24 августа 1942 Большой Тютерс
в Великой Отечественной войне
24 августа 1942 года. Остров Большой Тютерс.
(История одной набеговой операции КБФ
в Финском заливе на второй год Великой Отечественной войны)
Предисловие.
Как возникает идея - исследовать и описать конкретный исторический эпизод? Мне интересна личность Приставко Владимира Ефимовича, который погиб в августе 1942 года в водах Балтики. Надо добавить, что Приставко Владимир Ефимович, это мой родственник.
Кстати, «набеговая операция» - этот термин применён в документе «Именной список №9» «Безвозвратных потерь политического состава Краснознамённого Балтийского флота, погибшего в боя с германским фашизмом», все идут под одним приказом Нач. Гл. ПУ РКВМФ (начальника главного политического управления рабоче-крестьянского военно-морского флота) № 35с от 17.09-42г., Приставко В.Е. в этом списке под номером 6.
В графе «Когда и при каких обстоятельствах погиб» значится «Погиб 24 августа 1942 г. при набеговой операции на противника в Финском заливе».
Кстати, в этом же списке значатся: под номером 3 полковой комиссар Лелякин Иван Михайлович, военный комиссар отдельного дивизиона сторожевых кораблей Охраны Водного Района КБФ, под номером 4 старший политрук Лунегов Евгений Александрович, военный комиссар сторожевого корабля «Буря» Охраны Водного Района КБФ. В документах обоих формулировка: погиб 24 августа 1942г. при выполнении боевой операции в районе острова Б. Тютерс, при подрыве корабля на мине». Разность формулировок видимо объясняется, что донесение о потерях писали из разных подразделений флота, на Приставко В.Е. из политотдела Шхерного отряда, на Лунегова Е.А. и Лелякина И.М. из штаба кораблей ОВРа.
Во всяком случае, других набеговых операций КБФ в эти дни не проводил.
Набеговые операции в июне 1941 года проводил Черноморский флот на румынский порт Констанца, к этому времени Румыния объявила войну СССР и была союзницей Германий. Особенного успеха та операция не принесла, но был потерян лидер эсминцев «Москва»: по одним данным подорвался на мине, по другим был обстрелян с берега и при попадании снаряда детонировал боезапас на корабле, корабль затонул - меньшая часть экипажа была поднята из воды румынскими катерами и попала в плен, большая часть экипажа погибла.
О Приставко Владимире Ефимовиче.
Родился в 1912 году, в Царском Селе, сейчас город Пушкин, в пригороде Санкт-Петербурга. В семье Приставка, именно так звучала фамилия, этой семьи изначально, было 9 детей, Владимир был старшим ребёнком в в семье. Отец - Ефим Емельянович, по воспоминаниям родственников, работал истопником в Екатерининском дворце в Царском Селе. У семьи был большой дом в Царском Селе.
Мать- Мария Васильевна.
Владимир Ефимович Приставко в ВМФ с 1929 года. Поступил в Ленинградское военно-морское политическое училище (находилось в Ленинграде на проспекте Сталина - сейчас Московском проспекте), после окончания училища получил направление в Кронштадт (1934 год).
В 1936 году женится на Эльзе Осиповне Кяккинен. Семья Кяккинен – финны-ингермаландцы, проживали в деревне Кукушкино (Кокушкино) Ораниенбаумского района. Родители Владимира не приветствовали этот брак, но Владимир настоял на своем.
В браке Владимира и Эльзы Приставко двое детей: дочь -1937 г.р., сын -1938 г.р. Был еще мальчик, 1941 года рождения –умер.
Владимир Приставко до войны служил в Кронштадте, Шлиссельбурге, Таллине (после 1940 года недолго), Транзунд под Выборгом (ныне Высоцк).
В августе 1941 года, еще до начала блокады Ленинграда, семья В.Е. Приставко была эвакуирована из Кронштадта в Челябинскую область.
В связи с тем, что семья Приставко во время эвакуации проживала в Челябинской области, Приставко В.Е. внесён в Книгу памяти Челябинской области.
Известно, что Приставко В.Е. в сентябре 1941 года был тяжел ранен, , поэтому он был отправлен для лечения в глубь страны и по воле судьбы в госпиталь на Урал в Челябинскую область,в 150 км от места эвакуации его семьи. Но пока ходили письма, госпиталь- Кронштадт- Челябинская область, Приставко Э.О. слишком поздно узнала об излечении мужа.
После излечения Приставко В.Е. уехал к месту службы в Кронштадт. Получается, что В.Е. Приставко не имел адреса пребывания своей семьи в эвакуации в момент своего нахождения в госпитале.
Владимир Ефимович погиб 24 августа 1942 года, ему было 30 лет. Эльза Осиповна в 1942 году получает извещение о гибели мужа.
В настоящее время деревня Кукушкино не сохранилась, дома были разрушены в ходе боевых действий в ВОВ, сейчас это место южный пригород города Ломоносов Ленинградской области. Финское население из прифронтовой зоны, это был ораниенбаумский плацдарм, было принудительно эвакуировано.
Эльзе Осиповне и её детям, так как она была вдовой погибшего офицера, разрешили вернуться в Кронштадт. Когда вернулись, их квартира (две комнаты) на ул. Советская, 41 была занята другими людьми, все их личные вещи пропали. Как семье погибшего офицера им была предоставлена комната в деревянном доме на первом этаже, были и такие после войны в Кронштадте. Дом был холодный, печное отопление дровами.
Как часто это бывает, даже ближайшие родственники мало знают о деталях гибели своего мужа, отца или деда. Отчасти это объясняется существовавшим понятием «военная тайна» и поэтому мало было информации. Поэтому в этом исследовании две цели:
1) Узнать побольше об этом малоизвестном эпизоде Великой Отечественной войны в военно-историческом плане;
2) Пролить свет на обстоятельства гибели Приставко В.Е., в первую очередь для его родственников и потомков.
Отдаю, себе отчет в том, что мало информации о том времени и тех событиях, прошло много времени, очевидцев событий нет, эпизод ранее подробно не описывался или об этом описании мне неизвестно.
Весна и лето 1942 года
Второй год идёт война с Германией. После контрнаступления Красной Армии под Москвой, когда был сорван план немецко-фашистских захватчиков в операции «Тайфун», немцы были отброшены от Москвы на 150-250 км. Это была большая радость для советского народа и для всей порабощённой Европы. Это не штампы, это так и было. Появилась вера, что действительно «наше дело правое и победа будет за нами». Уже прошёл страшный 1941 год, год тяжелых потерь и поражений, неимоверно трудный год - когда надо было выстоять. Казалось, вот-вот и Красная армия погонит фашистского зверя в своё логово. Казалось, повторится история с «Великой» армией Наполеона в 1812 году.
