Организация. Право. Политика

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VII. Самодух, или Творческий Дух. Spiritus Creator.

Глава II. Организация - Право - Политика.

[Текст устарел. Скоро перепишу. Схема теперь правильная.]

Поскольку данная троица понятий входит в общую конструкцию "Психоархитектоники", я вынужден написать здесь хоть что-нибудь о том, в чём не являюсь ни специалистом, ни просто знатоком. Пока звенья этой триады были для меня неясны (особенную трудность у меня вызывало наименование первого и третьего звена) мне было интересно копаться в учебниках по государству и праву. Но сейчас, когда нашлись и устоялись адекватные моему замыслу понятия, для меня как психолога они изрядно потеряли в интересе. Рассматривать внутреннюю иерархию каждого элемента этой триады - зачем? Что я могу этим кому-либо сообщить? Ведь есть великое множество авторов, которые детально препарировали явления, обозначаемые этими понятиями. Конечно, малосведущим в этом отношении читателям лучше обратиться к учебникам по управлению, правоведению и политологии.

А здесь я немного напишу о соотношении этих понятий, о том, почему они у меня выстроились в  таком порядке, приняв вид триады, которую можно только с большой натяжкой назвать психологической. На схеме вы видите, что эту триаду замыкает четвёртое звено, превращающее триаду в тетраду: Управление - Право - Политика - Признание. Когда вы смотрите на схему, у вас, я надеюсь, возникает более целостная картина взаимоотношения между народом (культурой) и государством (цивилизацией), чем от чтения разных научных текстов, в которых их авторы вязнут в своём дихотомическом способе мышления. Я лично прочитал множество таких текстов с разными двоящимися названиями: "Государство и право", "Мораль и право", "Право и управление", "Управление и политика", "Право и власть", "Политика и власть", "Политика и нравственность", "Власть и нравственность", "Управление и власть", "Государство и власть", и т.д., и т.п.. При таком дихотомичном противопоставлении понятий, куда-то пропадают другие, связанные с ними понятия, и в результате тексты получаются какими-то однобокими. В лучшем случае промелькнёт какое-нибудь триадичное название, например: "Политика, власть, право". Но триадичный способ мышления довольно редок, не говоря уж о тетрадичном (тетраэдричном) методе. Так что вникайте. Может, он и вам чем-нибудь и где-нибудь поможет.

Если попытаться кратко описать эту триаду, то получится примерно следующее.
Государство как верхний слой народа воздействует на весь народ с целью упорядочения взаимодействия между творческими личностями, составляющими народ. И это упорядочивающее воздействие называется управлением. Государство - субъект воздействия или управления. Народ - объект воздействия или управления. Приводить в порядок хаотичные взаимодействия между людьми надо. Кто бы спорил. Иначе все творческие личности творили бы всё, что им вздумается и захочется. И был бы беспредельный произвол и хаос. Творческий хаос - он ведь только вначале играет положительную роль, создавая материал для дальнейшего творчества всё более и более организованных форм взаимодействия. А если все взаимодействия скатываются к хаотичности и непредсказуемости, то и государство рушится, и сам народ вымирает. Анархия, конечно, мать порядка, но вечно пребывать в её лоне нельзя. Надо когда-то и родиться, и оторваться от неё, и вырасти, и укрепиться в своей самостоятельности.

Управление - это, конечно, сложная штука. Чего только в ней нет. В начале оно представляет собой создание общественного порядка, а потом уже на него наслаивается правовой порядок, правопорядок. Всякий порядок - это многочисленные эксперименты народа и государства, оканчивающиеся, по крайней мере, на какой-то исторический отрезок времени, удачно найденной формой этого порядка. Потом этот порядок становится обычным, и закрепляется в праве, называемом также обычным правом. Ещё потом это право трансформируется ещё в какое-то право, но об этом лучше почитайте в учебниках по праву. Ах, да! Кажется, после обычного права, которое в основном было устным (устной правдой), возникает письменное право, каковое записывается со слов государственных мужей. Как-то так. В подробности я не буду вдаваться, ибо в этом я полный профан. Для меня главное - сформировать в своей голове общую картинку процесса.

Далее, в праве прописываются всяческие нормы права, запрещающие вредить и разрешающие помогать в разных формах друг другу. Источниками норм права можно считать практические нормы социально-производственной деятельности и нормы морали, формирующиеся воспитанием.

Управление -  Право     -    Политика    - Признание   (Творческий Дух)
Воспитание - Мораль - Нравственность - Выбор  (Социальная Душа)
  Практика   -  Норма    -     Правило       -  Польза  (Социальное Тело)

Тут, конечно, примешивается и Социальный Дух, Logos, ведь с помощью его устной и письменной речи и возникают устное (в том числе и телефонное) и письменное право.

