Мольба 4. возвращение

…И вот назад Ладо идет,
К ему валом валит народ.
Ладо – пешком, ружье в руке,
Коня ведет на поводке.

А впереди толпы – старик,
Суров и строг евонный лик –
То был хевсурский старшина. ***

*** Хевисбер (См. подлинник: В. Пшавела, “Алуда Кетелаури”.)

“Покажь десницу. Где она?

Коль ты с врагом затеял бой
И воротился взад живой,
Выходит, ты его убил,
А значит, руку отрубил –

Покажь ее.” Ладо молчит.
Ружье евонное дымит –
Из дула, ровно из трубы,
Дымок курится – след пальбы.

Старик все боле входит в раж:
“Десница где?!. А ну покажь
Нам доказательство того,
Что ты сразил врага свово!”

Десницы нет. Уткнувшись в щит,
Герой наш сумрачно молчит,
И все молчат – ответа ждут…
Поди докажь, что не верблюд!

“Ну ладно, - молвил, - так и быть,
Я тайну вам готов раскрыть.
Басмач, пока не околев,
Сражался храбро, ако лев!

С ружья ему я бахнул в лоб.
Упал он в реку и утоп.
Но прежде чем в поток упасть,
Раскрыл разбойничью он пасть

И кой-чево со словом мать
Успел мне, падая, сказать,
Но что – не дал расслышать мне
Поток, ревущий в глубине.

Я из воды врага извлек
(Чуть сам не сверзимши в поток),
Но руку (уж кинжал достал)
Рубить покойнику не стал.

Будь враг иным – я был бы рад
Свершить над им святой обряд,
Но честен в битве был и смел
Басмач – и тут я не посмел

Курочить руку мертвецу
В знак уваженья к храбрецу,
Нихто б кистю рубить не стал,
Кто доблесть в битве почитал.”

Старик вскипел, аж пот прошиб:
“Ты, сучий потрох, не бреши!
Ты с поля битвы убежал!
Поганый трус – сыми кинжал

И бабам подари его,
Хоть прялка выйдет из него!
И меч куды тебе носить –
Сподручно тесто им месить,

А на щиту лепешки печь –
Отдай же бабам щит и меч!
Сымай кольчугу, брось ружье,
И шлем долой!!. А вы, бабье,

Найдите юбку погрязней,
И пусть всегда он ходит в ней,
Не щит, не меч - веретено
Тебе в руках держать дано!

Позор тебе! Твоя жена
И то храбрей – гляжу, она
Гуся зарезала вчерась,
Ни капли крови не боясь!

Ты не мужчина, не хевсур,
Дак вот и режь гусей и кур,
А осмелеешь - и свинью,
Чай, не погибнешь с ёй в бою!”

…Стоит хевсур – оплеван, хмур,
Так неохота резать кур…
В ушах еще гремит пальба,
Ну а в глазах уже м о л ь б а…

Вперед: http://www.proza.ru/2017/05/01/2097
Назад: http://www.proza.ru/2017/05/01/2093


Рецензии