А. И. Непенин

       Военная разведка зародилась еще в незапамятные времена. О ней упоминается в библейских сюжетах. Хотя, на самом деле, она родилась задолго до создания библии. К настоящему времени написано великое множество детективных романов, снято громадное число кинофильмов и сериалов. В большинстве своем примитивных, с заезженными сюжетами. Если это «наш» - то обязательно разведчик, если вражеский, то непременно шпион. Само слово «шпион» в русском языке появилось  в XVIII веке из немецкого языка, в котором Spion  (итал. Spione), заимствовано из старого германского. Слово, того же корня, что и немецкое sp;hen -"выслеживать, подглядывать". Вот, каждая армия и флот мира выслеживают и подглядывают. То есть имеют свою разведку.

       Коснулся я этой темы только потому, что недавно исполнилось ровно сто лет с начала Первой Мировой войны. И обратил внимание, как остроумно действовала военно-морская разведка России. Изначально, по чисто географическим условиям, российский военный флот был поставлен в не выгодные условия. И Черноморский и Балтийский флоты были заперты в акваториях внутренних морей. Вырваться на оперативный простор через узкие проливы, контролируемые противником, они не могли. Кроме того, после катастрофических потерь боевых кораблей в Русско-Японской войне, Российский флот еще полностью не оправился. По своей численности, числу боевых кораблей и огневой мощи он значительно уступал Германскому и с этим ничего нельзя было поделать. Но, что касается разведки, Балтийский флот боролся с противником на равных, а в ряде случаев и превосходил его. Заслугу эту целиком можно приписать незаурядному таланту практически одного человека - Адриану Ивановичу Непенину.

       Краткие биографические сведения о А.И. Непенене таковы. Родился в 1871 году в г. Великие Луки. В 1892 году окончил Морской Кадетский корпус и выпущен в чине мичмана. Служил на Черном море, затем в Сибирском флотском экипаже. С 1997 года лейтенант, участник Китайской компании 1900 - 1901 годов. С начала Русско-Японской войны добровольцем направляется в Порт-Артур. 2 декабря 1904 года во время атаки японцев на русские корабли подставляет борт миноносца, «Расторопный» которым он командовал, под японскую торпеду, выпущенную по эскадренному броненосцу «Севастополь». За самоотверженный поступок награжден орденом Св. Георгия 4-ой степени.

        Броненосцем «Севастополь» в то время командовал Николай Оттович Эссен. С тех пор судьбы этих двух офицеров неразрывно связаны. После войны оба продолжают службу на Балтийском флоте. Непенин занимает разные должности, пока не становится в 1911 году начальником службы связи действующего флота Балтийского моря в чине капитана первого ранга. По существу, под этой вывеской скрывалось морская разведка Балтийского флота. И именно Адриан Иванович был её отцом основателем. Развернув работу разведки, он становится главным помощником и правой рукой командующего Балтийским флотом адмирала Эссена. Получить эту должность и очередное воинское звание контр адмирала в 1914 году (по другим данным в 1913г.) Непенин вряд ли бы смог без поддержки своего боевого побратима Эссена. Во всяком случае мнение Эссена сыграло свою роль. Надо сказать, он доверие соратника оправдал полностью.

       Случайные события лучше всего используют те люди, которые к ним хорошо готовятся. Такое событие случилось в самом начале войны: немецкий легкий крейсер «Магдебург» 13 августа 1914 года в густом тумане напоролся на каменистую банку у маяка Оденсхольм. Пропорол о камни корпус, и все попытки сняться с банки были неудачны. На рассвете крейсер заметили с маяка. Радиопост под огнем противника сумел передать важное сообщение в штаб Балтфлота. Русские крейсера отогнали немецкий эсминец снимавший команду «Магдебурга» и десант ступил на борт
германского крейсера (немцы, правда успели его взорвать, разрушив носовую часть).
 
       Далее, Эссен с подачи Непенина послал к крейсеру водолазов. Осадка крейсеров обычно 6 - 8 метров. Для водолазов глубина не большая. На дне банки они нашли мертвого шифровальщика и книги секретных кодов в свинцовых переплетах. Водолазы знали, что искать. По уставу шифровальщики должны в таких ситуациях прыгать за борт вместе с книгами. Коды немедленно попали к Непенину. Скрывая факт находки кодов от вражеской агентуры, Эссен объявил водолазам строгий выговор и негласно в награду предоставил отпуск. Случай это подробно описан в историографии и романе В.Пикуля «Моонзунд».

       Непенин похозяйски распорядился с приобретением. Раскрытие кодов дело сложное. К работе были привлечены лучшие дешифровальщики. Однако, первого успеха добился флаг офицер Эссена И. Ренгартен. Сложность заключалась в том, что немцы каждые сутки меняли ход шифрования. И тут в разгадке кодов помогло то, что Непенин еще раньше приказал записывать все радиоперехваты, даже не понимая их смысла. Записи сыграли свою роль, ибо, чем больше массив зашифрованных данных (текста), тем легче найти ключ к шифру. Командование Балтфлота сочло возможным поделиться секретом с союзниками - англичанами. Для этого копии шифров были доставлены капитаном первого ранга Рощаковским, проделавшего не малый путь к берегу Баренцева моря (Кольский полуостров) на оленьих упряжках и переданы на борт английского эсминца.