Познание - Знание - Понятие - Осознание (Социальный Дух, вербальный интеллект).

Понятно, что знать законы (главные нормы права), или хотя бы догадываться о них, совершенно необходимо для нормальной жизни в правовом государстве (пусть даже если оно и не является очень уж правовым). Правила тоже оформляются с помощью понятий. Хотя понятия могут оторваться от правил, что превращает управление в управление по понятиям, как в уголовной жизни. И есть управление по правилам, не зависящим от всяких там понятий.

В общем, если Право является статикой процесса Управления, то Политика есть динамика Управления. Право и Политика - две противоположности, которые дополняют друг друга и проникают друг в друга. Политика вырастает из Права, но может принимать и неправовые формы. Право во многом может отставать от Политики. И то, в чём оно отстаёт, служит для него "зоной ближайшего развития". Политика в переводе с греческого означает искусство управления государством. Политика определяет общее направление развития гражданского общества и государства. В политике выделяют как общий политический курс, стратегию развития, так и частные политические течения, политические партии, борющиеся друг с другом за власть. Управление делят на государственное и политическое, что вполне отражено на нашей схеме.

Власть сама в себе также раздваивается на государственную и на политическую власть. Естественно, что власть, если мы живём в демократическом государстве, выбирается народом путём голосования, и каждая политическая партия занимает в представительных органах власти определённое место исходя из количества голосов, которые ей отдал народ. Это чисто теоретически. На практике всё оказывается сложнее. Ибо существует масса политических уловок, способов манипуляции общественным сознанием, пропагандистских и агитационных ухищрений, когда государство обманывает свой народ. И народ довольствуется как бы честными выборами. Поэтому во власть проходит множество некомпетентных карьеристов, не отличающихся особенной моралью и нравственностью, и заводящих страну в тупики социально-экономических кризисов. Соответственно, и в органы управления тараканами расползаются коррупционные чиновники, которые якобы борются с коррупцией. 

Вот вкратце и всё.

***

И немного о порядке, возникающем в процессе управления.

Порядок (ordo) в обществе, в общественных, производственных, или каких-либо других организациях, имеет несколько измерений. Первое измерение - это горизонталь организационных отношений, складывающаяся из согласованных взаимодействий сотрудничающих субъектов - координация (coordination). Поначалу функция координации взаимодействий не выделяется в отдельную разновидность совместной деятельности и осуществляется всеми её участниками. По мере усложнения совместной деятельности возникает необходимость выделения функции координации и передачи её отдельным членам организации - координаторам. Так возникает разделение участников совместной деятельности на управленцев и исполнителей. Сложная совместная деятельность требует наличия большего числа управленцев. Возникает вертикаль организационных отношений - субординация (subordination).
Полюса в координации: близость - удалённость взаимодействия в системе совместной деятельности.
Полюса в субординации: руководящая роль - подчинённая роль (верх - низ).

Выделяют ещё и такой процесс, как реординация - переподчинение, упорядочение снизу вверх. Вероятно, реординация представляет собой динамику организации в виде её реорганизации, и является третьим измерением порядка. Скорей всего, она происходит в конкурентной борьбе - в соревновании и карьере (профессиональном и служебном росте).
Полюса: статичность - динамичность. На одном полюсе - желающие просто работать и получать зарплату.
На другом полюсе - желающие выдвинуться и продвинуться по служебной лестнице.

***

Порядок - Ordo, лат. Италийск. ored(h)- «устраивать, располагать». Русские слова: орудовать, оборудовать, сооружать - устраивать, располагать в ряд, в определённом порядке.
"ordo, inis m 1) ряд (ordine по порядку, как следует; ex ordine по порядку, по очереди); 2) тотчас (in ordinem или in ordine по порядку, по очереди; nullo ordine без всякого порядка; extra ordinem необыкновенно, чрезвычайно, против всякого порядка, против обыкновения, против обычая); 11) порядок, надлежащая последовательность, правильный ход, движение, правильное устройство (res in ordinem adducere или redigere привести дела в порядок; ordines temporum explicare излагать события в хронологическом порядке); заимствовано в западноевропейских языках. В русском языке по словарям известно с 1806 года. Первоначальный спектр значений глагольной формы слова – основать, положить начало, устроить, наладить."

***

Можно ещё добавить два слова о дисциплине - разновидности порядка.
В плане личностного развития для любого творческого человека необходима самодисциплина, приучение себя к какому-то определённому порядку. Иначе творческий хаос не даст сформироваться многим навыкам в творческой деятельности. Хаос допустим только на начальных этапах творчества, когда ещё только ищется индивидуальная форма порядка. Для того, чтобы быть творческой личностью, надо научиться самодисциплине. Творчество, созидание нового, невозможно без использования наработанных автоматизмов, освобождающих творца от лишних энергетических затрат.


Рецензии