Учить нельзя воспитывать

  Учить нельзя воспитывать. Представляю себя в роли маленькой королевы из сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: в каком месте поставить запятую? И от моего выбора зависит будущее человека, вернее не одного, а многих моих учеников, с которыми я взаимодействую ежедневно.   Задача не из легких, потому что нас в вузе учили, что мы должны обучать, развивать и воспитывать. Так что же нельзя делать: учить или воспитывать?
Каждый учитель имеет дело с прописными истинами в виде правил, законов, аксиом, научных гипотез. Всему этому он должен научить. Нужно этих озорников заставить сидеть смирно на уроке и внимательно слушать: шаг вправо, шаг влево – расстрел! Важно требовать от них выполнения домашнего задания к каждому уроку. Они должны быть послушными и дисциплинированными… Все это слегка напоминает средневековую бурсу, в которой учились сыновья Тараса Бульбы – Остап и Андрий – грызшие гранит науки под нависшей угрозой розг или заточения в монастырь. Но сегодня вопрос стоит несколько иначе: кого накажут?..
Научить закону Ома или воспитать интерес к физике? Научить правильно ставить запятые или воспитать любовь к родному языку и его грамматическому строю? Наверное, более важно воспитать любовь, интерес, чувство уважения, потому что это может стать отправной точкой к зарождению мотивации к изучению правил, теорем, к совершению каких-то открытий. Можно ли научить человека, если он сам этого не желает, не имеет никакой мотивации? Будь ты хоть семи пядей во лбу, хоть доктором гуманитарных или технических наук, но без желания самого ученика ты его ничему не научишь. Научить нельзя, можно стать путеводителем по бескрайнему морю научных знаний. Чем интереснее путешествие, чем вдохновеннее капитан корабля, определяющий курс путешествия, тем больше вероятность воспитать (вскормить духовно и интеллектуально), тем эффективнее процесс обучения.
Но прежде чем воспитывать кого-то, нужно воспитать самого себя. Чтобы ученики были пунктуальными, не опаздывай сам, чтобы выполняли все задания, будь и ты исполнителен, чтобы они не обманывали, будь, в первую очередь, честен ты. Чтобы твои ученики были заинтересованными в знаниях, будь и ты любознателен. Не нужно переделывать людей и окружающий мир, начни с самого себя. Важно понимать, что невозможно воспитывать массу – класс в целом. Воспитать можно отдельно взятого человека. Когда ты научишься видеть каждого ученика, рассмотришь в нем индивидуальность, увидишь черты характера, присущие именно ему, найдешь сильные стороны его личности, тогда только возможен полноценный образовательный процесс. Но для всего этого нужно огромное желание, запас душевных сил и терпения, тем более что часто приходится сталкиваться с несправедливостью, конфликтными ситуациями, непониманием родителей учеников. Для этого нужно учиться грамотно выстраивать отношения: учитель – ученик – родители.
На мой взгляд, процесс воспитания во многом сопряжен с вдохновением, потому что состояние наивысшего подъема, когда познавательные и эмоциональные сферы человека сливаются в единый процесс поиска решения творческой задачи, позволяет творить чудеса. В слове вдохновение можно этимологически выделить два корня: -дох- и -нов-. Значит, вдохновлять – это вдыхать что-то новое в то, что уже существует. Всем известно, что объектом деятельности педагога является ребенок – человек, находящийся в процессе активного становления, другими словами - формирующийся человек, который постоянно меняется сам и требует мобильности и способности к изменениям в современном мире от учителя. Поэтому педагог должен всегда находиться в интеллектуальном и духовном поиске, знать психологию и интересы своих учеников.
Вдохновение сыграло важную роль в выборе моей профессии. Это взаимообратный процесс: ты вдохновляешь учеников, они вдохновляют тебя. Но как сделать его постоянной составляющей процесса обучения? Тем более что одни вещи нас вдохновляют, а другие только отталкивают. То, что для одних является правильным и не поддается никакому сомнению, для других кажется абсурдом, а то, что пытаются насильно навязать, вообще вызывает отвращение. Возьмем пример из сферы искусства. Почему-то на одни театральные постановки мы идем с удовольствием, наслаждаемся игрой актеров, искренне верим в то, что искусно разыграно на сцене, другие же спектакли, открыто фальшивые, вызывают раздражение. Ответ прост: все дело в профессионализме, любви к своему делу и полной отдаче ему. Возникает интересная аналогия: каждый наш урок – тот же мини-спектакль, только в нем каждый играет самого себя. Не нужно кривить душой, играй честно, и отвечай за ту роль, которую сам создаешь, а следовательно, и за каждого участника этого учебного действия, то есть будь ответственным.  Зачем учить, навязывать знания, наставлять на путь истинный? Лично мне ближе другие глаголы: «воспитывать», «направлять», «вдохновлять». Воспитывать любовь к предмету, школе, русскому языку, литературе, Родине. Направлять на поиски решения задач, возникающих в процессе обучения. Вдохновлять на путь становления разносторонне развитой личности, интересующейся всем, что ее окружает.
