Христианская деятельность на берегах озера Кинерет

Хаим Горен
«Я вспоминаю нашу дорогу и говорю в сердцах: благословен тот народ, который мало говорит, но много делает и все его деяния разумны и упорядочены». Такими словами описывал Ахад а-Ам свои впечатления от поездки по северным берегам озера Кинерет. Уже  в те времена вся территория к северу от Генисаретской долины и до руин поселения Капернаума была приобретена христианами в собственность. «В то же время «наши северные колонии» (так Ахад а-Ам называет еврейские поселения на севере Земли Израиля) находятся в постоянном поиске земли для покупки в этом районе».
Поселения европейцев на берегах озера Кинерет в новое время возникли сравнительно поздно, т.к. изначально их поселенческая деятельность была сосредоточена в основном в районе Иерусалима. Европейцы начали заселение Галилеи с Назарета. Затем начали селиться в соседних  с городом  селах. А в середине 19 в. появились европейцы, представители ордена францисканцев, и в Тверии.
Начиная с 13 в. район Табхи находился за пределами паломнических маршрутов. И это несмотря на то, что места эти святые согласно христианской традиции. «Новое открытие» этих мест, которое непременно должно было произойти, если рассматривать динамику заселения европейцами Палестины, начиная с середины 19 в., состоялось сравнительно поздно. Только в конце позапрошлого века появилось первое поселение европейцев на берегах озера Кинерет. Это были немцы-католики, которые заложили краеугольный камень в основание современной Табхи, и тем самым проложили дорогу другим европейцам, последовавшим за ними. А уж за тем появились и еврейские  поселения в этом краю.
Плодородная долина Табхи привлекала скупщиков земли, искавших в ней места пригодные для поселения, еще в начала 19 в.  В частности  в 1839/1849 годах Моше Монтифори (один из известнейших британских евреев XIX века, финансист, общественный деятель и филантроп)  предпринимает первую и вторую свои поездки по Земле Израиля. Во время его остановок в Цфате очень многие евреи подали письменные прошения на его имя, в которых содержалась просьба о предоставлении помощи для основания сельскохозяйственного поселения в Табхе. То, что в прошениях упоминается Табха не удивительно, т.к. она расположена довольно таки близко к Цфату и Тверии, к тем местам где проживало в то время большинство евреев на севере Земли Израиля. Этим и объясняется неоднократное упоминание этой маленькой долины на северно-западном берегу Тверианского озера.
В 1871 г. по этим местам проезжал Шимон Берман с товарищами, членами группы «Тверианское общество по заселению Святой земли». В программу поездки был также включен и осмотр Генисаретской долины, самой большой из прибрежных долин. Они оставили описания этого района, как места подходящего, даже  превосходного, для основания сельскохозяйственного поселения, т.к. за исключением несколько небольших участков почва здесь не очень влажная, но и не сухая. По словам Бермана: «Эта земля просто ждет прибытия сынов Израиля, которые приступят к работе на ней».
Но несмотря на то, что идея приобретения этого участка земли высказывалась евреями раньше, чем аналогичная идея возникла у христиан, в конечном итоге вся территория от долины Гиносар и до Капернаума оказалась в руках различных католических орденов.  Даже первые поселения в Гиносаре и Мигдале были основаны немцами- католиками.
 