Как показало время и руководство СССР, в лице Сталина, невзирая на возражения военных, Жукова главным образом, решило, что настало время – гнать агрессора на запад, говоря другими словами – начать крупные наступательные операции.
Тимошенко решив, что настал момент для реабилитации его, как полководца, в глазах Верховного ГК, предложил наступление Юго-Западного фронта на Харьков. В этом решении участвовал и член ВС фронта Хрущёв Н.С. Верховный ГК Сталин И.В. одобрил эту "инициативу".
Наступление началось удачно. Но потом немцы нанесли мощные удары по флангам Юго-Западного фронта. И вот результат – в мае тяжёлое поражение войскам Юго-Западного фронта Тимошенко под Харьковом, в плен попало 200 тыс. солдат и офицеров Красной армии. Войска Тимошенко отступают.
А в июне немцы начинают широкое и масштабное наступление на юге в операции «Блау» (голубой- нем.). В тот же месяц разгромлен Крымский фронт Красной армии: фронт перестал существовать: убитые, раненные, пленные, только небольшой части удалось переправиться через Керченский пролив, Керчь оставлена. Положение Севастополя становится безнадежным, немецкая авиация контролирует значительную часть Черного моря. Манштейн начал штурм Севастополя.
2 июля город оставлен, если можно так выразиться, в плен попадает 90 тысяч бойцов и командиров армии и флота. Командованию Черноморского флота и Отдельной Приморской армии удалось эвакуироваться на подводных лодках ночью. Весь Крым в руках немцев.
11-ю армию Манштейна Гитлер отправляет под Ленинград.
Операция «Блау» развивается успешно. Наступают две армии: 6-я полевая Паулюса и 4-я танковая Гота. 6-я армия форсирует Дон, дальше голая степь до Волги, за Волгой начинается Азия. Для Гота определено направление на Кавказ, причем это направление главное для операции «Блау», Гитлеру нужна бакинская и грозненская нефть. Направление на Сталинград для Гитлера - вспомогательное и поначалу не имеет большого значения.
В середине августа 6-я армия уже рядом Сталинградом. 23 августа (запомним этот день) - день роковой бомбардировки Сталинграда 4–м воздушным флотом Рихтгофена. Город- один большой пожар и превращен в груду камней, горит нефть и льётся в Волгу. Погибло 40 тысяч жителей города в один день. Казалось, город будет легкой добычей для немцев, но он станет могилой для 6-й армии, но это будет позже.
В центре идут тяжелые бои под Ржевом и Демянском. Все попытки Красной армии отодвинуть фронт на запад закончились тяжелыми потерями и гибелью целых армий (например, 33-я армия генерала Ефремова в апреле 1942 года, 2-я ударная армия генерала Власова в июле 1942 года).
На северо-западе в июле 1942 года неудачей закончилось Любаньская операция 2-й ударной армии генерала Власова (апрель-июль 1942 года). Армия погибла, Власов сдался в плен на границе Ленинградской и Новгородской области. Блокада Ленинграда продолжается. Ленинградским фронтом командует генерал Говоров. После неудачной Любанской операции началось планирование совместной операции Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады на мгинско-синявинском направлении, срок середина августа 1942. Копятся силы для прорыва блокады.
Но у немцев ещё и Манштейн в августе с 11-й армией и осадными орудиями прибыл под Ленинград.
В августе-сентябре будут тяжёлые бои к югу от Ленинграда и Ладоги.
К середине 1942 года сложилась крайне тяжёлая обстановка для Красной армии и народа, особенно на южном фланге - где случилась очередная катастрофа с Юго-Западным фронтом. Дивизии Гитлера вышли к Волге и горам Кавказа, потерян Крым. Черноморский флот после потери Крыма и Новороссийска лишился почти всех баз на Черном море.
Страна оказалась на грани поражения.
В августе 1942 года положение для страны было ничем не лучше, чем год назад, а в стратегическом плане ещё и хуже.
Боевые действия на Балтике летом 1942 года.
Ленинград в блокаде с 8 сентября 1941 года. С Карельского перешейка и по реке Свирь стоят финские войска Манергейма. С юга город блокирует 18-я армия вермахта. У обоих сторон нет сил для изменения положения линии фронта.
В апреле 1942 года был сорван замысел противника уничтожить в ходе операции «Айсштосс» ударами авиации корабли Балтийского флота, стоявшие на скованной льдом Неве.
КБФ на Балтике, по-прежнему, блокирован в восточной части Финского залива. В связи опасностью обстрелов кораблей в Кронштадте еще в октябре 1941 года было принято решение: крупные надводные корабли флота перебазировать в Ленинград. С тех пор надводные корабли стоят в Неве, в частности крейсер «Киров» у Васильевского острова. Крейсер «Аврора» стоит у стенки в порту Ораниенбаума. Корабли участвуют в контрбатарейной борьбе, ведут обстрел позиций немецких войск под Ленинградом, участвуют в отражении налётов вражеской авиации.
В Ленинград были перебазированы и подводные лодки, одна бригада торпедных катеров.
В Кронштадте находится штаб главной базы флота, Учебный отряд, аэродромы, артиллерийские батареи, склады и другие части флота. Работали Морской завод и «Арсенал».
Командованию базы был подчинен также отдельный учебный дивизион подводных лодок. В Кронштадте дислоцировались корабли отряда строившихся и ремонтирующихся кораблей, бригада торпедных катеров.
Для обороны водного района базы, простиравшегося на 100 миль к западу от Кронштадта, имелись три соединения кораблей: Охрана водного района (ОВР), включавшая два дивизиона тральщиков, два дивизиона сторожевых катеров (МО – "малых охотников" за подводными лодками) и дивизион сетевых заградителей, шхерный отряд кораблей.
Кронштадт под постоянным обстрелом немецкой артиллерии из Стрельны и Петергофа. Периодически на Кронштадт совершают налёты немецкие бомбардировщики.
Число жителей города сильно уменьшилось. Были эвакуированы вглубь страны семьи военнослужащих и гражданские незанятые работой в частях и предприятиях флота. Под снарядами гибнут военные и жители города. Только один пример:
24 августа 1942 года при обстреле Кронштадта погибли главный старшина Ганичев Андрей Павлович и краснофлотцы Морозов Артём Ануфриевич и Голубев Николай Васильевич, они несли службу в карауле около Якорной площади.
С весны 1942 Германия и Финляндия стали обустраивать на Балтике противолодочные рубежи.
