Щелкунчик и его Путь

Сказка Щелкунчик
Много раз смотрела вместе с двухлетним Лёвушкой мультфильм с музыкой Чайковского – Щелкунчик. Многие люди по праву восхищаются музыкальным шедевром Чайковского, но сама сказка Э. Гофмана, на мой взгляд, достойна не меньшего внимания. Как мы читаем сказки, являющиеся повествованиями с мистическими персонажами? Обычно, люди относятся к мистической части, как ко лжи ( «сказка – ложь…»), но справедливо-ли считать ложью, наделённые плотной видимостью, тонкие проявления нашего сознания? Сказки, переживающие века своих сочинителей, становятся классикой мистического жанра, который рассказывает нам не просто внешнюю историю её героя, а повествует в первую очередь о природе сансарического существования, делая её видимой с помощью сказки. О чём же эта сказка с точки зрения Буддийской Дхаммы?
Действия начинаются с того, что бедная девушка – уборщица не имеет доступа к большому празднику Рождества и с завистью наблюдает за празднованием через окно дворца.
Эта девушка – также прототип Золушки, падчерицы из других повествований, является воплощением трудолюбия и послушания. Она – те качества, которые каждый человек может обнаружить в себе на фоне других, глубоко похороненными или проявляющимися в меру внешних или внутренних обстоятельств. Однако, современное общество, считая такое поведение слабостью характера, часто стремиться скрыть или похоронить в себе достойное в суетливой неудовлетворённости, как в модных дырявых брюках, принимаемых за дорогой бренд красоты и изящества в искажённом уродством мире.
Праздник закончился. Богатые и счастливые дети с подарками разошлись по своим домам, бедной девушке открыли двери для уборки.
Для девушки – уборщицы наблюдаемый праздник – олицетворение освобождения от страдания. Для праздновавших -- это показатель превосходства и самодовольства. Открытые двери в замок, после пиршества, для девушки – ворота к обретению Пути, в которые она входит с благодарностью и начинает свой танец – уборку. Уборка помещения – это первые попытки изменить внешний мир к лучшему, но такие попытки на самом деле не улучшают внешний мир -- сансару, они способствуют укреплению дисциплины и терпения на внутреннем плане, становясь основой для дальнейшего Пути практики того, кто производит эту уборку.
То, что находит девушка под ёлкой, с которой упало много разных игрушек – брошенный богатыми детьми – Щелкунчик. Она, не имеющая игрушек, проявляет к щелкунчику милосердие, отождествляясь с его судьбой в своём воображении. Большая челюсть, созданная лишь для того, чтобы щёлкать орехи, становится воротами в мир тонких чувств, через видение истории Щелкунчика.
История Щелкунчика:
История Щелкунчика – это история кармического падения из высшего мира Сансары в более низкий мир Самсары, а так же последующего освобождения от Самсары. Она, так же, начинается с праздника – бала, на котором Щелкунчик – ещё маленький ребёнок( пустота, омрачённая смутным чувством «я»), однако он уже вмещает в себя все качества его родителей, занимающих высокий королевский пост в этой истории. Король – символизирует человеческий ум, Королева -- тело –сосуд, ребёнок – чувство «я». Празднование – это олицетворение Мары Самодовольства. Сам праздник – это дух -- Пустота Мары, поэтому сам Мара, никому не видимый в начале праздника, по мере разрастания праздника и уплотнения духа Самодовольства, появляется как сосуд воплощения Мары, построенный на трёх жаждах ( три головы королевы-крысы). Для неё и её сына НЕТ препятствий для появления на празднике, и ОНа проявляет себя, прогрызая каменный пол королевского замка. Таким образом, Мара Самодовольства подтачивает саму основу счастливого существования (символ –пол) в Самсаре и начинает крушить праздник – опустошать его. Проявление Мары – это так же проявление и Праджняпарамиты, то есть, когда Мара -- видим( как в данном случае Мать-крыса с крысёнком)Праджняпарамита открывает себя в действиях.
