Мемуары. Мои записки. Глава 6. Учёба в ремесленном

                Григорий  Рыжов
                Глава  6
                Учёба  в  Ремесленном  училище  № 12
                (1960 – 1962  годы)

       Вначале  сентября  1960  года  я  пришёл  в  училище  для  знакомства  с  группой
кузнецов  и  мастером  производственного  обучения.  В  группу  кузнецов  набрали  13
человек  (чёртова  дюжина).  Группа  кузнецов,  которой  был  присвоен  номер  № З,
сформировалась  к  ноябрю  1960  года  с  большим  опозданием.  На  эту  специальность
мало  было  желающих  в  этом  году.  Нас  кормили  хорошо,  мы  приходили  в  учили-
ще,  где  мастера  давали  нам  работу.  В  сентябре  возили  на  уборку  урожая  в  совхоз
на  картошку  и  других  овощей.  Занимались  заготовкой  дров  и  угля  для  кузницы.
Готовили  тумбы  под  наковальни  и  устанавливали  их.  Тумбы  пилили  ручной  пилой,
так  называемой  «Дружбой»,  из  сосны  диаметром  800-900  миллиметров.  Пилить  тумбы  ручной  пилой  было  очень  трудно,  уставали  руки,  но  задание  нужно  выполнять.  Болели  руки  и  ноги,  всё  тело.  Выполняя  физически  тяжёлую  работу  каждый
день,  мышцы  тела привыкали  к  таким  нагрузкам  и  это  состояние  организма  стано -  вилось  нормальным.  Работали  в  поте  лица,  отрабатывая  хлеб  насущий.  Кузнецов  кормили  по  специальному  пайку,  по  горячей  сетке.
     Ремесленное  училище  было  построено  из  деревянного бруса  в  два  этажа.  Первый
этаж  занимали  мастерские  (слесарные,  токарные  и  др.)  Парк  станков  был  не  пло-
хим.  Второй  этаж  занимали  классы,  актовый  зал  со  сценой,  спортивный  зал,  каби-
неты  руководства  и  преподавателей училища.  Во  дворе  располагался  небольшой  скверик  с  акациями  и  тополями.  Рядом  со  сквериком  находился  спортивный   горо-
док,  где  мы  часто  там  занимались.
      Наша  кузница  располагалась  в  конце  двора  училища  и  примыкала  к  забору  го-
родского  стадиона.  Рядом  с  кузницей  находился  маленький  скверик  из  кустов  и  де-
ревьев,  внутри поставлены  столы  и  скамейки.  Здесь  кузнецы  после  работы  отдыхали  на  свежем  воздухе  и  съедали  свой  полдник. 
      Итак,  в  ноябре  группа  №3  кузнецов  в  количестве  13  человек  приступила  к  заня-
тиям  по  соответствующей  программе.  Нам  выдали форму  повседневную  и  парадную
с  рабочими  и  парадными  ботинками,  ремень  с  металлической  бляхой,  как  у  солдат.
Форма  мне  нравилась,  она  состояла  из  гимнастёрки  и  брюк,  заправленных  под  ре-
мень,  а  также  фуражки  с  кокардой.  В  комплект  обмундирования  входили  шинель  и
бушлат.  Выдавали  и  нижнее  бельё  летний  и  зимний  комплект.  Мы были  одеты  и 
сыты  на  целых  два  года.  Это  для  меня  и  семьи  было  важно  из- за  материальных
трудностей.   
      Учиться  в  училище  мне  нравилось,  она  давалась  мне  легко.  Общие  предметы
математика,  черчение,  политзанятия,  физкультура  и  др.  шли  у  меня  на  хорошо  и
отлично.  По  специальным  предметам  также  не  было  проблем.  Оценки  были  4  и  5.
Я  помогал  в  учёбе  ребятам  из  группы  по  общим  и  спец.  предметам,  ведь  у  неко-
торых  ребят  было  4,5,6  классов  образования. 
      С  нами  проводили  практические  занятия  в  мастерских  для  начала  слесарные  работы  по  изготовлению  гаечных  ключей,  молотков  и  др.  Работать у  верстака  мне
было  интересно.  В  руках  держать  настоящий  напильник,  зубило  или  молоток  и  с
помощью  инструмента  изготавливать  детали,  инструмент.  Это  было  здорово.  Затем
постепенно  со  второй  половины  года  нас,  кузнецов,  стали  обучать  практическим 
занятиям  по  кузнечному  делу.  Начальную  теоретическую  подготовку  мы  прошли
и  приступили  к  занятиям  по  ручной  ковке.  Обычно  нас  ставили  в  паре.  Один  сто-
ит  за  кузнеца,  а  другой  ученик  подручным  с  большой  кувалдой  килограммов  на  пять.  Например,  нужно  изготовить  слесарный  молоток.  Кузнец  в  клещах  держит
заготовку  на  наковальне  и  небольшим  молотком  показывает,  куда  наносить  удары  молотобойцу.  Таким  образом,  они  работают,  пока  не  изготовят  поковку  под  деталь  или  инструмент.
       Мне  нравилась  работа  с  раскалённым  металлом,  как  он  изменяет  свою  форму
и  покоряется  тебе.  Мне  нравилось  игра  металла  в  раскалённом  виде,  его  цвета  ка-
ления – это  особая  жизнь  металла,  сливаешься  с  ним  воедино  и  работаешь  с  ним
до  полного  его  покорения,  выковывая  из  него  задуманную  форму.  Чтобы  понять  это,  нужно  видеть  своими  глазами  и  почувствовать.

      Несколько  слов  о  взаимоотношении  молодых  ремесленников  и  «стариков»,  уче-
ников  второго  года  обучения.  Практически,  во  всех  учебных  заведениях  страны  существовали  невидимая  стена  преимущества  «стариков»  перед  молодыми, такие  же  отношения  складывались  и  в  Армии.  На  первый  взгляд  всё  вроде  бы  нормально.
Но  если  дорожки  пересекались  в  узком  месте,  то  «старики»  дадут  о  себе  знать  мо-
лодым.  Это  явление  проявлялось  не  только  в  моральном  плане,  но  и  физическом.