9 мая 1942 года немцы начали постановку мин в Финском заливе. Подновлялись и усиливались старые заграждения, устанавливались новые. Наиболее обширными и многочисленными из них были «Насхорн» (между Порккала-Удд и островом Найсаар, всего 1 915 мин) и «Зееигель» (восточнее Гогланда, всего 5 779 мин, 1 450 минных защитников, 200 подрывных шашек).
Всего весной — летом 1942 года немцами в Финском заливе выставлено 12 873 мины. Вместе с минами, которые были выставлены в прошлом году, их количество в Финском заливе превышало 21 тысячу. Непосредственно у заграждений было развернуто более сотни различных кораблей и катеров. Таким образом, образовался противолодочный рубеж глубиной более 150 миль.
По сложности навигационной обстановки, по насыщенности противолодочными силами и средствами самыми мощными были гогландский и нарген-порккалауддский рубежи, блокировавшие восточную часть Финского залива.
• Рубеж, перекрывавший залив по линии о. Вигрунд — о. Большой Тютерс — о. Гогланд, состоял из антенных, донных и якорных магнитных мин, поставленных ярусами по всей глубине, широкой системы постов наблюдения и связи, прожекторных установок и береговых батарей, расположенных на островах.
• Главный рубеж был развернут между о. Нарген и мысом Порккала-Удд. Глубина залива здесь составляет 25—60 м и только в одном месте достигает 80 м, ширина — 20 миль.
Основным препятствием для подводных лодок КБФ с 1943 года служила двухрядная подвешенная к многочисленным поплавкам и поставленная на тяжелые якоря стальная сеть. Отдельные секции её длиной до 250 м и высотой до 40—70 м перегораживали весь залив от южного до северного побережья. Советские подлодки неоднократно пытались разрезать или торпедировать эту сеть, но убедились в тщетности этих попыток.
У немцев на Балтике нет крупных кораблей, кроме сентября 1941 года, когда эскадра кригсмарине из крупных надводных кораблей, включая линкор "Тирпиц", была сосредоточена на выходе из Финского залива. Руководство Германии считало, что в случае захвата вермахтом Ленинграда и Кронштадта, советский Балтийский флот сделает попытку прорыва из Балтики в Северное море в порты Англии или в Швецию для интернирования.
Постоянно действуют подводные лодки, сторожевые корабли и торпедные катера, авиация противника.
Но главное, что немцы создали в Финском заливе – противолодочный рубеж: минные поля, сети, артиллерийские батареи на островах.
В этом им активно помогали финны, потому что острова были в основном до войны 1940 года под юрисдикцией Финляндии.
На острове Большой Тютерс был немецкий гарнизон с батареями, на острове Гогланд финский гарнизон.
Как ни странно, но основным противником КБФ в Финском заливе были ВМС Финляндии, как союзник Германии.
«Военно-морские силы Финляндии имели в своем составе 2 броненосца береговой обороны, 5 подводных лодок, 4 канонерских лодки, 7 сторожевых кораблей, 10 сторожевых катеров, 10 надводных заградителей, 25 тральщиков, 5 торпедных катеров, 4 минных катера, 2 плавучие базы».
Но и Германия имела внушительные силы флота на Балтике. «Перед самым началом войны для действий против нашего флота в Финском заливе из Германии в Финляндию был перебазирован немецкий отряд в составе 48 кораблей и катеров, в том числе шесть минных заградителей, 20 тральщиков, 10 сторожевых и 12 торпедных катеров».
Главными задачами ВМС Финляндии и немецкого военно-морского флота на Балтике были:
1) Недопущение прорыва сил КБФ из Финского залива для ведения боевых действий, в том числе вблизи побережья Финляндии и в район Таллина.
2) Охрана транспортных коммуникаций на Балтике из Швеции в Германию.
Пройти противолодочный рубеж подводным лодкеам и выйти в Балтику было крайне сложно, лодки подрывались на минах и гибли со всеми экипажами.
Всего весной–летом 1942 года немцами (и финнами) в Финском заливе выставлено 12.873 мины. Вместе с минами, которые были выставлены в прошлом году, их количество в Финском заливе превышало 21 тысячу. Непосредственно у заграждений было развернуто более сотни различных кораблей и катеров. Таким образом, образовался противолодочный рубеж глубиной более 50 миль.
Командование КБФ пытается активизировать боевую деятельность сил флота.
Военный совет Балтийского флота, выполняя указания наркома ВМФ, представил свои соображения на летнюю кампанию:
«…Главной задачей флота на 1942 год является — нанести максимальный урон противнику на его коммуникациях и закупорить финские шхеры минами. Большая протяженность продольной коммуникации Финского залива и необходимость в связи с этим иметь промежуточную маневренную базу для действий наших легких сил и выхода подлодок ставят перед флотом первоочередную задачу — овладение о-в Гогланд и о-в Б. Тютерс»[1].
Для этого надо прорваться из Финского залива в Балтику и вести борьбу на коммуникациях. Главной ударной силой КБФ были подводные лодки.
К сожалению, после зимы 41/42 года крупные надводные корабли КБФ не предпринимают попыток выйти из Ленинграда в Балтику.
Почему так получилось?
Вероятные причины:
1) Техническая готовность кораблей не позволяла им выйти в море
2) Экипажи были сокращены до минимума и весь личный состав воевал в составе морских бригад на сухопутном фронте, кроме артиллеристов, которые поддерживали огнём войска Ленинградской фронта. Как известно, морские бригады понесли очень большие потери.
3) Был запрет на выход в Финский залив крупных надводных кораблей из-за опасения их потерь на минах, от воздействия атак авиации и подводных лодок противника.
А ведь КБФ обладал к 1942 году значительным составом надводных кораблей: 2 линкора ("Октябрьская революция", "Петропавловск"), 3 крейсера ("Киров", "Максим Горький", "Петропавловск"), 10 -эсминцы и лидер эсминцев, несколько канонерских лодок. Они были рассредоточены в Неве, Невской губе и Ладоге. Это был самый сильный по составу флот по крупным надводным кораблям.
В отношении подводных лодок КБФ вышеуказанных причин видимо не было.
В целях непрерывного воздействия на морские коммуникации противника подводные лодки были развернуты тремя эшелонами. Развертывание первого эшелона относится к началу июня 1942 г. Лодки выходили из Ленинграда одиночно и небольшими группами в течение месяца. Переход совершался в три этапа: первый — от Ленинграда до Кронштадта, второй — от Кронштадта до о. Лавенсари, третий — от о. Лавенсари до устья Финского залива. Все девять вышедших в поход лодок успешно форсировали минные заграждения в Финском заливе и, прорвавшись в Балтийское море, приступили к действиям на вражеских коммуникациях.
