Кузина

КУЗИНА.
Раннее утро. Я шел в школу,сыпал снег за
ворот, все было бело. Воздух был чист и прохладен. Из труб домов валил дым, пахло хлебом. Бабы галдели в соседнем дворе, лаяла яростно собака. Снег под ногами был пушистый и легкий. Шагал я быстро, махая портфелем в разные стороны и напевал себе под нос детскую мелодию. Проходя вдоль забора дяди, я увидел его во дворе, сгорбившись он колотил молотком, напрягаясь что то чинил. Увидев меня он выпрямился,искоса посмотрел на меня.-Заходи в избу, дочка собирается! –Сказал он, продолжая работать.Со двора пахло коровьем навозом,мычал телёнок. Я отряхнул снег с валенок и с пальто тяжёлым веником из полыни, отворил дверь вошел в темные сени, с трудом нащупал обитую войлоком дверь, тужась отворил, вошел за порог.

 В тесно обставленной избе было уютно, тепло пахло пирогами. Галя стояла посреди комнаты в темном платьице, в валенках ,белокурая смотрела на меня  и улыбалась В то время она мне казалась лучшим другом.-Толь будешь пирог с капустой, горячий еще,поешь не стесняйся? -Отклонившись и покачиваясь, сказала её мама, маленькая полная женщина.-Она подала мне кусок теплого пирога с квашеной капустой и стакан холодного молока.  Я сел на лавку, снял шапку и стал с аппетитом уплетать ароматный кусок горячего пирога пережевывая и прихлебывая холодным жирным молоком. Её мама стояла у стола скрестив руки на груди, сумрачно смотрела на меня.-Дома то вас орава детей то,прокорми-ка всех то,не напасёшься!- Отворилась дверь вошел д. Степа с блуждающим взглядом осматривая нас.

-Опоздаете, иди те же! -Мы радостные выбежали на улицу,торопливо шагая по снежной тропинке в школу.Был бодрящий прохладный воздух,настроение превосходное,громко пели петухи,перекрикивая друг друга. Слышно было, как хозяева постукивали во дворах, чистили хлева,выкидывая навоз через обледеневшее оконца. С горы спускались дети толпой, шумели ,оживлялась жизнь в деревне. Обветренные лица на морозе горели огнем. Мы лепили снежки и кидали друг в друга. Проходя через мост крепко пахнуло из оврага сыростью. Шагах в трех от нас проехала лошадка запряженная санями,мужик сидел покуривая самокрутку. Так захотелось прокатиться! Целые дни напролет катались на санках с горы. Садились на корточки и с визгом катились вниз под горку.

 Время шло. За окном трескучий мороз.Однажды проснувшись на печи увидел, как мать отворила дверь,войдя с улицы, запустив холодный воздух в избу ,он стелился туманом по полу. Отец сидел за столом и хлебал похлебку картофельную и горячо с матерью обсуждали домашние проблемы. В сенях послышались шаги, в избу вошел д. Степа с Галей. Галя глубоко вздохнула сжалась  в комочек и подала игрушечную пожарную машину красного цвета.Это машина старшего брата,ей много лет и вида она не имела,но я любил в неё играть,когда был у них в гостях.Она это помнила и понимала,что эта вещь мне дорога, улыбнулась,посмотрев на меня и спряталась за отца.Я был горд что у меня настоящая игрушка,я её берёг,долго,как память .Дядя Степа перевел дух,снял старенькую шапку,закурил.-Уезжаем мы в Иваново навсегда.Хотим городской жизнью пожить,надоело батрачить в колхозе.-Сказал он, потирая озябшие руки.

 Спотыкаясь мать вышла из кухни.-Мы бы тоже уехали бы да у нас орава детей,один одного меньше.-Сказала мать,нахмурив лоб. Я потупился не знал,что сказать на прощанье,но в душе чертовски завидовал ей.Я городскую жизнь видел только в  картинках и мечтал хоть краешком глаза увидеть ее.В избе стоял теплый, горячий воздух. Долог этот день казался мне.Через день я присоединился к ребятам,всё время стал проводить с ними, забывая своего настоящего друга. Так мы с ней потом и не виделись.Машинка как то незаметно пропала,но память о моей кузине осталась.Спустя годы мне довелось побывать в деревне и посетить тётку.

И рассматривая портреты на стене увидел и Галю ,ту маленькую с которой я бегал по нашим просторам.-Как она поживает?- Спросил я показывая пальцем на девочку.Тётка опустила голову,с грустными глазами и промолвила:" Она умерла пять лет назад,это было тяжелым грузом для родителей"А вот она взрослая,красивая,погляди !-Она проворно достала фото из стола.-Да здесь я бы её не признал.На фото стояла улыбающаяся,статная,белокурая красавица с загадочным взглядом.Я вышел на улицу,земля пробуждалась,вливая в грудь с тёплым воздухом мои воспоминания о детстве.Мне захотелось пробежаться ,как тогда в детстве и видеть  голубой покров небес,слушая пение птиц.

(Анатолий Котов)


Рецензии