Например,  при  входе  в  столовую,  нужно  было  пройти  по  длинному  коридору,  дли-
ной  около  8  метров.  Перед  обедом  при  входе  в  столовую  всегда  собиралась толка
ремесленников,  ожидая  своей  очереди.  «Старики»  располагались  вдоль  стенок  в уз-
ком  коридоре,  где  мог  пройти  только  один  человек.  Объявляли  группу  на  обед  и
группа  шла  через  коридор,  где  стояли  «старики»  вдоль  стенок.  Если  группа  была
из  молодых,  то  её  пропускали через  строй  и  старались  каждого  ударить  ладонью
по  шее или  по  голове.  Удары  наносились  не  такие  уж  и  сильные,  но  иногда  чело-
век  от  удара  наотмашь,  падал  с  ног.  Это  отрицательно  действовало  не  столько  физически,  как  психологически.  Эти  унижения  постоянно  продолжались.  В  столовой
постоянно  дежурили  мастера  производственного  обучения,  по  графику.  Я  думаю,  что  они  были  в  курсе,  но  делали  вид,  что  ничего  не  происходит,  не  придавая  это-
му  большого  значения.  До  руководства  доходили  сигналы  о  событиях  возле  столо-
вой,  но  эффективных  мер  не принималось.  Так  это  и  продолжалось.  Я  должен  ска-
зать,  что  нашу  группу  кузнецов  сильно  не  трогали.  Уважали.  Я  занимался  боксом
в  секции  и  меня  «старики»  знали.  Когда  доходила  очередь  до  меня,  они  кричали:
     -Этого  не  троньте!  Наш  парень,  боксёр.
     Попадало  и  мне  по  шее,  слегка.  Один  рыжий  парень  заприметил  меня  и  каж-
дый  раз  пытался  шлёпнуть  по  шее,  я  уворачивался,  как  мог.  Сам он  был  не  боль-
шого  роста,  физически  слабым,  видно  нашёл  у  меня  слабое  место,  смирение  и  тер-
пение.  Меня  это  оскорбляло,  но  я  терпел  и  молчал,  видя,  что  молодым  ремесленни-
кам  достаётся  больше.  Не  пойму,  гордость,  традиция  смирение,  трусость. Наверное – всё  вместе. 
     Когда  мы  стали  второкурсниками,  это  явление  отпало  само собой.  Я,  при  любых
обстаятельствах   в  жизни,  никогда  не  унижал  и  не  оскорблял  никого.
      
     В  училище  было  много  спортивных  секций:  бокса,  баскетбола,  легкой  атлетике,
лыжи  и  др.  Я  пошёл  заниматься  в  секцию  бокса  и  зимой  в  лыжную  секцию.  Наг-
рузка  была  большая.  С  начало  болели  все  мышцы,  со  временем  я  привык   к  наг - рузкам   и  всё  было  в  норме. 
      На  тренировки  по  боксу  я  ходил  постоянно,  упорно  занимаясь.  Как-то  на  одной
из тренировок  меня  поставили  в  паре  с одним  парнем,  он  был  старше  на  год  и  вы-
ше,  да  и  физически  сильней.  Бой  был  тренировочный.  В  конце  тренировки  это  про-
водилось  постоянно.  Мы  с  ним    вели  тренировочный  бой,  и  в  какой то  момент  я 
пропустил  удар  в  челюсть  и  тут  же  получил  накдаут,  т.  е.  от  удара  получаешь  сот-
рясение  мозга,  от  которого  гудит  и  кружится  голова,  теряешь  ориентир  в  пространст-
ве  и  координацию  движения.  Сознание  ещё  не  теряешь.  В  этих  случаях  судья  счи-
тает  до  10,  если  реакция  у  боксёра  и  ориентация  восстанавливается  до  окончания  цифры,  бой  продолжают.  Чувствовалось  его  физическое  превосходство  в  технике,  было  больше  опыта.  К  тому  же  весовая  категория  у  него  выше.  Тем  не  менее,  от
тренировки  к  тренировки,  от  боя  к  бою,  опыт,  техника  постепенно  приходила  сама
собой. 
      Мой  соперник  учился  на  машиниста  электровоза.  В  настоящее  время  работает
в  профессионально-техническом  училище  №48  мастером  производственного  обуче-
ния  учащихся  в  группе  электровозников.
     Прошло  пять  месяцев  тренировок  в  секции  бокса.  И  тут  неожиданно  объявили,
что  будут  проходить  соревнования  по  боксу  на  первенство  «Трудовых  резервов»  по
области  во  Дворце  Культуры  г.  Асбеста.  Срочно  сформировали  команду  боксёров
училища.  В  команду  включили  и  меня  в  легчайшем  весе  по  юношам.  Мне  тогда  было  15  лет.  На  соревнования  по  боксу  для  зрителей  продавали  билеты  по  50  коп.
это  была  стоимость  2 -х  билетов  на  вечерний  сеанс  в  кино.
      В  назначенный  день  соревнований  мы  командой  пришли  во  Дворец.  Переоде-
лись,  и  стали  разминаться.  Помню,  я  должен  выходить  на  ринг  во  второй  паре  и
сильно  волновался.  Тренер  видел  это  и  старался  меня  отвлечь  путем  разминки  на  лапах.  Это  помогало.  Честно,  мне  было  страшно,  ведь  это  первый  мой  бой,  да  ещё
перед  зрителями  в  полном  зале.
      Настал  и  мой  черёд  выходить  на  ринг.  Я  волновался  сильно  на столько,  что  не
чувствовал  под  собой  ног.  Мой  соперник  являлся  учащимся  строительного  училища
№ 17,  он  имел  опыт  нескольких  боёв  на  ринге  и  владел  3  юношеским  разрядом.  Он
был  ниже  меня  ростом,  коренастым,  физически  подготовленным.  Прозвучал  раунд  и  начался  бой.  Волнение,  как  рукой  сняло.  Для  юношей  проводили  2  раунда  по  две
минуты.  Для  нас  этого  было  достаточно.  Мой  соперник  постоянно  меня  атаковал,
стараясь  выйти  ко  мне  на  ближнюю  дистанцию,  но  ему  этого  не  удавалось.  Я  был
выше  его  ростом  и  руки  у  меня  были  длиннее.  Поэтому  я  боксировался  на   длин -  ной  дистанции.  Я  не  подпускал  его  близко  к  себе.  Это  было  моё  преимущество.
