Мишкино детство. Глава 12. Внеурочные занятия
Летние каникулы пролетели, как один день, и первого сентября, Мишка, собрав учебники и тетрадки, с неохотой пошёл учиться в шестой класс. Шестые классы занимались во вторую смену, и можно было подольше поспать, а вечером возвращаясь из школы, натырить семечек с машин стоящих у маслозавода. В их шестом «Г» произошли изменения – появились три новых ученика - все мальчишки. Двое были второгодники, а третий приехал из другого города. Из второгодников один не перешел в седьмой класс по болезни, а другой был известный в школе двоечник и хулиган по фамилии Верёвкин. На второй год он оставался уже не первый раз (до этого два года сидел в пятом классе) и поэтому выделялся среди шестиклассников ростом и физической силой. Жил он на Завалуе и в шестом «Г», где в основном учились монастырские ребята, оказался чужаком. Несмотря на то, что он был старше и сильнее, пацаны сразу поставили его на место и дали ему прозвище Бечёвкин. Он, понимая, что одному противостоять против всех невозможно, старался с монастырскими в конфликты не вступать. Единственную привилегию, которую Верёвкин смог себе выторговать - это сидеть на последней парте.
Неприятной новостью для Мишки стало то, что в школу устроилась работать учителем биологии соседка, дочь Петуни – Линка. Она окончила университет в Воронеже и решила вернуться на родину. Всю жизнь Мишка называл ее, как и все по имени –Лина, Линка, а теперь должен был звать – Эвелина Петровна, что его очень раздражало. Ещё его напрягало то, что теперь все школьные новости и хорошие и плохие через неё будут известны маме. И только немного успокаивало, что уроки биологии в их классе будет вести не она, а как и прежде Мария Игнатьевна – пенсионерка и добрейшей души человек.
Другая новость была ещё хуже, теперь, чтобы получить неполное среднее образование, нужно было закончить не семь, а восемь классов. И Мишке опять позавидовал брату Коле – он ушёл в большую жизнь на год раньше его.
Вовка Сыч, как и Мишка, учился в шестом классе, только в школе рабочей молодёжи, или как её ещё называли в народе – вечерней. Днём он бездельничал и гонял на мотороллере, а к шести часам вечера ехал в паровозное депо, там была школа. Несмотря на то, что требования к ученикам там были не очень высокие, дела и в этой школе у него шли не важно. Бывало Вовка, приезжал, на мотороллер за Мишкой в школу, и тот, сбежав с уроков, ехал выручать друга. Это случалось, когда у Сыча были контрольные по русскому языку или алгебре. Программа обучения в вечерней и дневной были абсолютно одинаковы, и Мишке не составляло никакого труда помочь Вовке. Он вместо Сыча приходил на урок, садился на его место и решал контрольную работу, или писал диктант. Ученики в школе друг друга толком не знали, да к тому же занятия посещали не каждый день, а учителя то же ещё не всех узнавали в лицо, и Мишке с Вовкой, до поры до времени, всё сходило с рук. За помощь в учёбе Вовка давал покататься на мотороллере. Написав контрольную, Мишка выходил из класса, а Сыч занимал своё место, и пока он сидел на уроках, мотороллер был распоряжение Мишки и он старался его использовать по полной. Гонять на мотороллере было здорово, он ездил по просёлочным дорогам и тропинкам вдоль железнодорожных путей, и иногда уезжал далеко за пределы городка. Упругий ветер дул в лицо, слезились глаза, стремительно неслись навстречу деревья и кусты. Однажды на крутом повороте Мишка не успел сбросить скорость, и вылетев из седла, упал в отсыпанный мелким гравием кювет, а мотороллер без седока поехал дальше. Больно ударившись об острые камешки, он тут же вскочил и бросился бежать вдогонку за железным конём, но тот, проехав несколько метров - свалился набок. Лёжа на боку, мотороллер продолжал тарахтеть, заднее колесо, утратив контакт с дорогой, вращалась с бешеной скоростью. Подбежав к нему, Мишка повернул ключ зажигания, и машина затихла. Осмотрев её, и убедившись, что видимых повреждений нет, Мишка облегчённо вздохнул. Успокоившись, он сразу почувствовал, как заныли ссадины на правой руке и боку. Не обращая на них внимания, Мишка, поднял мотороллер, завёл и поехал в паровозное депо. Про то, что он упал, рассказывать Вовке не стал, а тот ничего не заметил.