9 августа, когда часть подводных лодок первого эшелона еще продолжала действовать на позициях, началось развертывание второго эшелона.
16 сентября на позицию вышла первая лодка третьего эшелона «С-9» (командир капитан-лейтенант А. И. Мыльников).
Участились случаи подрыва ПЛ на антенных минах ("Щ-407", "Щ-323", "Щ-310"). Число встреч и боевых столкновений наших лодок с вражескими дозорными и поисковыми кораблями увеличилось, преследования стали более длительными, и резко возросло количество сбрасываемых глубинных бомб. Атаки против сильно охранявшихся транспортов были сопряжены с большими трудностями и риском.
За 1942 год на Балтике было потеряно 384 подводника. Это были очень серьёзные потери для КБФ, Надо сказать, что в любом флоте подводники это, как правило, специалисты и их подготовка требует времени и условий. Вспомним, в какой ярости был Гитлер, когда Маринеско на С-13 утопил «Вильгельм Густлофф», на котором было 2 тысячи немецких подводников из Пиллау.
За всю ВОВ на Балтике погибло 49 подводных лодок КБФ. (в 1941 году- 30 ПЛ, самое большое количество за войну, но в 1942 году погибло- 13 ПЛ, из них 11 при прорыве рубежей в Финском заливе.
Как показывает анализ, большинство лодок подорвалось на минах при форсировании противолодочных рубежей. При этом активную роль в гибели наших подводных лодок играли финские и немецкие ВМС: подводные лодки, сторожевые корабли и авиация.
Если лодка была вынуждена всплывать в зоне действия сил противника, то становилась целью для береговых батарей на островах, сторожевых кораблей и авиации противника. Были и случаи таранов наших подводных лодок кораблями противника. Но что характерно, ни одну подводную лодку КБФ немцам и финнам захватить не удалось
Сдать лодку в плен это было немыслимым позором, не исключено, что некоторые лодки взорваны экипажами и командованием лодки.
В ходе кампании 1942 г., несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, подводные лодки КБФ уничтожили 48 транспортов (123 376 брт), совершили 40 боевых походов, в том числе 30 в Балтийское море, при этом было потеряно 11 подводных лодок: две "малютки" типа «М», 8 типа "Щ" и 1 типа "С".
Шхерный отряд.
Необходимо выяснить историю появления, место базирования и состав Шхерного отряда, в котором служил Приставко Владимир Ефимович.
Береговая оборона на Балтике состояла из трёх укрепленных секторов - Кронштадского, Гогландского и Выборгского.
Отряд шхерных кораблей должен был действовать в интересах последнего.
Шхерный отряд перед войной базировался в Транзунде под Выборгом (ныне город Высоцк), на территории Финляндии. База в Транзунде была передана СССР после "Зимней войны, декабрь 1939-март 1940гг. и его основу составили корабли 1-го Балтийского отряда пограничных судов, которые базировались в Транзунде. Были планы формирования Шхерной бригады кораблей, где штабным кораблем должен был стать учебный корабль «Ленинградсовет». Командиром формируемой бригады был назначен капитан 3 ранга Лазо Э.И. 22.06.1941-04.1942 (только до апреля 1942 года).
Основу для Шхерного отряда составили корабли из 1-го Балтийского отряда пограничных судов. В состав Шхерного отряда с началом войны передавался учебный корабль флота «Ленинградсовет».
«Ленинградсовет» оставался учебным кораблем до начала Великой Отечественной войны. Командовал кораблем (командир капитан 3 ранга Н. Н. Амелько), впоследствии адмирал.
"Охрану морской границы на Балтийском море осуществляли 1 - й и 2-й Балтийские отряды пограничных судов. 1-й Балтийский отряд пограничных судов, которым командовал старший лейтенант С. П. Желдаков (начальник штаба старший лейтенант З. Ф. Слепенко, заместитель по политчасти старший политрук Д. И. Павленко), входил в состав Ленинградского пограничного округа и состоял из трех дивизионов: 1 - й (командир старший лейтенант А. С. Евстратов, заместитель по политчасти старший политрук К. М. Гавриш) и 2-й (командир капитан-лейтенант В. П. Степаненко, заместитель по политчасти политрук М. С. Перлов) дивизионы базировались в г. Транзунде (ныне г. Высоцк), 3 - й (командир старший лейтенант А. И. Кирсанов, заместитель по политчасти старший политрук В. К. Молодцов) - в Ораниенбауме (Ломоносов)".
С началом войны 22 июня планы формирования Шхерной бригады были прерваны.
23 июня 1941 г. 1-й Балтийский отряд в полном составе (семь катеров МО - 2, семь катеров ЗК и 14 катеров КМ) был передан ОВРу Кронштадтской ВМБ КБФ."
С началом войны УК «Ленинградсовет» полагалось войти в состав отряда шхерных кораблей в качестве плавбазы. В установленный срок корабль отмобилизовался и 27 июня 1941 года прибыл в Транзунд, где сосредоточивался отряд.
Учебный корабль «Ленинградсовет» из Транзунда был отправлен сначала в Кронштадт, затем в Таллин. На старом корвете расположился штаб минной обороны Краснознаменного Балтийского флота под командованием вице-адмирала Ю. Ф. Ралля.
Участвовал в Таллиннском переходе 28-30 августа 1941. После ремонта в Кронштадте занял позицию на Неве в Ленинграде.
Последнее место базирования перед Кронштадтом Шхерного отряда был Транзунд ( в разных источниках встречаешь разные звучание по-русски – Тронгзунд, Тронзунд, Тронгсунд) вблизи Выборга.
В августе финские войска предприняли наступление на Карельском перешейке. Упорно оборонялись пограничники НКВД, чего не скажешь о Красной армии на этом направлении.
«Утром 25 августа противник обошел город Выборг с восточной стороны и вышел на приморское шоссе, преследуя отходящие части Красной Армии, но в районе станции Кайслахти противник был остановлен сводной ротой пограничников 103-го погранотряда и школой младшего начсостава Краснознаменного Балтийского флота под командованием начальника штаба 103-го погранотряда майора Охрименко. В это же время противник, заняв Транзунд (Высоцк-примечание автора), начал продвижение в район Ниемеля (Медянка - примечание автора). Таким образом, группа капитана М.А.Ревуна оказалась отрезанной от своих войск. Однако, пополнив оружие и боеприпасы за счет противника, пограничники с боем прорвались из окружения и присоединились к группе майора Охрименко, потеряв при этом пять человек убитыми и трех ранеными, в том числе был ранен капитан М.А.Ревун».
