Футурийские хроники. Том I. Глава IV

          Ехать мне недолго. Мы направляемся в город Йокато, находящийся к северо-востоку от Эпрогаса. Скоростной поезд, на котором я еду, домчит всех солдат до пункта назначения в один миг. Поездка, однако, казалась скучной и долгой. Я бы хотел поговорить с Димиром о его мнении по поводу войны, спросить, что он чувствует. Димир ехал туда же, куда и я, но на другом поезде, вышедшем раньше, поэтому поговорить не получится. Стало безумно тоскливо и одиноко.
          Вдруг была объявлена экстренная остановка. Остановился поезд в каком-то городе, название которого даже никто не помнит. Остановка произошла по причине технических проблем. А пока поезд чинят, будущим солдатам разрешили погулять по городу, однако на прогулку почему-то вышел только я.
          Когда я вышел, я не поверил своим глазам. Я как будто попал в прошлое. Не было всего того, что я видел в Эпрогасе и что ожидал увидеть в Йокато (в таком же мегаполисе). Нигде нет ни одного небоскрёба, повсюду обычные дороги, располагающиеся на земле; автомобили, ездящие на колёсах (да и тех не так уж и много); огромное количество фабрик и заводов; маленькие домики, не превышающие пяти этажей.
         Мне не верилось, что всё это реально, что может быть такой контраст в пределах одной страны. В блестящем по ночам Эпрогасе всё дышало и пахло богатством и прогрессом. Здесь же - только грязью и бедностью.
          Панорама города не вызывала никаких положительных чувств. Город как будто просил его пожалеть. Внизу - коричневая сухая земля, не было ни единой травинки, зато есть лужи грязи. Посередине - хаотично выстроенная куча однотипных зданий, которых есть всего три вида: завод или фабрика, жилой дом, питейное заведение. И ещё в центре города стоял памятник, кому неизвестно, так как постамент заляпан грязью, как и лицо статуи. Но отмыть его или хотя бы прочитать, кому он, никто не хотел. Жилые дома очень старые, грязные, обветшалые, и казалось, что скоро развалятся. Дома эти построены были, кажется, в веке двадцатом.
          И на самом верху этой панорамы находилось небо. Оно было почти полностью тёмно-серое из-за ядовитых выбросов с заводов, лишь в некоторых местах немного проглядывал голубой цвет чистого красивого неба.
          Я начал ходить по городу с высоко поднятой головой, чтобы не видеть всего этого ужаса, стараясь смотреть на голубой кусочек неба, затерявшийся между серыми тучами. Но потом опустил голову, боясь, что меня не так поймут, подумают, что я хочу показать местным жителям своё превосходство над ними.
          Люди, живущие в подобных местах, мне совершенно незнакомы, поэтому я немного побаиваюсь их, хотя в душе мне очень хочется с кем-нибудь пообщаться. Я продолжил прогулку, и среди серо-коричнево-жёлто-чёрной гаммы города мне встречались в основном бедняки, нищие, бродяги, наркоманы, пьяницы и попрошайки. Одеты многие были в лохмотья. Вдруг я увидел старое, покрытое трещинами серое здание и надпись: "Выпивалочная номер 7". Я решил зайти туда в надежде узнать что-нибудь интересное.
          Прямо перед входом сидела целая вереница попрошаек. Все были одеты в грязное рваньё, протягивали руки, прося милостыню. Я нашёл у себя в кармане десяток паскалей (основная футурийская валюта, как я уже говорил), четыре фортрана (половина паскаля) и тридцать две сишки (десятая часть паскаля). Паскали решил оставить на всякий случай, а остальное решил отдать. Когда я остановился и достал деньги, почти все убрали руки, посмотрели на меня в крайней степени презрительно и отошли подальше.
