О Валерии Страхове. Певец утраченного времени

        На снимке: Валерий Страхов (справа), Олег Ларионов (слева).

        Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Валерий Николаевич Страхов, творчество которого известно многим отображением уголков древней  Вологды,  – художник исконно русский, и эта русскость проявляется не только  в глубокой и последовательной приверженности традиционному национальному искусству, но и в его неспешной основательности, каком-то крестьянском здравомыслии и коренном притяжении к Родине, словно не только его пейзажи старинной Вологды, но и сам он явился оттуда, из седой старины, когда крепка была Россия своим собственным умом и умела оберегать себя от враждебной ей иноземщины. И эта врожденная преданность искусству своего народа, своей стране, еще выстрадана многолетним творческим трудом, годами терпеливой вдумчивой учебы.
        А путь Валерий Страхов прошел действительно основательный. Еще школьником увидел как-то работу В.А.Тропинина (портрет сына). Поразили тонкий психологизм, мастерство. Тот эпизод и послужил толчком в дальнейшей судьбе. Шестнадцати лет стал Валерий учиться в изостудии при Череповецком краеведческом музее у Сергея Павловича Пескова (юность художник провел в Череповце). Тогда впервые в художественном отделе музея его глазам открылось много замечательных живописных работ, и он был захвачен их удивительным миром, красотой, которая уже не отпускала от себя. Живопись осталась его стихией на всю жизнь.
Валерий поступил в Ярославское художественное училище, по его окончании был направлен в Углич директором художественной школы. Но директора, по словам самого Валерия Страхова, из него не получилось. Тяга к творчеству оказалась сильнее. И он поступил в институт имени Сурикова. Там и началась настоящая учеба. Самым трудным оказалось выбрать учителя – это как выбрать себе дорогу.
Валерий Страхов вошел в мастерскую к Виктору Григорьевичу Цыплакову, о творчестве которого мало было известно. В советское время широко рекламировалась только его лениниана.
        -Но тогда, -  рассказывал Валерий Страхов, - критика замалчивала его творчество, ведь была четкая ориентация на так называемый социалистический реализм. Сегодня, когда идеологические шоры вроде бы сняты, творчество его вновь замалчивается, но уже по другим причинам: идет тенденция на занижение культуры. Былые критики соцреализма сознательно замалчивают высокие достижения целой плеяды художников, которые работали не только на соцреализм. У них было написано очень много работ искренних, и это была основа их творчества. А соцреализм оставался по сути дела лишь возможностью заработать деньги на жизнь.
Мировоззрение русской реалистической школы можно сравнить с душевным здоровьем человека, а модернизм, по мнению Валерия Страхова, – болезнь, а также изощренная форма богоборчества. Модернизм и появился в период, когда атеизм стал государственной политикой.
        В.Г.Цыплаков учился  у С.В.Герасимова и Э.Грабаря, отсюда прямая связь с И.Е.Репиным, К.Коровиным и московской школой живописи. Если сохраняется такая живая связь в искусстве, то сохраняется и преемственность. Если нет – то преемственность гибнет. Всякая попытка ее воссоздать будет лишь ее стилизацией. Русская школа живописи – самая лучшая в мире.
-Сейчас все продается на Запад за бесценок, причем, идет  самое лучшее. «Праздник жизни» увозят, остается хаос и тоска, - размышляет Валерий Страхов. - Создатели лучших произведений по десять и более лет учились живописи – не одно государство мира не могло позволить себе такой роскоши! А теперь Запад жнет плоды нашего многолетнего труда, да еще умудряется называть нас нецивилизованными людьми!..
        Мы должны знать свою национальную культуру во всей ее полноте. Русское искусство, как и искусство многих народов России, на протяжении длительного времени рассматривалось вне духовной основы, определявшей в прошлом характер всей нашей национальной культуры. Все сильнее расшатываются устои художественной школы, а следовательно, и традиционной преемственности…
        В.Стахов глубоко убежден в том, что необходимо отказаться от порочной практики волевого формирования искусства. Искусствоведы и научные сотрудники музеев и художественных галерей должны чутко следить за развитием художественного процесса и давать научный анализ происходящим явлениям и работе художника, помогать развитию всех студий, направлений и национальных школ в искусстве, не отдавая предпочтения какому-либо направлению…
        На творческую судьбу Валерий Страхов не жалуется, педагоги были хорошие – благодаря им он  избрал верную дорогу и не плутал.
        На мой вопрос, как сам оценивает он свое мастерство, Валерий Страхов ответил:
         -В русском реалистическом искусстве такие высоты достигнуты, что остается лишь уединиться и молча работать.


Рецензии