А Шхерный отряд из Транзунда был вынужден перебазироваться в Кронштадт, по составу, как раз именно, 3 БКА и 4 МО (БКА -бронекатера, МО- "морские охотники").
В результате реорганизации КБФ, проведенной в начале сентября 1941 года, после прорыва флота из Таллина в Кронштадт, все тральные, заградительные и противолодочные силы, входившие ранее в состав Минной обороны, ОВР Главной ВМБ и Кронштадтской ВМБ, а также Шхерного отряда кораблей, были сведены в единую ОВР КБФ (командир капитан 2-го ранга И.Г.Святов). На август 1942 года командиром ОВРа главной базы флота являлся капитан 1 ранга Ладинский Ю.В.
В состав ОВР КБФ вошли отряд траления, отряд заграждения, истребительный отряд и отдельный дивизион сторожевых кораблей, а также средства охраны рейдов.
Отдельный дивизион сторожевых кораблей формировался из сторожевиков специальной постройки, а также из мобилизованных гражданских судов. Они должны были нести службу на дальних линиях дозора, обеспечивать охранение конвоев на переходе морем. Командовал дивизионом капитан 3 ранга Никитченко Павел Еремеевич.
С ним дружно работал военный комиссар дивизиона полковой комиссар Лелякин Иван Михайлович. Примечание. Слово "дружно" взято из источников, что говорит о неплохих отношениях командира дивизиона и его военкома.
С ноября 1941 года по август 1942 года Шхерным отрядом командовал капитан 1 ранга Максимов П.Г.
В 1942 г. на Финском заливе, реке Неве и в Ладожском озере действовали катера Шхерного отряда КБФ, Истребительного отряда ОВР Ленинградской ВМБ и дивизиона бронекатеров Ладожской военной флотилии. Количество бронекатеров входивших в состав того или иного соединения менялось в зависимости от оперативной обстановки. Для участия в различных операциях бронекатера передавались из одного соединения в другое, а иногда и в оперативное подчинение армейскому командованию.
В составе Шхерного отряда имелся 9-й днттщ, дивизион тихоходных тральщиков, состоявший из тральщиков «Ляпидевский», «Инженер», «Сом», «Ижорец-20», получивших номера с 91 по 94 включительно, а также две группы боевых катеров: катерных тральщиков и сторожевых. Группа катерных тральщиков включала 6 катеров типа Р и 4 катера типа «Ярославец». В группу сторожевых катеров входили катера МО № 121, 122, 123, 171, 172, 173, получившие номера с 931 по 936 включительно.
Бронекатера КБФ, как правило, обеспечивали артиллерийскую поддержку дозоров и караванов между Ленинградом и Кронштадтом. Десантные операции на реках проводились значительно реже, тем не менее, катера сыграли в них очень большую роль. Как правило, это были БКА- бронекатера проекта 1124 производства Ижорского завода.
Помимо сопровождения конвоев между Ленинградом и Кронштадтом одной главной задачей флота в 1942 году стало обеспечение проводки в Финском заливе подводных лодок и встречи их после возвращения их боевых походов.
Отбить острова Гогланд, Больщой Тютерс и Соммерс в 1942 году у противника не получилось: на них были гарнизоны с артиллерийскими батареями, вблизи островов дежурили корабли противника: сторожевые корабли, торпедные корабли. Финский залив был зоной полётов финской и немецкой авиации. Весь путь от Кронштадта до Лавенсари был под обстрелом финских береговых батарей с северного побережья залива. Борьба за фарватеры шла жестокая.
Шхерный отряд как соединение кораблей подчинялся командиру главной базы флота и его одной из задач стало обеспечение развертывание подводных лодок из Кронштадта-Лавенсари.
«Сорок пять - шестьдесят миль пути от Кронштадта до Лавенсари враг просматривал с северного берега, и стоило только появиться хотя бы одиночному кораблю, как многочисленные орудия финских батарей открывали плотный огонь. Но наши тральщики, а позднее надводные корабли эскортов, оберегая подводные лодки, которые шли в основном в надводном положении, искусно маневрируя, избегали попаданий. Помогали также искусство ставить дымовые завесы и строгая дисциплина радиосвязи при разговорах на ультракоротких волнах между кораблями. А когда обстановка позволяла, подводные лодки, выйдя на траверз Шепелевского маяка, погружались и шли самостоятельно в подводном положении до Лавенсари, в свою маневренную базу в Финском заливе.
Разумеется, этими мерами нельзя было ни предупредить новой скрытой постановки мин на оси фарватера, ни избежать непосредственной атаки противника силами, превосходящими огневую мощь какого-либо из наших конвоев» [1].
Лавенсари был под постоянными ударами финской авиации, поэтому там наши подводные лодки были днем только в подводном положении на грунте.
Набеговая операция КБФ 24 августа 1942 года
В августе 1942 года командование КБФ приняло решение провести набеговую операцию на побережье и острова, занятые противника: выставить мины и блокировать Нарвский залив и нанести удар по кораблям и береговым батареям на о. Большой Тютерс и о. Гогланд.
Что предшествовало этой набеговой операции.
В августе войска Волховского и Ленинградского фронтов, части Ленинградской военно-морской базы, артиллерия и авиация флота полным ходом готовились к проведению наступательной операции на синявинском направлении.
Ее замысел состоял в том, чтобы встречными ударами двух фронтов Ленинградского и Волховского - при содействии Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской флотилии разгромить мгинско-синявинскую группировку противника и снять блокаду с суши. Было совершенно ясно, что нашим войскам предстояло сокрушить хорошо подготовленную и сильно укрепленную оборону врага с большим количеством естественных и искусственных препятствий.
Войскам Волховского фронта отводилась в этой операции главная роль: они готовились прорвать оборону врага южнее Синявино, разгромить синявинско-мгинскую группировку и, выйдя к Неве, соединиться с войсками Ленинградского фронта.
Забегая вперед, операция началась 19 августа 1942 года наступлением Ленинградского фронта на синявинском направлением с высадкой десанта моряков КБФ у поселка Ивановское. Наступление шло до 10 сентября и затем было прекращено.
А 13 августа в Смольном состоялся партийный актив. «На это собрание прибыли командующий войсками Л. А. Говоров, член Военного совета фронта А. А. Жданов, секретари Ленинградского областного и городского комитетов партии, начальник политуправления фронта К. П. Кулик, члены Военного совета флота….. На собрании подробно были изложены задачи по активизации боевой деятельности флота на море и на Ладожском озере. С большой речью выступил А. А. Жданов» [1].