Закончился  первый  раунд,  который  состоялся  достаточно  напряжённым.  Второй  раунд проходил  в  том  же  темпе.  Он нападал,  а  я  защищался  на  длинной  дистанции,
нанося  прямые  удары  по  сопернику.  Не  имея  опыта  боёв  на  ринге,  я  старался  только  защищаться  от  нанесённых  ударов  противником.  У  меня  не  имелось  ещё
опыта  тактики  и  стратегии  ведения  боя.  Победа  была  присуждена  сопернику  по
очкам.  Его  звали  Алексей.  Летом  вместе  отдыхали  в  летнем  лагере  «Трудовых  Ре-
зервов»,  общались.  После  Армии  я  проходил  мед.  комиссию  по  устройству  на  ра-
боту,  там  мы  и  встретились  случайно.  Поговорили  о  службе  в  Армии,  о  жизни  и  т.  д.  Он  работал  на  спец.  машине   по  эксплуатации  газа.
 
      Я  посещал  ещё  секцию  по  лыжам,  и  мы  тренировались  до  позднего  вечера.
Возвращались  из  леса  усталыми  и  голодными,  но  зато  удовлетворёнными  и  счастли-
выми.  Нас  с тренером  было  несколько  человек,  после  тренировки  обычно  в столовой
нас  кормили.  Аппетит  был,  как  у  голодного  волка.
      Произошёл  со  мной  случай.  После  тренировки  на  лыжах,  поужинали  в  столовой
и  с  Николаем,  вместе  учились  в  группе  кузнецов,  пошли  домой.  Он  жил  у  родст-
веников  на  Черемше,  а  я  на  краю  города  на  улице  Свободы.  Идём  домой  усталые,
находили  на  лыжах  километров  20,  разговариваем  о  том,  о  сём.  Идём  себе,  никого
не  трогаем,  а  на  встречу  нам  группа  строителей  из  училища  человек  25-30.  Это  было  напротив  стадиона.  Нас  быстро  окружили  и  взяли  в  кольцо.  Затем  оттеснили
нас  друг  от  друга  и  изолировали.  Я  был  в  растерянности.  Мне  стали  задавать  провокационные  вопросы  типа: 
      -Есть  закурить?  Откуда  ты?  Снимай  ремень?
      И  тому  подобные  вопросы.  Ребята  всё  настойчивее  шли  на  обострение,  Руками
пытались  снять  ремень  с  шинели.  Я  понял,  что  дело  табак.  Нужно  идти  на  пролом
и  прорывать  кольцо,  иначе  будет  худо.  Я  собрался  с  силами  и  перед  собой  резко
оттолкнул  двоих  строителей  и  крикнул:
      -А  ну,  расступись  сволочи! – И  кинулся  бежать  изо  всех  сил  по  тротуару,  потом
выбежал  на  проезжую  дорогу  и  дальше  домой.  Пробежав  метров  200,   я  оглянулся 
назад  и  увидел,  что  ребята,  пробежав  за  мной  метров  100,  прекратили  меня  пресле-
довать.  Так  я  благополучно  добрался  домой.
     Я  был  в  расстройстве.  Что  с  товарищем  стало?  Мучила совесть,  что  не  помог
товарищу  в  беде.  С  этими  мыслями  и  уснул.
      Утром  прихожу  на  занятия  с  мыслями  о  Николае,  что  с  ним  стало.  К  моей  ра-
дости  он  был  уже  здесь  и  рассказывал  ребятам,  что   с  нами  произошло.  По  его  словам  с  ним  произошло  то  же  самое,  что  и  со  мной.  Вот  так….
      Николай  служил  в  Армии  на  Дальнем  Востоке,  женился,  там  и  остался  жить.

      Несколько  слов  о  нашей   группе  № 3  кузнецов.
      Рублёв  Юрий  Алексеевич  был  у  нас  мастером  производственного  обучения  куз-
нецов.  Ему  было  тогда  35-37  лет.  Практик,  без  специально - технического  образо-
вания.  Хорошо  разбирался  в  материальной  части  кузнечного  оборудования  и  техно-
логии  ковки  металла. Являлся  хорошим  мастером,  наставником  и  воспитателем.  Мы
его  уважали.  Позже,  он  окончил  экономический  институт,  говорят  в  одном  из  го-
родов  на  Волге. Работал  на  кирпичном  заводе  начальником  снабжения,  затем  заслу-
женный  отдых  на  пенсии.  В  настоящее  время  его  уже  нет.  Царство  ему  небесное.
Время  сейчас  на  дворе  10.04.2009  года.
      Костенко,  мастер  производственного  обучения  нашей  группы  № 3  кузнецов.  Лет
24 – 25,  коренастый,  с  животом,  лицо  круглое,  чуть  с  залысиной,  чуть  ниже  средне -  го  роста.  Со  средним  специально – техническим  образованием,  читал  нам  по  техно - логии  машинной  и  ручной  ковки.  Хороший  был  человек.  Позже  женился  здесь  и  уехал  жить  на  Украину,  к  себе  на  Родину.
      Обращались  с  нами  строго,  учили  уму,  разуму.  Помогали  советом  и  делом  мно-
гим  учащимся  нашей  группы.  О  наших  первых  наставниках  остались  одни  хорошие
воспоминания.         
      Старостой  в  нашей  группе  был  Володя  Прожирин.  Выше  среднего  роста,  коре-
настый,  сильный  парень.  Пользовался  авторитетом.  Жил  он  на  67  квартале,  родите-
ли,  т.  е.  отец  был  пожарником.  Жили  материально  не  плохо.  После  окончания  учи-
лища  судьбу  его  не  знаю.
