Ангел-хранитель... Моя бабушка...

                Ангел хранитель... моя бабушка.   


   Детство казалось таким золотым и счастливым, будто в те годы всегда светило солнце.
   Образ Ангела-хранителя был собирательным. Мои молодые весёлые родители, старшие брат и сестра, бабушка, все родные и близкие, казалось, оберегают меня от бед, учат всему, что мне нужно узнать на пути к своему взрослению.
   Бабушка рядом постоянно. От неё я узнаю много важного, её рассказы и советы я вспоминаю и сейчас.
   Бабушка. Я часто жила у неё. Девятиметровая комната в коммуналке без удобств двухэтажного деревянного дома. В той узкой комнате всегда было удивительно спокойно на душе. Это был целый мир: два окна - узкое справа от двери. Там на подоконнике стояла поллитровая банка с разноцветными карандашами, майонезные баночки с картонными кружками, в которых мы выращивали острые, ярко-зелёные перья зелёного лука. В это окно входило солнце по утрам, к вечеру солнце продвигалось к окну в дальней части комнаты. Лучи заходящего солнца падали наискосок, загораясь золотым огнём на иконе Спасителя. Вместе с бабушкой мы молились у этой иконы, а под ней в углу рос фикус.
   Через два дома, в конце нашей улицы, был деревянный мост через речку Волковку на старое кладбище. Идя по узкой тропинке между могилами и деревьями, мы попадали на небольшую площадку земли около храма Святого Иова. Этот храм из 19-го века, деревянный, всегда аккуратно выкрашенный в синий цвет.
   День моего тезки-ангела был удивительно торжественным. До блеска намывалось всё дома. Пахло пирогами. Бабушка мыла меня в жестяном корыте. Утром я находила под подушкой подарок - тетрадь для рисования, или краски, или маленькую игрушку.
   Почему-то именно в День ангела я просыпалась с кудряшками на волосах. На дверце шкафа висело в тот летний день пошитое бабушкой новое платье для именинницы. Больше других вспоминается платье-колокольчик с воланом на подоле и фонариками на рукавах из куска красного штапеля в белый горошек. Мы шли на утреннюю службу. Я - в новом платье, с белым бантом в волосах, с августовским букетом разноцветных астр в руках.
   "Какая нарядная девочка!" - говорили люди около храма. Разве могло быть иначе? Ведь мы шли благодарить за помощь и заботу моего Ангела-хранителя.
   Когда я пошла в школу, бабушка каждое утро молилась короткой молитвой, но с таким чувством, что у неё текли слёзы:
   "К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна восстав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и спаси, Блаже, души наша".
   Могла я после такой молитвы не получать пятёрки?;
   Потом бабушка провожала меня так же на работу и учёбу в вечернем институте. Я оглядывалась на окно. В нём был виден силуэт бабушки, она смотрела мне вслед, пока я шла по короткой улице с забавным старинным названием Задворная. Потом она благословила меня и моего будущего мужа иконой нашего "золотого" Спасителя.   
   Всё в жизни мне давалось удивительно легко. Это бабушка благословляла, а Бог всегда слышал её горячую мольбу за внучку.
   Бабушка была очень мужественным человеком и большой труженицей. Пережила три войны, мужа, двух своих детей, до глубокой старости работала учителем. Наверное, за неутомимость, кристальную чистоту души, любовь ко всем людям, Господь наградил её длинной жизнью: она прожила почти 98 лет на ногах, в полной памяти, ей всё было интересно.
   Не стало бабушки, и как-то сам собой ушёл из жизни светлый праздник моих именин. Сейчас я попыталась представить своего Ангела-хранителя. Будто прищурив глаза на солнце, вижу его в косых заходящих лучах солнца таким, каким его рисуют на картинах - в просторной белой одежде, с золотыми вьющимися волосами.
   А потом вижу бабушку таким же внутренним зрением: её всегда спокойное лицо, очки в роговой оправе, до глубокой старости чёрные волосы с заколотой на затылке косой. До сих пор чувствую прикосновения её прохладной щеки, нежной руки. Бабуля никогда не хвалила меня, не целовала, не любила праздности. Но и без слов её любовь была огромной.
   Ангел-Хранитель... Моя бабушка...
Апрель 2017.