Можно заключить, что руководство города и командование фронта потребовала от флота активизировать действия на Балтике.
Это помимо действий подводных лодок, которые с мая прорывались в Балтику тремя эшелонами и, как показано выше, несли тяжелые потери.
А 15 августа в Смольном был Военный совет фронта, куда был вызван командующий КБФ Трибуц вместе с командирами и комиссарами 4 ПЛ. Жданов «внимательно выслушал доклады командиров лодок об условиях форсирования Финского залива, обстановке и противодействии противника в районе позиций» [1].
Эта встреча стала еще одним пунктом для проведения набеговой операции на Балтике.
Командованием флота была поставлена задача провести операцию надводными силами на побережье противника – с выставлением мин в Нарвском заливе и обстреле кораблей противника в дозоре у острова Б.Тютерс и береговых батарей. Разработка операции была поручена командиру Шхерного отряда капитану 1 ранга Максимову П. Г.
Командир Шхерного отряда капитан 1 ранга Максимов П. Г. разработал и представил на утверждение командиру Главной военно-морской базы капитану 1 ранга Левченко план операции по минированию входа в порт Нарва и нанесению артиллерийского удара по корабельному дозору противника на Восточном Гогландском плесе. Дополнительно предполагалось обстрелять батареи противника на острове Большой Тютерс.
Цель операции - нанесения артиллерийского удара по корабельному дозору противника у о. Б.Тютерс, по другим данным -для обстрела батарей противника на острове.
Еще одна версия плана операции:
"В августе была предпринята попытка поддержать прорыв подводников силовой акцией. Предполагался выход отряда надводных сил к островам Гогланд и Большой Тютерс для подавления сил ПЛО противника".
Большой Тютерс —остров в центральной части Финского залива, в 30 км (19 миль) к югу от г. Котка, Финляндия и к юго-востоку от Гогланда, 108 км к западу от острова Котлин (Кронштадт).
Большой Тютерс представляет собою гранитную скалу около 2,5 км в поперечнике с двумя мысами: Туомарниеми и Тейлониеми. Его площадь составляет около 8,3 км кв.
Начиная с декабря 1941 года командование КБФ предпринимало попытки отбить острова Гогланд и Б. Тютерс у противника (Финляндии), которые были оставлены при отступлении в 1941 году.
Справка расстояний:
Кронштадт – Сескар 70 км
Лавансари – Гогланд 42 км
Лавансари – Сескар 20 км
Лавансари – Б. Тютерс 18 км
Шепелево – Сескар 42 км
Б. Тютерс – Гогланд 33 км
31 октября 1941 года корабли с личным составом, материальной частью и запасами гарнизона Большого Тютерса перешли в Кронштадт.
В декабре 1941 на Гогланд высаживался десант, преодолев по льду 42 км от острова Лавенсари (сейчас остров имеет название Мощный). Но попытка закончилась тем, что десант отбив остров, затем почти полностью погиб и остров снова, в марте 1942 года, перешел в руки противника- финнов. Такая же судьба была и острова Большой Тютерс, гарнизон оставил остров.
В начале июля 1942 года флот пытался провести десантную операцию на остров Соммерс. Операция закончилась неудачей. Были понесены потери.
С захватом островов Гогланд и Б. Тютерс Германия и Финляндия стали ускоренно сооружать противолодочный рубеж с использованием этих островов, который, правда, он имел почему-то второстепенное значение по сравнению с противолодочным рубежом остров Нарген-мыс Порккала-Удд.
Ключом этого рубежа были острова Гогланд и Большой Тютерс.
Рубеж был насыщен минами и подойти к острову Б. Тютерс было очень сложно. А подходы к минным полям прикрывались артиллерийскими батареями на острове. Получался замкнутый круг. Надо было вывести из строя артиллерийские батареи на островах, а уж потом тралить минные поля на рубеже.
Вблизи островов постоянно дежурили корабельные дозоры противника: сторожевые корабли и торпедные катера.
Существенно могла бы помочь морская авиация- но у КБФ авиации на всё не хватало, надо было сдерживать авиацию противника от ударов по городу и флота в Кронштадте и Ленинграде, прикрывать ораниенбаумский плацдарм.
И вообще в ВВС флота были проблемы с наличием бомбардировщиков.
В этот период вся авиация флота была брошена на обеспечение прорыва блокады и разгрома мгинско-синявинской группировки противника встречными ударами двух фронтов Ленинградского и Волховского. И главные силы флота были нацелены на обеспечение именно этой операции, которая началась 19 августа.
Набеговая операция.
21 августа план операции был утвержден. Для участия в ней выделялись 3 БТЩ (Т-204, Т-211 и Т-217), канонерская лодка "Красное Знамя" и сторожевой корабль "Буря".
22 августа 1942 г. в 23.00 из главной базы КБФ, из Кронштадта, вышел конвой в составе - сторожевой корабль «Буря», КЛ «Красное знамя», ПЛ "Щ-304", 3 БТЩ (Т-204, Т-211 и Т-217), 4 катера МО ("морской охотник").
Конвой вышел из Кронштадта 22 августа 1942 года. в самый разгар операции на мгинско-синявинском направлении. .
На переходе на подводной лодке Щ-304 («Комсомолец»), командир капитан 3 ранга Я.П. Афанасьев произошла серьёзная поломка дизеля и о продолжении похода нечего было и думать.
Лодка задержалась у острова Лавенсари. Видимо, позже, была отбуксирована в Кронштадт для ремонта.
ПЛ Щ-304 погибнет после 29 октября, когда при получении приказа на возвращение в базу перестанет выходить на связь, предположительно ПЛ подорвалась на мине в Финском заливе, точное место неизвестно, на ней погибло 42 моряка – членов экипажа.
23 августа в 6.50 конвой прибыл на остров Лавенсари.
Судя по всему, два БТЩ, канонерская лодка «Красное знамя» остались в Лавенсари вместе с командиром Шхерного отряда капитаном 1 ранга Максимовым П.Г.
23 августа около 23.00 отряд в составе четырех торпедных катеров с минами заграждения, четырёх сторожевых катеров МО, СКР "Буря" и БТЩ Т-204 "Фугас" вышел с рейда с рейда Лавенсари в направлении Нарвского залива.
Отряд кораблей двигался кильватерной колонной со скоростью 9 узлов, головным был БТЩ "Фугас".
В 02.00 24 августа СКР "Буря" был вынужден застопорить ход, поскольку БТЩ «Фугас» потерял оба паравана.
"Фугас" начал замену параванов, для замены необходим ход корабля.
