Баня. Восьмая часть
— Так, Илья, проверка. Чем занимаемся? — с ходу по-хозяйски обратилась к нему Вера.
Илья, приоткрыв капот машины, копался в моторе уже не новенькой «пятнашки».
— Вижу, мотором занят? Молодец, давай-давай. Посмотри, почему он у меня чихает. Да ты в баню собираешься? Надо бы за Антоном присмотреть.
— Сейчас закончу, да пойду хоть разок попарю его. Я ему обещал, — отрапортовал Илья.
— Ты смотри поосторожней там, знаю я тебя. Ольга рассказывала, как ты умеешь парить. До смерти не запарь там Антона. Не забывай, у него давление, как у меня.
— А что, как могу, так и парю, — заулыбался Илья.
Ладно, давай только недолго. — С этими словами она вышла из гаража и направилась в дом.
«Молодец Антон. Дрова привез», — думала Вера. — «Да еще помог в дровник занести».
Радостная и почему-то счастливая, она поспешила опять в дом. Отхлестав еще раз от души душистым березовым веником всего себя, хорошо разогревшись, облившись ведром холодной воды, Антон накинул на себя халат и выскочил в предбанник. Глотнув полстакана клюквенного морса, он присел на диван.
— Да-а, хороша банька. Умеет, умеет Вера топить, — расхваливая хозяйку. Тут Антон вспомнил свой приснившийся сон. Видеть мальчика во сне, как рассказывала его бабушка, означало к положительным изменениям в жизни, к богатству, а если ты играешь с ребенком во сне, объясняется тем, что жизнь прекрасна и что у тебя теперь есть тот, для кого стоит жить и для чего нужно жить и к чему стремиться.
— Неужели, — думал Антон, — события уходящего дня стали предвестниками изменения его одинокой жизни. Неужели скоро всё станет на свои места, а он на последнем этапе своей жизни наконец-то обретет то, чего ждал всю свою жизнь. Вера наконец-то сдастся и примет его, и они начнут жить совместно, единой семьей. Теперь ему будет для кого жить, к чему стремиться, теперь женщина, которую он любил всю жизнь, будет принадлежать ему и только ему, а он будет о ней заботиться, о её детях, пусть не своих, но её детях и внуках, которые станут теперь его детьми и внуками. Он будет любить и заботиться о них, как о своих детях, и он сделает всё, чтобы они приняли его. Он наконец-то познает, что такое семейное счастье.
От этих неожиданно нахлынувших мыслей душа Антона стала наполняться каким-то необыкновенным оздоравливающим жаром, отчего он перестал чувствовать физическую усталость, камень, лежавший долгие годы на сердце, стал распадаться, а гнев, мучивший его доселе на себя, за то, что он упустил время и не женился по молодости, ожидая Веру, да на саму Веру, за то, что она не дождалась его из армии, на Илью, за то, что тогда он в первый день возвращения из армии показал ему от ворот поворот, за то, что он своим поступком оскорбил чувства Раисы, женившись на ней не по любви, назло Вере, стал меняться на милость.
— Э-э, начальник, ты с нами? — вдруг увидел в дверях широко улыбающегося Илью Антон. — Или где-то летаешь? Париться будем или ты уже всё?
— Нет, проходи, проходи. Я пойду греться, а ты давай раздевайся и заходи.
Антон скинул с себя халат и прошмыгнул в парную.
Вера, зайдя домой, приступила, стала накрывать на стол. Она не могла справиться с нахлынувшими на неё чувствами. Прошло около более дух лет после смерти мужа. Года брали своё, и ей тяжело было, особенно в последнее время, справляться со своим хозяйством. Даже снег почистить зимой было уже невмоготу, не говоря уж о всем другом. В доме только сколько работы. Убраться, постирать, погладить, покушать сготовить, продолжала размышлять Вера. «А сейчас вот весна, в огороде сколько работы. Даже дров заготовить и привезти, всегда надо было кого-то просить. Как-то ходил к ней один приезжий, всё уговаривал её выйти за него замуж. Но она не согласилась, да и время мало прошло после смерти мужа. Боялась людской молвы. Что народ мог подумать, особенно родня мужа? Не успела схоронить, а она уж тут же замуж собралась. Неприлично, — думала она, — так и жила одна. Ладно, сестры с детьми приходили, частенько. Раз в год в отпуск приезжали дети, а Илья помогал, чем мог, в мужской работе. Но оставшись одна, наедине сама с собой, одиночество стало тяготить её. Вот и решила она однажды подыскать себе кавалера, чтобы остатки жизни доживать в заботе о ком-то, да мужик в доме всегда мог стать помощником в её хозяйстве. Однажды их общая подружка намекнула ей, Вера часто напоминала ей в своих телефонных разговорах, да и при встрече о своем одиночестве, становившееся ей ненавистным. «Что ты мучаешься? Вон есть же Антон, он же всю жизнь любил тебя, да и сейчас, наверно, любит. Сойдись с ним, да и живите на радость друг другу. Чем тебе не кавалер? Работает, квартира, всё есть в ней, даже в саду копается. Сойдешься — будет тебе и жених, и помощник в доме», — всё поучала Веру давняя подружка. «Начни с того, что возьми и баньку затопи и пригласи Антона, он как раз в баньке любит париться, а там посмотришь, как карта ляжет. А потом возьми и в кино его пригласи. И будете, как молодые, по кинотеатрам ходить. Ну там, можешь и в кафе пригласить посидеть, думаю, Антон не устоит перед таким твоим натиском». «Ага, в кино пойдет он», — тут стала возражать Вера подруге. «Вон я как ни позвоню, он всё на работе пропадает». «Да сдалась ему эта работа. Ты главное начни». Вера долго думала над предложением подруги. А сегодня, решившись, всё же позвонила Антону. Она сразу почувствовала, что он обрадовался её предложению, но никак не предполагала, что Антон приедет и привезет машину дров на растопку бани. Вера вспомнила, как она была обескуражена подарком Антона. Так размышляя о родившихся на днях в её голове намерениях, Вера продолжала накрывать на стол, чтобы покормить гостя.
