Школа злословия

Я долго и плотно общался с покойным Игорем Андреевичем Чернухиным. У меня все его книги с авторскими посвящениями. Да и сегодня в ушах звучит его голос, словно задержавшийся в трубке телефона :
-Володя? Рад тебя слышать, дорогой...
На похороны Игоря Андреевича я не поехал. Во первых - никто не позвал. Во вторых - не на что. При моей пенсии съездить нынче в Белгород - это неделю без хлеба сидеть.
А как член Союза писателей никакого спомоществования я не получаю.
Это к вопросу о сегодняшней статье в "Голосе Белогорья" Владимира Ивановича Бабина "Не пора ли оттаскивать нахлебников от бюджетной кормушки?".
Где автор сравнил писателей, а заодно, как я понимаю, и меня, с рыболовом или собирателей спичечных этикеток. И всё потому, что неизвестно, что еще там писатель напишет, а деньги ему подавай сейчас и живые.
Я понимаю, что у Бабина с председателем регионального отделения Союза писателей Молчановым свои заморочки.
Кстати, у меня с ними обоими тоже не то, чтобы запанибратские отношения.
Но вот я не требую на этом основании позакрывать их конторы.
Напротив, я за то, чтобы не бедствовал никто. Если Владимир Иванович помнит, я первым написал письмо губернатору в защиту его журнала "Белые кручи". Это когда Молчанов, насколько я понял со слов Владимира Ивановича, бился за закрытие журнала.
Конечно, это неестественное положение вещей, когда главный писатель в регионе требует закрытия литературных изданий. С его требования, например, меня исключали из редколлегии журнала "Звонница".
Хотя Союз, по задумке, как раз и должен помогать своим членам и содействовать изданию литературных альманахов.
Ну - не случилось.
Но это же не повод закрывать всю организацию. Отрывать от кормушки, как сказал Бабин.
Уже потому, хотя бы, что труд сочинителя, писателя, в корне отличается от занятия рыболова.
Во первых, напомню, писатель - это не профессия. Это статус. Напомню Владимиру Ивановичу, что почти всегда великие произведения художественной литературы создавались не благодаря помощи государства и общества, а, как раз - вопреки. Солженицын, Войнович, Ерофеев, Астафьев, Высоцкий, Рубцов, Шаповалов, наш Чернухин...
Но это совсем не значит, что они написали свои шедевры потому, что были брошены на произвол судьбы.
Это лишь говорит о том, что мы не знаем, кто нынче настоящий писатель, и как ему помочь.
Поэтому помогать надо всем. Если на содержание откровенных воров и бандитов у государства находятся деньги, то почему их не должно быть на поддержку профессиональных писателей?
Ведь уровень цивилизованности общества определяется пока еще не по хапугам, а по художникам. Человек отличается от обезьяны очками.
Другое дело - порядки внутри самого Союза писателей.
По сути - сюда сколько денег не дай - основная часть пишущих их всё-равно не получит .
Вот я уже три десятка лет состою в Союзе. Не подумайте, что жалуюсь. Просто мой пример для меня самый близкий.
Так вот за эти годы у меня вышли два десятка книг. Другое дело - удачные они, или нет - тут судить читателю.
Но за эти годы я ни разу не получал путёвки в Дом творчества, мне ни разу не оплатили работу в архивах, ни разу не помогли с организацией встреч с читателями, ни разу не пригласили на творческий семинар, не прислали ни одной рукописи на рецензию.
А ведь на всё это Союзу выделяются деньги. Причем - на всех писателей. Но почему-то лишь несколько близких к Молчанову сочинителей пользуются общим достоянием. Там ныне засилие силовиков. Эти люди решают, кто достоин премий и награждают самих себя.
Я тут просмотрел бумаги. Так вот к каждому личному юбилею сам председатель и его ближний круг обязательно получают большую литературную премию.
А вы знаете - что такое нынче в России литературная премия?