Если нельзя учить, а можно воспитывать, то делать это нужно незаметно, ненавязчиво, как это делает искусство. Приведу пример из жизни. Новосибирский академический театр оперы и балета. Спектакль «Спящая красавица». Полный зрительный зал. Публика всех возрастов, все те, кто решил создать себе праздник души. Раздаются живые звуки гениального Петра Чайковского и разливаются в зрительном зале. Открывается занавес, и начинается сказка… Единство музыки и танца, пластичность, свет, декорации, дизайнерские костюмы, синхронность и слаженность движений танцоров. В пространство сценографии включены компьютерные проекции и трехмерная компьютерная графика. Классический балет, совместивший в себе традиции и новаторство. Смотришь на все происходящее на сцене и понимаешь: театр шагает в ногу со временем. Никакого запаха нафталина. Музыка русского композитора жива, балет востребован и актуален, он подчинен новой эстетике современного театра. Сидишь и смотришь как заворожённый, не можешь оторвать глаз. Мелодия вливается в тебя, проникая в каждую клеточку твоего тела. Вокруг одухотворенные лица зрителей. Дети во время антракта с улыбкой на лице повторяют движения танцоров. В голове возникает мысль: вдохновил балет! Вот оно воспитание любви к музыке, танцу, искусству.
Что должен уметь учитель для того, чтобы эффект был такой, чтобы ученики хотели знать правила, грамотно писать и публично выступать, подобно ему (вспоминаются маленькие девочки, выполнявшие изящные па после просмотра балета)? Чтобы понимали прочитанные тексты и читали стихотворения, как делает это педагог? Полагаю, что метод самый простой: воспитывать нужно собственным примером. Люби свое дело, стремись быть профессионалом и тогда сможешь вдохновлять учеников искать различные пути познания. Стань режиссером собственного театра под названием школьная жизнь. Образовательный стандарт предоставит тебе сюжеты твоих многочисленных спектаклей - уроков -  а ты выбери свои декорации: используй возможности ИКТ, отбирай наиболее приемлемые и эффективные формы уроков или внеклассных мероприятий, методы и приемы обучения предмету. Продумай все до мелочей. Актуализируй знание, чтобы ученики понимали, где они смогут применить его. А для этого нужно постоянно заниматься самообразованием: мало просто знать свой предмет, важно суметь научить ему. Твое право – сделать урок содержательным и зрелищным, способным вдохновлять и воспитывать или серым и посредственным с пресловутым привкусом назидательности и навязывания кем-то прописанных истин.
Вдохновение подсознательно и незаметно порождает мотивацию. Ученик, нацеленный на получение знания, разгоряченный жаждой осмысления и объяснения устройства Вселенной и законов, которым она подчиняется, может все. И это не голословное утверждение, а вполне реальное наблюдение. Когда ты видишь конечную цель, ты придешь к ней и приведешь с собой доверившихся тебе учеников.
Конечно, это выглядит несколько утопично. Но никто не может запретить человеку мечтать. Часто писатели-фантасты, предаваясь потоку воображения и силе своего таланта, во многом предугадывают будущее человечества. И мне бы хотелось, чтобы будущее школы стояло за творческими педагогами, которые способны воспитывать собственным примером, вдохновлять своих учеников на приобретение новых знаний, возбуждать желание заниматься поиском ответов на интересующие их вопросы. Пусть учителя будут режиссерами-профессионалами, осознающими конечную цель процесса образования и способные выстроить так образовательный процесс, чтобы эта цель была достигнута. Конечно, этому нужно учиться, это требует огромных физических и духовных усилий, но оно того стоит. Процесс самообразования творит чудеса. Когда ты посещаешь уроки опытных учителей, наблюдаешь за их педагогическим мастерством, выявляешь их сильные стороны - личностные и профессиональные - ты не должен забывать о своей индивидуальности. Перенимай опыт, но формируй свою индивидуальную педагогическую линию. Познавая других, познай самого себя, и тогда у тебя все получится!
И снова возвращаемся к нашему предложению: Учить нельзя воспитывать. Теперь я смело беру карандаш и рисую запятую, а в каком месте я ее поставлю – нетрудно догадаться.


Рецензии