      С  сельской  местности  учились  с  нами  два  парня  из одной  деревни.  Одного  звали
  Валерий,  коренастый,  среднего  роста,  красивый,  хорошая  фигура,  очень  нравил-
ся  девчонкам.  Был  очень  себялюбив,  о себе  высокого  мнения.  Учился  хорошо.  За
свою  самоуверенность  и  циничность,  он  потом  расплатился  в  Б – Истоке,  где  мы  проходили  практику  на  заводе.  О  нём  я  ничего больше  не  знаю.
      Другого  парня  звали  Володей.  Это  был совсем  другой  человек.  Ниже  среднего  роста,  коренастый,  по  характеру  простой,  как  «сибирский  валенок». После  окончания  училища  в  посёлке  Б – Исток  женился  до  Армии,  там  и  остался жить.  Работал  мас-
тером  на  заводе.  Сейчас  на  пенсии  и  работает  на  рабочем  месте  на  заводе.  У него
дети  и  внуки.  Что  ещё  нужно  для  счастья  человеку.
       Гриша  Агомян  рос  в  детдоме.  Учился  хорошо.  На  втором  году  обучения  мы  с
ним  учились  в  школе  рабочей  молодёжи  в  девятом  классе.  С  учёбой справлялись.
Агомян  играл  в  футбол,  даже  за  сборную  города  после  службы  в  Армии,  окончил техникум,  горный  институт,  работал  в  комбинате  «Ураласбест»  на  инженерно – тех-
нических   должностях.  В  настоящее  время  пенсионер,  работает  охранником.
       Симонов  Дима,  хороший  парень,  скромный,  простой.  Женился  до  Армии  в  по-
сёлке  Б – Исток,  там  и  остался  жить.  И  другие  ребята.
       Наша  группа  № 3  кузнецов  часто  занимала  первые  места  по  Социалистическому  соревнованию  по  училищу.  Группу  фотографировали  у  знамени  училища,  фотогра-
фия  сохранилась  и  по  сей  день.  На  втором  году  обучения  на  1  Мая  группу  № 3 
доверили  возглавить  колонну  училища  и  нести  транспаранты,  а  мне  нести  знамя
училища   впереди  колонны.  Перед  колонной  шла  дирекция  училища,  затем  лучшие
ремесленники  и  мастера  со  знамёнами.  Все  были  одеты  в  парадную  форму,  погода
стояла  солнечная,  настроение  было  хорошим.  Когда  мы  строем  проходили  и  чека-
нили  шаг  мимо  трибуны,  сердце  замирало,  душа  трепетала,  казалось,  что  счастливее
этого  времени  никогда  не  будет.  Это  было  красиво.  Запомнилось  на  всю  жизнь.

      Вспоминаю  один  эпизод,  как  мы  сдавали  экзамен  по электротехнике.  Преподава-
тель  был  грамотным,  преподавал  даже  в  горном  техникуме.  Он строго  спрашивал  на
экзаменах  с  электриков,  экскаваторщиков  и  электровозников,  с  тех,  кто  связан  с  электричеством.  С  остальных  профессий  спрашивал  по  минимуму.  Но  всё  равно  его
боялись  и  серьёзно  готовились  к  экзамену.   Вот  и  мы  группа  № 3  тоже  решили  подготовиться  основательно.
      По  слухам  мы  знали,  что  преподаватель  любит  выпить,  вот  мы  и  решили  его  задобрить.  Фамилия  у  него  была  Горшков,  имя  отчество  не  помню.  Я  за  экзамен  не  переживал  и  сдал  его  на  пять.  Многим  ребятам  этот  предмет  трудно  давался  и
они  боялись  завалить  его.  Ребята  по  старше,  купили  бутылку  водки  и  вина,  выли-
ли  в графин.  Затем  отнесли  его  на  экзамен  и  поставили  на  стол  при  преподавателе,
который  уже  принимал  экзамен.  Преподаватель  удивлённо  спросил:
      -Что  это  такое?
       Ребята,  что – то  ответили  в  своё  оправдание,  молча  стоя  перед  Горшковым.
       Наконец,  он  всё  понял  и  сказал:
       -Сейчас  нельзя,  потом  не  откажусь. – Показал  рукой,  чтобы  вынесли  графин  с
содержимым.  Графинчик  остался  у  нас.
       Экзамены  мы  все  сдали  нормально,  после  которых  собрались  в  скверике  у  куз-
ницы  и  распили  графинчик  с  содержимым.  Вот  и  всё.

      Как – то  зашёл  к  ребятам  в  общежитие  по  улице  Шахтёрская,  не  далеко  от  мое-
го  дома.  Там  жили  Агомян  и  другие  ребята.  С  ними  жил  парень  по  фамилии  Шев-
цов,  имя  его  не  помню,  способный,  школу  закончи  с  медалью.  Учился  на  маши-
ниста  электровоза.  Он  с  Агомяном   вырос  и  воспитался  в  детском  доме.  Хороший
парень,  я  таких  редко  встречал.  После  Армии  закончил  авиационный  институт  в 
г.  Уфе  и  работал  в  авиационном  институте  по  разработке  приборов.  Женился  на
асбестовской  девушке.  Встречались  несколько  раз  в  городе  Асбесте  случайно.  Пого-
ворили  про  жизнь  и  т.  д.  Я  тогда  учился  в  институте,  был  женат.  Он  был  рад  за
меня.  Он  приезжал  к  жене,  тёще.  С  тех  пор  больше  не  видел  его.   
      Шевцов  был  мастеровым  и  в  слесарных  мастерских  изготовил  самодельный  ре-
вольвер,  заряжающийся  малокалиберными  патронами.  Он  был барабанного  типа.  Вид
у  него  был,  как  у  настоящего.  Он  показал  нам  этот  револьвер.  Я  взял  в  руки  и  стал  вертеть,  рассматривая  его.  Нас  сидело  на  кроватях  человека  четыре и  вдруг
у  меня  в  руках  раздался  выстрел.  Наступила  мёртвая  тишина,  мы  все  вздрогнули
и  замерли.  Никто  не  пострадал,  все  живы  и  здоровы  остались.  Стали  осматривать-
ся  и  оказалось,  что  пуля  прошла  мимо  нас  и  попала  в  плинтус,  который  крепится
по  низу  пола  к  стене.  Оказалось,  револьвер  был  заряжен,  а  я  вертел  его  в  руках  и
случайно  нажал  на  курок.  Вот  и  всё….

      Как  и  везде,  между  учащимися  РУ № 12  и  строительного  училища  было  сопер-
ничество  и  конфликты  за  сферу  влияния  в  городе  и  «авторитет»  самоутверждения.
Это  преимущество  менялось,  в  зависимости  от  контигента  учащихся.  Чем  хулига-
нистей  ребята,  тем  авторитетней. 
      В  нашем  училище  проводился  танцевальный  вечер.  В  начале  показали  концерт
самодеятельности,  затем  были  танцы  под  музыку.  Было  весело,  музыка,  смех,  весё-
лые  лица,  кругом  мелькали  гимнастёрки  и  девичьи  юбки.  Изредко  появлялись  де-
вушки  в  платьях.
      Вдруг,  ребята  внимание  обратили  в  сторону    выхода  в  коридор,  где  на  лестнич-
ной  клетке,  стояла  толпа  ребят,  и  громко  пререкались  между  собой.  Это  наши  ре-
бята  о  чём – то  спорили  со  строителями.  Каким – то  образом  они  прошли  в  учили-
ще.  В  конфликте  были замешаны  ребята  из  нашей  группы  кузнецов.  Я  даже  не  по-
нял  причину  конфликта.  Затем  в  гардеробе  появился  дым,  трудно,  что- либо  разгля-
деть.  Это  гребёнку  заворачивают  в  тонкую  металлическую  обёртку  и  поджигают.
Получается,  как  ракета  в  полёте,  да  еще  сильно  дымит.  Большой  эффект  для  слабо-
нервных.  Это  произошло  под  конец  танцев.  Все  были  возбуждены  и  встревожены  ситуацией.
     Дым  постепенно  рассеялся,  и  все  учащиеся  стали потихоньку  расходиться  домой.
Я  тоже  оделся  и  пошёл  домой,  кажется  не  один,  а  с  сестрой  Верой  и  её  подругой
Нины.  Признаться,  выходя  на  улицу,  думал,  будет  драка  между  ремесленниками  и
строителями.  Видно  договорились,  и  всё  обошлось.

      В  училище  была  группа  электросварщиков,  смешанная  из  девчонок  и  парней.
В  основном  группа  состояла  из  девчонок, при  том  все были  симпатичные.  Из  них
одна  девчонка  сильно  выделялась  и  была  очень  красивой  и  стройной. У  неё  чёрные  волосы,  и  тогда  в  16  лет  она  была  не  погодам  развита.  Общительная,  участвовала
в  художественной  самодеятельности  училище,  хорошо  читала  стихи.  Она  мне  нра-
вилась,  постоянно  думал  о  ней.  Её  звали  Любой.  Конечно,  в  то  время  я  к  ней  не
мог  подойти  и  поговорить.  Ведь  девушки  в  своём  развитии  опережают  нас  на  нес-
колько  лет  вперёд.  ….Но  вот  случай.  Как – то  ехал  на  автобусе  из  г. Свердловска
домой  в  г.  Асбест,  тогда  я  учился  в  институте.  Я  сидел  с  Любой  рядом  на  си-
денье  автобуса.  Начав  первый  разговор,  напомнил  ей  о  себе,  что  вместе  учились
в  училище,  что  она  мне  нравилась  и  более  того.  Она  ответила,  что  не  очень  пом-
нит.  Но  группу  № 3  кузнецов  она  помнит.  Была  замужем,  а  в  настоящий  момент
не  живёт  с  мужем.  Постепенно разговорились,  общие  воспоминания  сблизили  нас.
Приглашала  меня  к  себе  в  гости,  но  я  вежливо  отказался.  Тогда  я  дружил с  Гали-
ной,  с  будущей  женой.  Гора  с  горой  не  сходится,  а  человек  с  человеком  сходит-
ся….

       После  окончания  первого  года обучения  в  училище  меня  и  ещё  несколько  человек  в  июле  направили  отдыхать  в  лагерь  «Трудовых  Резервов»  областного  зна-
чения,  располагавшийся  в  живописном  месте  за  Черемшой  рядом  с  лесным  кардо-
ном.  В  лагере  отдыхало со  всей  области  до  150  человек.  Много  было  девчонок.
На  территории  лагеря  располагались  несколько  одноэтажных  палат,  столовая  с  кух-
ней.       
       Утро  начиналось  с  физзарядки,  затем  завтрак  и  отдых  на  своё  усмотрение. 
После  обеда  сон,  затем  организованные  развлечения.  После  ужина  под  музыку  бы-
ли  танцы.  Я  не  участвовал,  но  смотрел,  как  танцует  молодёжь.  Проводились  спор-
тивные  мероприятия  игра  в  волейбол,  баскетбол  и  даже  в  футбол.  Проводились  со-
ревнования  по  легкой  атлетике  и  другим  видам  спорта.  Здесь я  был  активным 
участником  соревнований.  Имел  призовые  места.  Итак,  каждый  день.  Было  интерес-
но.
      Однако,  запомнился  мне  на  всё  жизнь  поход  на  Чёрное  озеро.  Поход  рассчитан
был  на  четыре  дня.  Группа  состояла  из  20  человек,  которую  возглавил  один  из  воспитателей  лагеря.  В  группе  половина  было  девчонок.  Нам  выдали  каждому  по
рюкзаку  с  сухим  пайком  на  эти  четыре дня.  Каждый  нёс  за  плечами  не  меньше  7
килограмм.  Воспитатель  нас  собрал  на  кануне и  проинструктировал,  как  вести  себя
во  время  похода.  Дополнительно  мы  ещё  несли  палатки,  которые  распределили  между  ребятами.