На самом деле, таких праздников в человеческой жизни можно насчитать бесчисленное множество, на которых появлялся и властвовал Мара Самодовольства. Люди склонны, собравшись вместе за пиршеством, хвалиться друг перед другом своими мнимыми достижениями в обретении сансарической славы или увеличения своей власти над другими существами, за счёт скопления материальных богатств. Проявление этих склонностей берёт своё начало в самости Алчности, а зависть подобным достижениям, является зеркальным отражением самодовольства – самонедовольством. Оба: и самодовольство, и самонедовольство принадлежат Маре Самодовольства, как пустотные сконструированные чувства «я».
Итак, Мара явился в виде трёхголовой крысиной королевы!
--Почему Мара в данном варианте предстаёт в женском облике, да ещё и с ребёнком – трёхголовым крысёнком мужского пола?
-- Да потому, что под этим обликом скрывается сама Праджняпарамита( запредельная Мудрость) с ребёнком –Ясным Светом Пустоты. Она пришла во дворец с наставлениями о Пустоте Самодовольства. Через помощь своего сына, Мудрость, выходящая за пределы сансарического понимания, пытается преподать королевской чете урок Праджняпарамиты:
Крысёнок грызёт все игрушки королевского ребёнка. Добравшись до маленького королевского стульчика, он так же готов испортить и его своими зубами, но Мать—Крыса не позволяет ему закончить своё намерение, потому, что понимает, что если они лишат этого принца( чувства «я») трона, то Маре не на чем будет сидеть, а попытки привести их к пониманию на этом исчерпаются. И тогда, крыса предпринимает ещё одну попытку указать королевской чете на Пустотность празднества и материальности. Они подают принцу-младенцу пустую конфетку, что должно было протрезвить умы монархов. Но, Самодовольсво уже достаточно внесло яду в их сознание. Сострадание Праджняпарамиты не распознано и вызывает Недоумение( королевы-сосуда) Обиду(принца-«я»), переходящую в Гнев(короля-ума).
Королевская чета с младенцем – это апогей триединства человеческого сознания, поэтому Мара, для них – проявление пока ещё не узнанное, как собственное отражение. Королевская свита – это благие накопления прошлого существования, то есть, те качества сознания, которые уже могут поддерживать высшее самсарическое существование, но и они теряют свои заслуги при попустительстве дурных качеств ( падают в обморок от вида крысиной королевы). Заметьте, в обморок падают женщины(олицетворение мудрости), поддерживаемые мужчинами ( шуньятой). Мудрость теряет своё сознание при проявлении Мары Самодовольства, но она не погибает окончательно, а как бы, на время, впадает в глубокий сон, поддерживаемый Пустотой.
На какой-то момент, гнев короля сменяется эйфорией смеха, что было вызвано щекотанием крысиного ребёнка, который в это время благополучно продырявил королевскую мантию, чем так же указывал королю на пустотность его чувства гнева. Но король и на этот знак проявляет свои помрачённые качества сознания, безумно пытаясь изгнать из своего дворца ( мандалы существования) обидчиков самости при помощи неумелых средств – Недоброжелательности - Стражников, которых Праджняпарамита в облике Королевы -Крысы с лёгкостью превращает в осколки королевской самонадеянности. Сама-же ОНА в данный момент занимает место на стульчике маленького принца, что символизирует, как причину возникновения МАРЫ, так и прочность трона Праджняпарамиты. Сансарическое оружие короля не способно повергнуть Запредельную мудрость ( крыса съедает его шпагу, смеясь над его глупостью).