Первые шаги
 
Инициатива приобретения земельного участка для немцев католиков в Табхе исходила от двух человек, которые очень сильно отличались друг от друга. Первый из них это теолог и историк Иоханес Зепп, а второй строитель Франц Келлер. Зепп был послан на Святую Землю баварским королем Людвигом Первым в 1845 г., для того чтобы изучить условия жизни на месте, а также возможность основания поселения немцами - католиками. Социальные изменения, которые произошли в Баварии, привели к тому, что планы эти так и не были воплощены в жизнь. В своей книге «Иерусалим и Святая Земля» Зепп впервые выдвигает идею приобретения участка на северо-западном берегу озера Кинерет для «католической Германии». «Где именно находился когда - то Капернаум, мы уже точно не знаем» пишет он в своей книге, тем самым подчеркивая отутствие связи между современными христианскими поселениями и исторической святостью этих мест. Он вновь приезжает на Святую Землю в 1874 г. В его планах- собрать дополнительную информацию об этом районе. Он идентифицирует поселение Капернаум с руинами Эль-Миньи у подножия тель Кинорот на севере Генисаретской долины. Он также пишет о том, что попытается приобрести участок от источника Эль-Тина (источника Теена на северо-востоке Генисаретской долины) до Табхи.
В 1879г. приезжает на Святую Землю молодой строитель, уроженец Виттенберга Франц Келлер. Он занимался в основном строительными и ремонтными работами при монастырях и был приглашен в Тверию в 1885-1886 гг. для проведения ремонтных работ в зданиях, которые принадлежали францисканцам. Келлер много путешествовал по святым для христиан местам вокруг озера Кинерет. Он посетил руины Коразима (Матвей 11,11) и идентифицировал их как библейский Капернаум. Он решает приобрести это место для «Палестинского общества немцев - католиков», которое занималось заселением Святой земли и улучшением условий жизни в ней. При этом подчеркивался немецкий характер данного общества.
Келлер обращается к президенту общества в Германии Вильгельму Леопольду Янсену. Недавно возникшее общество уже приступило к приобретению земель в Палестине и было заинтересованно в святых местах. У немцев - католиков появилась возможность заселить область, которая была до этого практически не заселена и в большей своей части абсолютно заброшена. Янсен провел ряд проверок и даже отправил Келлеру письмо с многочисленными  вопросами о самом месте, о правах владения на него и о том насколько покупка может быть оправданной с экономической точки зрения. Келлер тут же откликнулся. Его письмо было наполнено оптимизмом, что привело к тому, что общество выделило 20000 марок для приобретения самой деревни и земель вокруг нее.
Янсен назначил комиссию, которая должна была вести переговоры. В начале комиссия столкнулась с трудностями в ведении переговоров, т.к. было сложно определить кому принадлежат права на владение различными участками в данном месте. Но в середине 1887 г. удалось  приобрести участок площадью 300 дунамов на северо-западном берегу Кинерета, включавший также и «причал Иисуса». Термин «причал Иисуса» до этого раньше не встречался. Очевидно, здесь он появился для усиления притягательности данного места.
Янсен посчитал, что тех денег, которые имеются в его распоряжении, хватит для приобретения двух земельных участков. Покупка земли в долине Табха послужит трамплином для приобретения другого земельного участка, расположенного севернее. Он дал указание заключить и эту сделку. Два следующих года ушли на то, что Янсен пытался приобрести вожделенный земельный участок, но из-за бюрократических трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, руки у него опустились, и немцы оставили эту идею. В противовес этому ранее приобретенный земельный участок был расширен.
В июле 1887 г. в немецкой прессе появилось сообщение, что «Палестинское общество немцев католиков» планирует основать немецкие поселения на Святой Земле и уже приобрело территорию в 500 дунам  стоимостью 15000 марок по берегу озера Кинерет.
Готлиб Шумахер, инженер и археолог, житель немецкой колонии в Хайфе, начертил расширенную  «Карту немецкого участка на озере Кинерет, от Капернаума до Табхи». На карте указанны исторические события, произошедшие в этих местах, а так же много другой дополнительной информации. Карта датирована июлем 1889 г. В последствии карта была дополнена подробной информацией об участке, а  25.3.1890 появился  второй вариант  этой карты «Карта участка, принадлежащего Палестинскому Немецкому обществу на озере Кинерет».
Приобретение немцами земли в этом месте было своего рода прорывом. Следом за ними стали приобретать здесь землю и другие европейцы. Первыми среди них были францисканцы «Хранители Святой Земли», которые при посредничестве одного из жителей Цфата приобрели в конце 1889 г. большую часть территории к востоку от немецкого участка и до руин древнего Капернаума. Но в отличие от немцев- католиков, которые спешили заселить свою территорию, францисканцы долгое время ограничивались исключительно охраной места и проведением археологических раскопок и исследований приобретенной территории. В 1910 г. Итальянское общество приобретает участок, расположенный между немецкой и францисканской территориями. На этом участке располагались основные водные источники в долине, а так же большая часть из 5 мельниц, которые приводились в действие водой из этих источников. На еще одной карте, вычерченной Шумахером в конце 1897 г. и названной «Участок с мельницами в а-Табе», показано месторасположение мельниц, а также, кто являлся их владельцами. Так или иначе, большая часть водных источников оказалась в руках итальянцев. Это привело к многолетнему конфликту за право владения источниками воды и за право пользования ими. Конфликты эти разбирались в турецком суде. Проблему удалось решить только во второй половине двадцатых годов прошлого века при посредничестве итальянского правительства и при участии церковных организаций Святой земли.
 
Попытки основания сельскохозяйственного поселения в Табхе
 
Янсен и другие члены общества очень обрадовались, что им выпала возможность основать немецкое католическое сельскохозяйственное поселение. Ведь до этого попытка основать аналогичное сельскохозяйственное поселение к северо-западу от Иерусалима в Кубейбе в 1875 г. завершилась провалом. Тот факт, что в поселениях темплеров, которых члены общества идентифицировали с протестантами, успех следовал за успехом, во всяком случае так считали члены общества, в то время, как немцы-католики испытывали трудности в основании и создании собственных поселений, вызывал у них чувство ущербности.
Общество обратилось с просьбой о предоставлении фирмана на заселение территории. Фирман, как и следовало ожидать, запаздывал и  был им предоставлен только в феврале 1889 г. после активного дипломатического вмешательства в столице османской империи. Келер не стал долго ждать, он не мешкая приступил к заселению участка. Причем тот способ заселения, которыми пользовались немцы, очень напоминает способ, использовавшийся евреями, но уже в более поздние времена: два деревянных дома   в разобранном виде были изготовлены в Цфате, их  погрузили на спины верблюдов, которые направлялись к берегам озера Кинерет. А пятничным утром в  феврале 1889 г. дома уже стояли недалеко от того места, где вади Джамос впадает в  озеро Кинерет (там, где расположена большая часть аллювиальных почв долины Табха) в восточной части залива Минат а-Нахла. Через короткое время появился и третий деревянный дом.
К Келеру в его работе по приведению в порядок участка и его подготовке к ведению сельскохозяйственных работ тут же присоединилось еще три молодых немца. Руководство работами осуществлялось Янсеном. Он дал указание, чтобы поселенцы не торопились сразу обрабатывать слишком большие участки, чтобы сохранить часть целинной земли, пригодной для дальнейшего использования. Понимая все духовную значимость этого места, Янсен назначает одного из молодых людей ответственным за прием паломников. Причем, прием должен был оказываться за счет общества каждому вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности прибывшего, а также вне связи с его экономическим положением. Из той территории, которая оказалась под его управлением, Янсен собирался выделить 25 гектар монахам ордена траппистов, чтобы они основали в этом месте монастырь. Перед орденом было поставлено лишь одно условие - все монахи, поселившиеся на участке, должны были быть немцами. Этот план так и не был осуществлен, и монахи трапписты основали свой монастырь в другом месте на территории Латруна.
Перед  немецкими поселенцами стояли те же трудности, которые известны нам из рассказов о еврейских и других европейских поселениях в Палестине. Это в первую очередь удаленность от крупных населенных пунктов и изоляция в среде местного населения, тяжелейшие климатические условия и болезни, болота и малярия, нападения местных жителей на поселения и препятствия, чинимые властями, незнание климатических условий и образа жизни местного населения, грубая каменистая почва, которая не обрабатывалась уже много сотен лет, и маленькое количество поселенцев. Из-за предстоящих трудностей, несмотря на неоднократно повторявшиеся попытки, обществу так и не удалось найти кандидатов, горевших желанием  переселиться.
Поселенцам была оказана материальная помощь: кораблик  с веслами осуществлял связь между Табхой и Тверией, начиная с 1890 г. Это означало, что больше нет необходимости в долгих и опасных переездах из одного пункта в другой по суше. Летом того же года приступили к постройке первого каменного дома по проекту Шумахера. Хотя строящееся здание, предполагалось использовать в будущем в качестве гостиницы для паломников, а значит желательно было расположить его поближе к водным источникам и руслу ручья, в том месте, где стояли деревянные дома, возводится оно прямо на берегу озера, на восточном склоне Телль Кинорот. Казалось бы, какой смысл строить здание в стороне от источников воды и святых мест?  Причина, очевидно, в том, что на месте возведения деревянных домов обнаружили остатки древних строений. Еще на первой карте Шумахера можно увидеть следующие пометки: «мозаика и руины», «древний акведук», «остатки построек, очевидно порт», «в этом месте необходимо провести археологические раскопки». Зепп обнаружил в этом месте остатки византийской церкви «Умножения хлебов и рыб», но провести археологические раскопки на этом месте до тех пор, пока Палестина находилась под властью турок, у немцев не было никакой возможности. Немцы опасались, что постройка домов на постоянной основе не позволит в дальнейшем проводить археологические раскопки, и поэтому предпочли строить эти дома в другом месте.
Шумахер был хорошо знаком с климатическими и природными условиями Палестины, но, несмотря на это, ему не удалось выполнить условия заключенного с ним договора. Через месяц после начала работ он вынужден был их прервать, т.к. погодные условия вынудили строителей прекратить работу, так практически ничего и не сделав. Строительство возобновилось и было завершено только к следующей зиме. А пока один из молодых рабочих скончался от солнечного удара. И казалось, что  все планы рушатся. Янсен пришел к выводу, что задача, возложенная на Келера, слишком для него тяжела и решил подыскать человека, способного на дальнейшее продвижение этого проекта. Его выбор пал на Цфирина Бивера, священника-уроженца Люксембурга, который стал членом католической патриархии Иерусалима в 1876 г. и несколько лет нес службу среди бедуинов в районе Медаба в Иордании. Он прославился тем, что  в 1888 г. организовал защиту этого места от нападений бедуинов.