Рецензии
У меня не было дедушек и бабушек. У других даже по двое, папины и мамины. У меня и папы то с 9 лет не было. Как же я завидовал чужим бабушкам и дедушкам. Чужим Ангелам-Хранителям. Наверное именно поэтому мне так хочется оберегать своих внуков и внучек. И поэтому слово "дедуля" для меня просто музыка.

Зато для меня Ангелом-Хранителем была мама. Даже когда я стал взрослым.

А сейчас читал про Вашу бабулю и так тепло на душе стало.

Евгений Боуден   23.01.2019 21:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений. С теплом,

Серафима Лежнева Голицына   24.01.2019 00:30   Заявить о нарушении
Решила добавить. У меня и моих сверстников не было дедушек. Ни у кого. Наши молодые дедушки погибли на войне, или умерли от голода в блокаде Ленинграда, или пропали навсегда по статье "10 лет без права переписки". Папа у меня был, и хороший папа. Но мои родители развелись, когда мне тоже было 9. Наверное, отсутствие мужчины в семье отразилось на моей судьбе и судьбе моего брата. Так мне кажется сейчас.

Серафима Лежнева Голицына   24.01.2019 00:53   Заявить о нарушении
Мои дедушка и бабушка по папе, и их большая семья (кроме папы и его сестры тёти Гени)были расстреляны в Глубокском гетто фашистами. Бабушка и дедушка по маме умерли от голода в эвакуации.
Папа прошел всю войну связистом. Вернулся в августе 1945. А через четыре года, с огромным отрывом от старших брата и сестры родился я. Папа долго болел и умер, когда мне ещё не исполнилось девяти. Моим (в полном смысле) ангелом-хранителем была мама. Брат и сестра жили своей жизнью,а мама всю жизнь прожила со мной. Умерла в 87 лет.
В семье мамы было 5 сестёр и брат. Из сестёр она была старшая. Но прожила дольше всех.
Две мамины сестры жили в Харькове в шестиквартирной коммуналке. В двухкомнатной квартире с мамиными сёстрами жила бабушка Роня, тётя Маруся, дядя Давид и брат Ильюша. Как потом оказалось, бабушку Роня не была моей бабушкой. А брат Ильюшка - не был мне братом. Как и тётя Маруся и дядя Давид. Просто в соседнюю комнату подселили совсем чужую семью. Узнал я это на похоронах папы. Мы с мамой привозили его лечить в какой-то медицинский НИИ в Харьков.

Евгений Боуден   24.01.2019 13:27   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши рассказы о семье, о себе. Это дорогого стоит. И тут я бы добавила от себя про Бабий Яр, в котором канула большая часть родственников по линии моего отца.

Когда я писала данную рецензию, я думала о том, что дети из неполных, или неблагополучных семей (я не про пьющие семьи граждан алкоголиков и тунеядцев) не имеют примера дружной семейной жизни своих родителей, и поэтому, возможно, им труднее строить свою семейную жизнь, не зная примера поведения мужчины и женщины в семье. Я написала об этом в рецензии к "Родные враги". Получается, что нет правил без исключений. Виноваты ли мы, родители, в том, что наши дети порой вырастают в чём-то инфантильными? Что привыкают к тому, что рядом всегда есть надёжное плечо родителя, или родителей, которые всегда помогут во всём? Во всём мы помочь им не можем, конечно. Рано, или поздно (чем раньше, тем лучше) выросший ребёнок наш должен понять, что ответственность за всё, что происходит в его жизни - это его ответственность. Об этом есть в Вашей жизненной повести. Так Вы говорите Ветке. А я сейчас думаю о своих детях. К сожаленю, как ни старалась, любя, не баловать и готовить к самостоятельной жизни... опыт каждый приобретает сам.

Такие вот у меня раздумья сейчас.

С уважением,

Серафима Лежнева Голицына   24.01.2019 21:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.