Контрольные работы и диктанты, Мишка, писал за Сыча, до той поры, пока однажды учительница русского языка, седая женщина в очках, долго и пристально смотрела на Мишку, а потом спросила: «Как Ваша фамилия»? Мишка ответил: «Сыч», и подумав, добавил – «Владимир Николаевич». Учительница, усмехнувшись, сказала: «А мне кажется, вчера на Вашем месте сидел другой сыч». Все сидевшие в классе дружно рассмеялись, а Мишка покраснел и не нашёлся что ответить. После этого случая, он заявил Вовке, что больше за него учиться не будет. Первую четверть, с Мишкиной помощью, Сыч закончил почти на одни четвёрки.
Осень, на удивление, стояла сухая и тёплая. В воздухе парили паутинки, а на синем прозрачном небосводе всё чаще можно было увидеть перелётных птиц, улетающих в тёплые края. Сидеть в такую погоду в душном классе никому не хотелось и пацаны те, кто был похулиганистее – «симулировали», или попросту говоря, вместо школы ходили в лес. Кто придумал назвать это действие словом «симулировать» Мишка не знал, но оно давно и прочно вошло в лексикон монастырских ребят.
Приблизительно на полпути по дороге в школу, сразу за маслозаводом, был железнодорожный переезд. Грузовые и пассажирские поезда следовали в обе стороны через переезд с завидной регулярностью. Так как движение поездов было интенсивным, то переезд от дороги отгораживали шлагбаумы. Проходя через этот переезд у пацанов всегда возникала дилемма – куда пойти? Прямо - в школу, или налево – в лес. Они смотрели налево, и там видели две пары накатанных колёсами до блеска рельсов, железнодорожный мост через речку Валуй, а за мостом начинался Мещанский луг, и лес. Подходя к переезду, кто нибудь из мальчишек заводил разговор, что сегодня шесть уроков, и Немка будет наверняка злая. «Может «симульнём» сегодня, пацаны»? Поколебавшись для приличия сначала один, а за ним другие поддерживали это предложение. Вместо того, чтобы идти прямо, мальчишки на переезде, сворачивали налево и по шпалам шли к мосту. По мосту всегда проходили с опаской и быстрым шагом - боялись, что в это время может примчаться поезд. Кроме того доски на пешеходных мостиках были настелены не сплошным настилом, а с широкими щелями, и через них далеко внизу была видна река Валуй. Идти по такому настилу было страшновато. Перейдя через мост, пацаны с облегчёнием вздыхали, и по лугу шли с шутками и смехом.
На тот случай если вдруг испортится погода, на полянке в лесу, пацанами , был построен шалаш. Добравшись до него, мальчишки первым делом, разводили костер, и пекли картошку. К картошке приносили кто, чем богат: хлеб, сало, яички, колбасу, конфеты и печенье. Где-то там далеко звенел звонок, и ученики рассаживались за парты, их вызывали к доске, учителя ставили двойки, кого-то «воспитывала» указкой Софья Григорьевна, на сидящих на первой парте дышал перегаром Александр Иванович, а тут, в лесу, было тихо и спокойно: горел костёр, пели птички, а пацаны сидели и покуривали папироски. Чтобы убить время у кого-то находились карты, жоска или ножичек и игра начиналась! Бывало, она так захватывала пацанов, что они забывали даже про еду, и спохватывались только тогда, когда нужно было идти домой. Назад возвращались тем же путём – через луг и мост, и дождавшись своих одноклассников возвращавшихся из школы, вместе с ними, как ни в чём не бывало, шли домой. В пятом классе Мишка «симулировать» не ходил, а в шестом, только в сентябре делал это три раза.