Примечание. Параван - буксируемый подводный аппарат для защиты корабля от якорных контактных мин. Разработаны в 1914-1918 гг. Представляет собой металлический корпус с отводящим крылом, стабилизатором глубины хода и резаком. Устанавливались с обоих бортов корабля. При движении корабля параван отходит в сторону от борта и удерживает на заданной глубине тралящую часть троса. При встрече паравана с миной её минреп отводится по тралящей части от корабля и подсекается резаком. Всплывшие мины уничтожаются.
В 2.10 "Буря" дал малый ход, через 3 минуты, в 2.13, с правого борта у первого КО (кормового отсека) взорвалась мина. Корабль накренился на 25° на правый борт, переломился на две части и через 3 минуты затонул в точке с координатами. 59°49'N 27°30'E, 15 км юго-восточнее острова Б.Тютерс, примерно в 9 милях (то есть в часе хода до острова при скорости 9 узлов) на глубине примерно 35 метров.
Часть экипажа был подобрана из воды катерами МО. Командир отряда, командир отдельного дивизиона сторожевых кораблей капитан 2 ранга Никитченко П.Е. и командир сторожевого корабля "Буря" капитан-лейтенант Поваров И.А. были тяжело ранены и подняты на борт катера МО.
На СКР «Буря только из состава экипажа корабля (по штату -109 чел.) погибло 75 офицеров, старшин и матросов. В числе погибших, кроме экипажа, было 4 прикомандированных моряка, в том числе военком дивизиона сторожевых кораблей полковой комиссар Лелякин И.М., Приставко В.Е., батальонный комиссар, ст. инструктор по организационно-партийной работе политотдела Шхерного отряда КБФ.
Все погибшие остались в море, только ст. инж. л-та Панфилова А.Ф. подняли раненного, он скончался от ран и похоронен на острове Лавенсари (сейчас остров Мощный), в другом документе- похоронен в водах Финского залива.
При полной штатной численности экипажа из воды могли поднять 33 человека. Но можем предположить, что на СКР «Буря» не было полного штата личного состава.
24 августа в 4.13 (через 2 часа 07 минут) в том же районе, примерно 4 км западнее, подорвался на мине и затонул БТЩ Т-204"Фугас", в 9 км юго-восточнее острова Б.Тютерс.
Солнце взошло в этой точке 24.08.1942 только 05.38.
59°48.6'N 27°23.5'E- точка затопления БТЩ Т-204"Фугас", глубина 49 метров.
Погибли: командир тральщика капитан-лейтенант Гилерман В.Л. и 29 членов экипажа, в том числе 4 офицера корабля. По штату в БТЩ -60 человек, но также как и на СКР «Буря» там могло и не быть полного штата экипажа. Половину экипажа БТЩ, 30 человек,при полном штате, могли поднять из воды катера МО. Но по рассказам, с тральщика вообще спасли только одного человека, да и тот вскоре умер.
Если это так, то на тральщике был экипаж далеко неполного состава от штата.
Примечание. КЛ- канонерская лодка, БТЩ -базовый тральщик, МО - катер "морской охотник", ТКА - торпедный катер.
Базовый тральщик "Фугас" Т-204 входил в бригаду траления ОВР главной базы флота (Кронштадт).
Командир БТЩ Т-204 "Фугас" капитан-лейтенант Гиллерман Владимир Львович, погиб 24 августа 1942 года. Имел награду- орден Красного знамени.
Примечание. По документам (ОБД "Мемориал") дата гибели личного состава БТЩ «Фугас» -25 августа, хотя это было в 04.19 24.08.1942 за считанные минуты.
Среди погибших на БТЩ "Фугас" также:помощник командира корабля ст.л-т Гоффеншефер, командир штурманской боевой части ст.л-т Соловьёв и военком тральщика ст. политрук Сесюкин.
Среди поднятых из воды Приставко В.Е. не было и он был признан погибшим в Финском заливе.
Торпедные катера из состава отряда продолжили операцию и успешно выполнили постановку мин в Нарвском заливе, после гибели СКР «Буря» и БТЩ «Фугас».
26 августа КЛ "Красное Знамя" в сопровождении тральщиков Т-207, Т-210 и Т-215 вернулась в главную базу флота Кронштадт.
Операция своих целей достигла частично: мины в Нарвском заливе были выставлены, но отряд кораблей не вступал в огневое столкновение с противником в районе острова Б. Тютерс по причине потери СКР "Буря.
СКР «Буря»
Время гибели 02.16 24.08.1942
Координаты 59°49'N 27°30'E
Кол-во погибших -75
Старший в походе: капитан 2 ранга Никитченко П.Е. – тяжело ранен,
полковой комиссар -Лелякин И.М.- погиб;
Командир корабля - капитан-лейтенант Поваров И. А. -тяжёло ранен,умрёт от ран 3.10.42.
Военком корабля ст. политрук Лунегов Е.А.- погиб.
БТЩ «Фугас»
Время гибели 04.19 24.08.1942
Координаты 59°48.6'N 27°23.5'E
Кол-во погибших - 30
Командир корабля -кап. л-т Гилерман В.Л. -погиб,
Военком корабля - ст. политрук Сесюкин Г.А. -погиб.
Из состава экипажей погибло 100 моряков: 12 офицеров, 26 старшин, 62 краснофлотца.
Погибли, кроме экипажей:
1. Приставко Владимир Ефимович, батальонный комиссар, ст. инструктор по организационно-партийной работе политотдела Шхерного отряда КБФ
2. Лелякин Иван Михайлович, полковой комиссар, военком отдельного дивизиона сторожевых кораблей ОВР ГБ КБФ
3. Баньковский Борис Александрович, флагманский штурман отдельного дивизиона сторожевых кораблей ОВР ГБ КБФ.
4. Демидов Николай Иванович, старшина 2 статьи, с отдельного дивизиона сторожевых кораблей ОВР ГБ КБФ.
Примечание.
1. Подводная лодка «Щ-304», которую сопровождал в конвое отряд кораблей, пропала без вести после 29 октября, признана погибшей, вместе с 42 моряками –членами экипажа.
2. КЛ «Красное знамя» будет торпедирована 19 ноября 1942 года финскими торпедными катерами в бухте Норре-Каппельлахт (остров Лавенсари). Погибнет значительная часть экипажа корабля.
Погибшие моряки.
На СКР "Буря".
