Футурийские хроники. Том I. Глава III

           В скором времени я оказался дома, где шумная атмосфера веселья сменилась аурой спокойствия и умиротворённости. Уставший за день, я сразу же лёг спать.
           Следующим утром я очнулся в своей тёплой кровати в не менее тёплой залитой солнечным светом комнате. Через мгновенье появилась улыбающаяся мама, которая принесла мне завтрак в постель со словами: «Доброе утро, сынок». В это время на её сияющем лице появилась скупая материнская слеза. И я, и мать, и отец старались не подавать виду, но все мы прекрасно знали, что это наше совместное утро может быть последним, и поэтому радовались каждой секунде, проведённой вместе. 
           Весь день, вплоть до самого вечера, мы с родителями провели время вместе в приятных хлопотах, занимаясь подготовкой к встрече гостей, которые придут на мои проводы в армию. Должны были прийти только самые близкие люди. Домашние роботы убирались, мама готовила обеденный стол… День прошёл приятно и незаметно.   
           Наступил вечер и начали приходить гости.
           Первым в прихожую вошёл высокий статный мужчина лет пятидесяти с густыми усами и горящими добрыми глазами. Это был полковник Манн Бенинг, его величественный вид мог любому привить любовь к военной службе и желание умереть за Родину. Мерное побрякивание наград на груди при движении и его гордый, но вместе с тем добрый взгляд как будто говорили: "Я стал таким, потому что служу в армии. Послужи и, может быть, станешь таким же, как я".
           Последний год своей жизни полковник, как и все, воюет с Фарагосой. Однако с отцом он познакомился ещё семнадцать лет назад во время Эристанской войны.
            Эристанская война длилась с 2099 по 2103 год в Эристане –в самой западной области Футурии, представляющей собой жаркие выжженные горные пустыни и степи, населяемой полудикими племенами и бандами. Воевали тогда с террористической группировкой "Свет анархии". Несмотря на то, что Эристан является частью Футурии, футурийские власти предпочитали никогда не вмешиваться в дела, творящиеся на западе, хотя дела на западе всегда творились тёмные, в тех краях закон не значит ничего. Однако в случае с анархистами решили сделать исключение, увидев серьезную угрозу для безопасности и целостности страны. Была развёрнута целая кампания для борьбы с "террористами, объединяющими эристанские группировки с целью создания хаоса и беззакония в Футурийской империи".  Хоть способы организации общества у эристанцев и были древны, оружие у них было вполне современное, поэтому много молодых футурийцев пало жертвами этой войны. Среди этих жертв мог быть и мой отец, но, к счастью, он выжил. Футурия выиграла это войну, окончив её массивным ядерным взрывом, сбросив атомную бомбу на центральную базу анархистов.
               Бенинг почти всю войну прошёл вместе с отцом. Они вместе сидели в окопах, вместе неслись в бой, вместе радовались, вместе боялись, вместе вернулись домой. Я помню свою встречу с отцом, когда он вернулся с войны, и помню Манна, помню, как искренне он был счастлив, наблюдая за нашей встречей. Он чуть не плакал, как будто бы видел своего сына, а не чужого.
              И вот, пока меня одолевали воспоминания, ко мне, наобнимавшись с отцом, подошёл полковник и пожал мне руку:
- Поздравляю! Тебя ждёт великое будущее, тебя ждут слава и почёт.
- Слава и почёт? А как же боль, страх, страдания? - спрашивал я глазами у своего собеседника.
              Бенинг прочитал этот вопрос в моих глазах и хотел, было, сказать что-то ещё, но что-то его остановило. Он потупил взгляд и серьезное выражение его лица вдруг стало каким-то растерянным. Он тяжело вздохнул, похлопал меня по плечу и тихо пошёл в гостиную.
              Вслед за полковником вошла семья Моренов - Аделаиза, Аррен и их отец Августин. Я поздоровался с Августином и Арреном, и за ними тихими грациозными, но слегка нерешительными шагами шла Аделаиза.
               Августин Морен всегда ходил с грустным лицом, выражающим чувство глубокой тоски, скорби и одиночества, видневшимися во всех его чертах. Он служил в Эристане, где и познакомился с моим отцом. На войне врачом служила его жена Аврора - мать Аррена и Аделаизы. К сожалению, Авроре не суждено было добраться домой. Она погибла, а Августин так и не смог смириться со своей потерей. Как ни поддерживал его отец во время и после войны - все было тщетно, Августин был и остался безутешен. Много времени прошло после той войны, но ничего не могло отвлечь его от своего горя. Его дети, видя все это, страдали, но ничего сделать не могли.
             С его детьми - Арреном и Аделаизой я познакомился в семь лет, когда после Эристанской войны Логары и Морены стали дружить семьями. Мне сразу запомнились глаза той маленькой семилетней девочки - Аделаизы, они мне показались какими-то особенными.
             И вот, спустя тринадцать лет, я вижу перед собой все те же светлые добрые глаза, полные меланхоличной задумчивости и грусти. Аделаиза всегда выглядела немного несчастной, своим видом как будто просила постоянной поддержки, но просила так искренне и непринужденно, что, наверное, невозможно было отказать ей в этом тайном желании. Красивая и внутри, и снаружи, она напоминала наипрекраснейший беззащитный цветок, нуждающийся в постоянной защите, словно прекрасная роза без шипов.
             Крепко обнявшись, мы долго не могли наглядеться друг на друга, и от этих взглядов нам обоим было так тепло, что даже становилось жарко. Через минуту Аделаиза подала знак, что будет ждать в комнате, а я остался встречать последнего гостя.
             Последним пришёл старый друг отца Фардус Вайфайр со своим семилетним сыном. Сын поздоровался со мной, улыбнувшись своей доброй лучезарной детской улыбкой, и пулей вбежал в гостиную. Фардус же имел вид недоброжелательный; легкая сутулость, озлобленные глаза и тонкие губы придавали его существу иллюзию некой враждебности по отношению к каждому, кто на него смотрел. Одет он был в старый грязный пиджак, местами даже порванный, волосы его были растрёпаны, и вообще выглядел Фардус, как маргинал, недовольный жизнью своей и других людей. Но есть одна интересная деталь: родимое пятно на шее Фардуса имело весьма необычную форму. Похожее на ключ, на конце которого располагались какие-то руны, из которых, в свою очередь, выходили лучи, похожие на солнечные, оно придавало своему обладателю веру в собственную избранность и отличность от обычных людей. Фардус неразборчиво буркнул мне и отцу приветственные слова и пошёл за стол. Отец посмотрел ему вслед с чувством жалости, как будто вспомнил, каким живым и открытым он был раньше, как будто подумал: "Ах, что же с тобой стало!"
