Заповеди проектировщику

        Я прожила длинную и счастливую жизнь, хотя и не совсем «стандартную»…
Всю свою жизнь я посвятила работе или своей профессии проектировщика зеленых насаждений в Казахстане, а также уходу за родственниками больной мамой и детьми брата и сестры.

        По окончании лесохозяйственного факультета в 1961 году получила специальность инженера лесного хозяйства и направление на работу в Казахскую Агролесохозяйственную экспедицию,  объединения «Агролеспроект» при Министерстве лесного хозяйства Казахской ССР(Калмэ).
После образования в 1964 году ГПИ «Союзгипролесхоз» наша экспедиция стала Казахским филиалом Всесоюзного Проектного Института. А в 1994 году я ушла на заслуженный отдых со своего предприятия, дослужившись до должности  Главного специалиста.

       После развала СССР,  Казахский филиал обрёл статус Республиканского государственного предприятия (РГП).  Все методики, Технические указания, СНиПы надо было переводить на Государственный казахский язык, а проекты тоже выпускать на государственном языке, но быстро это сделать было невозможно, поскольку всё делопроизводство и проекты и законы и Госты были на русском языке, да и директор и главный инженер и большая часть специалистов были русскими.

       При образовании Казахского филиала в качестве основных специалистов и руководителей были назначены опытные работники из Харьковского, Саратовского и других филиалов ГПИ. Все они после обретения Казахстаном независимости уехали в Россию и на Украину с чистой совестью, потому что Казахский филиал к этому времени стал одним из лучших и наши проекты получали медали в Павильоне «Лесное хозяйство» на ВДНХ в Москве.

         Новым директором РГП «Казгипролесхоз» был назначен Б.Исабеков директор Национального парка, который хорошо знал и меня и других специалистов, ушедших на пенсию.

         Комитет лесного хозяйства в Казахстане, подчинённый Гослесхозу СССР,  передали в Министерство сельского хозяйства, а в РГП «Казгипролесхоз» остался только один отдел – «Лесомелиоративный» по разработке проектов создания зелёных зон,  защитных лесных полос и лесных питомников.

        Исабекову пришлось обратиться к ушедшим на пенсию прежним сотрудникам отдела, чтобы подготовить Новые методики, технические указания, инструкции и правила для разработки проектов в соответствие новой политикой и экономикой самостоятельного государства.

       Мудрый Президент Н.Назарбаев оставил русский языком межнационального общения, поняв, что невозможно выпускать проекты на казахском языке, когда русский знает практически всё население Казахстана. Поэтому с 1996 по 2007-й год я по просьбе Б.Исабекова вернулась на свою должность по срочному договору с предприятием.

        Я была очень благодарна молодому, умному директору предприятия за возможность заработать потому, что за 2 года на мизерной пенсии превратилась в нищую. Все накопления на сбергкнижке в рублях сгорели, мне приходилось продавать урожай ягод со своей дачи, чтоб оплачивать квартиру и покупать продукты. А главное я почувствовала себя нужной и способной помочь молодому коллективу своего любимого предприятия.

      Мою прежнюю должность главного специалиста занял Газез Мусин, а предстоящая разработка Технико-Экономического Обоснования (ТЭО) Создания зелёного кольца вокруг новой столицы Казахстана Астаны для него была сложной, потому что до этого он не разрабатывал такие крупные и дорогостоящие проектные документы, а занимался рабочим проектированием по ранее утвержденным ТЭО.

       Благодаря утверждённому на высшем уровне  нашего с Газезом ТЭО, РГП было обеспечено высокооплачиваемой работой из Госбюджета на много лет вперёд… 

      Директор был мне  благодарен и попросил помочь в разработке других проектов и проведении технической учёбы с молодыми и неопытными специалистами.
В тоже время он пожаловался, что в новое время рыночной экономики не может добиться в Акимате Алматы подходящего помещения без дачи взятки чиновнику…
      А вскоре я поняла, что главный инженер РГП искусственно завышает сметную стоимость проектно-изыскательских работ, что в прежние времена было невозможно из за строгого контроля Головного Института в Москве.

        Моя профессиональная гордость и честь были окончательно попраны после того, когда я поняла, что «Казгипролесхоз» не только завышает стоимость своих работ, но и по требованию Комитета лесного хозяйства и предприятия «Жасыл-Аймак», которое занимается созданием и уходом за зелёной зоной Астаны, разрабатывает проекты на нелесопригодных почвах.!!!

