Реквием по единственной

Она была и остается лучшим моим другом и, думаю, единственным по-настоящему верным, который никогда меня не предавал и не предаст. В этом я абсолютно уверен.

А Я ЛЮБЛЮ ЕЕ, как никого другого, и она отвечает взаимностью. Это какая-то особенная любовь, неосознанная, на уровне инстинктов, наполненная удивительной нежностью, теплотой, порой раздражением, ссорами и упреками, но ближе ее у меня никого нет и не было. И не будет. Теперь я знаю.

ИНОГДА Я ОБИЖАЮ ЕЕ и потом, осознав это, чувствую себя крайне паршиво. Если ссоримся, она всегда первой идет на примирение, многое прощает, а когда однажды сказал, что решил уйти от нее, она ответила, что все понимает, и когда-нибудь это должно было случиться. Кстати, она знакома с той, к которой я ушел и, наверное, ревнует меня, но виду не подает. «Главное, чтобы ты был счастлив», – говорит она.

УЖЕ ЖИВЯ ПОРОЗНЬ, она продолжает заботиться обо мне – когда заболеваю, переживает, звонит, спрашивая, что привезти, и всегда дает советы, хотя вроде взрослый дядька. Когда на улице морозно, просит одеваться теплее, а если узнаёт, что собираюсь лететь на самолете, очень беспокоится и ждет моего возвращения. Поэтому, чтобы не волновать ее, я научился лгать и теперь всегда говорю, что еду поездом.

НЕСМОТРЯ НА то, что мы много лет живем отдельно, Новый год и дни рождения стараемся праздновать вместе, хотя не всегда получается. Каждый раз, готовясь к моему приезду, она спрашивает, какие вкуснятины приготовить. Никто так не умеет делать холодец с хреном и изумительно вкусную заливную рыбу, как она – с прозрачным желе, под которым видны кусочки рыбы, листики зелени, дольки моркови и лимона. А салат оливье! Он у нее самый вкусный.

НЕ ВСЕ СКЛАДЫВАЛОСЬ ПРОСТО в ее жизни, бывало очень сложно, но каждый раз, когда спрашиваю, как у нее дела, неизменно слышу в ответ «Лучше всех!».

Она никогда никому не завидовала, не жаловалась и всегда старается оградить меня от чужих проблем и не беспокоить своими. Взамен она не просит ничего. Единственное, чтобы я берег себя и был здоровым.

СЕРДЦЕ ЕЕ НАПОЛНЕНО СВЕТОМ, и она учит меня смотреть на жизнь с надеждой на лучшее. «Все непременно наладится», – утешает она, когда мне бывает нестерпимо плохо. Она умеет разделять и облегчать мою боль, забирая ее часть себе. Когда умер папа, никто так не переживал за меня, как она, и я помню ее слезы.

ЕЩЕ С НЕЙ, БЕЗУСЛОВНО, ИНТЕРЕСНО общаться. У нее на все свое мнение, и часто я с ним не соглашаюсь. В какой-то момент я, увлекшись политикой, стал обсуждать с ней самые разные вопросы, и оказалось, она в курсе всех событий в мире.

Мы говорим о политике США, о Меркель, о телеканале РБК, Гайдаре, о высказываниях Навального. И всегда у нее есть ответы. Кстати, из всех политиков больше всего она обожает Путина и искренне ненавидит Ельцина и Чубайса, говоря, что Бог все видит и каждому воздастся. И я согласен с ней.

В БОГА ОНА ВЕРИТ всем сердцем и ГОСПОДЬ ВИДИТ ЭТО.

В ее рассуждениях много разумного, правда, порой она очень категорична и упряма, становясь по-детски наивной и забавной, и, кажется, понимает это. В такие моменты она смотрит на меня с хитрой улыбкой, прищурив левый глаз, и я, чтобы не обижать, с ней не спорю. Сейчас, когда я смеюсь, мой левый глаз тоже прищурен.

ОНА ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ, веселая и, встречая меня, всегда улыбается. Она самый добрый, нежный и светлый для меня человек. А я для нее дорогой, любимый сыночек, плоть от плоти ее кровинушка.

Помню, однажды я позвонил ей – она смотрела церемонию закрытия Олимпийских игр в Сочи.
И плакала.
Я спросил, почему.
Она ответила, от гордости.
И добавила, что гимн выслушала стоя.
До конца.

Но я не удивился.
Я знаю маму.
И я тоже смотрел церемонию.
И понимаю, что мы с мамой очень похожи.

СКОРО 9 МАЯ, ее любимый и главный в жизни праздник. Она ветеран Великой Отечественной, коммунист и гордится этим. Я знаю, как счастлива она в этот день, когда, надев свое любимое платье, ждет поздравления от родных ей людей и Путина вместе с другими еще оставшимися в живых ветеранами.

А я не позвоню и не поздравлю ее.

МНЕ ПРОСТО НЕКУДА БОЛЬШЕ ЗВОНИТЬ...

Мама умерла четвертого января этого года в возрасте восьмидесяти девяти лет. Нет, не так – она ушла, ушла под утро, тихо, стараясь, как обычно, никого не тревожить. Ведь, говорят, мамы никогда не умирают, просто рядом быть перестают. И я очень надеюсь, что это так.

Вот только теперь, заходя в церковь, я почему-то всегда плачу.

Прости меня, мама...
 
2017 г.

* Моей маме, Анне Васильевне


Рецензии