             Итак, все гости сели за стол, а я пошёл к Аделаизе. С Аделаизой я мог разговаривать часами, и разговаривать мы могли, о чём угодно. Удивительно, но после окончания разговора совершенно невозможно было вспомнить, на какую тему он был. Иногда мы без умолку болтали о всякой ерунде, но чаще молчали вовсе. На самом деле слова не были важны, нам просто нравилось быть рядом, и каждый раз, когда мы были вместе, казался нам обоим каким-то особенным событием, ради которого стоило прожить текущий день.
              Через несколько десятков минут, когда официальная часть мероприятия закончилась, когда уже сказано большинство тостов и когда отзвучали все напутствия молодому солдату Никеосу Логару, началась, так сказать, неофициальная часть. После пения песен военных лет и воспоминаний трёх давних товарищей - Августина, отца и Манна завязалась интересная дискуссия, в центре которой находился Фардус, темой которой стали вечные вопросы о философии, религии, морали, прогрессе и о других вещах, порассуждать над которыми так тянет подвыпивших людей.
               Фардус с полковником долго обсуждали философские течения, приводили аргументы "за" и "против" различных теорий и в конце концов, устав от умственной активности, Фардус заключил:
            - Философия - психология Бога. Не нам её обсуждать.
            - Бога? Ха, нет никакого Бога, - возразил Бенинг Фардусу, уже собравшемуся выходить из-за стола, такое высказывание словно дало толчок к продолжению разговора.
             - Ну, давай поговорим, - сказал Фардус. - Какие аргументы ты бы привёл по этому поводу?
             - Всё-таки на дворе двадцать второй век. Научно-технический прогресс, достижения в области физики и биологии... Существует огромное количество доказательств абсурдности многих религиозных положений и событий, описанных в священных книгах тех или иных религий.
              - Да уж, я много раз слышал подобное. Но стоит посмотреть с другой стороны: неужели невозможность описанного в священном писании является доказательством отсутствия высшего, сотворившего всё существа как такового?
Подобные твоему заявления сводятся к критике мировоззренческой составляющей религии, однако не являются аргументом в пользу несуществования Бога. Если религиозные учения противоречат законам физики или биологии (теории эволюции в частности), значит они неверны, значит данная религия неправильно описала процесс и результаты создания Творцом всего сущего. Но значит ли это, что Бога нет? Разумеется, что не значит! Строить доказательства отсутствия Бога на бредовости религиозного мировоззрения почти так же узколобо, как и слепо верить религии. Ведь нельзя опускать возможность существования Творца, не обожествленного ни одной религией, создавшего вселенную, галактики, звезды, планеты, эволюцию организмов; создавшего мир таким, каким его видит современная наука... Да, - прибавил Фардус, - всё-таки Бог и наука не противоречат друг другу!
            - Интересная теория, - ответил Манн, - как я понял, ты разделяешь понятия "религия" и "Бог". Тогда у меня по одному вопросу по каждому из этих понятий. Если настоящий Бог не имеет отношения к религиям, то зачем в наше время нужны религии? Если Бог есть, то почему в мире столько зла, а он не предотвращает его?
            - Вопросы хорошие. Очевидно, что в прошлом религия объясняла явления, которые человечество ещё не могло объяснить самостоятельно, но сейчас эта функция религии явно больше не нужна. Тогда у неё остаются функции проводника между человеком и Богом и формирования представления о загробной жизни. Последнее, в свою очередь, способствует сохранению порядка в обществе, ведь некоторые, проще говоря, неправильные по религиозным учениям поступки - грехи, совпадают с преступлениями с точки зрения закона. Согрешив и нарушив закон, человек обрекает себя на двойные мучения: временное - в тюрьме, происходящее при жизни, и вечное - в аду, происходящее уже после смерти. Тем самым религия помогает государству обеспечивать порядок среди определённой группы населения. В этом, пожалуй, один из главных плюсов существования религии сейчас.
            - Хорошо, но разве недостаточно только одного вида наказания?
            - Думаю, что нет. Ведь религия и право контролируют две разные жизни - в этом мире и после смерти. К тому же разве бывает много сил, надзирающих за соблюдением закона? А ты представь, что у нас вдруг наказания за все преступления отменили. Представил? Полный хаос и разруха... Многие люди ведь не грабят, не убивают, не воруют, не насилуют не потому, что это аморально и негуманно, а потому что это наказуемо, и они боятся этого наказания. Есть, разумеется, люди, которые и при таком раскладе событий жилибы по совести. Есть и третья группа, представители которой раньше не помышляли о преступлении, но отсутствие наказание соблазнило бы его совершить. Все зависит от нравственного и морального развития человека.
            - Уж не хочешь ли ты мне сказать, что религия - главный источник всех моральных ценностей? По-моему, она, наоборот, является рассадником зла, стоит хотя бы вспомнить жертвоприношения и зверские убийства, совершенные во имя Бога, а также религиозные войны. Нельзя забывать, что религия навязывает свои ответы на вопросы мироздания, лишая человека возможности рассуждать самостоятельно и делать выводы. Кроме того, религию во все времена использовало государство как инструмент управления народом. Ах да, а ещё священнослужители деньги немалые зарабатывают на религии. И чуть не забыл спросить в продолжение твоего монолога о наказании после смерти. Разве страх Божьего суда не формирует рабское сознание у людей?
