Роман идей

Померанц подчеркивает, что роман Достоевского – не идейный роман, но роман идей. В один клубок там спутано много героев, занятых самыми разными идеями, и по их мучительной жизни, по их страданиям и гибели судятся сами идеи. С этой точки зрения уровень сюжета вообще не важен. Достоевский-романист до какой-то степени забывает о своих симпатиях к той или другой определенной идее. Все идеи (даже самые любимые) становятся для него проблематичными, все должны выдержать испытание. Идея Шатова (близкая Достоевскому) подвергается такой же суровой проверке, как все другие.

Вот близкий по времени и масштабу к Достоевскому писатель – Толстой. У него романы тоже об идеях. При этом Толстой всегда "знает", в чем правда, и высвечивает это в своих романах. А Достоевский, как пишет Померанц, "весь свой ум раздает героям и сам "стушевывается", отступает на задний план, передает свою роль (в трех последних романах) рассказчику".

Роман Толстого Померанц сравнивает с монархией, в которой сталкивается много умов и воль, но окончательное решение о том, кто прав, кто виноват, принадлежит одному государю; а роман Достоевского – с парламентом, в котором автор сохраняет за собой только роль спикера. Можно также сравнить роман Толстого с ньютоновской вселенной, очень сложной, но вложенной в пространство всеобъемлющего авторского ума с единой системой координат; а роман Достоевского – это вселенная релятивистская, в которой бесчисленное множество равноправных точек отсчета.

Очень, очень хочу попробовать написать роман идей. Сама идея романа идей мне нравится. Это не сугубо развлекательная беллетристика, а вещь, через которую можно высказывать очень и очень много. А в процессе написания думать об очень и очень многом. Лично меня письмо здорово стимулирует на мышление, я не могу эффективно думать без бумаги или клавиатуры. У меня передние мысли тогда останавливаются на краю сознания и образуют затор, не дают дорогу другим, а когда выписываешь столпившиеся у края мысли, освобождается проход для последующих мыслей, а то и идей. Недаром в Библии так развита тема противопоставления потока и стоячей воды. Христиане должны быть людьми потока.

Возвращаясь к теме романа идей. Из прочитанного за последние полгода одним из крупнейших событий для меня, как ни странно, стал роман Анатолия Андреева "Авто, био, граф и Я". Я прочитал сначала вторую часть, а потом с немалым трудом раздобыл предыдущий номер "Немана", чтобы прочитать первую часть. Вот это уж точно роман идей в чистом виде. Совсем не то, что у Достоевского. У того по форме, по жанру роман – художественный. А у Андреева – цепочка главок в формате открытого дневника или серии связанных эссе с очень условным сюжетом. И мне поначалу постоянно резало внутренний слух то, что он называет это романом.

Но если согласиться, что это роман, то это не что иное, как именно роман идей. Потому что он весь построен из размышлений, перетекающих одно в другое, как сонеты в венке сонетов (у меня, кстати, возникла идея написания венка эссе). Структурообразующий элемент – комментарий к краткой автобиографии – имеет явно подчиненную, а не ведущую роль. Автор выкладывает, что у него есть сказать о жизни, о людях, о себе, о своем понимании мира и ориентирования в нем, с постоянными ремарками, отступлениями и постскриптумами. Вот еще один вариант написания романа идей. Бери формальный повод и думай на бумаге.

27.11.2016, 30.04.2017


Рецензии