        Я попросила главного инженера собрать всех ведущих специалистов на совещание н попыталась объяснить всем, что они совершают преступление и практически получают не заработанные деньги и за это могут попасть под суд, когда обнаружат, что зелёной зоны нет. К сожалению надо мной посмеялись и сказали, что доказать вину проектировщика в их случае  нельзя, поскольку посадки могут погибнуть из-за погоды или пожаров….

      Я оставила на память своим коллегам свои «Заповеди» и отказалась от договоров с "Казгипролесхозом".

ЗАПОВЕДИ  ПРОЕКТИРОВЩИКУ «КАЗГИПРОЛЕСХОЗ» от Вышенской М.В.

1. Зри в корень! В первую очередь осознай и пойми конечную цель проекта. Не начинай работу без чёткого задания, где эта цель указана

2. Пойми! Что проектирование – это точная наука, которая не терпит аксиом – бездоказательных проектных решений.
Основой проекта являются Законы
Государства, Стандарты (ГОСТ, ОСТ, Технические условия), а также другие Нормативные документы.
Несоблюдение их – главная ошибка при проектировании, за которую проектировщик должен нести ответственность по Закону.

3. Проектировщик – единственная должность или специальность - профессия при которой нельзя взять взятку за СВОЁ проектное решение, поскольку оно не зависит от мнения проектировщика, а должно быть доказано расчётами

4. Ищи решение поставленных задач в научных рекомендациях, в природе (при лесомелиоративном проектировании), в ошибках предыдущих поколений проектировщиков.

5. Проектировщик – это не изобретатель, не инспектор или контролёр, не художник, а советчик и экономист, который должен найти и доказать единственно правильное проектное решение со всех точек зрения

       С той поры прошло более 10 лет, в течение которых у узнала о смерти своего товарища Газеза Мусина и проводила его в мир иной со слезами на глазах, а за Газезом из жизни неожиданно ушёл и Б.Исабеков. На иллюстрации коллектив РГП "Казгипролесхоз" 30.12. 2004 года.

       Я вспомнила о своих «Заповедях», услышав в передаче И.Прокопенко, что мировое правительство – это Деньги!
Какую правильную формулу вывел писатель!
       Но мне хочется добавить, что при Капитализме любой человек, который добрался до принятия решения становится правительством и забывает про профессиональную честь и советь…

       Удивляет коммунист Зюганов, который добивается повышения пенсий детям ВОВ, как и сами пенсионеры, жалующиеся на малый размер пенсии.
       Удивляют старики Артисты, Писатели, Поэты и прочие, дослужившиеся до пенсионного возраста, которые работают ЗА ЗАРПЛАТУ, а не бесплатно дарят свой талант и знания молодому поколению или своим детям.

       Я имею право на своё удивление, на следующий год мне стукнет 80 лет, если доживу, конечно…

       Зачем НАМ деньги?!
Как Я понимаю - кормить своих детей, внуков и правнуков и занимать их рабочие места…

      


Рецензии
Вы, Маргарита, меня тоже, вместе с предыдущим рецензентом, удивили относительно людей старшего поколения, которые хотят иметь плату за свою работу... Так это же естественное желание! Вы, ведь, тоже обрадовались, когда вышли на пенсию и поняли, что Вам грозит голодная смерть, если крутиться не будете, и Вам предложили работу, Вы же не отказались от платы! Пенсии в России - совсем маленькие! А плата за квартиру - весьма высокая, а ещё надо и кушать что-то, и лекарства покупать! Р.Р.