                - По поводу рабского сознания и лишения нужды думать могу тебе сказать, что всё зависит от отношения. Если человек хотя бы немного мыслящий, то, как мне кажется, религия не будет оказывать на него сильного влияния, но в случае фанатиков я, конечно, согласен с тобой. Однако фанатик по определению несвободен, ведь он отдал способность рассуждать, думать и мыслить предмету своего фанатизма. И произошло это собственной воле человека, и вины религии тут нет. В нашу эпоху церковь и религия безусловно потеряли свой авторитет, особенно если сравнивать со Средневековьем. Во времена глобализации и развития науки и техники справедливость многих верований, всего мистического, религиозных учений и тому подобного подвергается сомнению, и это нормально. Вообще, по моему мнению, люди сейчас делятся на три группы: первая - обычные люди, которые верят в приметы, в Бога, в сверхъестественное, но при этом не отрицают достижения науки, не являются ортодоксальными верующими, они не исключают возможности существования неких высших непознаваемых сил, существование которых не доказано наукой, но и не делают из них культ; вторая - люди-фанатики, которые безостаточно преданы неизведанным высшим сверхъестественным силам, в которые они верят, даже если это порой противоречит научным открытиям или здравому смыслу. Зачастую это относится к религии. Такие люди очень ревностно относятся к критике религии, к которой они принадлежат, они слепо верят всему, что написано в священных книгах, они готовы умереть за свою веру. Общество таких людей управляется духовенством и всегда является регрессивным, а потому опасно; третья - люди, являющиеся по сути научными фанатиками и фанатиками рационализма, они не принимают ничего, чему нет научного объяснения, не допускают возможности существования каких-то мистических божественных сил, существование которых наука обьяснить не может, такие люди отвергают всё, что не поддаётся разумному объяснению.
Первая группа наиболее открыта для новых знаний, так как она ничего не отвергает, но и не верит слепо. Вообще мне кажется, что идеал в гармонии, пребывании посередине, как в случае с первой группой; мир в хаосе, потому что все более набирают силу крайние течения, как в случае второй и третьей группы.
              - Что касается использования религии в государственных целях и в целях извлечения выгоды, - продолжал Фардус, - могу сказать, что опять же это вина самих людей, ведь основа религии - человек. Если бы сами люди не извращали суть религии - творить добро, не совершать зла, то и не было бы никогда критики религии. Однако церковь и государство использовали её в свою выгоду: религиозные войны, индульгенции, инквизиция и многое другое.
Если на людей надежды нет, то вот здесь встаёт другой вопрос, вопрос, который ты уже задал: " Если Бог есть, то почему он не борется со злом, несчастьем и несправедливостью в мире?" Допустим, если Бог создал всё, то Бог есть природа, а человек является частью природы и соответственно частью животного мира. Обращаясь к животному миру, мы поймём, что несправедливость там повсюду, а называется она естественным отбором. Получается, что сам Бог создал несправедливость. В природе выживают самые приспособленные, и, чтобы выжить, животные порой совершают поступки, немыслимые с точки зрения человеческой морали: убийство себе подобных, братоубийство, убийство детей, оставление раненых и больных на произвол судьбы и тому подобное. Для выживания нужна жестокость. Так вот из всего этого получается, что Бог не борется со злом, потому что он сам сотворил всё то, что с человеческой точки зрения является злом?
 Однако человек отличается от животного наличием разума, и, придумав нормы морали, человек устанавливает несвойственные природе законы, относящиеся к разумным существам, эти законы, объективно говоря, добрее и гуманнее тех, что придумал Бог, создавая мир. Тем самым люди определённым образом превзошли Бога. Ведь в слово «человек» мы вкладываем нечто большее, чем обозначение биологического вида, «настоящими» людьми мы называем людей нравственных. Религия и церковь, несмотря на позиционирование Бога как абсолютного добра, должны были следить за соблюдением моральных норм в обществе, но не справились. А не справились, потому что не все люди, включая священнослужителей, способны преодолеть заложенное природой начало, проявляющееся в животном мире. Как я уже сказал, в природе выживает наиболее приспособленный, а людям, создавшим своё общество, как самым развитым животным, чтобы приспособиться к жизни, то есть жить хорошо, нужны деньги и власть, слава и богатство. Поэтому многие люди к ним и стремятся. Но есть и другие - моралисты, люди высоких моральных качеств, для которых материальные блага уходят на второй план; добрые, честные, справедливые, гуманные - такие люди стоят выше законов природы. Такими людьми Бог мог бы гордиться, как отец гордится сыном, в чём-то превзошедшим его...
               -  Я понял, - заговорил полковник Бенинг, - значит ты ставишь мораль выше поведения, заложенного природой. Всё, что ты говорил, было как-то абстрактно. Ты сам-то веришь в Бога?
               - Сложно сказать. Наверное, всё-таки да. Я верю в него как в средоточие любви, добра и нравственности. Просто у меня своё мнение на этот счёт. Начну немного издалека:
               - В человеке, - продолжал Фардус, - борются два начала, являющихся абсолютно разными проявлениями человеческой сущности, эти начала - рациональное и чувственное. Как понятно из названия, рациональное представляет собой познание мира только с помощью разума, оно содержит объективные знания об окружающем мире, и каждое знание имеет четкое доказательство истинности. Благодаря пропаганде критического мышления и высокому уровню современной науки в обществе всё более и более набирает силу рационализм, первое начало.
Со вторым несколько сложнее. В отличие от сухих научных фактов, на которых базируется рациональное начало, чувственное содержит всё субъективное, индивидуальное для каждого человека, всё, что существует только в сознании.В совокупности со способностью мыслить и качествами личности чувства формируют внутренний мир человека, его душу, ведь человек - не животное, именно он, а не инстинкты, как у животных, именно он руководит своим поведением, а в основе поведения в определенный момент во многом лежат чувства, которые человек испытывал в этот момент.
 Чувственное начало отвечает за внутренний мир, следовательно, за мировоззрение и фантазии. Поскольку за понимание объективной реальности отвечает рациональное, чувственное, образно говоря, старается расширить рамки реальности, в основном используя фантазию, а потому одной из ключевых особенностей проявления внутреннего мира является придание всему, что мы видим и чувствуем чего-то большего, чем есть на самом деле. Мы придаём особое значение любви как какому-то высокому неземному чувству. Бросая монетку, мы ждём, что непременно выпадет решка, если до этого несколько раз подряд был орёл. Мы видим знаки судьбы в совершенно случайных событиях, придаём особый смысл снам. И многое другое... Это всё является естественным проявлением чувственного начала, на подобных проявлениях базируются мистические учения и религии. Именно из-за этих проявлений некоторые люди верят в карму, в эзотерику, в биоэнергетику, в экстрасенсорику, в потусторонние силы, в предопределение, верят, что Вселенная влияет на судьбу человека. Многие из этих проявлений проходят сквозь поколения и глубоко проникают в культуру, образуя религии и приметы. Конечно, есть риск, что они приведут к фанатизму, они иногда и приводят, также есть риск, что некоторые захотят нажиться с их помощью, но при этом у них есть очень важная функция...