Гостиница для паломников и сельскохозяйственная  ферма в Табхе

 
Бивер управлял Табхой на протяжении шестнадцати с половиной лет.  При Бивере Табха была отстроена и облагорожена. После его приезда был возведен каменный дом, расширенна площадь обрабатываемых земель и улучшена оросительная система. Уже в первый сезон с момента своего назначения он мог рапортовать о том, что на участке был разбит сад, огороды и имеется животноводческая ферма. Как только дом был отстроен, он тут же был оборудован для приема гостей. И гостиница начала принимать постояльцев. Уже с начала 1893г. можно проследить по записям в двух гостиничных журналах (эти журналы велись до тридцатых годов), что гостиница не пустовала, и что уровень обслуживания гостей все время улучшался.   
Идея о создании сельскохозяйственного поселения постепенно была отброшена, т.к. выяснилось, что очень сложно найти семьи, готовые переселиться в эти края. Вместе с тем гостиница и сельскохозяйственная ферма, находившиеся под управлением монахов и нанятых на работу местных жителей процветали. Бивер умел наладить контакт с местными жителями, которые его уважали и даже побаивались. Вместо кораблика с веслами, который разбился во время одной из зимних бурь, приобрели катер. На этом катер доставляли в Табху продукты, перевозили паломников и увозили на продажу сельскохозяйственную продукцию, выращенную на ферме.
Бивер управлял Табхой самостоятельно до октября 1900 г., пока общество (начиная с 1895 г. «Общество немцев-католиков Святой земли») не решило послать в помощь ему немецкого священника из ордена лазаристов, который до этого служил в Иерусалиме. В течение десяти последующих лет их совместной деятельности Биверу удалось значительно расширить принадлежащий немцам участок, в первую очередь за счет покупки территории к северу от долины Табха, а также в северной части Генисаретской долины. Таким образом, площадь участка достигла 400 тысяч дунамов. Немцы приобрели также территорию деревни Минья и руины древнего поселения, находившиеся к югу от Телль Кинорот.
В середине девяностых годов Бивер приступает к осуществлению проекта, который со временем стал одним из самых удачных начинаний немцев-католиков в Палестине. Это создание католических школ в арабских деревнях по всей Галилее, до Сидона на севере. Преподавателями являлись выпускники учительского семинара, который был основан обществом в Иерусалиме. Священники из Табхи инспектировали эту сеть школ и постоянно находились в разъездах между разными школами Галилеи. В журнале, издававшемся обществом, подробно разъяснялись цели, которые преследовал данный проект. И в первую очередь, это цели миссионерские: переманить молодежь из других христианских церквей в католическую церковь. С самого начала немцы руководствовались тем правилом, что в школах не должно насильственным образом внедрятся преподавание на немецком языке. Поэтому немецкий служил лишь в качестве второго языка. Все преподавание велось на арабском языке. При этом всячески старались сгладить культурные различия, которые местные дети должны были преодолеть. Этот подход оправдал себя и сеть школ, основанная Бивером,  достигла наивысшего своего расцвета к началу Первой мировой войны. Школы функционировали более чем в двадцати деревнях и в них обучалось более тысячи учеников.
И все же это было неспокойное время для Бивера. Помимо болезней, которые он, будучи человеком физически крепким все-таки подцепил, из Германии начали поступать требования о том, что гостиница должна управляться немцами. Были слышны жалобы, что слишком много денег жертвуется на Табху, и разрыв между Бивером и руководством общества все усиливался. Правда, во время поездки императора Вильгельма Второго по Святой Земле (в 1898г.) Бивер наряду с отцом Вильгельмом Шмидтом, директором школы и гостиницы, принадлежавшей немцам католикам в Иерусалиме, представлял немцев католиков Палестины. Его постоянные просьбы о предоставлении денег, а также недовольство тем, что общество отдает предпочтение иерусалимским проектам (церкви Дормицион и гостинице св. Павла), сыскали ему многих недругов. Гостиница в Табхе действительно процветала, количество посетителей все увеличивалось, но в Кельне было понятно, что нужно что-то менять.
В конце 1900 г. в Табху был послан отец Клинкнберг, который принял руководство сетью школ. За Бивером осталось только управление гостиницей. Его работа состояла в основном  в пристройке новых гостиничных помещений и развитии туризма. Самых важных гостей теперь встречали хлебом и вином. Но Клинкнберг, не выдержав климатических условий, вернулся в 1905 г. в Германию. Вместо него был послан священник Иоханес Зонен, который нес службу на Святой Земле до дня своей смерти в 1957 г. За два последующих года отношения между уставшим от конфликтов Бивером  и членами общества окончательно испортились. Он подал заявление об отставке в конце 1906 г.  1 июля 1907 г. покинул Табху и перебрался на Кипр, где  умер в 1915 г.
 
