Письмо 637. 02 05 13. Я обожаю музыку...

2 мая 2013 г. ·



..

Я обожаю органную музыку…и как бы не звучало банально или «штампованно», но…орган «ворожил» меня с детства…этот инструмент казался мне диковинным королевством звуков, которые всегда вызывали отклик в моей душе…
Да…Органная музыка издревле наполняет сердца людей высокими чувствами и заставляет задуматься о вечных ценностях человеческого бытия. Именно возможность размышления я особенно ценю в органных концертах… В отличие от книг во время органных концертов получает возможность размышлять душа…да-да…это возможно… надо только подключить её к музыкальному процессу… Орган вошел в храмы Западной Европы в VII веке н.э. История органа тесно и неразрывно связана с историей западноевропейской христианской культуры, ставшей основой всего современного европейского общества. Недаром орган называют «королем музыкальных инструментов» - это отражает и его способность имитировать звуки десятков разных музыкальных инструментов, и тот смысл, который вкладывали в свои произведения композиторы, писавшие для органа.
 
Техника игры на органе отличается от фортепианной: требуется иное положение рук, всего тела, необходима сноровка и умение играть на нескольких клавиатурах – в том числе педальной. Каждая клавиатура может производить как глубокие басовые, так и высокие звуки, в зависимости от установленных музыкантом комбинаций регистров…. Обилие возможностей органа позволяет смешивать звуки, словно краски на палитре, создавая неповторимые оттенки звучания. Задача органиста заключается не только в технически совершенном исполнении выбранного им произведения, но и в том, каким образом оно будет звучать – регистровке: ему достается роль СО-творца, который благодаря историческим, техническим и музыкальным знаниям способен донести до слушателя идею, заключенную в том или ином музыкальном произведении.

Я «коллекционирую» живые впечатления от «музыкальных» оргий духа…моего духа…которые «случаются» со мной, когда стихия органной музыки охватывает мой дух и тело…да-да… Мюнхен, Лондон, Париж, Клайпеда, Рига, Рим, Варшава, Вена, Ротенбург обдер Таубер, Кан, Руан, Дублин, Мадрид, Монсеррат… множество других городов Европы, где мне приходилось слушать органную музыку, несомненно, «вдохнули» незабываемые впечатления в мою жизнь и «подпитали» тончайшими ощущениями моё творчество…
 
И, конечно, сами музыкальные инструменты… они разные… созданы различными мастерами, различны по звучанию…у всех свои голоса и характеры…
Вот так случилось, что на первое место в своём личном рейтинге инструментов я ставлю старинный орган из Наумбургского кафедрального собора ( Германия)… на нём исполнял свои произведения Иоганн Себастьян Бах…именно в этом соборе начиналась духовная жизнь Фридриха Ницше, произведения которого я так люблю…нет…не люблю…я наслаждаюсь ими…они для меня как «сладости» для ребёнка…моё сознание воспринимает волны философии Ницше как лакомство…

Да-да…конечно, у каждого гурмана свои предпочтения… но, что касается Наумбургского органа, то его серебристые средневековые «переливы» звучали для меня как откровение…кстати, своды Наумбургского кафедрального собора таят много духовных и философских секретов, которые не постижимы обячным способом… просто надо быть очень внимательным и следовать велениям своего духа…

Москва… несомненно, величайшая культурная столица Европы… я не боюсь громких слов… я так думаю…я уверена в этом…и всё познаётся в сравнении… на первое место ( да простят меня музыкальные профи) в моём личном рейтинге органов, я ставлю инструмент Римско каталического собора на Малой Грузинской… сотни часов моего необычайного духовного кайфа связаны именно с этим инструментом…
Конечно, различные исполнители… Первое место я отдаю органисту из Ротенбурга обдер Таубера ( Германия), из российских исполнителей для меня несомненный лидер Александр Фисейский…и недавнее моё открытие – Алексей Семёнов, с которым возникла нежная дружба…
 
Сам орган РКС имеет свою историю… и она замечательная… и весьма интересная…
Большой духовой орган московского Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принадлежит к числу самых больших органов России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы). Орган был подарен московскому собору в 2001 году Евангелическо-реформатским кафедральным собором «Basler M;nster» швейцарского города Базеля, где он был построен фирмой “Kunh” в 1955 г. Этот величественный инструмент позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. Демонтаж и установку органа поручили немецкой органной фирме «Gerhard Schmid» (г. Кауфбойрен) при содействии ордена Сестер Семьи Марии.

«В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа фирмы “Kuhn” в г. Базеле. Кроме Principalbass 32’, который применили в новом органе «Basler M;nster», все остальные части органа были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели многочисленные помощники и сотрудники органной фирмы “Schmid”. Органный мастер Герхард Шмид на месте руководил работами и разработал новые тембровые возможности органа. Все регистры были полностью очищены и заново настроены, обновлены все микстуры. При этом была учтена гомогенность (однородность) образования звуков. Отдельные части органа различаются по характеру и динамике звучания, но в одновременном использовании образуют хорошо согласованный хор голосов.

Обновленный новой позолотой фасад органа гармонично вписывается в архитектуру собора. Уникальная акустика московского храма наилучшим образом раскрывает все его богатейшие тембровые возможности.

Для органного мастера Герхарда Шмида этот проект был одной из последних работ его творчески насыщенной жизни. Он работал над ним с особым терпением и любовью. 9 сентября 2004 года Герхард Шмид оставил нас в возрасте 79 лет. С глубоким уважением мы оглядываемся назад и видим его необычайные жизненные достижения. Он построил более 200 органов в Европе, около 150 инструментов были им отреставрированы.

Как последователю моего отца, мне было позволено завершить работу над органом. Я благодарю всех, кто принимал участие в осуществлении этого проекта. Да звучит орган во славу Бога!»

Органный мастер Гуннар Шмид
 
16 января 2005 г. состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты самых известных храмов мира.

А завтра в РКС Играет Марко Ло Мушо. Концерт из Цикла «Органисты мира» Марко Ло Мушо - Органист Национальной Канадской церкви и римской Церкви св. Александра
 Лауреат международных конкурсов. В программе: М. Преториус, И. С. Бах, А. Скрябин, О. Мессиан, М. Ло Мушо и др.



Музыка позволяет выражать не только чувства, но и философские концепции. «Гости» концерта: Бах, зашифровавший в своих фугах евангельские сюжеты, Преториус, пытавшийся постичь «Устройство музыки», Скрябин – великий реформатор и преобразователь, достраивающий звук цветом, и Мессиан – христианский мистик и большой любитель птиц, обогативший свои партитуры их голосами. А приглашает музыкальных философов блистательный Ло Мушо, композитор и органист, смело соединяющий традицию и эксперимент.

ЕВФ…
кто со мной? Начало концерта в 20-30….


Рецензии