Они являются основой морали. Ведь мораль основывается на любви, милосердии, доброте, сочувствии, на чувствах, соответственно на чувственном начале, но не на рациональном. Я всё боюсь, что в наше время рациональное скоро уничтожит чувственное, потому что наука, рационально объясняя каждое из "проявлений", о которых я говорил ранее, уничтожает их. Понятно, что все чувства - всего лишь химия, что любовь - не более, чем желание размножаться, но, возможно, не стоит научно объяснять их, стоит оставить их чем-то высоким, непознаваемым. Подобное уничтожение может начать цепную реакцию, уничтожив всё чувственное начало и мораль.
            Фардус попил воды и продолжил:
             - К примеру, в интернете сейчас много различных публикаций, где рассказывают новости науки, новейшие изобретения, а также открыто высмеивают и оскорбляют религию. По-моему, это неправильно, это показывает неуважение к своей культуре, к своим предкам, которые искренне верили в Бога, которые, возможно, даже погибли за веру. Что-то из этих публикаций просто аморально. Я не говорю, что у атеистов нет морали, хотя лично я считаю, что это, скорее всего, так; я просто привел пример, показывающий, что бывает, если зациклиться на рационализме. Однако и на чувственном можно зациклиться, что, очевидно, ведёт к фанатизму.
Итак, пока одни занимаются наукой, а другие «не свистят, а то денег не будет», мы можем знать, что два начала в обществе ещё уживаются вместе. И это хорошо, потому что только в таком случае люди могут быть такими, какими они должны быть! - иронично закончил Фардус.
                Фардус, широко разинув рот, зевнул, начал вставать со стула, как вдруг заметил на себе вопросительный взгляд полковника Манна. - Ах да, - сказал Фардус, - по поводу веры в Бога скажу следующее:
                - Когда ты спросил, верю ли я, - продолжал он, - я ответил, что у меня своё особое мнение, потому что хотел рассказать о своей теории, которую я бы назвал рациональным теизмом.
Согласно рациональному теизму каждый человек сам творит своего Бога, существующего только в разуме этого человека. Такой Бог должен состоять из определенных составляющих.
Во-первых, он должен являться средоточием обоих начал, о которых я говорил ранее, в первую очередь чувственного. Он должен быть идеалом, воплощением нравственности, морали и тех качеств, которые человек, не имея их, хотел бы воспитать в себе. Такой Бог должен стать кумиром для человека, как становятся для него другие люди, при этом не являясь предметом слепого поклонения, а являясь воплощением цели, к которой стремится человек.
Во-вторых, Бог должен влиять на жизнь человека, быть рядом с ним, "наблюдать" за ним, вернее человеку стоит себя убедить в этом, потому что в психологическом плане это может упростить жизнь человеку. К примеру, если мы знаем, что Бог защищает нас (даже если на самом деле это не так), то мы становимся увереннее. Если мы знаем, что Бог любит нас и что он рядом, то нам становится не так одиноко. За хорошие поступки человек неосознанно ждёт вознаграждения, поэтому если ждать, что Бог вознаградит тебя, то это действительно случится, хотя на самом деле Бог ничего не делал, просто человек, ожидая чего-то хорошего, меняет своё отношение к происходящему и сам находит "награду Бога", выдавая за неё благоприятствующие ему события.
В-третьих, самое главное, образ Бога должен содержать в себе всё самое дорогое для человека - всё то, что он любит, что свято для него, постоянно напоминая человеку, ради чего он живет, ведь живём мы ради того, что любим. Бог - семья. Бог- любимые люди. Бог - надежда. Бог – вера. Бог – любовь к ближним. В наше время людям стоит почаще вспоминать эти понятия.            
На протяжении всей беседы все увлечённо слушали Фардуса, но от такого количества теорий и рассуждений уже начали уставать. Я, Аррен и Фардус вышли на балкон проветриться. Насмотревшись на скучный серебристый пейзаж, образованный бесконечными рядами зданий, Фардус снова разговорился.
                - Так значит, ты писатель? - обратился Фардус к Аррену.
                - Да, - невозмутимо ответил Аррен.
                - Какое же, однако, глупое и бесполезное в наше время занятие! Ты родился слишком поздно, чтобы заниматься этим. Уже столько было до тебя, столько написано, столько переписано несколько раз. Не осталось ни одного проявления человеческой души, не описанного в литературе прошлого, а потому в двадцать втором веке ты, как и все остальные, обречён на плагиат, пусть даже и неосознанный. А всё почему? Потому что время идёт, но человеческая природа не меняется и не изменится никогда.
                - Зато меняются нравы, взгляды, мнения людей и общество в целом, постоянно обновляя перечень тем, которые можно осветить в своих произведениях.
                - Достойный ответ, - сказал Фардус после непродолжительной паузы, - люди относятся к писателям, как к избранным, ставят себе в кумиры, обращаются к их произведениям в трудные минуты. Но меня удивляет, что в наш рациональный век, век нигилизма, когда культура, патриотизм, любовь к Родине подвергаются сомнению, чтение книг как бы по умолчанию всегда является абсолютным благом. Но это точно не так. В наше время для многих людей чтение бесполезно и вредно во многом по вине общества и интернета.
                - Хочешь поговорить об этом?
                Глаза Фардуса как будто сказали: "Вызов принят!"  и заулыбались, предвкушая начало нового интересного разговора. Фардус посмотрел на Аррена, ехидно улыбнулся и начал говорить, мысленно благодаря собеседника за желание пообщаться:
                - Давай. Зачем люди читают?
                - Чтобы думать, вести диалог с автором, соглашаясь или споря с его теориями, мыслями, идеями, тем самым духовно развиваться.
                - Как банально и предсказуемо! Но я и не надеялся услышать от тебя другого.
                Аррен обиженно пожал плечами.
                - Очень мало людей, - продолжал Фардус, - действительно читают по названной тобой причине, хотя, возможно, каждый, кто читает по собственной воле, думает, что читает именно поэтому. Но на самом деле это не так. Слабые выбирают кумиров, чтобы подражать им, а сильные выбирают кумиров в качестве воплощения цели, к которой надо стремиться. Так к чему же я это? А к тому, что большинство людей в современном обществе похоже на подростков: главное выделиться перед другими, показать, что ты круче всех, даже если на самом деле ты из себя ничего не представляешь. В этом деле очень помогают книги и интернет, а особенно социальные сети. Я не буду говорить сейчас о бесконечном количестве фотографий, на которых люди фотографируют сами себя (не об этом сейчас разговор), не буду говорить о глупых бесполезных записях и о блогах, в большинстве своём нужных только своему создателю для повышения самооценки, я скажу об образе идеального человека в интернете.
 Идеальный человек должен быть умным, интеллигентным, образованным рационалистом, постоянно читающим книги. Чтобы соответствовать этому образу не обязательно обладать всеми этими качествами, достаточно просто быть подписанным на нужные группы и делать нужные репосты.
Но остановлюсь на чтении. Как же меня всё-таки возмущает, когда говорят, что телевидение и интернет никогда не победят книги, что, пока люди читают книги, человечество будет процветать! Не будет! Если вдруг и будет, то только если все люди будут читать по зову сердца, а не потому что это модно. Люди придумали моду на чтение, а теперь радуются, что раз все читают, то все умные, все "духовно развитые", чёрт их побери! Моду на чтение подогревают постоянными публикациями, где сказано, что успешные люди читают книги, пока другие люди-овощи смотрят телевизор (или что-то подобное), а также какими-нибудь цитатами типа: " Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор". Но разве в этом суть книг? Разве для этого мыслители веками писали книги, вкладывая в них всю душу? Чтобы прочитавшие их могли управлять нечитавшими? Человек, написавший подобное, не понял сути книг, как и многие другие сейчас. Всё печально… Так и получаем интеллигентных моральных уродов с жаждой власти любой ценой, но ведь зато они много читают!
              Пока я слушал Фардуса, мне вспоминались его слова о двух началах. Но когда он рассказывал о рациональном и чувственном в теории, он был в приподнятом настроении, ему было интересно размышлять на эту тему, абстрагировавшись от примера современного общества, однако этот его монолог бы похож на крик души и плач над погибающим чувственным началом. Лицо Фардуса переменилось с радостного и заинтересованного на печальное и сердитое.
             Мои размышления и монолог Фардуса прервал Аррен:
              - Но, если подумать, что плохого в том, что полезное для людей занятие стало модным?
              - Не перебивай, - прорычал Фардус, - я как раз до этого дошёл. Если пользу ты видишь в сравнении точек зрения читателя и писателя, якобы развивающим человека, то у меня для тебя плохая новость. Далеко не все сравнивают, многие подменяют своё мнение на писательское. Как я уже говорил, в наше время каждый хочет быть лучше других и поэтому боится, что его собственные идеи, мысли, его мнение подвергнутся жёсткой критике и будут осмеяны. Чтобы этого не случилось, некоторые люди отказываются от своего мнения в пользу чужого, принимая и отстаивая взгляды великих писателей, получивших признание, даже если не согласны с ними. Вообще, на мой взгляд, чрезмерное чтение опасно и вредно, потому что приучает человека брать уже готовые оформленные мысли и отучает доходить до умозаключений собственным умом. Здесь стоит провести аналогию с интернетом: раньше люди искали знания, пытались вспомнить, если забыли, стремились делать выводы на основе других знаний, а сейчас они, просторечно говоря, не парятся по этому поводу, они говорят: "Посмотрим в интернете", и то почти всегда забывают посмотреть.
             - Думаю, ты преувеличиваешь.
             - Нет, Аррен, сейчас своё собственное мнение - редкость. Я когда-то работал преподавателем, и был у меня ученик по имени... по имени, - вспоминал Фардус, - Соур Мененбайн. И как-то раз в классе один ученик сделал какой-то гадкий, подлый поступок, я уже и не помню какой, но помню, как я спрашивал каждого ученика о его отношении к этому поступку. Когда подошла очередь Соура, он начал говорить мне, что человек не должен осуждать других, что у каждого есть своё представление о добре и зле, начал рассказывать что-то о точке отсчёта моральных ценностей, рассказал, что по этому поводу писали известные люди. Короче, всё, что угодно, кроме своего мнения, и самое обидное, что весь класс поддерживал его, и вообще в классе он считался самым умным, интеллигентным, начитанным.
             - Мы с Никеосом знаем Соура, - ответил Аррен,- это плохой человек. Но вряд ли в этом виноваты книги, правильное чтение, наоборот, делает человека лучше, воспитывает нравственность в человеке, побуждает бороться с проблемами в обществе и несправедливостью. Литература учит нас причастности к происходящему вокруг, вере в способность изменить мир.
             - Как же наивно! Бороться с несправедливостью... Делает людей лучше...
Ещё не так давно я был женат. Жена моя постоянно читала любовные романы, знала десятки стихотворений о любви. А как она их читала! Как говорила! Как милы были её глаза! И что в итоге? Как только денег на троих (вместе с сыном) стало не хватать, так сразу из доброй волшебницы превратилась в злую ведьму, постоянно пилила, орала на меня и ушла к богатому, оставив сына полностью на мне. Думаешь, после этого я поверю, что чтение делает людей лучше?
           "Так вот откуда такая ненависть к чтению", - подумал Аррен, но не сказал это вслух.
            - Чтение, - продолжал Фардус, - рождает лишь иллюзии. Человеку кажется, что если он просто подумает над решением какой-то глобальной проблемы, то избавление мира от этой проблемы станет чуть ближе, но самом деле это не так. Слова - ещё не дело. Сейчас проблемы больше обсуждают, чем решают, поэтому количество проблем растёт. А что есть у писателей? Только слова и ничего более... Поэтому роль литературы в решении глобальных проблем ничтожно мала. То же, на мой взгляд, можно сказать и о воспитании нравственности. Поговорим, когда ты ответишь мне на один вопрос. Если чтение художественной литературы стало популярно как никогда и книг становится всё больше с течением времени, то почему в наше время постоянно говорят об упадке нравственности в обществе?
