Похоронные традиции как незнание комы

В  поисках спасения магруды устремились к городу, веками служившему им защитой. Инстинкт самосохранения заставлял чудищ искать защиты среди полуразрушенных стен, за которыми они не раз отсиживались, пережидая отчаянные набеги воинов племени Зунны и Краана.
Говард Р. И. Холмы смерти.

Клерк правильно осведомил меня. Пароход был переполнен, а каюта плохая — тесный четырехугольный закуток недалеко от машинного отделения, освещенный только тусклым глазом иллюминатора. В душном, застоявшемся воздухе пахло маслом и плесенью; ни на миг нельзя было уйти от электрического вентилятора, который, как обезумевшая стальная летучая мышь, вертелся и визжал над самой головой.
Цвейг С. М. Амок.

В этой статье осветится тема происхождения похоронных обрядов. Казалось бы, тема изучена, что тут можно написать нового? Но, если присмотреться, изучена она со стороны описания ритуалов и заимствования одних народов у других, но… не со стороны простой, «физической». Исправлю этот пропуск.

Во-первых, ВСЕ ритуалы со времён неандертальцев и до монотеизма поначалу сопровождались помещением погибшего в одетом - или замотанном во что-то тёплое – виде, с едой и оружием, и закрытом от внешнего мира. Это прошу отметить особо.
Дело в том, что загробный мир появился в религии благодаря снам. Сами дикари думали, что во сне они попадают в какой-то иной, параллельный и не видный в бодрствующем состоянии похожий на наш мир. Они же не знали функцию сна и потому толковали его именно так. Самоанализ, он же интроспекция, появился вообще не так давно, Джулиан Джейнс вообще в книге про бикамеральный разум говорил, что человек стал разумным в нынешнем понимании этого слова не ранее 3000 лет назад.

Так что сказки про 4000 лет Древнему Египту и прочим таким же выдуманным политика ради странам оставим убогим и будем познавать, расследовать дальше.

Дело в том, что мышление первобытного и не только типа чуждо абстракциям, которые хотят приписать судящие по себе «аналитики». Оно чисто конкретно, прагматично, консервативно, животно хитрое. Понятия, которые нельзя привязать к конкретным действиям «здесь и сейчас», для него всегда есть и будут «шелухой», как и то, что не приносит очевидной и быстрой выгоды. Все понятия типа «равновесие», «гармония», идеал»пустой звук для такого, как бы ни пытались лжеспециалисты «дать» ему мировоззрение… интеллигенции 19-20 веков. Потому-то все идолы «кормились» только пока «приносили пользу», а, если идол не помогал, его секли прутьями, а то и вовсе кидали в огонь. Отношение «ты мне, я тебе»визитная карточка такого мышления, как и попытки при любом удобном случае «взять и не дать».

Опыты товарищей Лурия и Выготского в помощь по данной теме, если кому интересно.
Это я к тому, что ВСЕ ритуалы и поступки ранних людей - и не только людей, скорее всего, вряд ли мы одни во Вселенной вопреки вою дураков и заинтересованных, - носили ЧИСТО КОНКРЕТНЫЙ характер и мотив. Так зачем же покойного снабжали едой и прочим, если видели, что он уже труп, ничего не ест и разлагается, пожираемый падальщиками всех форм и размеров?

Фразы про то, что ему это понадобится на «том свете», ерунда. На «том свете» и пища с прочим тоже «загробная», а все попытки «достать из сна» что-то кончались неудачей по очевидной причине. Так что версия, что «тот свет» и «этот свет» связаны, как два региона, фактами даже с точки зрения дикаря опровергается надёжно.

Но никто из интеллигентов не учитывает, что комы и летаргическое состояние часто воспринималось как смерть – мои предки, иудеи, даже не хоронили умершего три дня, чтобы при отсутствии разложения понять, что их родич живой. И часто пробуждение из комы или летаргии воспринималось, как оживление мертвеца, что и породило все мифы о воскрешении. И потому мертвеца закрывали от мира, чтобы хищники его не съели пока он «оцепенел», заворачивали в тепло, чтоб не замерз, а еды и инструменты, чтобы не помер с голоду. Дикари-то ведут полукочевой образ жизни из-за небогатых ресурсов и поначалу не возвращались на место, где ранее жили, потому погибшего как не полезного более для общества просто поначалу бросали зверям, а потом, поняв, что любой может оказаться на его месте и «воскреснуть», стали заботиться о своих таким вот образом. Воскреснет, на положенных запасах сколько-то протянет, инструменты помогут выжить первое время. Не воскреснет, природа*с, что поделаешь. Никакой абстракции, чистая конкретика!

То есть, обычай класть в могилу еду и инструменты с одеждой был поначалу не «проводами на тот свет», а реально заботой, вдруг он не помер, а был в коме, очухается вылезет из могилы и сможет жить сам или даже нагонит своих. Потом это просто вошло в привычку и стало без понимания первоначального замысла делаться далее. Ибо дикари консервативны и редко принимают что-то новое, отказываясь от «старины». Не только они, надо сказать.


Рецензии