      Утром  нас  подняли  в  6  часов  утра,  быстро оделись  и  собрались  возле  столовой.
Съели лёгкий  завтрак,  получили  последние  инструкции,  воспитатель  нас  проверил  к
готовности  идти  в  поход  к  Чёрному  озеру.  Нам  предстояло  пройти  пешком  по  лес-
ным  дорогам  и  тропам  и  по  болотистой  местности  около  40  километров.
       И, наконец,  нас  воспитатель  построил  цепочкой  и  мы  пошли.  Воспитатель  шёл  впереди, а  за  ним   все  остальные,  стараясь  не  отставать.  Замыкающим  поставили  парня  покрепче,  чтобы  следил  и  контролировал  за  туристами  и  если  нужно  оказы-
вал  помощь  и  предупреждал  воспитателя – проводника.  Мы  шли  по  лесу  до  2-х   ча-
сов  дня,  останавливаясь  через  каждый  час  на  привал  минут  на  10.  Была  возмож-
ность  отдохнуть  и  перекусить,  набраться  сил  к  дальнейшему  движению.  И  снова  в
путь.  Мы  шли  в  основном  лесной  дорогой,  укатанной  машинами  и  мотоциклами,
да  колёсами  телег,  запряжённой  лошадью.  В  некоторых  местах  шли  узкими  тропа-
ми,  а  под  ногами  усыпано  росло  земляники  и  чёрники.  По  возможности  наклоня-
лись  и  руками  срывали  ягоды,  и  наслаждались  их  вкусом.  Конечно,  это  утомляет,
да  задерживает  продвижению  вперёд.  Воспитатель  по  этому  поводу  делал  замеча-
ния,  а  замыкающий  поторапливал,  чтобы  не  задерживали  цепочку  туристов.
       Мы  зашли  достаточно  далеко,  и  перед  нами  стояла  стена  дремучего  леса.  Вы-
сокие  сосны  поскрипывали,  слегка  раскачиваясь    от  лёгкого  ветра.  Дремучие  ели
своими  густыми  ветвями,  полностью  закрывали  небо,  а  мы  шли,  будто  в  сказочном
лесу  и  вот,  вот  подойдём  к  избушке  на  курьих  ножках  и  баба  яга  встретит  нас  со
своей  метлой  и  угостит  вкусненьким  обедом.  От  длительной  ходьбы  туристы  были  в поту,  и  уже  чувствовалась  усталость,  но  мы  продолжали  продвигаться  вперёд.  Все  туристы  чувствовали  себя  хорошо,  и  никто  не  жаловался.  Девчонки  шли  нормально  и  на  трудности  похода  не  жаловались.
      Постепенно,  куда – то  исчезла   лесная  дорога  с  тропинкой,  началась  заболоченная  местность.  Постепенно  исчез  дремучий  лес,  а  появились  карликовые  берёзы,  да  бо-
лотистые  кочки  под  ногами.  Идём  по  настоящему  болоту  2-3  часа,  проваливаясь, порой  ногами  по  пояс.  Мы  давно,  промокшие  насквозь  болотной  жижей,  обувь
у  нас  чавкает  при  каждом  шаге.  Постепенно  у  каждого  из  нас  в  руках  появились
посохи  для  устойчивой  ходьбы  по  болоту.  Ведь это  дополнительная  опора.
      Наконец,  узнаем,  что  сбились  с  пути  и  заблудились,  а  время  уже  6  часов  вече-
ра.  По  плану  мы  должны  были  быть  уже  на  Чёрном  озере  и  развернуть  палатки.
Надо  отметить,  что  парни  и  девчонки  на  трудности  не  жаловались,  хотя  идти  было
очень  трудно.  Все  туристы  устали  и  находились  на  пределе  своих  возможностей.  Я
переносил  трудности  похода  нормально.  Была усталость,  но,  как  говорится,  на  миру
и  смерть  красна.  И  я  шёл,  как  и  все,  терпя  трудности  походной  жизни,  к  тому  ещё  и  голодный.
     Кругом  нас  болото,  кругом  болото,  и,  кажется,  что  оно  никогда  не  кончится.
А  мы  идём  и  идём  за  своим  проводником  по  болоту,  настоящему  болоту,  провали-
ваясь  по  колено  и  выше,  а  кое - кто  и  кое - где  по  пояс.  Явных  ям не  попадалось.
Проводник  шёл  впереди,  прощупывая    путь  посохом,  это  нас  и  спасало.  Мы  шли
след  в  след.
     Наш  туристический  отряд  шёл  долго  и  упорно  к  назначенной  цели.  Наконец,
мы  вышли  на  сухое  место,  снова  росли  сосны  и  ели,  да  кое – где  берёзы – сест-
рички.  У  всех  поднялось  настроение,  надежда,  что  скоро  прибудем  на  место.  Про-
водник  определился  с  маршрутом,  и  группа  двинулась  в  путь,  после  непродолжи-
тельного  отдыха.  Уже  началось  смеркаться,  когда  мы  вскоре  вышли  на  базу,  кото-
рая  располагалась  на  Чёрном  озере.  Мы  ликовали и радовались,  что,  наконец,  то  дошли.  Здесь  мы  остановились  на  ночь,  перекусили  сухим  пайком,  разделись  для
сушки  одежды  и  улеглись  спать.  Места  нашлось  всем.
      Утром  все  встали  бодрыми  и  здоровыми,  никто  из  нас  не  заболел.  Правда,  всё
тело  побаливало  от  физических  нагрузок  при  походе.  Устроили  лёгкий  завтрак,  а
затем  воспитатель  повёл  нас  к  месту  расположения  лагеря. Это  было  не  далеко.
Берег озера,  куда  мы  пришли,  был  песчаный.  В  этом  месте  было  опушка,  подальше
шёл  лес,  а  вдоль  берега  росли  кустарники.  Птицы  с  раннего  утра  выводили  свои
свирели,  которые  звучали  по  всему  лесу  и  ласкали  наши  уши.  Хорошо.