            Воцарилась тишина. Через несколько минут Фардус пошёл к выходу в гостиную, как вдруг его остановил Аррен.
           - Последнее, что я хотел сказать, - прошептал Аррен, - чтение развивает наше образное мышление, нашу фантазию, а благодаря фантазии мы представляем мир будущего, изобретаем что-то новое, представляем то, чего ещё нет, а создавая его развиваем всё человечество. Разве прогресс возможен без чтения книг?
            Фардус посмотрел на Аррена и сказал:
           - Прогресс! Прогресс. Прогресс... Все твердят одно и то же. Но знаешь, что я думаю? С таким прогрессом и регресса не надо! Я в крайней степени возмущён тем, что происходит сейчас. Выгляни в окно. Что ты видишь? Прекрасный футуристичный город, где машины летают по воздушным дорогам, где в каждом доме есть робот, помогающий по хозяйству, город, где слились мечты фантастов прошлого, торжество науки и техники. Скорее всего, именно это. Но я думаю, что этот город - лишь огромное давящее напоминание о несбывшихся мечтах человечества превзойти природу. Не нужно иметь отличное зрение, чтобы увидеть, что вокруг нет ни одного растения, ни одной травинки, весь городской пейзаж сер, скучен и однообразен, он статичен. Да, жизнь в городе не стоит на месте - все постоянно двигаются, спешат куда-то, но всё это движение - не более, чем движение частиц какого-то одного вещества. Красота природы динамична, она не стоит на месте, природа всегда разная, природа пробуждает чувства людей. Эта страна, этот город - рациональное начало, а природа - чувственное. Этот город - ода, памятник рационализму, воздвигнутый на костях природы. Но есть целых две причины, почему мы должны были сохранить природу.
            Первая причина очевидна. Загрязнение и в последствии уничтожение ресурсов природы негативно влияют на людей. На определённом этапе своей истории мы перестали приспосабливаться, мы начали изменять то, что нас окружает. И что мы сделали? Мы стали вырубать леса, загрязнять водоёмы, мы отравили воздух, мы истребили множество видов животных и, наконец, дошли до того, что мы видим сейчас в Эпрогасе и многих областях Футурии - полное отсутствие растительности. И ещё стоит сказать, что многие животные, ещё не так давно существовавшие, вымерли. Вот цена нашему прогрессу! Разум был дан человеку, чтобы преображать природу, а не разрушать её. Вечный позор человечеству! И теперь люди сами страдают от своего "прогресса": едят искусственно созданную еду, дышат загрязнённым воздухом, многих животных видят только в зоопарке в виде голограмм или роботов. Да, у нас есть специальные оранжереи, где искусственно создаются условия для растений, это нужно для вырабатывания кислорода, но простым людям вход туда запрещён, поэтому большинство людей видело растения только по телевизору или в интернете.
           Человечество постоянно идёт вперёд, разрушая природу, но может стоит остановиться и подумать? Люди начали думать, но поняли, что уже поздно. Если нет возможности создать своё, то надо забрать чужое. Именно поэтому Футурия и ведёт войну с Фарагосой, она хочет забрать её нетронутые природные ресурсы. Но знаешь, я думаю, что и эти ресурсы она погубит, поэтому в этой войне я целиком на стороне Фарагосы.
            Вторая причина заключается в психологии человека. Сплошные небоскрёбы и огромное количество людей теснят человека, этот город в той или иной степени давит на каждого своего обитателя своим огромным размером и высокой плотностью населения, заставляя человека чувствовать себя в замкнутом пространстве, словно в громадном доме, даже находясь на открытом воздухе. С природой всё наоборот. Вам когда-нибудь было тесно на природе? Думаю, что нет. Природа - простор для души, позволяющий отвлечься от всей городской суеты и подумать о своей жизни. В Эпрогасе душе тесно. Возможно, именно поэтому люди там всё больше живут только умом. Если они живут только разумом, то, может быть, поэтому многие люди несчастны - они разучились чувствовать и радоваться жизни.
 Мы разучились радоваться простому человеческому общению, когда появился интернет. Некоторые из нас стали заниматься нелюбимым делом ради получения большего количества денег. Вообще с детства мы понимаем, что то, что нам нравится, часто является предметом запрета. К примеру, ребёнок любит мороженое, ему не дают много мороженого, потому что он простудится. Ребёнок любит ходить по лужам, но ему запрещают, потому что он промочит ноги. Примерно так же потом и у взрослых. Люди делятся на тех, кто живёт умом - рационально, кто живёт иррационально, то есть руководствуясь только своими сиюсекундными желаниями, и тех, кто сочетает в себе оба качества. К сожалению, прогресс довёл общество до того, что бесплатное получение удовольствия подавляется, потому что многие стали зарабатывать на этом и просить деньги за источники этого удовольствия. Нахождение на природе доставляло это удовольствие и являлось своеобразным топливом для души, но футурийцы уничтожили его, тем самым дав начало цепи катастрофических последствий.
             Уж не знаю, отсутствие природы ли виной, но современное общество я просто ненавижу. Люди красивы снаружи, уродливы внутри. Рациональное начало побеждает чувственное. Все понятия подменены в извращённой потребительской манере: жадность называют рачительностью, грубость и надменность называют уверенностью в себе, жестокость называют проявлением силы, тщеславие называют самолюбием. Общество захлестнули эгоизм и равнодушие. Люди живут по принципу "не обманешь - не проживешь".
               Кругом одни диванные политики и интернет-философы, которые говорят и пишут о проблемах, о необходимости изменений, но неспособны ничего изменить, потому что те, кто знают, как изменить мир, постоянно сомневаются в успехе, а те, кто вообще ни в чём не сомневаются, обычно слишком глупы, чтобы продумать чёткий план этих изменений. Но в чём сейчас преуспели, так это в разрушении традиций, основ. Настоящие идолы современности – пафосные цитатки про глупых верующих, про прогнившую систему и про упадок морали, о которой они на самом деле ничего не знают. Вооружившись цитатами "великих" людей из интернета, многие люди начали рушить традиции и всё, что связано с прошлым. Для прогресса что-то действительно надо рушить, хотя я и против такого прогресса, как сейчас, но люди заходят слишком далеко, затрагивая культуру и мораль, а это рушить просто нельзя.
