Взрыв

Зимние каникулы, воскресенье... Семья Любочки собралась за кухонным столом, все мирно завтракают. Вдруг раздаётся страшный взрыв, от которого звенят оконные стёкла и посуда. Взрывают лёд на реке? Но уж очень сильно прогремело, необычно - ничего подобного Любочка в своей жизни не слышала. Что же это?! Воздух на улице внезапно стал серым, плотным, сквозь дым и пыль бегут испуганные люди, некоторые из них раздеты, окровавлены. Мама громко кричит:
- Дети, это бомба! Прячьтесь под стол!

Любочке и страшно, и смешно: как может стол защитить от бомбы? Но она и её шестилетняя сестрёнка Оля послушно забираются под стол, а их родители в ужасе мечутся из комнаты в комнату. Может быть, нужно куда-то бежать, спасаться? От чего?! Внезапно из спальни доносится взволнованный папин голос:
- Дом взорвался!

Это была одна из крупнейших техногенных катастроф Латвии - взрыв бытового газа в многоквартирном доме по адресу г.Елгава, ул.Райня 9. Произошло это вокресным утром 12 января 1969 года в 10.50, и почти все жители были дома. Причина взрыва: замёрзла труба для отвода конденсата и образовалась трещина в газопроводе, через которую газ просочился в подвал дома. Приехавшие газовщики вместо эвакуации людей стали искать место утечки. Они спустились в подвал и включили электричество. Прогремевший взрыв разрушил треть дома. На месте погибли 39 человек, в том числе 14 детей. Из 11 раненых 2 умерли в больнице. В СССР об этом  в новостных передачах промолчали, а радио "Голос Америки" сообщило о катастрофе в тот же вечер.


Подруга Тоня рассказывала Любочке, что видела из окна пятого этажа, как всё произошло: в доме образовалась огромная трещина, и он осел, в грохоте, дыме и пыли. Сразу вокруг дома начали суетиться люди, пытаясь помочь раненым, но говорят, были и случаи мородёрства. Оцепление было поставлено военными через 4 часа после катастрофы.
Несколько дней и ночей шли поиски людей, по ночам солдаты работали при свете огромных костров. Удалось спасти нескольких человек.
Днём дети бегали смотреть на место взрыва. Горы камней, мебели, строительного мусора... Любочку поразили часы: они висели на голой стене и показывали навсегда остановившееся время - 10.50, а самой комнаты больше не было.

Позже рассказывали разные чудесные истории: как молодой человек просто вышел на лестничную площадку покурить и благодаря этому остался жив, он просто сбежал по горе мусора вниз. Или пошёл мальчик за хлебом, а вернулся - его квартиры и родных нет, а он остался жив благодаря буханке хлеба. Женщина сидела в ванне, и ванна выехала на сместившейся бетонной перегородке. Потом эта белая ванна так и стояла под часами. Ребёнок в коляске не пострадал, так как коляска стояла на блоке, который сместился, но не рухнул, а вот родители малыша ушли в мир иной.

Для Любочки этот взрыв стал шоком, ведь её дом №10 стоял наискосок от разрушенного. Рухнула та секция дома №9, которая находилась дальше всего от девочкиного дома. Если бы взрыв произошёл в первом подъезде, то и дом Любочки мог пострадать. А вот в пасторском доме, прилегающем к Католическому собору, выбило стёкла. Он стоял как раз напротив рухнувшей секции. Позже этот дом был перестроен, так как разрушения были серьёзными.

В Музыкальной школе появился портрет с траурной лентой: в то ужасное утро погибла учительница музыки. Она не преподавала Любочке, но часто заседала в зачётных и экзаменационных комиссиях и как-то во время зачёта вывела расшалившуюся Любочку из предбанника в зал (вот стыдно-то было стоять на виду у всех учителей!). Девочка не помнила её фамилию, память сохранила только то, что была эта учительница черноволосой хохотушкой.

Была в этом взрыве и мистическая составляющая: дело в том, что власти города, несмотря на протесты горожан,  хотели сравнять с землёй руины православного Собора Симеона и Анны. Заряды были уже подготовлены, но тут прогремел взрыв дома, и храм оставили в покое, сочтя ужасающее событие знаком Божьим. Сейчас Собор полностью восстановлен и радует всех бело-голубым великолепием.

Со временем восстановили и разрушенную часть дома. В ней из-за страшной трагедии освободилось несколько квартир, и семье Любочки предложили занять трёхкомнатную, ведь папа уже 6 лет стоял в очереди на увеличение жилплощади. Но он наотрез отказался, сказав, что не будет у его семьи счастливой жизни на крови и чужих костях.

Шло время... Оно стирало острую боль случившегося и даже память о нём. В том самом подъезде мирно живут другие люди, многие из которых даже не подозревают, что пережили стены этого дома, но стены эти помнят и страх тот, и боль неожиданной потери, и чудо выживших неслучайным образом, и незыблемость законов бытия и веры. А шов, отделяющий  рухнувшую часть от уцелевшей, лежит на сердце у всех, кто пережил эту трагедию.



На фото бело-голубой православный храм, а напротив красной католической церкви пятиэтажный дом, как раз та его часть, которая была разрушена.



 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.