      Здесь  мы  стали  разбивать  двухместные  палатки,  помогали  девчонкам.  В  палатках  разместились  по  два  человека,  парни  и  девчонки  отдельно.  Надо  сказать,  что  никто  из  туристов  не  жаловался,  что  кто – то  натёр  ноги  и  т.  д.  Мне  сильно  не  повезло  в
этом  вопросе.  У  меня  не  было  опыта    и  практики  ходить  в  походах.  Странно,  что
воспитатель  не проверил  у  туристов,  что  одето было  на  ногах.  Похоже  у  всех  на  но-
гах  были  одеты  мягкая  обувь,  типа  кет  и  пр.  Я  надел  в  поход  парадные  ботинки,
которые  достаточно  плотно  сидели  на  ноге.  И  этим  было  всё  сказано.  Во  время
похода  я  натёр  пальцы  и  пятки  ног,  но при  ходьбе  сильной  боли  не  чувствовалось.   
Хотя  ощущение  дискомфорта  и  лёгкой  боли я  начинал  чувствовать  с  половины  пу-
ти.  Приходилось  терпеть,  деваться  было  некуда.
      На  утро,  последствия  были  плачевные,  я  не  только  не  мог  надеть  ботинки,  но  идти босиком  было  больно.  Натёртые  пальцы  и  пятки  на ногах  покрылись  кровяной  коркой.  Мы  по  плану  должны  отдыхать  на  озере  четыре  дня.
      Чем  мы  занимались?  Отдыхали,  купались  в  озере  и  загорали.  Ходили  в  лес  за
грибами  и  за  ягодами,  которых  было  видимо,  не  видимо.  Я  лечил  свои  ноги,  гото-
вя  их  к  обратному  походу.  Мазал  мазью,  которую  мне  дали  из  аптечки,  приклады-
вал  листьями  подорожника  и  мать - мачехи.  Постепенно  корки  на  ногах  подсыхали,  легче  стало  ходить.  До  полного  выздоровления  было  ещё  далеко.  Я  начал  изготав-
ливать  себе  из  коры  берёзы  подошву  для  ступеней  ног,  оборачивая  их  в  носки  и  из
материи  обмотки,  завязывая  верёвкой. 
       Итак,  мы  отдыхали  и  веселились.  Готовили  на  костре  походную  кашу  с  консер-
вами,  разные  супы  и  даже  грибницу,  уху.  Вечером  у  костра  звучали  песни  под  ги-
тару.  Над  головой  чистое  ночное  небо  с  яркими  звёздами.  Хорошо.  Молодёжь  в  16-17  лет    уже  созрела  для  любви  и  то  там,  то  здесь  слышны  были  воркования
и  шуршания  молодых.  Жизнь.  От  этого  никуда  не  уйдёшь.
      Незаметно  и  быстро  пролетели  эти  четыре  дня.  Пора собираться  в  дорогу.  Ут-
ром  встали  пораньше,  свернули  палатки,  собрали  рюкзаки,  которые  заметно  поху-
дели от  съеденного  сухого  пайка.  Воспитатель  нас  построил,  проверил  всех  на  готовность  идти  в  обратный  путь.  Я  на  ноги  надел  свои  обмотки,  а  ботинки  поло-
жил  в  рюкзак.  Итак,  группа  туристов  тронулась  в  обратный  путь.  На  пути  был  всё
тот  же лес,  болото  лежало, где - то  в  стороне.  Обратный  путь  мы  прошли  за  5-6  ча-
сов  и  где – то  к  6  часам  вечера  были  уже  в  нашем  лагере,  т.  е.  дома.  Все  туристы
дошли  нормально,  и  только  я  шёл  с  больными  ногами.  Самодельная  обувь  спадала
с  ног,  которую  приходилось  поправлять,  и  я  шёл,  как  бы не  было  трудно.  Были  бо-левые  ощущения,  на  привалах  я  постоянно  поправлял  свою  обувь  и  это  помогало. 
Я  пытался  надевать  ботинки  на  ноги,  но идти  в  них   было  невыносимо  больно.  Приходилось  местами  идти  босиком,  где  дорога  была  ровной  и  без  опавших  с  сосен  шишек.  И  это  было  моим  спасением.  Я  дошёл,  и  это  было  для  меня  окон-
чания  мук.  Болячки  мои  постепенно  заживали,  и  через  неделю  я  мог  одевать  мяг-
кую  обувь,  такую,  как  кеты.  К  концу  заезда  я  уже  надевал  свои  парадные  ботинки,
но  болевые  ощущения  ещё  оставались.  Мои  болячки  долго  заживали  и  чувствовать
болевые  ощущения  я  перестал  только  через  несколько  месяцев.
     Итак,  отдых  продолжался  своим  чередом  после  похода  на  Чёрное  озеро.  Моло-
дёж  знакомилась  друг  с  другом.  Влюблялись,  целовались  и  обнимались.  С  нашего
училища  была  группа  ребят,  боскетболисты,  развитые  не  по  годам.  Они  познакоми-
лись  с  девчонками  с  г.  Каменска – Уральского  и  приглашали  их  в  свою  палатку
и  по  очереди  их  обжимали  и  трахали.  Вот  так.  Дети  стали  взрослыми.  Я  до  таких
похождений  ещё  не  дорос,  всё  у  меня  было  впереди….
      Закончился  наш  отдых  в  лагере  и  все  разъехались  по  домам  счастливые  и  от-
дохнувшие.  После  окончания  каникул,  снова  приступили  в  сентябре  к  учёбе.  Я   ос-
тановлюсь  на   практических  занятиях  при  работе  на  пневматическом  молоте  400  ки-
лограммов,  веса  бабки  молота.  Машинная  ковка  мне  нравилась,  когда  куёшь  паков-
ку  прямоугольную  или  круглую,  то  душа  замирает.  Ведь  тебе  подчиняется  металл,
который  меняет  форму  по  твоему  желанию.  Незабываемые  ощущения  остроты  пла-
мени  и  накала  металла.  В  момент  ковки  душой  и  телом   соединяешься  с  металлом.
И  это  здорово. 