            Кумирами сейчас становятся бизнесмены, медиа магнаты, основатели крупнейших IT-корпораций. Ведь сейчас немодно быть просто хорошим добрым человеком, успех измеряется деньгами, человека оценивают по деньгам.         
             Ещё хочу сказать об интернете, а также о планшетах, о смартфонах и о прочих гаджетах. Чего же от них больше - вреда или пользы? Кроме плюсов есть ещё и минусы, и, на мой взгляд, самый большой минус состоит в том, что у нас уже развилась зависимость от них. Мы с детства начинаем пользоваться интернетом и гаджетами и уже не можем жить без них. Кроме того, обилие видеоигр отбивает у детей желание учиться, прививая желание играть. Но! Заметьте, давно не секрет, что сами создатели этих гаджетов запрещают или ограничивают своих детей в использовании интернета и своей продукции. К чему бы это? То есть они понимают весь наносимый людям вред, но продолжают выпускать всё больше и больше устройств, потому что получают за это много денег. Тем самым аморально наживаются на сформировавшейся ещё в двадцать первом веке человеческой потребности, граничащей с зависимостью. Я не могу понять, как современные люди, готовые прицепиться к каждой мелочи, спокойно проглатывают это. Вот такие сейчас кумиры!
            Я считаю, что прогресс пошёл в неправильном направлении. Люди равнодушны друг к другу, они разучились любить и чувствовать, а те, кто ещё не разучился, боятся проявлений чувств, боятся любить и признаваться в этом. В эру роботов люди сами стали, как роботы! Большинство людей несчастно. Сначала они годами учатся, не зная выходных и отдыха, потом годами ездят на работу, чтобы зарабатывать деньги. При этом ежедневные пробки на дорогах, крики начальника, нехватка времени каждого вгоняют в продолжительную депрессию. Но люди всё терпят, терпят в ожидании, что когда-нибудь начнётся настоящая жизнь, когда они будут жить в удовольствие. У кого-то она настаёт, но слишком поздно, а кто-то вовсе и не доживает до этого момента.
            А ведь счастье – цель и смысл в жизни каждого. Понятно, что постоянно быть счастливым могут не все, но на пути к счастью нужно учиться радоваться тому, что имеешь сейчас. Люди говорят, что умные редко бывают счастливыми, а я скажу, что никакой человек не умный, если не в силах найти причины быть счастливым здесь и сейчас.
Нужно вернуть всё обратно в прошлое и начать заново!
            Как считали писатели прошлого, каждый новый век должен приносить что-то кардинально новое. Новый век – новая жизнь, новые порядки. После перехода в двадцать второй век мало что изменилось. Возможно, это и есть первый признак угасания цивилизации. Поэты могли бы назвать происходящее «концом света», «апокалипсисом», но я считаю, что цивилизация не погибнет, просто человечество испортит себя ещё сильнее.
            Что ж, говорите и думайте, что хотите. Можете как-нибудь придраться к моим словам, ведь это хобби уже не первого поколения. Мне всё равно. А сейчас я ухожу.
Аррен слушал с таким выражением лица, какое обычно бывает, когда слушатель не во всём согласен с говорившем, но спорить не начинает, потому что либо уже устал от разговора, либо понимает, что это бесполезно. Однако после их диалога Аррен проникся каким-то особым уважением к Фардусу как к умному интересному человеку, хотя всё равно считал, что Фардус во многом преувеличивает.
           - Когда вы говорили об изменениях, - сказал Аррен, обращаясь к Фардусу, - вы говорили о бесполезных разговорах, но у вас у самого есть что-нибудь кроме слов, сами вы способны что-нибудь изменить?
            Фардус улыбнулся.
           - Да, и я уверен, что скоро вы ещё услышите обо мне. Бог мёртв, но я знаю, как мы можем его воскресить!
            С этими словами Фардус вышел в гостиную, а мы с Арреном задумались над его последней фразой.
            После этого полковник с Фардусом ушли, а остальные, отойдя от философских разговоров, стали разговаривать на более приземлённые темы. Через некоторое время отец с Августином неожиданно позвали меня в отдельную комнату.
           - Мой дорогой сын, - начал отец, - совсем скоро ты отправишься на фронт, и по этому случаю мы решили подарить тебе кое-что. - Августин посмотрел на меня и молча достал пистолет, на котором были выгравированы четыре слова: семья, сила, честь и милосердие. Он отдал пистолет мне, и отец продолжил:
           - Мы с Августином выбрали эти слова в надежде, что они станут для тебя жизненным кредо. На войне люди меняются, порой они теряются на своём жизненном пути, забывая в пылу войны, кто они на самом деле, забывая, что для них свято, свято по-настоящему для них, а не для государства. Пусть эти слова не дадут тебе заблудиться, пусть они будут твоей путеводной звездой во тьме, пусть они будут напоминанием, за что ты сражаешься, пусть они напоминают тебе, что, в первую очередь, ты человек. Но только если ты примешь их по собственной воле.
            Семья - это необязательно родственники, семья - это те, кого ты любишь, и кто любит тебя. Мы не можем жить без таких людей, именно за них нужно бороться, потому что если не за них, то больше не за кого. Первое слово должно напоминать тебе о самых близких и родных людях, напоминать, что они помнят и думают о тебе.
           Сила - это то, что нужно тебе, для того защищать семью и бороться за неё. Сила проявляется в решительности, храбрости, ответственности, мужестве.
           Честь - это человеческое моральное достоинство. Человеческая честь делает из нас настоящих людей. По сути нравственность - это и есть человеческая честь. Пусть этот пистолет напоминает тебе, что ни при каких обстоятельствах ты не должен запятнать её.