1. Агафонов Александр Иванович краснофлотец
2. Алексеев Петр Иванович краснофлотец
3. Антонов Иван Яковлевич краснофлотец
4. Баньковский Борис Александрович, флагманский штурман ОДСКР
5. Баранов Василий Васильевич старшина 2 статьи
6. Безруков Сергей Александрович краснофлотец
7. Бобров Анатолий Иванович краснофлотец
8. Борисов Павел Александрович краснофлотец
9. Брусков Петр Михайлович, старшина 2 статьи
10. Вавилов Михаил Дмитриевич, военфельдшер
11. Ваденко Виктор Вуколович, краснофлотец
12. Грузинов Алексей Сергеевич, старшина 2 статьи
13. Гурышев Николай Викторович, краснофлотец
14. Гусев Алексей Михайлович, машинист, краснофлотец
15. Дорморгай Алексей Леонтьевич,краснофлотец
16. Дасин Николай Афанасьевич, старшина 2 статьи
17. Дахно Пантелей Тихонович, главный старшина
18. Дегтярев Сергей Егорович, старшина 2 статьи
19. Демидов Николай Иванович, старшина 2 статьи, с ОДСКР
20. Демин Кирилл Александрович,краснофлотец
21. Денисов Анатолий Акимович, краснофлотец
22. Дружинин Виктор Андреевич, старшина 2 статьи
23. Евстрачков Павел Иванович, краснофлотец
24. Егоров Николай Алексеевич, старшина 2 статьи
25. Жарухин Константин Александрович, старшина 2 статьи
26. Жуков Александр Романович,краснофлотец
27. Забавнов Сергей Васильевич, пулемётчик,краснофлотец
28. Иванов Александр Арсентьевич, старшина 2 статьи
29. Иванов Георгий Максимович,краснофлотец
30. Кашин Валерий Васильевич, ст.краснофлотец
31. Кириллов Александр Петрович,краснофлотец
32. Коваленко Владимир Евстафьевич, ст.краснофлотец
33. Козлов Лев Николаевич, помощник командира, ст. лейтенант
34. Котов Михаил Степанович,старшина 2 статьи
35. Кражев Федор Ануфриевич,краснофлотец
36. Крамаренко Василий Гаврилович,краснофлотец
37. Кузнецов Николай Александрович,краснофлотец
38. Лаврик Михаил Алексеевич, краснофлотец
39. Лелякин Иван Михайлович, военный комиссар похода дивизиона СКР
41. Лунегов Евгений Александрович, военный комиссар корабля
42. Лукин Александр Григорьевич, ст.краснофлотец
43. Малахов Анатолий Алексеевич,краснофлотец
44. Михеев Михаил Федорович, краснофлотец
45. Мыльников Григорий Иванович, ст.краснофлотец
46. Наметкин Павел Федорович, электрик, краснофлотец
47. Неволин Григорий Спиридонович, краснофлотец
48. Нечаев Николай Александрович, краснофлотец
49. Нивин Александр Федорович, краснофлотец
50. Панура Василий Федорович, краснофлотец
51. Панфилов Алексей Федорович, ст.л-т-инженер
52. Петров Федор Петрович, краснофлотец
53 Поваров Иван Андреевич, командир корабля (умер 3.10.1942)
54. Поляков Александр Трофимович краснофлотец
55. Поляков Пётр Тихонович, краснофлотец
56 Поляков Валентин Викторович, старшина 1 статьи
57. Попков Григорий Павлович,краснофлотец
58. Полуляхов Василий Михайлович, старшина 2 статьи
59. Приставко Владимир Ефимович, ст. инструктор политотдела Шхерного отряда
60. Прошин Александр Федорович, котельный машинист,краснофлотец
61. Ристиашвили Михаил Викторович краснофлотец
62. Рогатин Яков Петрович, краснофлотец
63. Романов Владимир Александрович,ст. краснофлотец
64. Рудым Григорий Степанович, краснофлотец
65. Рудниченко Василий Никифорович, командир отделения, стрелок
66. Рябинин Павел Николаевич, краснофлотец
67. Сальников Павел Дмитриевич краснофлотец
68. Семянский Леонид Леонтьевич, старшина 2 статьи
69. Сидоренко Григорий Андреевич краснофлотец
70. Скакун Павел Ильич ст. краснофлотец
71. Сухарев Иван Арсентьевич ст. краснофлотец
72. Сухинов Валентин Федорович, капитан-лейтенант
73. Фролов Василий Алексеевич краснофлотец
74. Цейтлин Абрам Наумович краснофлотец
75. Шептаев Николай Фролович краснофлотец
76. Шуянов Петр Тихонович, старшина 2 статьи.
На БТЩ "Фугас".
1. Брычков Илья Васильевич краснофлотец
2. Бушуев Василий Яковлевич, старшина 1 статьи
3. Быков Александр Федорович, ст. военфельдшер
4. Гилерман Владимир Львович, командир корабля
5. Головешкин Сергей Никитович,краснофлотец
6. Гончарук Пётр Ильич,краснофлотец
7. Гоффеншефер Борис Соломонович, помощник командира
8. Гранаткин Петр Васильевич, дальномерщик,краснофлотец
9. Ермаков Константин Алексеевич краснофлотец
10. Завьялов Андрей Иванович старшина 1 статьи
11. Зуев Николай Глебович краснофлотец
12. Ищенко Константин Иванович краснофлотец
13. Квитка Владимир Петрович краснофлотец
14. Киреев Афанасий Дмитриевич старшина 1 статьи
15. Козлов Анатолий Федорович ст.краснофлотец
16. Комаров Петр Григорьевич краснофлотец
17. Крюков Федор Григорьевич, мичман
18. Молотников Александр Самуилович, командир БЧ3
19. Орлов Иван Иванович краснофлотец
20 Прохоров Пётр фёдорович,старшина 2 статьи
21 Рохлов Леонтий Афанасьевич, старшина 1 статьи
22 Рязанов Павел Максимович,краснофлотец
23. Сесюнин Георгий Александрович, военный комиссар
24. Силаев Валентин Семенович,краснофлотец
25 Смирнов Павел Фёдорович, краснофлотец
26. Соловьев Сергей Иванович, командир штурманской БЧ
27. Стекольников Петр Николаевич, краснофлотец
28. Трофимов Максим Алексеевич, ст.краснофлотец, комендор
29. Тютрин Михаил Тихонович, командир отделения радистов
30. Якомаскин Владимир Яковлевич, рулевой.
Вечная память героям морякам- балтийцам 1941-1945!
Список литературы
1. Трибуц В.Ф. «Балтийцы сражаются», изд. 1985г.
2. Е. Чирва "Подводная война на Балтике: 1939-1945", М., "Яуза", "Эксмо", 2009 г.
3. «Боевой путь советского военно-морского флота», под редакцией А.В. Басова,1988г.
Свидетельство о публикации №217043001090