В панике, король(ум) ищет заветные ключи – нервно пытается вспомнить какие-либо средства( из прошлых наставлений учителей, которые остались в памяти лишь, как интеллектуальное накопления прошлых впечатлений). Но крысёнок – двигатель кармы ловко запирает короля –ум в его интеллектуальном подвале с тремя ядами сознания и, как истинный сын Праджняпарамиты, пытается стащить с трона с королеву (власть тела), но принц с игрушечной саблей ( смутное Чувство «я») препятствует и этому действию Бодхичиты. В этот момент, отражение Самодовольства в Маре вырастает до огромных пределов и метает молнии.
Страх короля является препятствием к знанию о Пустотности и стремиться уничтожить Мару грубым ядом, сконструированных представлений о Пустоте ( неумелыми качествами сознания, когда интеллектуальные скопления( внешний атрибут в качестве пузырька с ядом, хранящимся в подвале памяти) ещё не перешли в истинное Знание о Пустоте. И, вроде бы, Мара повержен, превратившись в дым, но на самом деле, это Праджняпарамита снова стала недосягаемой. «Дыма без огня не бывает» и именно этот ОГОНЬ Праджняпарамиты ослепляет и низвергает с трона чувство «я» -- принца в щелкунчики – игрушку для людей и несокрушимый остаток накопленной Благой Кармы, как инструмент для преодоления препятствий – для практиков йогинов. Таким героем практиком в сказке явилась бедная девушка – уборщица. Теперь, Щелкунчик(Несокрушимая Благая Карма действия) её состояния сознания и она принимает решение избавиться от страдания и освободить ум от помрачения. Она начинает видеть демоническое крысиное войско (узнавать свои помрачённые качества ума). Ей становится страшно от их многочисленного войска и её надежда на спасение при помощи неумелых средств, тает вместе с её ростом, который Крысиный Король( выросшие дурные кармические накопления) уменьшает одним щелчком кнута. Но в её мандале есть и помощники. Они стекаются к ней с ёлки ( мандалы её нынешнего существования), в качестве игрушек-украшений и начинается БОЙ. Это тот же самый бой, что описывает Бхагават Гита, только в модификации сказки.
Это очень долгий и серьёзный бой. Вначале битвы неприятельские войска крыс(дурные помрачения) захватывают и связывают ступором мудрость – девушку. Щелкунчик собирает своё войско. Первым спускается на помощь Щелкунчика Конь – практика. Зайцы – страх сомнения -- бьют в барабаны, наполняясь через этот набат силой смелости и решительности. Обезьяны обращают безумие в ловкость и точность стратегии. Слоны – силу дисциплины и терпения. Они стреляют своими мечтами и желаниями обращёнными в сладости и праздничное конфетти, засыпая всем этим, своих врагов. Таким образом, они отказываются от удовольствий и привязанностей, превращая их в снаряды для освобождения. Эта стратегия спасает Мудрость, но оказывается не достаточной для полного освобождения, ведь дисциплина без полной реализации понимания Пустоты, истощается и рвется, как изношенная верёвка, воскрешая все поверженные пороки в новой самсарической волне. На этом этапе первым снова проявляется Мара Самодовольсва, способный закрутить новый виток самсары, поэтому рано ещё трубить победу. Её преждевременное провозглашение – и есть МАРА Самодовольства. Из его пут выпутаться не просто. Но Девушка – Мудрость уже временно освобождена( опыты медитации) и если она отдаст всё последнее, что имеет( свой башмачок, олицетворяющий остатки самости и принадлежности к Чувству «я». Именно этот поступок решает исход битвы.
Являясь умелыми качествами ума, войско Щелкунчика и бедной девушки ( йогини) побеждают войско Мары обращая его в дым выгоревшего тления помрачений. Сказка заканчивается свадьбой – соединением Мудрости и Пустоты – освобождением от Самсары.


