Чего ни сделаешь за деньги!
Чего ни сделаешь за деньги! За большие. За очень большие. Ответ один – все! Чистая Лизонька сказала: «Я не хочу успеха, славы, денег». Ей ответили: «Все хотят».
Один Христос отказался. А мы – просто люди, не боги. И миром правят деньги, не боги.
Вот тот императив, который я получила от просмотра фильма Павла Лунгина «Дама пик» (2016). Да еще чувство страха за психическое здоровье молодого актера Ивана Янковского. Ксения Раппопорт переживет: за ней большой актерский опыт и возраст. Иван – молодой. Чтоб в его годы сыграть на таком накале страстей, на грани безумия, нужно дорого заплатить. Собой. Взамен на что? – На славу, успех, деньги? Или на обращение зрителя на путь истинный? У меня осталось чувство, что авторы, создатели фильма хотели именно денег. Больших денег. Очень больших денег. И желаю, чтоб они ж таки их получили за свои старания!
Это мое впечатление, чувства. А если головой подумать? Чем все же фильм плох?
«Дама пик» не экранизация Пушкинской «Пиковой дамы» и не кинематографический вариант оперы Чайковского. Героиня Ксении Раппопорт ставила свою оперу. О чем? – «О деньгах», как сама сказала.
«Пиковая дама» у Пушкина о человеке, охваченном страстью к деньгам. По жанру – это трагедия.
«Дама пик» у Лунгина о технологии, о способе получения денег. Невероятном, изощренном, остром, как пика. По жанру – это криминал. Всего лишь криминал. Не борьба человеческого духа, а набор остросюжетных коллизий, искусственно, как таблетка, удерживающих внимание зрителя. В какой-то момент (точно видно в какой) накачанный криминал лопнул, сдулся и оказался бульварным романом, типа «Призрак оперы». Много шума из ничего.
Что же за острый момент, проткнувший «Даму пик»? А это – две кульминации в одном произведении. Если бы фильм закончился одновременно с оперой на сцене, зритель испытал бы катарсис, т.е. духовное очищение, как к этому привел Пушкин. Но Лунгин продолжает фильм, хотя сбитый с толку зритель воспринимает дальнейшие события, как притянутые за уши из «другой оперы». Вторая кульминация в сцене с русской рулеткой, не дала произойти катарсису, и нового не вызвала. Словно встречный взрыв погасил разрушающую волну предыдущего – и тишина. А деньги где?
Жаль, что такие творческие возможности режиссера и актеров использовались лишь для того, чтобы заработать деньги. Да, большие деньги требуют больших страстей. Старикам тут не место. Но это уже другой фильм.
На то мы и Сестры, чтобы вторая тут же возразила:
- Пушкинская «Пиковая дама» - это трагедия о человеке, раздавленном страстью к деньгам. В центре ее Герман.
Лунгинская «Дама пик» – это философское размышление об удаче. Удача вовсе не дама и не человек, хотя воплощает ее в фильме героиня Ксении Раппопорт – оперная дива Софья Майер.
Удача – «дама» бездушная. Она никого не любит, никому не принадлежит, ничего не чувствует. Человек попадает в ее сети: «Туча нашла, гром принесла… Ночью ли днем, только о нем (о том) думой себя истерзала я».
Удача непостоянна, это главное ее свойство. Сегодня ты поймал ее, «а завтра я. Пусть неудачник плачет!» Да, денег она принесет, желание исполнит. Удовлетворения не даст, потому что счастье отнимет, человека разрушит. «Где же ты, радость бывалая? … Туча нашла, гром принесла. Все, что я в мире любила, счастье, надежды разбила…»
- Позволь, позволь, это Чайковский. Лунгин – о деньгах. Ребята, деньги-то есть?
Свидетельство о публикации №217043001009