Тёплые денёчки закончились, световой день значительно сократился. Ходить в лес и мёрзнуть уже никто не хотел, и ничего другого не оставалось, как идти в школу, и умирая от скуки сидеть на уроках. После школы домой теперь возвращались по темноте. У маслозавода перед грузовыми весами скапливались длинные очереди из автомобилей, загруженных подсолнечными семечками. Машины никто не охранял и мальчишки, уцепившись за задний борт, набивали семечками карманы. Чтобы больше влезло, в карманах специально проделывали дыры, и семечки просыпались за подкладку стареньких пальтишек. После маслозавода домой пацаны шли с раздутыми до невероятных размеров полами пальто. Дома семечки из пальто пересыпали в мешок. За осень Мишка натаскал домой два мешка семечек. Мама жарила семечки и отдавала их своей знакомой, а та продавала их на вокзале – десять копеек стакан. Пять копеек из десяти она отдавала маме. Пенсии за потерю кормильца в размере двадцать семь рублей, на жизнь хватало с трудом, и эти деньги были хоть и небольшое, но подспорье для семьи. Мишка этим очень гордился.
В школу ходить не хотелось и Мишка с дружком Витькой Рубцом ломали голову, что можно придумать вместо походов в лес. И однажды Мишку осенило, он вспомнил, что тётя Сюня, сестра отца работает проводником пригородного поезда. Эти поезда ещё называли «рабочими», отправлялись они с вокзала утром, и в обед в трёх направлениях: Купянск, Новый Оскол и Алексеевка. Расстояние до этих станций было приблизительно одинаковое, время пути до любой из них полтора часа и столько же обратно. Если перед уроками сесть на поезд в полдень, на вокзале, и доехать до конечной станции, а потом на нём же вернуться, то, как раз приедешь к концу занитий. Оставалось ещё придумать, куда деть сумки с учебниками, но не даром слепой сосед дядя Ваня называл Мишку башковитым, подумав, он придумал и это. За квартал от школы находилось кладбище, (Мишка ходил туда с мамой ежегодно) где был захоронен его отец. Вот на этом кладбище они с Витькой и будут прятать сумки с учебниками, чтобы налегке путешествовать на поездах. Осенью и зимой на могилки никто не ходит. Когда он рассказал свой план Витьке, тот чуть не подпрыгнул от радости. И уже на следующий день, спрятав сумки с учебниками и тетрадями, под венками, на могиле Мишкиного отца, пацаны отправились на вокзал.
Пригородный поезд до Нового Оскола уже стоял под парами, на втором пути. Поезд был коротенький – шесть зелёных вагонов и паровоз. У вагонов стояли одетые в чёрные шинели проводники – один на два вагона. Перепрыгивая через рельсы, Мишка и Витька обошли поезд и двинулись вдоль вагонов – от хвоста к голове. Дёргая за каждую ручку тамбура, мальчишки искали незапертую на ключ дверь. Двери тамбуров двух последних вагонов были заперты, а в третьем вагоне, когда Мишка повернул ручку - дверь открылась. Чтобы узнать, где стоят проводники, Витька заглянул под вагон,и убедившись, что у этого тамбура их нет, махнул Мишке рукой: «Никого»! Мальчишки открыли дверь и один за другим поднялись в тамбур, а затем зашли во внутрь. Выбрав свободную лавку в середине вагона, они уселись друг против друга у окошка. Сделано это было с таким расчётом, что если зайдёт контролёр из какой нибудь двери, они его заметят и успеют убежать в противоположную сторону. Из окна, у которого они сидели, хорошо был виден перрон и здание вокзала. По перрону туда-сюда сновали железнодорожники, важно вышагивал милиционер в форме, с узлами и чемоданами спешили пассажиры. Большие круглые часы на фасаде вокзального здания показали два часа дня, и поезд тихонечко тронулся: загудел паровоз, всё чаще застучали на стыках колёса, за окошком проплыли станционные