      Незаметно  учёба  подходила  к  концу.  Теоретические  экзамены  я  сдал  без  троек
легко.  Экзамен  по  практике    я  сдал  на  хорошо.  Я  изготовил  небольшой  топор  руч-
ной  ковки.  Довольно  сложная  и  тонкая  ручная  работа.  Я  справился  с  этой  задачей.
И, Слава  Богу.  Вся  группа  благополучно  сдала  экзамены.  Теперь  осталось  пройти
двухнедельную  практику  в  заводских  условиях.  И  нам  её  организовали  в  рабочем
посёлке  Б – исток,  в  7  километрах  от  Химмаша.  До  практики  нам  всем  дали  темы
для  выполнения  дипломных  работ.  Моя  тема  состояла  из  чертежа  фрикционного пресса  записки  по  технологии  машинной  ковки  паковок  шестерён.  Я  с  эти  задани-
ем  справился.
      Нашу  группу  привезли  на  механический  завод  № 2  «Сантехстройдеталей»  на  практику  и  поселили  в  частном  секторе  по  домам.  Это  был  июнь.  Вторая  половина  месяца.  Нас  разбили  по  бригадам,  работали  по  сменам   в  основном  штамповщиками
на  кривошипных  и  эксцентриковых  прессах  250- 400  тонн.  На  этих  прессах  штампо-
вали  фланцы  от  100  до  450  миллиметров  в  диаметре.  На  фрикционных  прессах  делали  отводы  от  50  до  250  миллиметров  в  диаметре.  Только  несколько  человек
проходили  практику  на  паровоздушных  молотах  мощностью  3  тонны.  Они  выпол-
няли  машинную  ковку.  На  каждого  был  дан  отзыв  о  пройденной  практике  с  оцен-
кой  мастерами.
      Наконец,  назначили  день  сдачи  экзаменов.  Сдавали  экзамены  в  кабинете  началь-
ника  цеха.  Комиссия  состояла  из  начальника  цеха,  технолога  и  нашего  мастера.
      У  всех  приняли  экзамены.  Я  сдал  экзамен  на  четыре,  тем  не  менее,  мастера
 решили  блеснуть  своей  теоретической  подготовкой  своих  выпускников  и  дали  мне
задание  рассчитать  паковку  на  деталь,  сколько  материала  необходимо  на  неё.  Я  с поставленной  задачей  справился.  Комиссия  была  удивлена,  а  наши мастера  доволь-
ны.
      Незаметно  пролетели  два  года  учёбы  в  училище,  где  я  получил  профессию,  на-
чальное  техническое  образование.  В  училище  в  нас  вложили   знания  по  специаль-
ным   дисциплинам  технологии  металлов,  технологии  машинной  и  ручной  ковки, 
практическим  навыкам  ковки  металла. Например,  технология  металлов,  которую  пре-
подавали,  очень  близка  была  по программе  в  горном  институте,  где  позже  я  учился  и  легко  осваивал  её.  Мы  получили  достаточно  прочные  и  обширные  знания  в  этих  начальных  технических  вопросах.  Они  открыли  лично  для  меня  в  мир  технического  прогресса  и  технологии  обработки  металла,  его  структуры  и  микромира  изнутри.
     Для  меня  открылся  мир  черчения,  и  мне  нравилось  выполнять  задания  по  этой
дисциплине.  Чертить  детали  в  различных  проекциях,  представляя  их  в  пространстве.
Знания  и  навыки  в  черчении, полученные  в  училище,  помогли  мне  учиться  в  институте,  а  позже  работать  конструктором,  научным  сотрудником  в  институте 
«ВНИИпроектасбест»  и  работать  механиком  на  Ремонтно–механическом  заводе
комбината  «Ураласбест».  Получив  знания  технологии  и  ковки  металлов,  это  мне  по-
могло  в  дальнейшем  правильно  ориентироваться  с  выбором  профессии  и  трудовой  деятельности  в  дальнейшей  работе. 
      В  училище  я  много  занимался  физкультурой  и  спортом,  выступал  на  соревнова-
ниях.  Физически  за  два  года  я  заметно  окреп,  вырос  и  возмужал.  На  меня  стали  поглядывать  девушки.
      До  16  лет  мы  с  сестрой  Верой  носили  девичью  фамилию  матери  Долгих.  Когда
мне  исполнилось  16  лет,  и  нужно  было  получать  паспорт,  отец  с  матерью  изменили  нам  с  Верой  фамилию.  И  это  правильно.  Фамилия  Долгих  мне  не  нрави-
лась,  видимо  от  слова  долгий,  длинный.  К  новой  фамилии  я  постепенно  привык.
      Время  учёбы  в  училище  было  интересным  и  насыщенным  по  событиям  в  моей
жизни  и  училища.  Я  стал  взрослым  и  выходил  на  самостоятельную  дорогу  взрос-
лой  жизни.  Что  меня  ждёт  впереди….         
      Итак,  закончилась  учёба  РУ –12,  началась  самостоятельная  и  взрослая  жизнь.  Мне  тогда  было  17  лет.  А  сейчас  я  отвлекусь  в  настоящее  время….
                30.04.2017  год.


Рецензии
Григорий Михайлович, почему до 16 лет у вас была фамилия матери, или они с отцом официально не состояли в браке?

Токманцев Дмитрий   06.02.2025 16:10     Заявить о нарушении
Здравствуй Дима. Я родился 3 апреля 1945 года, Вера родилась в августе 1946 года. Родители зарегистрировались в браке скорее всего в начале 1950 года. Надя появилась на свет в мае 1953 года уже с фамилией Рыжова.
Я учился в Ремесленном училище № 12 в городе Асбесте. В 1961 году 3 апреле исполнилось 16 лет и отец принял решение меня и Веру позже перевести на свою фамилию Рыжовы. Примерно так получилось в нашей жизни. Удачи тебе во всех твоих делах. Дима, не в обиду будет сказано. Крести своего сына Анатолия. Это важно для него и для родителей. До свидания.

Григорий Рыжов   10.02.2025 11:43   Заявить о нарушении