Что есть - истина?
Для начала нужно определиться с предметом разговора. Итак, читаем в словаре русского языка - истина: «То, что существует в действительности, правда». А, правда, это: «То, что соответствует действительности, истина». Если истина – то, что существует в действительности, а правда – то, что соответствует действительности, тогда нужно признать, что правда – составная часть истины. Например, если мы говорим, что одно яблоко упало с дерева на землю – это правда. А то, что все предметы притягиваются к земле – это истина.
Истина – понятие многогранное. Есть научная истина. Ее существование определяется опытами. И правда состоит в том, что результаты их всегда одни и те же.
Есть религиозная истина. Правда ее заключается в том, что она не терпит никаких опытов, сомнений или недоумений. Это вера – и все! И она настолько не отягощает людей разумом, что большинство верующих часто, в сложных жизненных ситуациях, обращаются за советами к гадалкам, экстрасенсам, ясновидцам и астрологам, слова которых воспринимают за истину, наряду с изречениями Святого Писания. Делают аборты, и, ругаясь, вспоминают черта.
Есть истины всех, отдельно взятых, людей для ежедневного пользования. Они нужны каждому, появившемуся на свет, человеку для того, чтоб вписаться в, окружающую его, среду (общество и природа). И правда таких истин, кроется в поступках человека. А вписываются все земляне в, окружающую их, среду как с помощью знаний и добродетельных деяний, так и с помощью лжи, обмана, предательств и убийств. Поэтому истина в жулика одна, а в добровольца, ушедшего на фронт защищать родину, – совершенно иная. И таких истин великое множество и их не сосчитать. Но все они подчиняются единому требованию: с помощью их можно стать членом общества.
Люди, вписываясь в общество, творят его, а общество руководит поступками людей, вбирая их в себя. Так, например, в девяностые годы двадцатого века украинское, еще не окрепшее, общество способствовало бандитизму, и бандиты заполонили страну. Позже страна поборола (до некоторой степени) криминалитет, но дала широкую дорогу олигархам, и за ними дело не стало.
Люди поют, рисуют, ваяют, занимаются зодчеством, и, вписываясь в общество, творят его культуру и искусству. Но общество диктует людям: как и где они должны петь, рисовать, ваять и заниматься зодчеством. Для этого оно создает как официальную цензуру, так и цензуру (не менее жесткую), творимую общественным мнением.
В Советском Союзе имели право на жизнь только те творения искусства, которые признавала официальная идеология, как достойные внимания широких слоев населения. Но эти творения искусства не понравились официальной идеологии самостоятельной Украины, и многие из них были безжалостно уничтожены, как недостойные внимания широких слоев населения. При этом ни в первом, ни во втором случае мнением широких слоев населения никто не интересовался. Запретов для творчества людей общество творит великое множество и самых неожиданных. Так, например, в Украине все радиостанции страны обязаны транслировать тридцать процентов только украинских песен. А разные там татары, евреи и представители других национальностей должны их слушать.
Симбиоз общества и, отдельно взятого, гражданина настолько сложное явление, что требует своего отдельного изучения. Общество руководит каждым шагом и каждым вздохом своих подданных. Даже волосинки с их головы не упадут без его на то позволения. Нам только кажется, что мы стрижемся по собственному желанию и так, как нам вздумается. А на самом деле нами тогда руководит требование среды, в которой мы обитаем. Эти требования формируют наши поступки во всех случаях жизни. Общество же в свою очередь не может игнорировать проблемы каждого из нас.
Если где-то в какой-то, удаленной от больших, городов деревушке человек умирает от алкоголизма, то не нужно обманывать себя, и делать умозаключение, что это частный случай, не характеризующий страну в целом. Ничего подобного. Это колокольный звон о том, что не все благополучно в государстве. Каждый человек – живая клетка единого целого. Возможно, кто-то будет смеяться, но за смерть каждого алкоголика или бомжа должны отвечать и Президент, и Парламент, и Правительство, и местные власти.
Примером тому, что в обществе все взаимосвязано может служить очень интересный показатель: соотношение (уравновешенных) цен на водку и хлеб. Можно, конечно, сопоставлять стоимости и других товаров. Но водка и хлеб интересны тем, что один пищевой продукт является насущной необходимостью для всех без исключения слоев населения, и производство его практически не обкладывается налогами. А второй вид пищи не обязателен для всеобщего потребления, и, тем не менее, налоги на него – дают огромные поступления в казну.
Так вот, почерпнув сведения с первого тома научной работы Яворницкого «История запорожских казаков», мы знаем, что цены на хлеб и на водку, на территории Запорожья, в средине восемнадцатого века, были в соотношении - один к пятнадцати (мука пшеничная, 1 куфа – 4 рубля; горилка добрая,1 куфа – 60 рублей). В Советском Союзе эта пропорция составляла - один к двадцати пяти, что свидетельствовало о более высоком уровне жизни людей тогда по сравнению с, указанным выше, периодом. (Чем богаче страна, тем большая разница в таком соотношении). В начале двадцать первого века в Украине цены на хлеб и водку получили соотношение – один к десяти. А это значит, что благосостояние людей свободной Украины стало хуже благосостояния не только советских людей, но и их далеких предков, живших в восемнадцатом веке. Конечно, указанные выводы нуждается в поправке на технический прогресс, но это мало радует большую часть украинцев, существующих ниже черты бедности.