Роман Рассветов   04.03.2018 18:28     Заявить о нарушении
Уважаемый и дорогой Роман! И Вы - мужчины - руководители, вожди, критики, организаторы, добытчики и проч. Вам трудно бывает согласиться с женской психологией - по своему назначению - хранительницы очага, исполнитлю воли мужа - главы семьи. Мне повезло родиться женщиной только на половину. В нашем семействе это передаётся по наследству, также как и долголетие. Я никогда не была руководителем ни на службе, ни в семье. К сожалению даже в нашем проектном институте все руководители - нач, партии, нач.отдела, гл. инженер и директор, которые пользовались моими знаниями и высокой производительностью труда не признавали моих достижений и приписывали себе получение медалей в соревновании и даже говорили - а ты то тут причём?! Я даже своему товарищу - однокурснику однажды ответила на какое-то замечаниебвиняют в шутливой форме экспромтом:
Порою меня обвиняют:
Ты думаешь умная? -
НЕТ! Не думаю, братец, а ЗНАЮ
И в этом мой главный секрет...
Вы первый человек, кто похвалил мои стихи и прозу. И мои родственники и друзья всю жизнь только насмехались и издевались.
А насчёт зарплаты... Пенсию свою я заслужила по праву, работе отдала почто 50 лет
меня соблазнял "Леспроект" высокими ставками и льготами возглавить у них отдел, но я не могла соблазниться и бросить "Союзгипролесхоз". Убежала на пенсию в 55, пришлось мнетрудновато в лихие девяностые, пришлось трудится на даче, ну а потом мои услуги пригодились новому руководителю. Писатель, Поэт - это не работа! Это состояние души и грешно на старости лет получать за ЭТО деньги. Я вот сейчас отдала жене племянника свою банковскую карточку - она оплачивает мою квартиру, а на питание мне достаточно 30 тыс. тенге в месяц. Зачем старому деньги?! - мне ЭТО на понятно... Я и своему умирающего брата и его старую жену не могла понять, когда они занялись репититорством за деньги.

Маргарита Вышенская   05.03.2018 06:43   Заявить о нарушении
Маргарита! Здравствуйте! Как мы с Вами похожи! Я, в общем-то, тоже всю жизнь наплевательски относился к деньгам, нет, не в том смысле, что я ими сорил, я их исправно жене отдавал, хотелось, чтобы мои девочки были обеспечены всем необходимым, просто лично для меня они почти не нужны были, я не курил, не пьянствовал, делал отличное вино и крепкие спиртные напитки, т.е. - домашний коньяк, наверное, дворянские корни сказывались, и сейчас я свою пенсию отдаю детям, мне почти ничего не надо, а если что-то требуется, прошу детей купить, они тут же купят, сам магазины терпеть не могу! В той части, что недавно опубликовал, есть стихи Вышенских, в т.ч. и Маргариты, Иван Наумов написал мне: Когда читаешь такие стихи, понимаешь, что собственные - детский лепет... Р.Р.

Роман Рассветов   07.03.2018 23:22   Заявить о нарушении
Какое счастье, что мы с Вами встретились! Наверное в прошлых жизнях мы были родственниеами... Я тоже делала вино! А моя мама в совершенстве знала французский и говорила, что может на нём думать... Когда ей было 70, в Алма-Ату приехали толи артисты, толи спорсмены из Фрации, а мы жили тогда около Центрального стадиона, построенного на месте старой барохолки. На здании Повесили плакат - приветствие на фр. языке, мама проходя со мной мимо заметила ошибку и не поленилась пойти в администрацию указать на ошибку и сказать, что это неприлично! они удивились, но поблагодарили... Ну, а я возгордившись от похвал решила послать Вам ссылку на своё главное стихотворение с которого у меня всё началось http://www.stihi.ru/2009/05/10/4959

Маргарита Вышенская   08.03.2018 05:25   Заявить о нарушении
А что, всё может быть! Ваша мама, Маргарита, удивительная женщина! Стихотворение Ваше восхитило! Особенно вот это: "Не решай за других - что вкуснее, что важно. Не живи за детей - их назад не вернуть. Только жизнью своей доказать может каждый Свой единственный правильный путь." И последнее четверостишие тоже. Мы, люди, действительно, и умные, и прекрасные, НО, и глупые, и ужасные! Если мы развязываем войны, убиваем друг друга, то отвратительнее и ужаснее нас нет существ на Земле! Никакой хищник не убивает просто так, он делает это, чтобы жить, потому что не может есть траву или ветви деревьев. А мы - убиваем! Тысячами! Миллионами! И только раз, за всю историю, судили военных преступников и приговорили к повешению. США уже сколько войн развязали, убили миллионы! Наказали хоть одного из них? Нет! Роберт.

Роман Рассветов   09.03.2018 13:34   Заявить о нарушении
Я это Ваше стихотворение, Маргарита, сегодня опубликовал. Под Вашим именем, конечно! Роберт.

Роман Рассветов   09.03.2018 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.