          Удивительно! Зачем они тут сидят, если они не берут денег? Хотя... Не берут они, видимо, только у таких, как я. Если бы купюру протянул кто-то из местных, то они бы непременно взяли. Они считают меня чужим, врагом, богатым буржуем, приехавшим из Эпрогаса в чистой одежде, наживающимся на труде жителей этого и подобных ему городов. Они считают, что мои деньги - издёвка над ними. Но всё же... Почему они не берут? Ведь очевидно, что из местных жителей никто не расщедрится даже на сишку. Но они сидят. Что это? Гордость? Глупость? Безумие? Не знаю. Но вряд ли гордость, какая гордость у попрошаек... Наверное, ни то, ни другое и ни третье... Солидарность. Солидарность со всеми жителями города, со всем рабочим классом, с низшими слоями общества, "угнетенными богачами-капиталистами". Индивидуальной гордости у них уже нет, зато есть гордость общественная как у членов определенного общества - общества низов социальной лестницы. Их социальный статус объединяет их всех, а держится их союз на классовой ненависти.
         Тут я остановился и понял, что мои рассуждения заводят меня слишком далеко и что на таком, казалось бы, пустячном событии я почувствовал на себе всю мощь социального неравенства, всю ненависть низшего класса к высшему и среднему, ненависть бедных к богатым. Кроме того, краем глаза я увидел на себе недовольный взор прохожего, он начал шептать что-то попрошайкам, и через минуту все встали и начали разминать руки, глядя на меня. Вдруг ко мне подбежал попрошайка с глазами голодной собаки, не сидевший с другими, и сказал: "Прошу, подайте немного на еду". Я отдал ему фортран и сишки. После этого взгляды других обратились на него. Кто-то стукнул кулаком о ладонь. Попрошайка убежал, как бежит испуганный заяц, а остальные, желавшие побить меня, побежали за ним. Я поспешно удалился. Да уж! Кажется, я начинаю понимать, почему кроме меня из поезда никто не вышел.
         Я подошёл к выпивалочной, посмотрел в окно и увидел, что людей там немного. Я всё-таки рискнул войти внутрь. Внутри я увидел дюжину деревянных чёрных засаленных столов, покрытых пятнами от еды, которой на них ели; три дюжины хлипких серых маленьких стульев; старую, почти развалившуюся барную стойку, на которой стояли пять бутылок водки; а под всем этим - коричневый безумно скрипучий пол. За стойкой стоял бармен, за столиком в самом углу сидел человек в рабочей форме, на вид, кажется, лет пятидесяти пяти. Я подошёл к бармену и спросил:
          - Добрый день. Не могли бы вы налить мне воды? - Бармен посмотрел на меня в крайней степени удивлённо, особенно любопытно рассматривая мою одежду.
          - Может быть, водки? - ответил бармен.
          - Нет, воду, пожалуйста.
         Бармен очень удивился.
          - Воды мало, - сказал он, - её редко берут, поэтому есть только водка. Воды был только один графин, и его забрал вон тот человек в углу.
          Когда бармен показал на посетителя в углу, этот посетитель подошёл ко мне и предложил стакан воды. Глаза этого человека мне показались очень добрыми, и я решил довериться ему. Я сел с ним за один столик.
          - Ну что-с, барин, какими судьбами в такое место? - поприветствовал меня мой новый знакомец.
          Услышать такое в двадцать втором веке очень смешно, и я едва удержался, чтобы не засмеяться. Хотя, всё, что есть в этом городе не похоже на двадцать второй век. Весь город, как будто портал в прошлое...
          Собеседник не понял моей реакции на шутку, как, наверное, и сам не понял, зачем её пошутил.
          - Увидеть человека из мегаполиса здесь удаётся нечасто. Вы из Эпрогаса или из Йокато?
         - Из Эпрогаса, - ответил я.
         - Из столицы. Вот это да. Вы бы хоть переоделись, а то одежда вас выдаёт. Здесь не любят таких, как вы.
         - Это я уже понял...
           Пауза.
           Лицо рабочего, с которым я разговаривал, резко изменилось. Ещё секунду назад оно выражало крайнюю степень любопытства, а теперь - враждебность. Он посмотрел на меня так же, как и те попрошайки у входа.
          - Ну и как это тебя сюда занесло? - спросил он, резко перейдя на "ты", видимо, решив, что если он будет обращаться на "вы", то я почувствую главенство над ним.
          - Я еду на войну,- ответил я, - поезд сломался, мы остановились здесь, чтобы починить... Я пока решил погулять и....
         - Погулять? Здесь? - перебил меня собеседник. - Это ещё зачем? А! Пощеголять, похвастаться перед всеми, кто живёт здесь. Говорить, как отвратительно все живут. Не люди - звери! Дикари! Верно? Ну конечно... Только за этим такие, как ты, эпрогасцы, и ходят здесь! - яростно продолжил он свою речь. - В Эпрогасе ведь всё по-другому, по-человечески!