Внешняя среда, куда должен вписываться, со дня своего рождения, каждый человек, имеет свою истину. Но, правда, состоит в том, что такой, логически цельной и однозначной истины нет. А точнее сказать, истина человеческого общества каждый день другая. Рассмотрим, для примера, историю Руси. В древности истиной тогда считалось: преданность своему племени, поклонение многим языческим идолам, покорность вождям, исполнение древних обычаев. Потом истиной стала - преданность единому государству, поклонение единому Богу, покорность, единому, князю, завоевание чужих территорий. Потом истиной стала преданность одному из большого множества князей. Потом стало истиной – проявлять покорность завоевателям (монголам). Потом…короче, многих таких «потом». Приведу лишь пример последнего времени - в Советском Союзе истиной было: интернационализм, на благо общества, всеобщее равенство, признание гомосексуализма как противоестественного полового влечения к особям своего пола, атеизм. В странах, образовавшихся на руинах социалистической империи истина другая: национализм, частная собственность священна и неприкосновенна, свобода предпринимательской деятельности, которая приводит к социальному неравенству, признание на законодательном уровне однополых браков, вера в Бога. Единственное, что было общим и в советской империи, и на ее обломка – это, неукоснительно соблюдаемый, патриотизм, патриотизм и еще раз – патриотизм.
Естественно, и интернационализм и национализм от смерти людей не спасают. Но жизнь им готовят разную. А чтоб люди поверили в справедливость конкретной истины (которая неизвестно – какой будет завтра?), общество использует веками наработанные приемы. В древности это были грезы шаманов, слова обожествленных вождей, патриотизм, обычаи, различные предрассудки и многое другое.
Со временем на стражу истины (к дополнению к прежним видоизмененным приемам) встали философия, политэкономия, юриспруденция, тюрьмы и общественное мнение, крайним проявлением которого можно считать погромы и самосуды. Общественное мнение формируется в людей со дня их рождения. В древности большим влиянием на воспитание детей служил авторитет родителей. В Советском Союзе подрастающее поколение попадало под контроль детских организаций, где вдалбливались в головы юных созданий социалистические истины. В капиталистических странах тоже не обходится без детского воспитания, в нужном обществу русле. Большую службу внедрения в умы людей понятий, нужной в данный момент, истинны (как основы среды, в которой они обитают), играют средства массовой информации.
Благодаря всем перечисленным (и многим не перечисленным), методам влияния на людей, основная масса их проникается истиной, что, окружающий их, мир единственно правильный. А те из «умников», которые не желают понять и усвоить того, о чем им ежедневно твердят, - подвергаются гонению, что заставляет их свои «еретические» мысли держать при себе, и не высказывать их вслух.
Сознание того, что в мире, в котором обитает человек, покоится на истине, ради которой можно жертвовать как своей, так и чужими жизнями часто овладевает большими массами индивидуумов, и служит им руководством к действию. Инквизиция в средние века, а коммунисты, воинственно настроенные националисты и религиозные фанатики, в наше время, много человеческих душ погубили с «идейных» соображений.
Кто творит истину? Частично, никто. Она сама рождается в умах людей, как результат их практической деятельности и передается с поколения в поколение от родителей к детям. Происходит это потому, что без, наработанных годами, правил общения человечество не может существовать. Частично, ее творят власть имущие люди, иногда сами не верующие в то, что неистово проповедуют. И делают они это только потому, что беспокоятся о своем благополучии. Частично в нее заставляют верить рядом живущие соседи, с другим образом жизни, ведь свой способ существования всегда более понятен. Частично ее творит общество для самосохранения, когда появляется опасность вражеского нападения.
Теперь возникает вопрос: нужно ли верить людям в истину, проповедуемой той средой, в которой он живет? Мне кажется, представители криминального мира мало озабочены подобным вопросом. Они только пытаются чаще ходить в церковь, чтоб замаливать прошлые и будущие грехи. Меньше всего нужна истина политикам-карьеристам. Приведу такой пример: главный идеолог социалистической Украины, стал первым Президентом капиталистической Украины, после распада Советского Союза.
А если человек уже поверил в официальную истину, то она помогает ему спокойнее жить, как и вера в Бога, которая делает радостной не только жизнь адепта, но и его смерть. И нужно очень хорошо подумать, перед тем как в головы таких людей сеять разного рода сомнения. А личность, решившая посвятить всего себя благу родины, или просто человек, дающий себе труд (или привилегию) мыслить здраво, по-моему, должны критически относиться вообще ко всем истинам. И к научным – тоже, потому что часто люди ставят неправильные опыты, и поэтому получают «истины», ведущие к заблуждению.
Свидетельство о публикации №217050300678