал нам продолжение описанной выше истории.
Летом 1959 года группа женщин из военного городка пошла побродить между болотами, собирая грибы. Отойдя не так далеко, они увидели торчащий из болота хвост самолёта.
Получив эту информацию, командование организовало подъем его из болота. Это оказался тот самый самолёт… В кабине его находилось хорошо сохранившееся тело погибшего летчика, старшего лейтенанта – 2-го пилота.
Осмотр самолета показал, что при создавшейся тогда аварийной ситуации было нарушено правило катапультирования экипажа. По инструкции первым должен был катапультироваться 2-ой пилот, но первым катапультировался 1-ый, тем самым захлопывая катапульту 2-му, т.к. фонарь кабины первого автоматически стал в заднее положение и фонарь кабины 2-го пилота не открывался и не мог выпустить его из кабины.
В этом, оказывается, была причина сильного потрясения командира экипажа, т.к. он понимал, что струсил и бросил своего младшего товарища погибать.
Дальше было решено это дело замять и не портить «спокойную» пенсионную жизнь майору. Правда, мало вероятно, что она у него была спокойной.
Скорее всего этот майор воевал еще и в отечественную войну, потом он участвовал в боевых действиях в составе народной армии Китая. Очевидно, что там он труса не праздновал, иначе давно не был бы в армии. Летчик,в общем-то профессия не для трусов,но наверное смелость это такое качество, которое имеет пределы...
Могу предположить, что причина  находится в следующей плоскости:  одно дело рисковать и погибать, когда воюет вся армия и в опасности весь народ, среди которого и твои родные, а другое дело погибать в мирное время, когда ты уже не молодой, отчаянный и героический, а повзрослевший, растерявший отвагу, остепенившийся, обзавёвшийся семьёй…  и ответственен за жизнь и благополучие жены и детей. Тут, наверное, и  наступает душевная слабость и происходит… сбой уже наработанных ориентиров.

*) Суэцкий кризис - Международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Ситуация обострилась с началом военных действий Великобритании, Франции и Израиля против Египта.
Хотя военные действия закончились  в ноябре 1956 года,  бряцание оружием продолжалось до марта 1957 года, пока Великобритания Франция и Израиль, как ни странно, под давлением США,  не вывели свои  войска.
Суэцкий канал был открыт в 1869 году. Канал был изначально построен как франко-египетский проект. Однако в 1870-х годах, при премьер-министре Дизраэли, Великобритания выкупила египетскую часть акций (44 %) у египетского правительства, имевшего проблемы с выплатой долгов.
Канал изначально представлял для Британии большую стратегическую ценность, поскольку резко упрощал сообщение между Британией и отдалёнными частями Британской Империи. В XX веке канал получил дополнительное значение, поскольку упрощал путь из Европы к нефтяным полям Персидского залива.

АэС
29.04 2017


Рецензии
Интересная заметка. Небольшие неточности. МиГ-15 УТИ (спарка).
В процессе обучения на переднем сидении - обучаемый пилот, позади - инструктор.
Обе кабины оснащались полным набором приборов и катапультными креслами. Фонарь передней кабины откидывался вбок, а фонарь кабины инструктора сдвигался назад, при катапультировании обе части фонаря сбрасываются. При этом катапультирование происходило в два этапа, сначала инструктор, а затем обучаемый лётчик.
А вот при использовании самолета для разведки погоды (очевидно, это наш случай), порядок размещения пилотов может быть изменен. У нас был случай, когда командир летал один: ему удобней - сам пилотирует и сам же осматривает горизонт и планируемые для пилотов зоны. Правда это был ас - в Корее 6 сбитых америкосов.
Антон, это не замечание, просто расширение кругозора.
С уважением,
Валерий

Валерий Каменев   07.12.2017 17:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий. От профессионала я приму и замечание.
С уважением, АэС

Антон Ромашин   08.12.2017 22:27   Заявить о нарушении