Рецензии
Поистине, превосходно!

Попробовал обосновать аналогичный буддийский взгляд анализом «Спящей красавицы»: сон, пробуждение и путь освобождения.
"Давненько не брал я в руки шашек..."

Сказка о Спящей красавице — это не просто история о принцессе, погружённой в долгий сон и пробуждённой поцелуем принца. С точки зрения буддийской Дхаммы, это аллегория сансарического состояния, в котором пребывает сознание, погружённое в омрачения и неведение, и путь к пробуждению — освобождению от страдания.

Спящая красавица, погружённая в глубокий сон, олицетворяет сансарическое неведение (авидью) — состояние, в котором ум затуманен, и человек не осознаёт истинной природы реальности. Сон — это метафора забвения своей истинной природы, когда сознание «спит», не замечая, что оно пленено иллюзиями и страданиями.

Колючая роза и проклятие злой феи символизируют Мару — духа помрачения и препятствий на пути к просветлению. Колючки — это страдания и привязанности, которые приковывают сознание к сансарическому круговороту. Проклятие — кармические последствия, которые неизбежно наступают, если не пробудиться вовремя.

Принц, который приходит и пробуждает красавицу поцелуем, — это символ бодхичитты (пробуждённого сострадания и мудрости). Его поцелуй — метафора проникновения осознанности и сострадания в затуманенный ум, который пробуждается к Истине. Это не просто внешнее действие, а внутренний процесс пробуждения, когда сознание освобождается от сна невежества.

Пробуждение красавицы — это не конец, а начало пути, первый шаг к полному освобождению от сансары. Оно требует усилий, дисциплины и практики, чтобы удержать ум ясным и не впасть в новое заблуждение.

Если взглянуть на героя сказки как на современного человека, то можно сказать, что поголовное большинство тех, кого мы видим как людей — «спящие красавицы», погружённые в сон иллюзий, комфорта и самодовольства. Они окружены «колючими розами» — стрессами, привязанностями, страхами, которые не дают им пробудиться. И часто они ждут «принца» — внешнего спасителя, который поцелуем осознанности вырвет из сна. Но в реальности пробуждение — это внутренняя работа, которую никто, кроме самого "субъекта", не сделает.

Если сравнить с Вашим анализом «Щелкунчика», то и здесь сказка становится не просто детской историей, а мистическим повествованием о природе ума и пути к просветлению, где каждый персонаж — архетип внутреннего состояния и этапа духовного пути.
С уважением, Алексей Орлов.

Ал Ор   14.07.2025 04:55     Заявить о нарушении
Щелкунчик кукла, за которой стоят карабасы, стопудово,
А оживается кукла от осознанности, что куклой она больше быть не может...
щёлкать(умом) орехи по приказу после того, как в неё влюбляется девочка и своей любовью оживляет функциональную куклу...

***Пробуждение — это не конец, а начало пути, первый шаг к полному освобождению от сансары.
.
Здесь наши представления о пути совпадают.
надеюсь, Марина, вы теперь понимаете что такое путь?
.
Вы приглашали, мы пришли...

УВ.

Бамбек   14.07.2025 16:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей и Бамбек.
Большое спасибо за сосредоточение на моих скромных публикациях.
Да, сказки содержат в себе не только интересный сюжет( что как правило писался не для детей), но и несколько уровней глубины смыслов. Все они -- описание Пути к просветлению ума. Однако и детям эти сказки полезны, так как действуют на их ум через тонкие структуры, внося в бессознательное капли, которые в будущем, накопившись, укажут правильное направление. Все знаменитые сказочники, на самом деле не были сочинителями сказок, они были их собирателями от старшего поколения, за что им огромная признательность.
Учение Будды позволяет обрести мудрость проникновения в тайны сказок на разных уровнях. Мой поклон Будде Дхарме и Сангхе.

Марина Тигра   14.07.2025 20:24   Заявить о нарушении
ну да, эти самые капли, которые накопившись, выплеснутся в озеро, озеро отразит звёздное небо, звёзды укажут путь.
.
чем меньше слов, тем чётче цель...
что касается бить поклоны функционалам? право не знаю...

Бамбек   14.07.2025 23:48   Заявить о нарушении
Добрый день Бамбек.
Это для вас на счёт поклонов:

"Незамутнённым вИденьем владеют,
Всё прозревают будды, бодхисаттвы;
Всё ясно перед их лежит очами
И потому пред ними я склоняюсь,--

В ком мысль подобная созреет, тот достоин
Снискать стыдливости и поклоненья радость.
И у того в уме о Будде память
легко и часто воскресает."

Из "Бодхичарьяаватара" -- Шантидева.

Марина Тигра   16.07.2025 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.