С легким паром

     Давным-давно зрела у меня эта тема. Вот наконец, разрождаюсь.

    
     Наверное, не ошибусь, если скажу, что всем знаком фильм "Ирония судьбы. или С легким паром". Для всех русскоязычных носителей, как по мне, это must have. Но осветить хочу не сколько шедевральное (не побоюсь такой характеристики) создание Рязанова, сколько его в сравнении с современным ремейком.


     Во многом все дальнейшее очень субъективно, т.е. лично мое мнение, потому поклонникам "объективной Истины", видимо, дальше читать не имеет смысла.

     Итак. По сути, оба фильма примечательны тем, что являются прекрасными "срезами" своих эпох. В чем же это выражается.

     Начну со старого, знакомого всем "Ирония судьбы".

     А ля, -Сколько тебе лет? -Даже не знаю.. -А сколько раз "С легким паром" видел?? -Раз двадцать-двадцать пять. -Ну вот, тебе столько лет и есть!.

     Шутки шутками, но часть правды в этом действительно есть. Этот фильм для многих ассоциируется именно с новогодними праздниками, и более того, они [праздники] без него не совсем полны. Что же представляет из себя классический, "старый" "С легким паром"? В первую очередь, это мегосатира на унификацию-стандартизацию и бюракратический аппарат СССР (мне вообще не понятно, как он прошел круги ада цензуры с таким явным сатиризмом). Но это так же и срез, типология советского человека того времени. Это видно и в ищущем адрес главного героя Павле, и в "мировой маме", прожившей многие лета в коммуналках. И в new generation - невесте главного героя. Прагматичность и расчет.

     Не знаю, может быть, это все же возрастное (хотя Советского Союза я осознанно и не застал), но есть во всем этом некий Дух, некая ностальгичность. А общественные бани (зачем в баню, у него есть ванная), в которых "не наливают". И прекрасные типажи "за Женечку" и "Я никогда не пьянею". Мимолетные штрихи, "- хоть 5-й", "- рановато, товарищ" - но все это отдает таким мягким добрым теплом, что только ради этой атмосферы стоит смотреть этот фильм (понятно, что все это идеализированно, и можно, например, посмотреть перестроечные советские и постсоветские фильмы, в которых открывалась изнанка, выхлоп и реальность всего этого "хорошего". Но все же).

     Что же мы имеем в ремейке? Да, оговорюсь, его я смотрел всего один раз (больше не тянуло), и несколько лет назад. Но он тоже как нельзя лучше представляет свое время. Более чем. Случайность замешанная на иронию над стандартизацией превратилась в прагматичный непонятно с чего расчет. И в современных реалиях уж очень фантастично совпадение замков. Больше смахивает на пародию.

     Отсутствие случайности, наигранность и задуманность, отвращают от главного героя. При этом, его антагонист - это совсем не Ипполит из первой части. Причем это вроде как и он, рвач, манагер, "успешный", современный. Но если в старом фильме герои были действительно разными, с противоположными подходами и философиями, что подчеркивалось "Для вас нет ничего святого...", "Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам...". То в новом противостояние больше личностное. Два одинаковых человека своего времени. Знающие, что "к успеху" ведут наглость, напористость, словоблудие, хитрость.

     Если консервативного Ипполита было местами реально по-человечески жалко, то герой Безрукова не вызывает такой гаммы эмоций. Даже когда все у него идет по-п*де (и что немаловажно и примечательно, при активном участии противника - главного героя). Есть в этом что-то, вспомните, "За такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое — очень трудно. Нельзя." и эта драма хорошо чувствуется в старом фильме. В новом же не так. Современность и легкость, свобода, нечего разрушать по-сути, все легко и просто, никакой трагедии. Но в этом, если задуматься, и есть суть. В этой несерьёзности, незрелости, и это (хоть, как мне кажется, так и не задумывалось) очень хорошо показано в ремейке.

     Подытоживая, оба фильма хороши, оба нужны. Глядя на них, снятых с интервалом 30(40?) лет, можно заметить смену поколений, парадигм. Как в кинематографе и сценаристах, так и в эпохах. Может, я, конечно, и стал таки тем динозавром, который "тащится" от старого "С легким паром" (при том, что я совсем не фанат СССР, если что), но старый фильм я по-прежнему смотрю раз в два-три года в новогодние праздники. А вот новый, он на один раз, как по мне. Что, в моей системе ценностей, говорит о его слабости.

     Сейчас это уже многим непонятная фраза. С легким паром!

10.03.2017
 


Рецензии
Вы знаете, я тоже не ностальгирую по СССР, я ностальгирую по советским фильмам. Хороший, глубокий анализ у Вас получился. С уважением,

Сергей Корольчук   08.12.2017 22:30     Заявить о нарушении
Я его, по сути, не застал, родился под конец))
Спасибо!)

Ратш Любомиров   08.12.2017 23:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.