А значит это вот что.
Какой-нибудь богач, или группа богачей, вроде "нАлроссы" или губернской администрации, ради легализации доходов и придания себе внешнего лоска, объявляет литературный конкурс. И премии негласно присуждаются на условии внесения в фонд конкурса, скажем, двойного размера премии.
После этого лауреату возвращают одну часть его же денег и дают Диплом лауреата.
И если вы хотите получить такую премию - вам надо просто найти спонсора, способного оплатить за вас всю процедуру.
А кто у нас способен найти такого спонсора?
Правильно. Председатель Молчанов и люди его ближнего круга . У меня твёрдое убеждение, что как раз те деньги, что идут от бюджета на всех писателей, и работают исключительно на этот круг.
А иначе - где они?
Но.
Безобразия внутри Союза никак не оправдывают возможного снятия организации с бюджетного содержания. Эти безобразия - наши внутренние нестроения. С ними мы разберемся. Кстати, сейчас инициативная группа , собранная вокруг Юрия Полякова и "Литературной газеты", готовит отдельный съезд Союза писателей. И очень хочется, чтобы в это дело не лезли как раз чиновники.
Но отдельные писатели, творящие по своим вешенским, должны иметь хотя бы надежду, что они не брошены государством на произвол судьбы. Это ведь ненормально, когда человек занимается общественно-полезным трудом, не получай поддержки. А часто - просто гоним именно за общественно-полезный труд. А это его работа, его основное занятие, его хлеб. И на деле, он вправе рассчитывать хотя бы , на оплату командировок, работу в музеях и архивах.
Потому что, кроме него, это не сделает никто. Если агроном не вырастит урожая - его вырастит другой агроном.
Если писатель не напишет книги - её не напишет уже никто.
Он вправе рассчитывать на уважение и поддержку если не себе, то , хотя бы, своему делу.
И здесь Союз писателей очень нужен и даже незаменим. Он - гарантия статуса писателя. Именно то, что отличает литератора от рыболова.
Рыболов вытянул щуку - и обед себе обеспечил.
Щука литератора ,может, еще не вывелась из икры.
И я не понимаю, в свою очередь, Владимира Ивановича Бабина, который личную обиду на Молчанова обрушивает на всех белгородских писателей. Это чистой воды донос. Чем же ты, Иванович, в таком случае лучше Молчанова, желавшего закрыть твои "Белые кручи"?
Или ты думаешь, что, если , как ты выразился, бюджетную кормушку переставят в "Голос Белогорья", то литературный процесс сразу расцветёт? Да в состояние одного депутата Зотова область вкладывает в разы больше, чем во всю белгородскую культуру!
Но тут ты, Иванович, помалкиваешь.
Что до меня, то я уверен, что , без малейшего ущерба для бюджета, в области должны регулярно выходить и "Звонница" Шаповалова, и "Белые Кручи" Бабина, и "Светоч" Союза писателей".
Больше книг и журналов - хороших и разных.


Рецензии
Уважаемый Владимир!
А не выплеснули ли вы ребенка вместе с грязной водой. Я прочитал Бабина и нашел там одну разумную вещь.
Это плохо, когда один человек может решать судьбы, пусть и творческие, многих товарищей. Ну хотя бы вот вашу.
Так ведь Бабин предполагает разумную инициативу, нельзя чтобы ручеечком денег, которые идут на культуру заведовало всего несколько человек и всю жизнь.
И если создать другой совет, то чем он будет хуже... Это разумно, это надо.
Уж если заместителя МЧС снимают, то чем эти лучше.
Резонно - еще и как.
Но не резонно то что вы пишете, что Солж, Афанасьев, Шаповалов, да и покойный страдали от недостатка денег.
Чьи это вермонтские поместья, церкви, поездки в Париж попить кофе с Мариной.
Вот только вашей жалости им не хватало...

Виктор Авива Свинарев   02.05.2017 12:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.