       Итак, в информационной войне Русский флот получил важные преимущества. Заслуга Непенина в этом очень велика. Будучи начальником связи, он привлек на флот лучших специалистов, сумел организовать сеть радиостанций на побережьях. Грамотно распорядился с материалами радиоперехватов. Кроме этого, русские военные моряки первыми в мире стали выходить на противника по радиопеленгу. Также, благодаря Непенину была блестяще организована авиаразведка. Об этом можно прочесть в книге соратника Непенина контр адмирала Б.П. Дударова, написанной в эмиграции в США, которую он так и назвал «Адмирал Непенин». В команду авиаторов Непенин привлек и 22-х летнего Игоря Сикорского. Пройдет немного времени и Сикорский станет звездой американского самолето и вертолетостроения. Надо сказать, что в авиацию Первой Мировой войны шли исключительно молодежь: мичманы, поручики, юнкеры. Эти отчаянные ребята, мальчишки, не зная страха, поднимали в воздух свои летающие «этажерки», отважно сражаясь с немецкими Альбатросами. Как пишет Пикуль " …а мамы их были такими молодыми, что за ними не грех было поухаживать".

       Что мы не знаем и наверное никогда не узнаем, так это агентурную работу русской военно-морской разведки. Собственно, тайна агентурной сети свята для всех разведок мира. Её не раскрывают никогда, даже по прошествии ста и более лет.
Между тем успехи агентурной работы в «ведомстве» Непенина несомненно были. Иначе как объяснить гибель десятой германской флотилии новейших эсминцев Финском заливе, куда она ворвалась в надежде на легкую поживу. Тогда из 11 эсминцев семь пошли на дно и два были сильно повреждены. Пикуль приписывает успех этой операции женщине, русскому агенту под псевдонимом Анна Ревельская. Но, кажется мне, что это красивая версия романиста ничем документально не подтверждается. Может быть, работал не один агент, а группа. Впрочем, не суть важно - успех русской разведки налицо. Суммируя все это, можно сказать, что Непенин был лучшим (или, по крайней мере одним из лучших) руководителем морской разведки за все время её существования.
 

       Адриан Иванович погиб 4 марта 1917 года, будучи вице адмиралом и командующим Балтийского флота. Революционные матросы вывели его со штабного судна «Кречет» по льду на набережную Гельсингфорса. Якобы для встречи с депутатами Думы. Предчувствуя смерть, адмирал внешне был совершенно спокоен. Он достал золотой портсигар и закурил папиросу. Потом повернулся к толпе матросов и сказал: Кончайте уж ваше черное дело! Но в лицо ему стрелять не посмели. А когда Непенин повернулся, что бы идти дальше, несколько раз выстрелили в спину. Тут же оказался наготове грузовик, на котором тело адмирала отвезли в морг. В морге труп подняли на ноги и приперли к стене бревном, в рот вставили трубку. Ночью флаг офицер П.И. Турбах проник в морг, забрал тело адмирала, обмыл, ухитрился отпеть в церкви и тайно похоронил на русском православном кладбище. Много позже на могиле поставили скромное надгробие.
 
       Опасения Турбаха были не напрасны. На следующий день революционные матросики приезжали на кладбище, отыскивая могилу адмирала, дабы поиздеваться над трупом. Однако могильщик им сказал, что не помнит, где кто похоронен, та как в тот день захоронений было много. Могильщик вряд ли соврал: одних офицеров на кораблях убили более ста человек (Только по официальным данным в марте было убито 120 офицеров флота, а еще были кондуктора, боцманы, старшины и другие из младшего командного состава).

       Что касается убийц, то на этот счет существуют две версии. Первая, что его действительно убили большевики, подозревая его в идеях возрождения монархии. Непенину также ставили в вину, что он скрыл от матросов телеграмму о февральской революции в Петрограде, запретил увольнения на берег, опасаясь эксцессов. Как командующий флотом и береговой обороной он был сторонником строгой дисциплины, запрещая стихийные митинги, мешая большевикам вести агитацию. Да, Непенин скрыл телеграмму, хотя понимал, что скрыть революцию невозможно. Он старался сберечь флот, который и так уже был не боеспособен. Одним из подтверждений этой версии служат мемуары некого П. Грудачева, бывшего матроса береговой роты: «Багряным путем гражданской», изданные в Крыму (Симферополь,1971, 130с.). В них он с гордостью заявляет об убийстве Непенина.

       Вторая версия логично говорит о германском следе. Череда военных неудач и агентурные сведения вывели немцев на главного врага Германии на Балтике. Уже на втором году войны в Берлине имя Непенина упоминали чаще, чем в Петрограде. И тут подвернулся такой удобный случай поквитаться с адмиралом, свалив убийство на революционеров, которых немцы исправно финансировали.

       Обе версии имеют право на существование. Ведь следствие в эти революционные дни никто не проводил. Свидетелей никто не опрашивал. Никто и не думал искать убийц, тем более судить. Но кто бы не стоял за спиной палачей командующего Балтийским флотом, он прекрасно понимал, что убивает не только командующего, а и разведку Балтийского флота, человека держащего в своих руках все тайные нити военных операций.

Май 2015г.
Симферополь.


Рецензии