         - Я вышел просто посмотреть город и пообщаться, я шёл, между прочим, с добрыми намерениями, я ни слова никому не сказал, только деньгами немного помочь предлагал беднякам у входа. А они на меня чуть не набросились... Чем я заслужил такое презрение?
         Глаза мои в тот момент, наверное, сияли добрым честным наивным блеском, видимо, поэтому рабочий снова сменил гнев на милость.
        - Ах, - сказал он, - ничем. Но пойми и их.
        Молодежь здесь постоянно курит, колется, пьёт. А что ещё делать? Ты видишь здесь хоть какие-то развлечения, хоть какое-нибудь место, где можно провести досуг? Их нет! Всё от безделья. Безделье - подготовка к чему-то великому или путь в пропасть. К сожалению, в подавляющем большинстве второе.
         Население города поделено на две части. Лучшая часть - работяги-пролетарии, худшая - остальные. Бродяги, попрошайки, наркоманы сами ничего не делают и заработать не пытаются. Полностью заслужили то, что сейчас имеют. О них я даже говорить не хочу, люди падшие, не достойные нашего внимания, к сожалению, здесь их очень много, уж не знаю, чем это обусловлено, отсутствием ли любой инфраструктуры, крайней нищетой ли. Да и неважно. В любых условиях можно жить достойно, если захотеть. И сейчас я говорю о рабочих, как я, о многих молодых людях, которые учатся, чего-то желают и стремятся к чему-то. Но и их судьба незавидна. Рабочие шесть дней в неделю по двенадцать часов в день трудятся за гроши, просто чтобы выжить и прокормить свою семью. Это нечестно! Они потом и кровью добывают средства к существованию, когда их работодатели не делают практически ничего, но при этом практически всё могут позволить. Деньги, к сожалению, приняли на себя роль некого мерила человеческого достоинства. Когда человек зарабатывает существенно меньше тебя и ниже тебя по карьерной лестнице, автоматически начинаешь относиться к нему как к человеку хуже тебя. Из-за денег люди забывают, что у каждого есть своё достоинство, что все люди равны по праву рождения человеком, что никто не может быть хуже или лучше других.
        И кстати о деньгах. Где справедливость? Одна из главных проблем общества состоит в том, что те, кто продают, зарабатывают гораздо больше тех, кто производит. Это о многом говорит. Наверное, поэтому качество товаров в наше время оставляет желать лучшего. Нет стимула, мотивации для того, чтобы производить что-либо хорошо, зато есть стимул продавать. Даже более того есть смысл делать плохо и недолговечно, чтобы покупатель поскорее вернулся и купил то же самое, принеся продавцу желанную прибыль.
       "И что же? Ничего нельзя поменять? Никто не поможет?" - спросил я.
        - А кто нам поможет? - удивился рабочий, - Государство? Богачи? Интеллигенция? Хех... Только мы сами и можем себе помочь. Кому ещё-то? Судя по тому, что происходит в последнее время, Футурии бы самой не помешала помощь.
        Ну, допустим, что со средним и высшим классами всё понятно. Средний класс спокойно себе живёт более или менее неплохо, существует, размножается, у них всё стабильно, никакой особой политической силой не являются. Примерно то же и с высшим классом. Элита... Да у них элитная посуда стоит больше, чем мы за год получаем. Они сидят в своих Эпрогасах и не о чём не думают. В принципе их ничего не интересует, кроме сохранения и пополнения своего богатства. Собственно и есть те капиталисты, которые владеют заводами недалеко отсюда.
         Есть ещё "мыслящая" интеллигенция, ну та, которая всё болтает и только, кроме разговоров ничего не умеет. Знал я одного такого. Годами сидел, читал, рассуждал, пил чай, поглаживая усы, и иногда покуривал трубку, поправляя свой золотой монокль, что слепил прохожих своим раздражающим блеском. Так вот этот "гений" к пятидесяти пяти годам вдруг "прозрел" и сделал "шокирующий" вывод! Оказывается, господствующий класс ведёт паразитический способ существования! Вот это да! Долго он к этому шёл.
