45-3. Школа даосов об утратах и приобретениях

45-3.

ОБ УТРАТАХ И ПРИОБРЕТЕНИЯХ

Как-то мы заговорили с философами об идеальных формах и о правильности и неправильности нашего образа жизни после того, как Лецзы высказал своё мнение об идеальном царе. 

- Но неужели можно в стране добиться такого идеального правления? – не выдержав, спросил я. – Неужели можно претворить такую утопию в жизнь?

- Можно, - ответили мудрецы, - для этого правителю нужно лишь всего уподобиться природе, и стать по отношению к своему народу добрее и справедливее. Время его правления не бесконечно, и сам правитель не вечен, и для него является самым важным то, какая память останется он нём после его ухода, будут ли его проклинать и радоваться его смерти, или будут плакать. Так что прежде всего он должен иметь понимание того, что способствует сохранению вещи, и быть истинным правителем, а не временщиком. Он должен знать, что память о нём сохраняется навечно, и что один миг его правления равен в восприятии народа тысячелетию. Поэтому царь должен тонко ощущать все изменения, происходящие в мире, и мгновенно на них реагировать.

И Ян Чжу рассказал такую историю:

СОХРАНЕНЬЕ ВЕЩИ

Наставник чжоуского царя Юй Сюн (1) царю заметил,
На речь того, что в мире ничего не происходит:
- «Я только что златой лик солнца на рассвете встретил
Небесного светила, что вокруг земли обходит.

И нет начала и конца движенью и вращенью,
Кто ощутит тончайшие Вселенной измененья?
Ведь всё меняется от наполненья к растворенью.
В одном месте - утрата, то в другом – сил наполненье.

Утраты, изобилье, полнота и недостаток,
Всё время следуют чредой, как в жизни, так и в смерти,
В движенье незаметном кто почувствует порядок,
Поймёт весь смысл ухода и прихода в круговерти.

Эфир не сразу образуется у вещи каждой,
Он обрастает внешней формой тела постепенно,
Вещей утрату ощущаем голодом и жаждой,
Свою же форму тела не теряем мы мгновенно.

Так с каждым днём меняется наружность человека,
Не ощущает в теле он утрат и созреванья,
Но от рожденья и до окончанья его века
В движенье всё есть от наполненья до убыванья.

Так кожа, ногти, волосы растут и отпадают,
Всё: внешний вид, цвет, разум, поведенье – в измененье,
От детства до старенья остановки не бывает,
Но мы не ощущаем переходного мгновенья.

Поэтому не видит царь, что в мире происходит,
Но мы, одну утратив вещь, другую обретаем,
Миг этот перехода в ощущении уходит,
И только позже мы его немного понимаем».

Примечание

1. Юй Сюнь ( или Юйцзы) - имя переводится как Вскармливающий Медведя, по преданию, - наставник чжоуского царя Прекрасного (Вэньваня, XII в. до н. э.). Его устами передаётся догадка даосов о сохранении вещества и переходе количества в качество.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии