Из историй Великой Отечественной войны

                Память, память, ты порой тревожно
                бьёшь по нервам, бешено скользя,
                позабыть такое невозможно,
                потому что забывать нельзя.

     Мой двоюродный брат Георгий принял своё боевое крещение в битве за Сталинград. В бою, 23 августа 1942 года, он был тяжело ранен и засыпан землёй.

Нашим войскам пришлось не надолго отступить. Брата посчитали погибшим в бою и он остался на поле боя.

    Немецкие танки прорвали оборону Сталинграда. Немцы ползли не спеша, ожидая удара наших войск. Вдруг один из немцев увидел торчащий хромовый сапог из земли. Сняв сапог вместе с портянками, почувствовал - ноги горячие и бьётся пульс.

При попадании бомбы в блиндаж, в котором находился и Георгий, погибли не все. Кто остался жив, вытащили у брата комсомольский и партийный билет, его самого оставили засыпанным землёй.

Забегу немного вперёд. Когда я разыскивала архивные документы на своего двоюродного брата, мне попался его военный билет с обгоревшими краями. Его нашли уже в наши дни поисковые отряды, где он числился в списках погибших.

   Теперь продолжу.

Почувствовав тёплые ноги, немцы вытащили Георгия из -под земли.

Так Георгий попал в плен к немцам.

Теперь напишу воспоминания Георгия.

- Для меня начались мученические, тревожные, чёрные дни в моей совсем юной молодой жизни.

- Голод и холод, избиение фашистами - всего этого не описать.

Георгия доставили в лагерь для военнопленных в город Сталино, теперь это город Донецк, который был переименован в 1961 году.

Георгий долго в плену не был. Он поставил перед собой задачу, при любых обстоятельствах и чтобы не стало с ним, бежать из плена, останется ли живым или будет мёртвым.

Георгий считал этот плен - позором для себя и, как он рассказывал - позором всей его пролетарской фамилии.

- В декабре 1942 года, когда нас перебросили в лагерь для военнопленных в город Ровно, рассказывает Георгий, я узнал, что в этих лесах есть и действуют партизанские отряды.

- Помню 4 или 5 декабря 1942 года, нас отобрали колонну из 120 человек и повели в лес на заготовку дров. Шли по пять человек в шеренге и вот пять человек договорились бежать, трое вправо, двое влево, как только зайдут в лес по дальше и по гуще.

- Колонна специально растянулась, немцы стали кричать "Аух", "Аух" - подтянись, стали толкать прикладами.

Георгию надо бежать влево - вдвоём. Толкнул товарищей, смелей говорит - давай! Сам рванул первым в бок, упал за деревья и покатился вниз в овраг под кустарники.

- Сам ползу и ползу, слышу стрельба началась, крики, стон, лай собак, шум, треск сучьев, вспоминает Георгий.

-Я вскочил на ноги и быстрее бежать в глубь леса - врёшь, думаю сам себе, гады, не возьмёшь и тут подбадривая себя вспомнились слова Василия Ивановича Чапаева, вспоминает Георгий, "как можно, сколько есть сил всё дальше и дальше надо бежать без остановки".

- Часа через два решил остановиться и послушать. Шума и криков уже почти не было слышно.

- Шёл день, второй. очень устал, изорвался окончательно, из телогрейки кругом торчала вата, руки, лицо и ноги все исцарапаны, кровь засохла везде на ранах, сделанных сучьями и ветками деревьев, ботинки связал травой, нашёл такую, но подошва всё равно не держится, отстала, пришлось оторвать кусочек материала от рукава фуфайки.

- Силы совсем иссякли, полежу немного ночью, присматриваясь на звёзды - куда же я держу путь определить невозможно - вспоминает Георгий. И тут мне повезло, нашёл маленький ручеёк напиться, а вот в желудке двое суток почти ничего не имеется, если не считать, что в первый день попал на дикую яблоньку, на ней было несколько засохших яблок, все их пособирал и даже несколько нашёл гнилых в траве. Всё прошло за первый сорт - вспоминает Георгий.

- Иду третьи сутки и тут появилась маленькая просёлочная дорога. Прислушался ни кто по ней не едет, никого не видно - не слышно, перебежал, и пошёл дальше вглубь леса.

- Погода начала портиться, то дождь, то снежок срывается, совсем сделалось холодно, силы совсем иссякли, даже пропал сон, ну думаю - погибну в этом лесу и никто ничего не узнает, что же ты Жорка сделал полезного для Родины, ну бежал из плена, а дошёл ли ты?

- Такие мысли мучительно тревожили Георгия. Где же партизаны или меня обманули, или мне действительно суждено погибнуть. Отыскал более мягкую кору дерева, жевал понемногу - живут же зайцы и прочие зверюшки - думал Георгий.

- Вдруг услышал  к утру на четвёртые сутки какой то шум, чем дальше иду, тем больше глухой гул, вижу впереди какой - то просвет, опять просёлочная дорога, заметил свежие следы от подводных колёс, лошадиные копыта.