          А если серьёзно, то в наше время интеллигенция, та её часть, которая возомнила себя защитницей простого народа и освободительницей от «отсталого» правительства, выросла из прослойки в большой слой. Как политическая сила они всегда были против власти, что бы она ни делала. В последнее время в этих кругах, а оттуда и по всему молодому поколению, расходятся идеи антипатриотизма, нигилизма и даже отрицание некоторых норм морали. Подобные вещи разлагают, уничтожают страну и народ и при этом не приносят ничего нового взамен старому. Нигилизм проповедует только разрушение основ всего сущего, но не создание новых, тем самым обрекая мир на хаос и смуту. Интеллигенты только говорят о новых порядках, но, разрушив старые, не знают, что делать. Зато знают другие люди. И делают, делают, образуя новую власть, которую будет всё так же ругать новая интеллигенция.
          А вообще весело мне на это смотреть: как эти интеллигенты считают своё движение, свои идеи чем-то новым и прогрессивным. Большинство из них не понимает, что история всё так же повторяется, что и двести, и сто, и триста лет назад было примерно то же самое.
         И в нашей эпохе не лучше. Люди не признают власти, не хотят воевать и, возможно, погибать за страну и народ. Патриотизм сейчас не в моде, государству не доверяют, его не любят, патриотом быть стыдно, к патриотам относятся, как к дуракам с промытыми пропагандой мозгами. По сути у нас уже готов фундамент для революции. Я не защищаю власть, но какой смысл в революции, если всё повторится, всё будет так же, как и раньше, история циклична. Революция просто начнёт цикл заново. Если в Футурии когда-нибудь и будет революция, то она должна быть величайшей, невиданной, в которой столкнуться совершенно новые идеалы, где борьба будет идти не столько за власть, сколько за новые ценности людей.
           Не менее значимая политическая сила - рабочие, пролетариат. Удивительно, конечно, что в Футурии ещё остался рабочий класс в традиционном его понимании. Вернее сказать, он не только остался, но и специально поддерживается государством именно в таком состоянии. Если подумать, то, кажется, причины для этого есть.
           Во-первых, неудивительно, что рабочие специальности в наше время молодёжь не привлекают. Это тяжелый неинтересный физический труд, который не приносит дохода. В наше информационное время идти работать на завод даже звучит смешно. Все давно заняты интеллектуальным и творческим трудом. Но даже сейчас всё-таки нужны люди, которые будут производить роботов или машины, в том числе предназначенных для производства других машин. Ведь без этого никак, машины не умеют плодиться самостоятельно, а Футурии их нужно очень много!
Ведь как устроено футурийское общество? Около шестидесяти пяти или семидесяти процентов всей необходимой работы выполняют роботы, поэтому у людей в Эпрогасе появилось больше свободного времени на развлечение и получение всяческих удовольствий. Но робот сам себе не может корпус создать! Машины, создающие другие машины, должен кто-то сделать, и делаем это мы, простой бедный рабочий класс, на котором решил отыграться весь капиталистический эпрогасский мир со всеми его технологиями! Мы - дрова, кинутые в топку прогресса! И главное, что несмотря на пьянство и грязь, со своей работой мы, как видно, справляемся. А самое обидное то, что о нас в Эпрогасе никто никогда не вспомнит и никогда не поблагодарит...
           Во-вторых, политика власти в последние годы провозглашает принцип "быть всегда готовым к войне". У Футурии огромная армия, содержание, пополнение и совершенствование которой стоит очень дорого. На нас, на зарплатах рабочим, конечно же, экономят. Кроме того, нас используют там, где давно должны работать машины, например, на ремедиевых рудниках. Это, знаешь ли, работа не из простых, особенно при той жуткой жаре внутри. Процесс добычи ремедия очень длителен и трудоёмок, не говоря уже о том, что в двадцать втором веке на рудниках и в шахтах люди в принципе работать не должны, процесс уже научились автоматизировать. Мы добываем ремедий за гроши, чтобы сэкономить стране ресурсы, которые она, в первую очередь, потратит на войну, ни капли не отдав на развитие рабочих городков, в которых мы живём. Это возмутительно! Трудимся на благо всей страны древними методами ручного физического труда и почти бесплатно! Запомни правило прогресса: одно всегда развивается за счёт другого. За последнюю сотню лет Эпрогас изменился до неузнаваемости, поэтому этот город не изменился ничуть, а то даже, наоборот, стал ещё хуже.