постройки, промелькнул выходной семафор, и поезд, набрав ход, вырвался за пределы станции. Миновав переезд у маслозавода, он прогрохотал по мосту через Валуй, а через несколько минут за окном замелькали частные домики на окраине городка. Мальчишки, забыв обо всём, смотрели в окно - от радости, что они в первый раз самостоятельно отправились в путешествие, захватывало дух. Поезд останавливался на каждом полустанке, в вагон входили и выходили люди с вёдрами, корзинами и мешками. От множества нахлынувших на них впечатлений пацаны совсем потеряли бдительность и забыли, что они едут без билетов. До конечной станции Новый Оскол оставалось уже совсем недалеко, быть может, полчаса езды, как вдруг Мишка краем глаза заметил среди пассажиров какое-то движение. Оторвавшись от окна, он увидел, что по вагону проверяя билеты, идёт контролёр. Толкнув Витьку, он тихонько сказал: «Контролёр, уходим»! Пацаны поднялись со скамейки, и не оглядываясь быстрым шагом направились к двери. Увидев это, контролёр закричал: «Вы куда пошли? Предъявите билеты»! В ответ на его слова мальчишки ускорили шаг и выскочили в тамбур. Перебежав по переходу между вагонами и понимая, что дальше бежать нельзя, так как на встречу может идти другой контролёр, Мишка открыл наружную дверь, и тамбур наполнился свистом ветра и грохотом колёс. Спустившись по ступенькам вниз и держась одной рукой за поручень, он, другой рукой ухватившись за лестницу, ведущую на крышу , перебрался в пространство между вагонами. Следом за ним туда же перелез и Витька. Стоять между вагонами было холодно, но деваться пацанам было некуда. До остановки они ехали, вцепившись в лестницу и стоя на вагонной сцепке. Как только поезд остановился, они изрядно замёрзшие соскочили на платформу, и перебежав, сели в предпоследний вагон. Следующей остановкой был Новый Оскол.
В обратный путь поезд отправлялся через два часа. Мальчишкам нужно было как-то убить это время. Кроме того им так хотелось есть, что кишки в животе играли марши. Побродив по перрону и изучив все витрины киосков, они вышли на привокзальную площадь и там увидели на одном из зданий надпись «Столовая». Обрадовавшись, пацаны чуть ли не бегом направились к ней. В небольшом, уютном зале столовой народу было немного. Но зато было много свободных столов, и на всех столах в хлебницах нарезанный ломтями лежал белый хлеб. От одного только вида белого хлеба у мальчишек сразу потекли слюнки. Усевшись за крайний столик, они в считанные минуту умяли хлеб, и пересели за соседний. Хлеб был вкусный, свежий, но желудки были уже наполнены, и они, рассовав хлеб по карманам, вышли из столовой. Обратная дорога прошла без приключений. Добравшись до родного городка, мальчишки забрали на кладбище сумки с учебниками, и пошли домой. Эта поездка пацанам очень понравилась. Зимой и ранней весною Мишка с Витькой ещё не один раз путешествовали на «рабочих» поездах и побывали не только в Новом Осколе, но также и в Купянске и в Алексеевке.
В апреле установилась чуть ли не летняя жара, зазеленела трава, на деревьях распустились листья, запели, зачирикали птицы. Тёплая погода вносила в неокрепшие мальчишеские умы сумятицу - на уроках сидеть не хотелось и пацаны опять, как и осенью стали вместо школы ходить в лес – «симулировать».
Приближался главный православный праздник - Пасха. К нему готовились в каждом доме: мелом белили стены внутри, и снаружи, мыли стёкла, и делали убору. Даже те, кто не верил в Бога, красили к Пасхе яички и пекли куличи. Куличи, яички, сало и колбаску несли в церковь и освящали продукты во время всенощной службы. Это происходило в ночь с субботы на воскресенье, а воскресным утром - разговлялись.