- Ого! Думаю, попал впросак. Здесь наверно немцы прочёсывают лес, ищут партизан. Стал потихоньку, от дерева к дереву пробираться к этой просёлочной дороге. Только высунулся немного, слышу с боку по русски - Стой!, затем по немецки - Хальт! и дальше кричат они мне - КОМ, КОМ - у меня задрожали от страха ноги. Ну! Вот и дошёл до конца - думаю я. А они по русски - иди смелее, сколько вас там фрицев?

- Здесь я один, кричу им, но только я русский, а не фриц!

- Иди сюда, выходи на дорогу - мне говорят.

- Побрёл я еле, еле, шатаясь из стороны в сторону без никакого ветра, Фуфайку совсем не узнать, брюки все в дырах, хлопьями весят, кальсоны их заменяют, они чернее земли стали.

- Иду шевеля руками, кругом беспокоят вши, я их уже несколько раз обрывал руками, а их с каждым днём всё больше и больше!

- Подошёл я метров на пятнадцать и остановился.

- Так, русский шпион говоришь - спрашивает один из двоих.

- Напрасно Вы так думаете - отвечает Георгий, я Сталинградец!

Ты? Что? Сталинградец? Так там же наши дают фрицам под хвост, окружили их и изматывают последние силы.

- Возможно, я надеюсь, что так оно и должно быть! - сказал тихо Георгий и тут  же упал. Кончились все силы.

Георгий вспоминает - ко мне подошли поближе, осмотрели всё кругом, спросили - оружие есть?

- Спрашивают - откуда?

Георгий отвечает - с лагеря военнопленных бежал, повели нас на заготовку дров, мы договорились пять человек бежать. Вот я и рванул первым, за мной второй, а трое должны были бежать в другую правую сторону. Фашисты открыли огонь, я упал в овраг и пополз в кустарники, и так вот четверо суток иду.

- Ну и куда путь держишь?

- Иду искать партизан, не хочу умирать голодной смертью в лагере военнопленных - пусть я погибну в партизанском отряде, но я ещё должен рассчитаться с гадами за все мои мучения, избиения и страдания. Я должен ещё закопать в могилу не одного фашистского гада!

Только я закончил свой первый рассказ, подъезжает подвода, запряжённая одной лошадью. Подымайся - сказали мне, садись на подводу, поедешь с нами!

Деваться некуда! Что будет, то будет! Меня еле втащили на подводу, сказав ездовому - вези в отряд, а я сейчас подойду, если задержусь скажи командиру пусть пришлёт подмогу.

Подвода тронулась и мы потихоньку поехали. Долго молчали, а затем ездовой спрашивает  - Скад бендишь? Я понял - откуда будешь?  По польски слово Скад  означает будешь, другое слово было сказано приближённо к русскому.
 
- Русский я, с Кубани, слышал,  такая область есть в России.

- Да, ДА, вем, вем!  Знает значит! Долго мы ехали молча тихим шагом. Подвода чуть немного поскрипывала, не смазывалась - подумал я, вспоминает Георгий.

Вскоре подошли ещё два человека, один заговорил по польски,  второй на украинском языке.

- "Кого Выземе"? - свой, отвечает ездовой, военнопленный, бежал с лагеря.

- Добрэ , есть пидмога нам!

Проехав ещё с пол километра, появилось много людей. 

- Слезай! Пойдём к командиру!

Я, вспоминает Георгий, еле перевернулся вправо и полетел на землю.

Три человека, взяли меня под руки и повели к землянке, сказав, совсем ослаб парень!

Один из них говорил по русски.

  Зашёл в землянку, сидят трое, два поляка, как определил Георгий сразу по разговору, третий не то украинец, не то русский, но говорили на чистом русском языке.

Расспросили подробно. Георгий рассказал, как попал в плен и каким образом бежал из лагеря. Интересовались боями под Сталинградом.
   Георгий рассказал даже о приказе Верховного командования - "НИ ШАГУ НАЗАД! За Волгой для нас Земли нет!"

Георгий рассказал, что Красная Армия окрепла  и сейчас на вооружении появились новые реактивные миномёты, их назвали "Катюши".

- Кем был по званию - задали вопрос.

- Лейтенант, окончил училище ВВПУ, оставлен был в кадрах и вместе с училищем выехал на фронт под Сталинград.

Меня выслушали внимательно, вспоминает Георгий, затем вызвали дежурного и приказали - раздеть, обмыть в бане и переодеть из резервного запаса, а затем покормить, предупредив кушать немного - кашу с небольшим количеством жирка и сладкий чай.

 - Иди дорогой, похлопал по плечу командир и добавил - выносливый ты парень, молодец, храбрость тоже имеется, а нам такие по зарез нужны, понимаешь!
Для того, чтобы легче было под Сталинградом, Москвой, Ленинградом, нам здесь предстоит много поработать на пользу нашей любимой Родины и добавил, история нас никогда не забудет, и нас будут ценить, и наш подвиг, который мы совершаем в тылу врага!

Так начались другие  боевые факты судьбы - мальчишек Великой Отечественной войны.


Рецензии