           Мужчина начинал говорить всё более и более увлечённо, активно жестикулируя и повышая голос, он, казалось, уже совершенно не обращал внимания на всё, происходящее вокруг, и, наверное, продолжал бы рассказывать, даже если бы я ушёл.
          - Ну и главная третья причина, - продолжил он свою речь, - стране нужны патриоты. В крупных прогрессивных городах они в дефиците. Здесь же большинство людей изолировано от влияния современных идей. У нас, наоборот, в патриотизме не видят ничего плохого, даже не смотря на ужасные условия существования.
          Как говорил кто-то из правительства, образованным человеком сложнее манипулировать. Видимо, поэтому образования здесь практически не дают, только самую базу. Люди очень сильно подвержены влиянию пропаганды, а потому многие, в том числе и отсюда, пошли на фронт добровольцами. И будут хорошими футурийскими солдатами, которые особо не думают и все приказы выполняют.
         Вот так всё и происходит! А чтобы антипатриотические и нигилистические мысли эпрогассцев не развращали нас, мы почти что заперты в своём маленьком индустриальном мирке. Очень умный ход для государства! Вырастить другой по духу народ - простой, трудолюбивый и не очень умный, а ещё и бедный. Некоторых возмущает богатство владельцев местных заводов, но дальше недовольства дело не заходит, и неудивительно почему. А многие вообще совершенно спокойно на это реагируют. Здешние люди разделились на тех, кто ненавидит и кто спокойно реагирует на такое неравенство.
         Ведь как работает капитализм? Выдают роскошь за необходимое и требуют деньги. Но на необходимом не сэкономишь, потому оно и "необходимое". И люди платят, потому что не видят иного выбора. У нас здесь всё хуже. Нам предлагают только необходимое и мы уже за это благодарны. Есть еда больше ничего не требуйте! И мы и не требуем! Наши потребности подавляются ограничением предметов первой необходимости, потому мы ещё сильнее подчиняемся, кто просто нас накормит. Нас довели до уровня животных, когда всё что нужно - это еда и нора, где можно поспать, то есть дом. Так мы ещё сильнее подчиняемся, крепчает власть над нами! Государству нужны послушные рабы, которые не будут задавать лишних вопросов, поэтому они создают целые города люмпенов и рабочих!
Все интеллигентные разносторонне развитые интересные чувствительные личности думают, как мы так живём в своей серости без духовного развития, совершенно не представляя, условия нашей жизни. А они и думают, потому что в комфортных условиях живут, и все их физиологические потребности удовлетворены. А мы боремся за банальное их удовлетворение, у нас нет еды. Посмотрел бы я, какими творческими личностями они бы были, если бы голодали.
          Все они читающие, мыслящие. Не то, что мы! Читают умных писателей. А что в сущности такое писатели? В большинстве своём просто люди, пишущие романы, рассказы и прочее. "Великие" писатели - это те, кто ещё и вкладывает в произведение какой-то подтекст. Иногда это очевидные истины, иногда повод для размышлений, но в общем всё о том, как прогнил наш мир, как ужасен наш век, как отвратительны люди и всё в таком духе. И так из века в век, из столетия в столетие. Таким образом получается, что на протяжении всей истории человечество всегда было гадким и омерзительным. Но что они сделали, чтобы поменять его? Знаешь, давно я видел какую-то картинку, на которой нарисованы утопающий и толпа людей со смартфонами, которые снимают его на видео, при этом спасти утопающего некому. Так вот, утопающий - человечество, а снимающие на камеру - писатели и поэты, на протяжении многих лет наблюдавшие за ним, но так и не спасшие его. Назревает закономерный вопрос... Как его спасти? Они бы спасли его, если бы знали как? Наверное, но они не знают, я сам не знаю, поэтому осуждать их права не имею.
           Собеседник тяжело вздохнул и задумался о чём-то.
           - Ах да, хотел тебе кое-что показать. – сказал он,-к вопросу о революционных настроениях, хотел сказать, что печальные последствия у всего того, что происходит. Смотри, недавно мне это всучил какой-то парень на улице.
