Усть-Илимск

По окончания учебы  Нина должна была добраться на работу в город Усть-Илимск. В город-стройку СЭВ, в котором строились еще ГЭС и ЛПК (лесопромышленный комплекс). Город, строящийся  с 1965 года,  имел статус города всего 4 года! Он строился рядом со старинным селом Невон, первые упоминания о котором в архивах датируются 1687 годом (более 300 лет назад!). Поселение раньше называлось «Невонским», «у Невон-камня», что обозначает в переводе с тунгусского – свиная голова. Названия других деревень района - «Эдучанка, Тушама, Кеуль, Бадарма» звучали не менее звучно и загадочно, хотелось узнать  значение этих названий, побывать в них во всех. Предыдущей зимой она уже побывала в Усть-Илимске в командировке и  влюбилась в необыкновенный город-стройку в тайге на берегу Ангары, где строилась уже третья по счету ГЭС в области - после Иркутской и Братской.
В те времена полет по маршруту Иркутск-Братск-Усть-Илимск проходил довольно низко – не выше облаков. Просто дух захватывало от вида сверху на просторы тайги, воды Братского, Усть-Илимского водохранилищ. От потрясающих новых впечатлений Нина совершенно забыла о том, что раньше ее всегда укачивало в небольших самолетах, на ум приходили и как-бы звучали в ушах только слова из песен «под крылом самолета зеленое море тайги...главное ребята, сердцем не стареть...», строки из песен Пахмутовой.
 Город тоже был необычным - Старый город был на Левом берегу Ангары,  новые микрорайоны только начинали строить на Правом - в лесном массиве, куда можно было добраться через плотину Усть-Илимской ГЭС или по мосту, расположенному ниже по течению, поближе к строящемуся лесопромышленному комплексу.
        Полет был рейсом Иркутск-Братск-Усть-Илимск. Через час лёта при посадке в Братске объявили, что самолет дальше не летит. Все пассажиры со вздохами, но без лишних слов, гурьбой отправились сначала звонить по очереди по таксофону, а затем - на проходящую вблизи  Братского аэропорта трассу Братск-Усть-Илимск. К такому обороту событий Нина не была готова, но  тоже взяла свой чемоданчик и пошла за всеми. Попутчики пояснили, что в Усть-Илимске пока только аэродром, где грунтовая посадочная полоса от дождей в последние дни «поплыла» и по факту рейсы туда часто отменяют. Поэтому  за кем-то из пассажиров присылают с мест работы машины или родственники приезжают, на свободные места все прихватывают попутчиков, иногда попадается попутный грузовой транспорт – лесовозы. Такси в те времена по этой трассе протяженностью почти в 280 км не курсировали, а  время сотовой связи еще не наступило. Большинство ее попутчиков уехали на прибывавших машинах, свободных мест не оказалось. Как видно, почти все пассажиры были знакомы между собой. Нина не рискнула идти на трассу - ловить попутный лесовоз, куда ушли несколько мужчин, а примкнула к двум очень приятным женщинам лет под 40, по внешнему виду и разговору из сельской интеллигенции, у которых было множество сумок, авосек, за которыми они зорко следили. Они ждали прибытия за ними транспорта, пообещали прихватить и ее до Усть-Илимска. Пару раз втроем, все вместе попили чаю в буфете аэропорта, женщины  угощали домашними пирогами с разными начинками, которыми была полна одна из их авосек. Полдня пришлось перемещаться то в здание аэровокзала, то на улицу, т.к.  время от времени моросил теплый летний дождь. На расспросы женщин Нина сообщила, что после окончания учебы едет учительствовать, инстинктивно скрыв настоящее место работы.
            Наконец машина за ними прибыла – старенький УАЗик. Водитель и прибывший с ним мужчина сообщили, что выехали давно, но по дороге пришлось ремонтироваться. Вначале они были весьма недовольны присутствием посторонней девушки, но после знакомства с ней, как с учительницей истории, прибывшей в район  на работу по окончании университета, стали более  приветливы. Быстренько загрузили все сумки, авоськи, попутчицу посадили рядом с водителем и наконец-то поехали. Уже вечерело. Из  разговоров, недомолвок женщин и приехавших мужчин Нина поняла, что  конечный пункт их назначения – поселок Эдучанка, не доезжая 75 км до города. Водитель Николай Иванович, как он представился, лет сорока с небольшим, очень сильно прихрамывал – одна его нога была как бы короче другой, выглядел весьма необычно – не как местный житель, да и говор его был не сибирский. Выглядел городским и внешне, и по речи, хотя был в простой рабочей, но очень  опрятной одежде. В иной обстановке можно было подумать, что он или бывший военнослужащий, или руководитель, например, механик или начальник автобазы, но не в Сибири. В пути вынуждены были несколько раз останавливаться и мужчины ремонтировали старенькую машину, у которой «летело» то одно, то другое.  Даже проволочки, подобранные на трассе, пошли в ход, и  водитель был на высоте, как автослесарь-ремонтник.
