Графоманы vs писатели

Если свести весь спектр из общего в частное, получится хоть и гротескно, но в целом правдиво.

Графоманы – что-то вроде эротоманов, которые не просто прутся от самого процесса, но и до него, во время него, и после, разумеется, тоже. А еще потом спать ложатся – и грезят...

Писатель – такой себе скучный профессионал, которого процесс не особо вставляет, но он знает, при каком уравнении количество роднится с качеством. При таком анализе любой пишущий обозначил бы себя скорее графоманом, чем занудным архиватором строк, в конце концов, такой яркий пример графомании, как Стивен Кинг, Энн Райс, тот же Гоголь и Достоевский – вдохновляют масштабами своего успеха и вызывают искреннее уважение, и уж точно не порицание. Стиль, тема, цель – это уже потом. Но зуд писательства, тот самый, от которого все «бабочки» и все «мурашки», сопли, слюни и истерика, лихорадка во втором часу ночи или полный раздрай в пять утра; игнор входящих звонков и сообщений, таких, зараза, неуместных; хроническая невыспанность, непонимание какой день недели, число, какой, прости Господи, год; и, наконец, блаженный, вымученный сон под утро, буквальная потеря сознания, отключка оргазмирующего мозга! – все то, с чего, собственно, и начинается весь движ – вот это и принято считать чем-то страшно непристойным в кругу мнущих и мнящих себя профессионалов. От скверного понятия «профессия», очевидно, хотя мы прекрасно знаем, что профессии "писатель" не существует, всегда есть что-то около или близко, и дипломов таких пока не дают, и само понятие нелепо отрицает себя самое в корне. Да и сколько их булькнуло в бездонной топи надсадного чаяния, отягощенных миссией укладывания асфальта литературной аллеи славы.
Но ведь не все так однобоко. Потому что и в первом, и во втором случае – почва все та же: зыбкая, скользкая, еще и под горку! И нет более сложных путей во всех творческих фронтах.

И поэтому не важно, мчишь галопом или неспешно прогуливаешься по своим терниям. Вырываешь кусты с корнями, швыряя их в читателей как вечный дар, с кусками собственной крови и плоти на шипах, или раскидываешь по нежному букетику. Скромно ждешь стихийной славы, или атакуешь из пулемета рекламы. Подаешь руку или сбиваешь с ног. Вышибаешь слезу или заражаешь яростью. Не важно ничего. Поскольку в действительности нет ни одной формулы с железным «да», или железным «нет». Права абсолютно равны.

Графоман делает много ошибок, не всегда заботясь об интересах читателя. А достойный профессионал – лишен страсти, скуп, зажат и безбожно ограничен. Графоман как вечно хмельной поэт, профессионал как чинная библиотекарша. И в эту зыбучую почву одинаково проваливаются (или проходят под овации) и те, и другие.
Намного проще проявить себя в музыке, в художестве. Даже в кинематографе. Но литература изнутри – дантово пекло, со всеми его кругами. Профессионал руководствуется сводом правил, и боится отступиться от них, как религиозный фанатик. Графоман часто не в курсе, что они вообще существуют. И тому и другому, как плохому танцору – тапки мешают. Но ни один, ни второй вовсе не обязательно плохой танцор. Просто оба играют в рулетку, оба крутят колесо. И оба уже наперед придумывают ответы для интервью, хотя никто не знает, будет ли то самое совпадение, при котором сойдутся все цифры, знаки, фишки, обстоятельства. Когда труд окажется достаточно ярким, достаточно познавательным, развлекательным и продаваемым! Что нужно данному времени, поколению, так называемой аудитории, которую автор все равно не сложит в уме и не просчитает. Как и лучшие труды оставались неоцененными, а имена великих мыслителей стерты, так и шуты, корчащие рожи глупой публике, восславлялись в веках.

Поэтому нет никакой разницы, кем величает писатель себя или других. Есть только труд, который по какой-то причине имеет значение. Назови это творчеством, блажью, хобби или смыслом жизни. Назови как угодно себя. Ничего не изменится. Ты можешь только быть честен, это все что требуется. Другого правила и закона нет. Стилистика, редакция – все второстепенно и приходяще. Важно понять, нужно ли тебе это вообще, или лучше податься в эстраду.
Потому что в действительности, если ты примешь окончательное решение, то уже никогда не спросишь себя, графоман ты или профессионал. А в лучшем случае будешь тем и другим. Писать как графоман, а редактировать, как профессионал!
И надеяться, что судьба подарит тебе ключ от читательских сердец... Только это уже другая история))
...
(на полях)
#Галина_Зарудная


Поддержать автора донатом: 5168755429002906 (приватбанк)


Рецензии