Раскопки на месте древней церкви
 
Руины старинной византийской церкви, алтарный камень и остатки мозаик на полу были раскопаны Паулем Карге, представителем научного католического общества им. Гереса еще до начала Первой мировой войны. Т.к. в его  руках не было разрешения на проведение раскопок, и он опасался реакции турецких властей, он и другие монахи решили заново покрыть раскопанный участок  землей и скрыть от всех то, что такие раскопки проводились. Первые систематизированные археологические раскопки были проведены в тридцатые годы двумя немецкими археологами Элоисом Мадером и отцом Альфонсом-Мария Шнайдером. После окончания работ над раскопанным участком было возведено деревянное здание, чтобы защитить остатки древней церковь от непогоды. Здание это снесли только в начале восьмидесятых годов и на его месте построили каменную церковь, в которой была сделана попытка реконструкции византийской церкви пятого века, стоявшей на этом месте.
 
Табха под управлением монахов бенедиктинцев
 
Сегодня церковь принадлежит монахам бенедиктинцам, которые управляют Табхой с 1939 г. Немецкое отделение ордена бенедиктинцев впервые появляется в Палестине в 1906 г. для того, чтобы принять в свои руки управление церковью Дормицион на Сионской горе. Двое из этих монахов были посланы в Табху в конце 1939 г., т.к. Тэппер, в то время слишком долго находился в отпуску на родине (из которого он так и не вернулся), а царившая в то  время напряженность между арабами и евреями и известия о начале войны, приходящие из Европы, требовали присутствия кого-то из представителей церкви на месте. С началом войны немцы находились в заключении в нескольких лагерях  для  интернированных лиц, а затем были переселены  в Европу и в Австралию. В 1953 г. в Табхе проживали  два священника и три монаха бенедиктинца. С этого момента Табха является отделением бенедиктинского ордена в Иерусалиме на горе Сион и находится в подчинении настоятеля иерусалимского монастыря.
 