           Милосердие - высшее проявление человеческой чести, потому что так или иначе сочетает в себе все моральные ценности - сочувствие, любовь, доброту... Для милосердия нужна внутренняя сила, поэтому не все на него способны. Но я уверен, что она у тебя есть. Может быть, это странно, что это слово располагается на оружии, возможно, странно, что я тебе это говорю, ведь какое милосердие на войне, если тебя посылают туда убивать. Но пусть это слово на пистолете просто не даст тебе забыть, что оно есть. Пусть оно напоминает, что на самом деле ты не машина для убийств, а человек, способный быть милосердным. На войне тебе приказывают убивать, но если у тебя есть выбор, то, возможно, лучше пощадить. Однако не всех стоит одаривать милосердием, ты должен чувствовать, кого стоит миловать, а кого нет.
          Ну вот, пожалуй, решай, брать этот подарок или нет. Но если ты его возьмёшь, то не забывай про эти слова и вспоминай их каждый раз, когда будешь целиться в кого-либо.
         Ощущая всю торжественность момента, я, особо не думая, просидел несколько минут как будто в раздумьях, а потом встал, взял пистолет и поблагодарил отца с Августином. Отец пожал мне руку и улыбнулся.
         Наступила ночь, все гости ушли, прощаясь со мной так же, как прощались после каждого визита, но в их глазах виднелся какой-то особенный печальный блеск.
         Следующим утром, когда солнечные лучи залили мою комнату светом, всё вокруг было самым обычным и ничего не предвещало судьбоносного для меня события, погода была точно такой же, как и вчера, как и за день до этого, как, наверное, будет и завтра. Я невольно удивился, почему природа (если её можно так назвать) равнодушна ко мне, но через мгновенье ещё более удивился, что мог так подумать, ведь какое ей дело до меня, как и до каждого человека. Вообще приятно подумать, повоображать, пофилософствовать, лёжа на мягком диване, особенно, когда понимаешь, что ты ещё долго его не увидишь, если вообще увидишь. В такие минуты диван становится куда более мягким, приятным, манящим. Казалось, я готов был отдать почти всё, лишь бы остаться на нем, вспоминая все мои ночи, все события, связанные с этим диваном. Я жаждал почувствовать каждый сантиметр этого дивана и жалел, что у меня было слишком мало времени, как раньше, так и сейчас. Но время всё шло... "Да... Мы не можем оценить что-либо по достоинству, пока не потеряем это", - подумал я, всё же надеясь, что я ошибаюсь. Я встал с дивана, поел и собрался в дорогу.
         Я и родители доехали до вокзала, с которого я отправлялся в путь, где мы должны были встретиться с Моренами. На протяжении всей поездки никто не сказал ни слова, но при этом атмосфера вокруг была напряжена до предела, казалось, что если произнести хоть слово, то не получится сдержать слёз. Примерно то же было и с Моренами, когда мы доехали до вокзала. Молчание не закончилось даже тогда, когда прибыл поезд.
         Всё это время я был в смятении, я не знал, как прощаться с своими близкими. С одной стороны, нельзя быть слишком холодным, чтобы не ранить их. С другой стороны, нельзя слишком расчувствоваться, потому что в этом случае они ещё более привяжутся ко мне, что заставит их переживать за меня сильнее и ещё более омрачит горечь потери, если я не вернусь.
         Но время неумолимо шло. Наступила минута прощания. Первым подошёл Аррен. Он улыбнулся грустной улыбкой, обнял меня, пожал руку и кивнул, сверкнув слезой в своих ясных глазах. Затем повторил подобное его отец Августин. Потом подошли родители. Отец крепко обнял меня и зарыдал, мама тоже не выдержала и вся в слезах начала меня целовать и обнимать.Так продолжалось около минуты, я крепко обнял их и поцеловал каждого из них. Уже около двери вагона мы встретились с Аделаизой. Она положила свою голову мне на плечо, и я заключил её в нежных объятиях. Мы снова почувствовали тепло между нами, она подняла голову, и её глаза, а затем и она сама, сказали: " Обещай, что вернёшься", - тем самым говоря за всех, кто меня провожал. И я пообещал. Её губы приблизились к моим, и, казалось, мы вот-вот поцелуемся, но почему-то я остановился, мои губы не прикоснулись к её губам. Её глаза показывали, что она хотела и ждала этого поцелуя, но не смела его требовать. Я отвёл взгляд немного в сторону, сам не зная зачем, и потупил взгляд. Я хотел её поцеловать, но почему-то не сделал этого.
           Вдруг прозвучал гудок поезда, нужно было ехать. Я ещё раз обнял Аделаизу, простился со всеми взглядами и вошёл в вагон. Заняв своё место, я долго смотрел в окно на своих близких и особенно на Аделаизу. Мне было стыдно перед ней. Я не понимал, почему я не поцеловал её. Я видел, как горячо парни целовали девушек перед отъездом, потому что боялись больше не увидеться. Женщины достойны любви, и Аделаиза достойна. Может быть, даже больше многих. Да что там, точно больше многих. Главное, чтобы мой поступок не уверил её в обратном. Дурак! Она заслуживала поцелуй... Я не поцеловал... Почему? Наверное, помешал страх, о котором я говорил ранее. Я боялся, я не хотел слишком привязывать её к себе, чтобы уменьшить её страдания, пока мы в разлуке, но получилось так, как будто я к ней равнодушен. Аделаиза ведь небезразлична мне. Она пробуждает во мне какие-то странные для футурийца ощущения, которые называют чувствами. Что же меня остановило? Наверное, я слишком много думаю, надо побольше делать. Почему я тогда отвёл взгляд? Стал думать о чём-то, о том, как правильнее было бы с ней проститься, но проститься в результате не успел. Эх... Стоп! Да что же я и сейчас всё думаю, поезд ещё стоит. Я вскочил с места, чтобы побежать к Аделаизе, но в то же мгновенье поезд тронулся...
          Я в последний раз посмотрел в заплаканные глаза мамы и Аделаизы, на мужскую скупую слезу взявшего в себя руки отца, на печальные лица Аррена и Августина. Эта секунда казалась вечностью. Я помахал им рукой, они помахали в ответ. Вдруг они начали бежать за поездом, но современные поезда разгоняются всего за пару мгновений. Через пару секунд они стали всего лишь маленьким пятнышком на горизонте, но огромным пятном на памяти и душе.


Рецензии