         В поселок Эдучанка добрались уже после полуночи и проезжая по центральной улице, Николай Иванович спросил у Нины, есть ли у  нее знакомые, у которых она могла бы  переночевать. Нина сообщило, что нет, но попросила отвезти к участковому, на что тот ответил,  что участковый еще вчера по семейным обстоятельствам уехал в город. Поразительно, но Николай Иванович назвал участкового запросто, по имени, и был в курсе всех обстоятельств – сообщил, что тот увез свою жену в роддом.  Нина была знакома в этом поселке  лично только с участковым и его молодой женой с прошлой командировки. О чем она благоразумно умолчала.
Все четверо пошептались и женщины предложили ей переночевать у них и решили, что утром попросят начальство помочь девушке добраться до места работы. На том и порешили. Несмотря на глубокую ночь, Нина увидела, что подъехали к маленьким деревянным домикам, расположенным вблизи забора с рядами колючей проволоки по верху. Еще в машине ее предупредили, что разговаривать надо вполголоса и  ни в коем случае не отходить от женщин, что ее очень заинтриговало. Но страха почему-то не было. Определились на ночлег в одном из этих домиков, где дверь им открыл мужчина, оказавшийся супругом одной из женщин. В дальнюю комнатку без окон занесли большинство сумок и авосек и ни на минуту не оставляли гостью одну. Николай Иванович отъехал, сказав, что «доложит дежурному» и вернется. После ночного ужина в проходной комнате хозяева попросили девушку никуда без них не выходить в целях собственной безопасности, а сами, все пятеро, по очереди сходили в баню, оставляя в доме все время двоих.  Нежданную гостью устроили на ночлег  на топчане в той же комнатке, где находились все сумки. Нина уже смекнула; что за забором, вероятно, одна из исправительно-трудовых колоний, которых в Усть-Илимском  районе было несколько. И была очень признательна этим незнакомым людям за заботу, но тревожилась из-за того, что они все время перешептывались, еще  и договаривались спать по очереди. Странно, кого или чего они побаивались? Или что-то охраняли, но не ее же!
        Рано утром обе женщины собрались идти на работу в сопровождении всех  троих мужчин, забирая с собой все сумки и часть авосек, и стали обсуждать, как же гостью оставить одну до решения вопроса о попутном транспорте до города, о котором должен был просить начальство Николай Иванович. Услышав такие разговоры, Нина рискнула переговорить с водителем  наедине, представилась только ему, что является сотрудником милиции, в действительности следует на новое место службы в Усть-Илимск. Впервые водитель улыбнулся, сказал что-то типа «рыбак рыбака видит издалека», и  тут же громко всем сообщил, что проблем нет, и гостья идет к руководству колонии вместе со всеми.
        Выяснилось, что женщины были вольнонаемными сотрудниками бухгалтерии колонии, а одна из них - женой осужденного, последовавшая за своим мужем в Сибирь. Их семье, также как некоторым другим семейным колонистам, разрешили жить вне учреждения, в построенных ими самими домиках. Обычно главный бухгалтер ездила в Иркутск с отчетом, но в этот раз были особые обстоятельства. В связи с производственной необходимостью они везли из Иркутска зарплату, распределив деньги  по обычным неказистым хозяйственным сумкам, как обычные хозяйки, возвращающиеся из областного центра с множеством покупок. Именно поэтому они принимали все возможные меры предосторожности. Кроме того, охраняли и Нину, нечаянно ночевавшую в их доме, и рядом с деньгами, т.к. неизвестно, что могло бы произойти, если бы стало известно осужденным,  что в их доме появились не только деньги, но и неизвестная женщина.
       Руководство колонии поручило Николаю  Ивановичу доставить девушку по месту службы. В пути Николай Иванович рассказал, что он ее бывший коллега – работал начальником ГАИ в одном из городов  Европейской части России. Практически сам добился обвинительного приговора, т.к. совершил аварию, в которой погиб ребенок – единственный сын его лучших друзей, выбежавший  встречать его на узкую улочку садоводства, чтобы покататься на машине, как обычно. Он пытался  избежать наезда, но на мокром асфальте при попытке резко изменить направление движения его автомобиль опрокинулся и подмял ребенка, он сам также пострадал. Поэтому он здесь, уже который год колесит по дорогам Иркутской области как безотказный водитель. Даже роды ему пришлось принимать у роженицы, которую он вез в город попутно. Многие годы он казнит себя за то, что при ребенке обращался со своим автомобилем как с послушным живым существом, готовым повиноваться водителю в любой ситуации, но не смог предотвратить наезд.
                •••
           Вот такая поучительная история. Она помогла мне в жизни не раз: много раз при перевозке документов и прочего, что надлежало возить с охраной, даже вооруженной, я успешно использовала пример тех женщин и Нины,   тоже представляясь учительницей - то истории, то русского языка, перевозя искомое в обычных неказистых  авоськах и хозяйственных сумках. А потом судьба и вовсе привела к работе, имеющей отношение к обеспечению безопасности дорожного движения в России, в течение многих лет.