 Он достал листовку в чёрной обложке, в центре которой располагалась красная буква "А", обведённая в кружок. Внутри было написано:
        Братья и сестры!
        Довольно смотреть, как вас унижают и притесняют богачи.
        Когда-то давно кто-то придумал капитализм - систему, согласно которой богатство страны распределяется неравномерно. Кто-то постоянно богатеет за счёт другого, кто-то живёт в блестящих небоскрёбах Эпрогаса, а кто-то в обветшалых старых полуразрушенных халупах, кто-то за свой труд получает миллионы, а кто-то сотни.
        -Так почему кому-то всё, а другим ничего? - спросите вы.
        Но теперь всё станет по-другому. В Футурии появилась сила, готовая разрушить старые порядки и привести страну к наилучшему состоянию общества - к анархии, к состоянию свободы, равенства и справедливости.
         Наша организация начинает активную борьбу с режимом, мы хотим, чтобы вы знали, что мы есть, что мы готовимся к переменам. Мы будем держать вас в курсе своей деятельности посредством таких же листовок.
         Но готовьтесь и вы! Не давайте капиталистам нажиться на себе, бастуйте, прекращаете работать, требуйте лучших условий труда! Помните, что без вашего труда нет их денег!
         Займём своё место в истории, присоединяйтесь к анархистам.
                Ни богов, ни господ
      И внизу ещё одна буква А
         - Честно, - сказал мой собеседник, - я даже не знаю, как на это реагировать. Мне это как-то не внушает доверия. Хотя… Кто знает? Проблема в том, что, как правило, те, кто готов рушить старые порядки, не хотят строить новые. Ну что ж… Надеюсь, анархисты не такие. А вообще… вся это оппозиционная пропаганда не подталкивает к революции, она лишь задаёт ей направление. Революция начинается только тогда, когда у народа заканчивается терпение. Народ недооценивает свою силу. А ты-то что думаешь?
        - Сложно судить, может они и собираются что-то делать, а может и нет, - ответил я несколько отрешённо и грустно.
        - Ну ладно, хватит об этом. Я вижу, ты чем-то опечален. Есть ещё что-то кроме того инцидента на улице?
        - По правде говоря... есть. Когда я уезжал, меня провожала одна девушка. Мне кажется, что я люблю её. Но простился я с ней очень сухо. Я чувствую, что должен был... поцеловать её, но не сделал этого. Я боюсь, что это сильно ударит по нашим отношениям.
        - Пфф... Экая мелочь! Поцеловал, не поцеловал... Что ты, в самом деле, как баба! Если любит, так какая ей разница. Поцелуи - это же так, не главное. Если разобидится, то и ладно, то и не нужна она тебе!
        Мне стало чуть-чуть полегче.
       - Кстати, - продолжал он, - по поводу армии. Двое моих сыновей недавно отправились на таком же поезде, тоже в Йокато. Может быть, даже встретишь их.
       - Двое детей? Это здорово, сейчас таких семей всё меньше.
       - Двое Ха-ха. У меня четверо. Трое сыновей и дочь.
       - Вот это да! Расскажите о них.
       - Все такие разные, у каждого свой путь, своя история. Пойдём по старшинству. Старший мой сын жил и живёт совершенно обычно. Совершенно ничего необычного в его жизни не происходит. Как и в моей, в его жизни всё по классическому известному всем сценарию. Рождение, школа, училище, работа, жена, дети. Единственным необычным событием в его жизни была Эристанская война, с которой он, к счастью, вернулся целым и невредимым. Его жизнь - образец жизни каждого рабочего в городах, подобных этому. Умом он никогда особо не блистал, зато с руками, всегда поддерживает политику императора, какой бы она не была, в неприятности не ввязывается, жену нашёл из своего класса, работает исправно. В общем не самая худшая судьба, учитывая людей, которых ты видел у входа. А для этого города, возможно, и самая лучшая.
