Жизнь длиною в век

Рассказывает  Ганженко  Капитолина  Яковлевна (1918 года рождения),
 г. Череповец.  Записала  Овчинникова  Г.Е.

Сейчас мне 98 лет. Мои родители, Яков Кирсанович и Татьяна Никитична Тарасовы, жили в селе Степанщино Воскресенского района Московской области. В семье было пятеро детей: Александр, Георгий, Василий, Ольга и Капа (это я). Отец был хозяйственным, детей держал строго: братья были приучены работать, никогда не пили и не курили. Все ходили в церковь, а отец даже избирался церковным казначеем.
В начале 1920-х годов было решено обучить двух старших сыновей ремеслу, выгодному для семьи – выделке шкур. В нашем селе не было скорняка, а скота в то время селяне держали много. Отец съездил в Коломну и договорился со скорняками об обучении Александра и Георгия. Около нашего дома он построил скорняжную мастерскую. Дело пошло - мастерская работала успешно, было много заказов. Но в 1928-1929 годах  ремесленников стали сильно прижимать налогами. А в 1929 году отца арестовали за его работу в церкви.  Увезли, как мы узнали позднее, в Воронежскую область, где он и отбывал свой срок.
 Вскоре после ареста постановлением сельсовета была закрыта мастерская. Братья остались без работы. Александр уехал в Коломну и устроился поваром. Он хорошо освоил это дело. Ему дали в ученицы женщину, которую он всему обучил. И тогда ее назначили поваром, а Александра – помощником повара. Очевидно, начальство решило, что нельзя доверять такое дело сыну «врага народа». Через три года Александр вернулся в село, женился. Молодые жили в родительском доме.
Братья Георгий и Василий сумели выучиться на электриков и устроились в Москве. Наша тетя Евдокия, сестра отца, жила в Баку. У нее рано умер сын, и она осталась с невесткой. Арест брата был и для тети Дуси большим горем. Через какое-то время она написала маме: «Пусть Капа приезжает ко мне, здесь будет учиться». Мама согласилась, и я поехала в Баку. Жилось мне там неплохо, я училась в школе, но очень скучала по дому и переживала за свою сестру Ольгу. Сестра была глухонемой, и занималась с ней, в основном, я.
Летом 1931 года я написала маме, что хочу домой. Мама ответила: «Если решила, приезжай. Нас выселяют». И мы с тетей Дусей поехали в деревню. На следующий день после нашего приезда к дому подали подводу. Приказ был такой - взять харчи на три дня и самые необходимые вещи, не более 50 кг.
Тетя Дуся уехала обратно в Баку, а нас: маму, Ольгу, меня и Александра с женой привезли в Воскресенск. Погрузили в товарный вагон. В вагоне – нары в три яруса, народу – битком, дышать нечем. У дверей – солдат с ружьем.  Выходить из вагона «по нужде» можно было только в сопровождении солдата. Я спросила:
- А можно с мамой выйти?
- Меньше болтай языком, выходи одна, - сказал солдат.  Наверное, боялся, что мы убежим.
Ехали три дня в сторону Урала.  В городе Кушва нас встретили и повезли к горе Благодать (там железные рудники), около которой строился спецпоселок. Разговор короткий:
-  Мужики, вот вам бревна, доски, будете строить бараки.
Брат Александр многое знал и умел. Его назначили старшим по строительным работам. Сначала, пока бараков было мало, в одной комнате жили семь человек: нас трое, Александр с женой и еще две женщины, тоже из Московской области.
Больше всего мне запомнилась болезнь мамы. Она простудилась в дороге и так сильно заболела, что слегла и ничего не ела. И вдруг  сказала:
- Мне бы головку селедки пососать - и выздоровею.
 Я  бросилась бежать в Кушву, а это километра три. В Кушве – рынок, ларьки с рыбой, бросилась к продавцу, плачу:
 - Тетенька, у меня мама болеет, лежит, просит головку селедки пососать! Другие женщины услышали мой плач, тоже подошли. Несколько селедок мне дали. Бегу обратно, вижу: женщины на поле собирают оставшуюся после уборки мелкую и резаную картошку. Я тоже набрала целый фартук. Когда вернулась домой, мама, конечно, поругала меня за то, что убежала без спроса. А потом она целых три дня ела селедку с картошкой и поправилась!
Питались мы плохо, получали хлеба по 200 г и иногда крупу. Никто из нас троих не мог работать на стройке, и начальник сказал:
- Хотите уехать – мы не удерживаем.
 Так что мы жили на Урале недолго, около года. А куда ехать? Дом-то в деревне отобрали. Поехали в Баку, к тете Дусе. Это был уже 1933 год. Ольга, которая была старше меня и умела хорошо шить, стала работать в Баку на швейной фабрике для инвалидов. Когда мне исполнилось 16 лет, я получила паспорт и тоже стала искать работу. Наша соседка, азербайджанка, очень хорошо относилась к нашей семье. Она работала при  Центральном комитете компартии. Туда и устроила меня на работу помощником библиотекаря. Работа мне   нравилась, но нужно было вступить в комсомол. Я стала готовиться,  но меня не приняли, так как отец был осужден,  да  и с работы вскоре  уволили.
В 1936 году к нам в Баку неожиданно приехали брат Александр и отец. Брат узнал, что отца в Воронежской области освободили досрочно, и решил взять его к себе на Урал. И прежде чем ехать туда, они хотели повидаться с семьей. Конечно, мы были рады встрече, но она оказалась последней - отец приехал больным.  Через несколько дней по дороге на Урал он умер. Александр привез его тело в Воскресенск и там похоронил.
Замуж я вышла в 1937 году за Афанасия Ганженко - шофера, коммуниста. У нас родилось четверо детей: Владимир, Людмила, Нелли, Валерий. Все дети получили в Баку хорошее образование. Я прожила в Азербайджане почти 60 лет. В годы войны работала грузчиком в бакинском порту. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Имею удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Потом работала секретарем лечебно-профилактического факультета Азербайджанского госмединститута,  завхозом на молочной кухне, машинистом по стирке в прачечной. Сестра Ольга всю жизнь жила в моей семье: помогала по хозяйству, нянчила детей.
В начале 90-х годов в связи со сложной политической обстановкой - конфликт в Нагорном Карабахе, распад Советского Союза - у детей начались трудности, связанные с языком и работой. Все дети, кроме Владимира, один за другим переехали жить в Череповец. В 1993 году я тоже приехала сюда. Сейчас живу с сыном Валерием. Он приехал в Череповец в 1994 году и работал до выхода на пенсию в ООО «Северсталь-Проект» зам. начальника металлургического отдела. Людмила работала фармацевтом, Нелли – воспитателем в детском саду. У меня шесть внуков.
Прожита нелегкая, полная страданий и лишений, почти вековая жизнь.

На фото: Яков Кирсанович и Татьяна Никитична Тарасовы.


Рецензии