В субботу перед Пасхой день выдался особенно тёплый и пацаны в школу решили не ходить, своему поступку они нашли простое оправдание, если в Страстную субботу грешно работать, то учиться тем более грешно. Грешить никому не хотелось и компания «симулянтов» собралась большая – человек десять. Кроме Мишкиных одноклассников здесь были мальчишки из восьмого класса и даже три девчонки. Время в лесу ребята провели весело – собирали цветы и как обычно играли в разные игры, а вечером, вместе с одноклассниками возвратились домой.
Мама, покормив Мишку, вышла на улицу, где её на лавочки ждали соседки, а Мишка решил пойти ловить майских жуков, которых летало видимо-невидимо. Выйдя во двор, он невольно подслушал разговор - пришедшая из школы Линка или Эвелина Петровна спрашивала у мамы: «Тёть Нюр, что с Мишкой? Почему его сегодня не было на занятиях? Не заболел он»? На что мама ответила: «Как не был? Он совсем недавно вернулся из школы». «Нет, тёть Нюр, в школе его сегодня не было, я точно знаю. У них учительница биологии заболела, я вместо неё урок проводила. Мишки не было и ещё его трёх дружков закадычных. Наверное «симулировать» ходили». Дальше Мишка слушать не стал - тихонько, на цыпочках зашёл за угол дома, пробежал по огороду, и перепрыгнув через невысокий плетень, помчался к Рубцову Витьке. Витька жил на другом конце посёлка почти у самого вагонного депо. Подбежал к его дому, Мишка, засунув два пальца в рот - свистнул. Когда Витька вышел, Мишка, вкратце обрисовал ему ситуацию. Договорились сказать, что в школу не пошли – побоялись Божьей кары – учиться в субботу перед Пасхой большой грех. На том и разошлись.
Домой идти не хотелось, и Мишка как мог, оттягивал встречу с мамой. Побродив по улицами и никого, не встретив из друзей, он всё таки пошёл домой. К его удивлению мама встретила без слёз и упрёков, горестно вздохнув, она сказала: «Растёшь шпаной без отцовской руки. Был бы жив отец, дал ремня, и вся дурь из головы вылетела. А я что могу»? Её слова больно кольнули Мишку, но он ничего не ответил, а только отвёл в сторону глаза. «Лучше бы она отругала меня», - подумал он. Больше мама ничего не сказала, и Мишка решил, что инцидент исчерпан, но он сильно ошибся.
В понедельник не успели Мишка и Витька переступить порог класса, как им сообщили, что приходила, классный руководитель Софья Григорьевна, и велела обоим явиться к завучу. В кабинете завуча мальчишек ждали: сам завуч, классный руководитель и Эвелина Петровна. Волк сидел во главе стола, а учительницы у приставного столика. Когда пацаны вошли, педагоги оживлённо до этого что-то обсуждавшие, замолчали, и в кабинете воцарилась гнетущая тишина. Несколько минут завуч своими маленькими глазками буравил мальчишек, а потом сказал: « Что молчите? Рассказывайте»! «Что рассказывать»? – прикинувшись дурачком, спросил Витька. «Где вы были в субботу? Почему вас не было в школе», - почти одновременно задали вопрос завуч и классный руководитель. И пацаны наперебой начали рассказывать, что они слышали от взрослых, что в субботу перед Пасхой работать грешно, и они не пошли в школу из боязни получить наказание от Бога. Ошарашенные педагоги ожидавшие, что мальчишки будут врать и выкручиваться – молчали. Первым опомнился завуч: « Вы пионеры, разве не знаете , что Бога нет? Кстати, а где ваши пионерские галстуки»? Услышав этот вопрос, Мишка, машинально полез в карман и вытащил из него измятый красный галстук. Лицо Волка покраснело, а его маленькие глаза стали ещё меньше, и он, глядя на Софью Григорьевну, закричал: « Вызвать родителей! Выгнать из школы раз они не хотят учиться!», - потом перевёл взгляд на учеников и заорал ещё громче: «Вон отсюда»! Выскочив из кабинета завуча, Мишка и Витька вместо урока пошли покурить в туалет.