Рецензии
Был в Усть-Илимске на международном турнире по баскетболу, дай бог памяти, в 1978 г или 79 г - уже не помню. Очень понравился новый город. Интересно, что там сейчас?

Сергей Кляус   14.05.2021 05:14     Заявить о нарушении
Очень приятно, что вы прочитали мой опус!
Вы побывали в городе трех великих строек СЭВ - ГЭС, ЛПК и города, когда жизнь там била ключом, средний возраст жителей был комсомольский. Бабушки-дедушки попадались в транспорте очень редко, зато было много-много маленьких детей. Строителями были комсомольцы-добровольцы из всех Союзных Республик СССР, молодежные интеротряды из стран СЭВ, специалисты-шефмонтажники импортного оборудования из многих стран мира, и, конечно, же осужденные за неумышленные преступления... Были построен Аэропорт - принимавший самолеты из Москвы, второй мост через Ангару, строился Новый город на правом берегу Ангары - кварталами в шахматном порядке с оставляемыми лесными массивами и много-много чего. С концертами наезжали знаменитости со всего мира, например, Дин Рид.
Потом был кошмар, как по всей стране, количество населения уменьшалось - заплату не платили вообще или 2% от заработанного (на ЛПК долги так и не погасили полностью многим работавшим, т.к. разные прихватизаторы у власти появились...), аэропорт закрыли.
Ныне город и район живы, ГЭС и ЛПК работают, леса еще много, строители-комсомольцы, не уехавшие,куда глаза глядят и смогли, стали пенсионерами и дедами-бабушками.

В 2013 году в Иркутском землячестве БАЙКАЛ строителями Усть-Илимска, ныне проживающими в Москве и окрестностях, отмечалось 40-летняя годовщина Города. А я не была в городе своей комсомольской молодости с 1983г., но всегда на связи с друзьями.

С уважением
Дарима.

Дарима Базарсадаева   14.05.2021 11:17   Заявить о нарушении
Я был в Усть-Илимске неделю. Отыграли турнир. Потом нам устроили экскурсию на плотину. Потом банкет и по домам. Аэропорт уже работал.

Сергей Кляус   14.05.2021 13:20   Заявить о нарушении
У вас иллюстрации к этому очерку есть?

Сергей Кляус   18.05.2021 01:09   Заявить о нарушении
Да, Сергей. Фотографий много, разных, не все оцифровано. Еще больше в "Одноклассниках" у многих. Что конкретно вас интересует?

Дарима.

Дарима Базарсадаева   17.07.2021 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.