Мелкая наличность

Не "ужас в пригоршне" (Элиот) (1), а "наличность" (Бахтин) (2), - такое отношение к себе живущему в корне меняет перспективу жизни.

Наличность - то, что имею, это не я, но это начала (потенции) моих дел, моей жизни. Я не равен тому, что я имею, но без этой, быть может, мелочи не существую, не живу.

Принять как данность то, что имеется, чтобы понять и ощутить ничтожную малость этого в сравнении с тем, чем я могу (и должен) стать, чтобы стать человеком не по званию только, но и по существу своему.

Принять низкое, мелкое и мелочное, грешное бытие в его не слишком разнообразных формах, чтобы через понимание (покаяние) и через отпущение (прощение) стать тем, чем могу и должен: другого пути нет, как рождается человек не от себя, так и становится человеком не от себя тоже.

Безумную мудрость (3) принять, но не как мудрость, а как безумие, и говорить голосами, затем, чтобы потеряв голос свой, услышать - в немоте преображённое, в молчании сказанное, известное и заново открытое - то слово, что всегда было в тебе (4), изначально, до "наличности", и будет после, когда разбросаешь, рассеешь мелочь жизни, как пшеницу, - да взойдёт... нечто.

Вот это постоянное, непреходящее ощущение и осознание собственного небытия, неполноты бытия, это противостояние себя как сущности и себя как существования (сущности, данной и развёрнутой в существовании), - небытия не отрицающего, но подготавливающего бытие - полное, подлинное, - и есть жизнь духа. Она вбирает в себя множество условий и выражает себя через великое множество форм. Это жизнь, которая ведёт и возвращает. Пройдя пути, узнаёшь, как в известной сказке (5), что вернулся домой, но всё изменилось, всё другое - и ты сам, и дом, который покинул, но что есть и неизменное, может быть - вечное, а что это - знает тот, кто вернулся... и кто не забыл.

Очень красиво получается. "А при вешалке, как раз наоборот, попался человек циничный. Он сразу пересчитал мелкие." (М. Зощенко. "Мелкий случай")



(1) "И я покажу тебе нечто, отличное От тени твоей, что утром идёт за тобою, И тени твоей, что вечером хочет подать тебе руку; Я покажу тебе ужас в пригоршне праха" (Т. С. Элиот. "Бесплодная земля", перевод: А. Сергеев)

(2) "Только сознание того, что в самом существенном меня ещё нет, является организующим началом моей жизни из себя. Я не принимаю моей наличности, я безумно и несказанно верю в своё несовпадение с этой своей внутренней наличностью... Пока жизнь не оборвалась во времени, она живёт изнутри себя надеждой и верой в своё несовпадение с собой, в своё смысловое предстояние себе, и в этом жизнь безумна с точки зрения своей наличности..." (М. М. Бахтин. "Эстетика словесного творчества")

(3) "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: "уловляет мудрых в лукавстве их" (1 Коринфянам, 3:19)

(4) "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём (Римлянам, 10:8)

(5) "Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы говорили "тик-так", стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми." (Х. К. Андерсен. "Снежная королева")


29 апреля 2017 г.


Рецензии