И в школе начались репрессии, всех учеников кто живёт на Монастырке и не был в субботу нв занятиях, обязали принести записки от родителей с объяснением причин отсутствия. Пацаны ходили злые и все считали, виновницей своих бед Эвелину Петровну. И ей они решили отомстить. Долго думали, как это сделать так, чтобы самим остаться безнаказанными. И они придумали. Стена огораживающая маслозавод, вдоль которой все ходили в школу, была длиной примерно метров триста. Сложенная из шлакоблоков, а потом оштукатуренная и побеленная мелом, она была разделена столбиками на пролёты по десять метров. Ночью, чтобы никто их не увидел, Мишка, Витька и Савельев Сашка по прозвищу «САшик» пришли к стене и, сорвав по пучку сочной лебеды, стали писать зеленью на ней огромными буквами: «Эвелина тире и дальше матерное слово из пяти букв». Такие надписи пацаны сделали на протяжении всей стены через пролёт. На следующий день, идя на работу в школу, и прочитав настенное литературное творчество пацанов, Эвелина Петровна чуть не лишилась сознания. В школу она пришла вся в слезах и сразу же пошла к завучу. На этот раз Волк не стал никого вызывать к себе в кабинет, а лично пришёл в шестой «Г» класс и обратился к ученикам с пламенной речью: «Дети, сегодня вы все стали свидетелями, как оскорбили молодую учительницу Эвелину Петровну. Мы знаем, кто это сделал, но нам хотелось, чтобы хулиганы признались сами или их осудил кто-то из товарищей». Произнося эти слова, завуч пристально смотрел на сидевших, на последней парте Мишку и Витьку. В классе стояла гробовая тишина, только слышно было как билась об окно, пытаясь вырваться на волю, муха. Выждав несколько минут и не дождавшись ответа, завуч заговорил опять: «Ладно, не хотите по-хорошему, пусть будет по-вашему – мы передадим дело в милицию. Пускай разбираются они, но в таком случае, те кто совершил это преступление, попадут в колонию». Класс упрямо молчал. Не добившись ничего, завуч ушёл.
После уроков посовещавшись и решив, что «дело пахнет керосином», и всё это может плохо закончиться, мальчишки решили забелить написанные на стене слова. Развели в воде мел, тайком взяли рогожные щётки для побелки, и дождавшись темноты отправились белить стену. Чтобы ускорить работу забеливали только буквы. Закрасив все надписи и полюбовавшись на итоги своего труда, они довольные пошли домой. А на следующий день разразился опять скандал. Эвелина Петровна идя утром на работу, увидела те же оскорбительные надписи только написанные белым на сером фоне, и у неё началась истерика. В школу она не пошла, а вся зарёванная прибежала к Мишкиной маме, она плакала и просила её: «Тёть Нюр, поговорите с Мишкой, чтобы они прекратили надо мной издеваться». Мама ответила: «Я сейчас его позову, поговори сама». Мама ушла, а Мишка вышел на улицу. «Что я вам наделала, зачем, вы шпана, надо мной издеваетесь!? Когда ты был маленький я тебя нянчила»! – истерично выкрикивала Линка. Оглядевшись по сторонам и убедившись, что они одни, Мишка ответил: «Ты сама виновата. Не нужно было доносить на нас завучу». Услышав такое, Эвелина Петровна будто споткнувшись, замолчала и, посмотрев на Мишку, спросила: «Вы закрасите всё это»? Мишка утвердительно кивнул головой. Вечером они забелили все надписи. Так закончилась эта история. Шестой класс Мишка снова окончил на четвёрки и пятёрки, правда, за поведение ему поставили только троечку. Но это такая мелочь - впереди были долгожданные каникулы. Жизнь продолжалась!
Свидетельство о публикации №217050100701