Табха под управлением священников лазаристов
 
Годы до начала Второй мировой войны проходили под знаком высокой кадровой текучки, это каcалось и свящненников, и управляющих поселением. Отставка Бивера вроде бы улучшила отношения с руководством общества, представители которого впервые за это время начали приезжать и останавливаться в гостинице. И тем самым приток финансовых средств на нужды поселения увеличился. Появилась возможность и дальше облагоустраивать  поселение. И действительно облик Табхи постепенно менялся. Были посажены новые деревья и кустарники, убраны камни и проложены тропинки. Параллельно с этим совершенствовались методы ведения сельского хозяйства. Шотландский врач из Твери, Дейвид Торнес, писал в 1908 г.: «Немцы обрабатывают свой участок в Генисаретской долине так, как это не делалось здесь уже долгие годы». Он также пишет, что немцы завезли и установили очень мощный ветряной двигатель, который использовался в качестве водного насоса и для переброски воды на далекие расстояния. Немцы начали эксплуатировать причал в Цемахе, построенный недалеко от железнодорожной станции, что позволяло осуществлять быструю поставку сельскохозяйственной продукции на рынки больших городов.
Улучшение  условий пребывания в гостинице, ее внешнего облика а также транспортного сообщения способствовали тому, что количество туристов, останавливавшихся в гостинице, увеличилось. Для того чтобы увеличить количество мест, часть сельскохозяйственных построек была переоборудована в гостиничные номера.
В сентябре 1913 г. управление гостиницей было передано отцу Иоаннесу Тепперу, которому в то время было 30 лет. Он оставался в этой должности, за исключением короткого перерыва во время Первой мировой войны,  до того момента пока он не был выслан из Палестины англичанами в 1939 г. Образ немецкого «священника - офицера», представительного,  с густой бородой, которого прозвали «королем Табхи» до сих пор сохранился в памяти стариков живущих в этих местах. Вне всякого сомнения,  этот человек выделялся как своей внешностью, так и своим поведением - мужественный, элегантный и легко воспламеняющийся.
В первые годы своего пребывания в Табхе Теппер служил помощником у старого священника Эрнеста Шмица. Шмиц -  известный исследователь в области естествознания, приехал в Иерусалим в 1908 г. Он руководил обществом в Палестине на протяжении пяти лет. Это при нем было завершено строительство церквей Дормицион на Сионской горе и гостиницы св. Павла за пределами Старого города недалеко от Шхемских ворот и.т.д. Шмиц основал и обустроил музей природы в подвальном помещении гостиницы св. Павла в Иерусалиме. В последние годы своей жизни он перебрался в Табху, где вынужден был прибегать к помощи молодого Теппера. Теппер тогда просто разрывался на своей должности. В начале Первой мировой войны Теппер был призван в немецкую армию. Но прослужил он недолго, т.к. обществу удалось добиться его освобождения, и он вернулся в Табху в середине 1915 г. Священники пытались вести обычный образ жизни и в военное время, продолжая   работать в гостинице и в фермерском хозяйстве. В 1915 г. они пережили ужасное нашествие саранчи, справится с которым им удалось благодаря помощи турецких солдат. Шоссе Назарет-Тверия-Дамаск, проложенное в 1915 г., также помогло жителям фермы пережить войну. И только в  конце войны они стали страдать от мародерства турецких солдат, отбиравших у них скот и продуктовые запасы.