        Собеседник попил воды, передохнул и продолжил:
       - А теперь дочь. С отрочества она старалась развиваться, как можно больше читать, искать умных друзей, с которыми можно общаться. Она хотела выделяться умом и интеллектом, но очень быстро поняла, что в этих краях их никто не ценит. И тогда она обабела. Слишком рано... Она отвергла любовь, которую ещё не так давно воспевала, она стала искать себе богатого мужа из мегаполиса, чтобы сбежать отсюда. Эх... Это случилось лет в восемнадцать. Возможно, она уже достаточно повзрослела к тому времени, но мне кажется, что в этом возрасте девушкам ещё всё-таки стоит немного побыть наивными, воздушными, сентиментальными, верящими в чистую любовь. Хотя, может, это я слишком сентиментален, раз так говорю? Ну так вот, однажды ей повезло. Приехал как-то хозяин нескольких местных заводов. Солидный мужчина из Эпрогаса. Дочка момент не упустила, взяла его в охапку и так и не отпустила. Живут теперь в Эпрогасе, поженились. Она мне признавалась, что не любит его, что он даже её бесит иногда, но зато денег у него немерено, и она теперь в золоте купается. А почему он на ней женился? Потому что красивая очень. Красота выживанию способствует, особенно у женщин. Эх! Даже в природе нет справедливости, куда уж её ждать от общества!
        - Второй сын, - снова начал он, - одарён природой, гений, что скрывать. В школе отличником был, науками разными всегда интересовался. Головастый больно, уж очень много он всего знал. И вот отправился он покорять Эпрогас, поступать в ЭГУ. Но, к сожалению, не поступил. Наверное, знаний не хватило. Здесь он считался умнейшим, но в Эпрогасе нашлись поумнее. Когда он вернулся, он был очень зол и обижен, он говорил, что не поступил только из-за того, что он не из Эпрогаса, что таких, как он, провинциалов там держат за чернь и намеренно пробиться никуда не дают. И он изменился... Не в лучшую сторону, по-моему. Он стал слишком циничен, эгоистичен, высокомерен и тщеславен. В Эпрогасе он познакомился с одним человеком по имени... Соур, кажется. Он имел огромное влияние на моего сына, от него он, видимо, и научился всем тем взглядам, которые отстаивает сейчас. Его нигилизм, антимилитаризм, рационализм, сциентизм и прочее (рассказчик довольно улыбнулся, гордясь, что знает такие понятия) принесли, к сожалению, не самые лучшие плоды. Вернее, он сам неправильно их использовал. Он использовал их для того, чтобы самоутверждаться за счёт людей глупее него, унижать и презирать их. Он считает себя лучше, выше и умнее других. И потому с тех пор, как он вернулся, он ненавидит этот город и всё, что с ним связано, гоголем ходит похлеще любого толстопузого магната, владеющего каким-нибудь заводом неподалёку. Поступает он теперь только так, как хорошо будет только для него, не задумываясь о других. Он ни шагу не сделает без выгоды для себя. Он даже призыву в армию особо не сопротивлялся, потому что хочет прославиться как герой войны. Он как-то сказал: " Война, пожалуй, наилучший способ прославиться, стать героем, чем больше наград, тем выше любовь, почитание и авторитет в обществе".  Да уж! Неправильно это всё... В общем... Мало я порол его в детстве! Либеральное воспитание до добра не доводит...
              Младший мой сын не похож ни на кого из них. Чем-то на тебя похож. Художник он. Очень добрый и наивный, тяжело таким сейчас. Ему, по-моему, армия вообще противопоказана. Он всегда видел в мире одни достоинства, не обращая внимания на недостатки. Ох, как же я за него переживаю! Признаюсь, куда больше, чем за остальных детей. Не люблю это слово, но он во всех его пониманиях "хороший". Он и мухи не обидит. Он злиться, сердиться и ненавидеть не умеет, он только добра всем желает и даже в самых отвратительных личностях видит только положительные черты. Всё это отражается в его картинах - они прекрасны, как и его душа. Кажется, что он любит весь мир!
         Рабочий закончил говорить, и на минуту воцарилась тишина, мы перестали говорить, молча осознавая, что эта встреча существенно повлияла на нас обоих и преимущественно в лучшую сторону.
        Вдруг раздался оглушительный гул - это поезд сообщал, что пора ехать.
        Я улыбнулся моему собеседнику, он улыбнулся в ответ, и после крепкого рукопожатия он сказал:
        - Передавайте детям привет от меня, если вдруг встретитесь. Прощайте!
        - Надеюсь, ещё увидимся, - сказал я и бросился к поезду.
       В скором времени все солдаты заняли свои места, и мы были готовы завершить путешествие.


Рецензии