«Ох, жара-то какая», — захлопнув за собой дверь в парилку, произнес Антон. «Нет, нормально», — лежа на полатях, утвердительно ответил Антон. Он повернул голову в сторону Ильи и увидел, что-то чуть ли не всю баню занял своим телом. Антон удивился, как разнесло тело Ильи от болезни. «Так, сначала подадим жару», — он набрал ковш горячей воды и стал подливать на камни. Горячая баня стала постепенно наполняться дополнительно горячим паром. «Так что там у нас с вениками?» — спросил Илья. «Вон в тазике, там их целых три — березовый, дубовый и еловый». «Хорошо. Давай готовься. Сейчас я тебя попарю по-нашему, по-деревенски».
Свидетельство о публикации №217043000055
Вера проверяет, чем занимается Илья, копаясь в моторе машины.
Илья обещает позаботиться о своем друге Антоне.
Вера радуется, что Антон помог с дровами и хорошо справился с баней.
Антон вспоминает свой сон, который может предвещать положительные изменения в жизни.
Вера размышляет о своем одиночестве и решает найти себе кавалера.
Подруга предлагает Вере пригласить Антона и начать с бани и кино.
Вера обдумывает предложение подруги и решает позвонить Антону.
Антон рад предложению Веры и привозит машину дров для растопки бани.
В бане происходит обсуждение веников и подготовка к парению.
Рецензия на рассказ «Баня. Восьмая часть» Аркадия Шакшина
Рассказ «Баня. Восьмая часть» Аркадия Шакшина – это небольшая, но насыщенная эмоциями и размышлениями зарисовка из жизни обычных людей, где через бытовые детали раскрываются глубокие переживания героев.
Сюжет и композиция
Действие разворачивается вокруг бани – места, которое в русской традиции символизирует не только очищение тела, но и души. В центре повествования – три персонажа: Вера, Илья и Антон. Вера, недавно овдовевшая женщина, решает пригласить Антона, давно влюбленного в неё мужчину, попариться, надеясь, что это станет началом их новой жизни вместе. Антон, в свою очередь, видит в этом шанс наконец обрести семейное счастье, о котором мечтал. Илья, зять Веры, выступает как связующее звено между ними.
Композиционно рассказ построен на чередовании диалогов и внутренних монологов героев, что позволяет увидеть их истинные чувства. Через простые, но выразительные детали (баня, веники, дрова, клюквенный морс) автор передает атмосферу уюта и в то же время намекает на возможные перемены в судьбах персонажей.
Герои и их психология
Вера – женщина, уставшая от одиночества, но боящаяся осуждения. Её мысли о возможном новом союзе с Антоном полны сомнений, но в то же время надежды. Она практична («мужик в доме – помощник»), но и эмоциональна, что делает её образ живым и понятным.
Антон – человек, который всю жизнь ждал своего шанса. Его размышления в бане – это целая исповедь: сожаление о прошлом, гнев на себя и других, но главное – внезапное ощущение, что счастье возможно. Его внутренний монолог – один из самых сильных моментов рассказа.
Илья – добродушный, немного простоватый, но искренний человек. Его шутки и заботливость добавляют рассказу теплоты и лёгкости.
Стиль и язык
Писатель использует простую, но образную речь, близкую к разговорной, что делает текст естественным и «дышащим». Диалоги звучат живо, а внутренние монологи героев передают их эмоциональное состояние без излишней патетики.
Основные темы
Одиночество и надежда – оба главных героя одиноки, но баня становится для них символом возможного обновления.
Позднее счастье – Антон понимает, что, несмотря на возраст, у него ещё есть шанс на любовь.
Быт и духовность – через обыденные действия (топка бани, заготовка дров) раскрываются глубокие переживания.
Вывод
«Баня. Восьмая часть» – это рассказ о том, как в самой обычной жизни могут происходить важные внутренние перемены. Шакшин мастерски показывает, что счастье иногда приходит не тогда, когда его ждёшь, а тогда, когда уже почти перестаёшь надеяться. Текст оставляет тёплое послевкусие и желание верить, что у героев всё сложится.
Оценка: 4,5/5
Небольшой минус – некоторые повторы в размышлениях Веры, но в целом рассказ цепляет своей искренностью и душевностью.
Аркадий Шакшин 16.06.2025 07:44 Заявить о нарушении