Сразу же после окончания войны Теппер занялся налаживанием отношений, как с британскими военными чинами, так и с гражданской администрацией. Первые годы проходили под знаком трудностей в ведении сельского хозяйства и уменьшения доходов. Тот факт, что поступление денег из Германии практически прекратилось, вынуждал Теппера искать другие источники существования. Средства теперь вкладывались в благоустройство гостиницы, количество мест, в которой удвоилось и даже утроилось. Так в 1933 г. гостиница смогла одновременно принять 66 человек. Помимо этого Теппер заботился о саде и проложил прогулочную дорожку вдоль морского побережья. К концу 1925 г. была завершена совместная работа англичан и немцев по осушению болота, находившегося рядом с источником Эйн Тина к югу от теля. Работы включали проведение каналов и посадку эвкалиптовых деревьев. Таким образом,  исчезла угроза заболеваний малярией. В тридцатые годы на участке был проведен ряд археологических раскопок. Были обнаружены руины дворца Омеядов в Хан Миньи, а также очень красивый мозаичный пол в «Церкви умножения хлебов и рыб». Все это способствовало усилению интереса к данному месту и количество посетителей в Табхе возросло.
Гостиница в Табхе была довольно известной, и здесь останавливались представители самых разных групп населения и конфессий: христиане, евреи, мусульмане. Среди отдыхавших были члены военной и гражданской администрации; главы еврейского ишува, Гистадрута и других национальных учреждений, в первую очередь, те из них, кто был выходцем из центральной и западной Европы.
 
Эпилог
 
С началом Второй мировой войны англичане аннексировали гостиницу и превратили ее в место отдыха для правительственных чиновников. Здания и сад пострадали во время Войны за независимость и пустовали до 1952 г. В 1952 г. Министерство сельского хозяйства решило открыть в этом месте животноводческую школу с фермой, специализировавшейся на разведении мясных пород крупного рогатого скота, а также по развитию природных пастбищ. Ферма эта носила название «Карей деше» (в переводе с иврита травяные подушки). Она прекратила свое существование в 1956 г., и на участке были организованны курсы по устройству кормовых угодий при сельских хозяйствах.
Следующий долгий этап в истории Табхи начался с прибытием на место супругов Шломо и Иудит Илан, которые основали в «Карей деше» молодежную гостиницу им. Йорама Каца. Гостиница эта принимала постояльцев на протяжении 30 лет. Сейчас на территории проводятся обширные ремонтные работы. Немецкое католическое общество, в введенье которого вернули гостиницу, решило снести большинство старых построек, за исключением  самого первого дома и еще нескольких стен и построить на этом месте новую гостиницу, соответствующую стандартам третьего тысячелетия и предназначенную в первую очередь для паломников.


Рецензии