Благодатный огонь. Хочу верить!

Солнце лениво отрывалось от зенита, отпуская в рост тени громадных колон храма Юпитера. И только южная подпорная стена знаменитой террасы будет   омываться потоком изнуряющего тепла до самого вечера. Рядом с одним из трех непостижимых триллитонов стояли двое мужчин средних лет, совсем непохожие на обычных туристов. Один из них, который казался чуть моложе, опустил взгляд себе под ноги и как будто высматривал в мелком щебне обочины что-то очень важное. Второй мужчина, казавшимся немного постарше, смотрел прямо перед собой на гигантскую тысячелетнюю кладку и одновременно постукивал по ней небольшой палочкой.
-    Прошло почти пятнадцать лет с тех пор, как я приступил к изучению религиозных чудес, думая, что это, пожалуй, единственная область, где я мог бы найти аргументы в пользу ошибочности атеистического мировоззрения, встретиться с явлениями, которые бы не смог объяснить с точки зрения науки. Но увы! Желая не естественного для себя, я раз за разом возвращался к естеству материализма. – похоже сам для себя произнес мужчина, не отрывая взор от придорожной россыпи камней.
В это время собеседник опустил палку и повернулся к говорящему: 
-    Но я не вижу во всем этом и малейшей доли разочарования. – сказал он и положил руку на плечо товарища. - Разве это не означает, что ты, как и все несешь в себе врожденное желание чудес в нашей меркантильной жизни? -
Но горе-исследователь похоже совсем не вслушивался в предназначенную ему речь и тут же продолжил:
-    Последней моей каплей разочарования стало так называемое чудо Благодатного огня. Да тут и не надо проводить никаких научных экспериментов. Достаточно, было увидеть нелогичность самого обряда и понять, что огонь приносит либо священник в закрытой лампаде, либо огонь уже спрятан в тайной нише за иконой возле гроба Господнего. Либо то и другое вместе – для перестраховки. Зачем лепить печать на двери после довольно-таки беглого осмотра, а потом запускать непроверенного «казачка» с лампадой? Да и держит он ее за самый низ, а ведь удобнее бы было держать ее ближе к крышке. Но если там горит огонек, то верхняя часть должна нагреться - вот он и держит ее за донную часть. Как все банально и скучно!
- Но ты забыл историю, мой друг – оживленно сказал более активный участник беседы и несильно потряс друга за плечо. – Помнишь? С самого начала храма, в Кувуклия у гроба Господнего все время горела лампада и во время службы Великой субботы от нее и разносили благой огонь. Именно, из-за места где он горел, он и был поэтому свят и благостен. А потом действительно начались чудеса. Известно, что с 9 по 13 век огонь возгорался в закрытом, пустом Кувуклия, и о его появлении судили, заглядывая через отверстия во вратах. Об этом свидетельствует монах Бернард (865 г.) и многие заслуживающие доверия знаменитые путешественники и церковные сановники.
-    А ты забыл? Как только священники стали входить внутрь Кувуклия, практически сразу выяснилось, что огонь они возжигают от лампады, спрятанной в нише, запись об этом оставил исламский исследователь Ибн-ал-Джаузи (1256 г.) – говорящий поднял голову и повернулся к оппоненту. -  Я даже могу его процитировать - «… в то время я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в праздник света. Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает за иконой нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от спрятанной там лампады и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос"». Как тебе такое?   
Собеседник убрал руку с плеча и посмотрел на небо, как будто просил у Бога сил.
-    Я тоже могу процитировать из дневников епископа Гавриила: «когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в Кувуклия Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели на плите Гроба Господнего синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи». – Это отнюдь не выдумки! И я могу привести кучу таких примеров. –
Его друг уже с интересом слушал доводы в защиту чуда и уже было набрал побольше воздуха в легкие, чтоб парировать и напасть… Но в этот момент в их пространство неожиданно проник третий. Это была миловидная женщина лет тридцати пяти с очень короткой стрижкой, не высокая, в белом сарафане и накинутой поверх его легкой курточке.
-    Прошу прощения господа – извиняясь, уверенно сказала она – Я ни коим образом не помешаю вашей беседе. Считайте меня просто тенью. Я постою у этого камня и через пять минут исчезну. Просто времени в обрез. А без этого я не могу. –
 И она подошла вплотную к шероховатой стене из каменных глыб и раскинув крестом руки, прижалась всем телом к поверхности.
Друзья ошеломленно застыли. Сначала смотрели на женщину, потом на друг друга, одновременно пожали плечами. Паузу первым нарушил защитник божественных чудес.
-   Я догадываюсь, что у тебя еще есть аргументы, противоречащие божественному характеру Благостного огня и ты готов снова и снова защищать свою атеистическую позицию. Но благостный огонь – не единственное чудо. Еще есть и чудесные всполохи, и мироточение, и схождение облака с божьими ликами, отображение образов на предметах и многое другое. – Вопросительно заглядывая в глаза проговорил старший товарищ.
-   А я тебе не единожды писал и сейчас повторю, что все аргументы, которые я приводил и привожу, доведены до своего логического конца по всем канонам современной науки. В итоге, этих пятнадцати лет я пришёл к окончательному выводу, что знакомые нам чудеса есть плод невежества, самообмана или даже лжи и за ними не стоит ничего сверхъестественного.
-   Но ты почему-то разочарован, а не победоносно рад? Я могу допустить мысль, что в настоящее время многие чудеса могли по неизвестным причинам прекратить проявлять свою сверхъестественную природу. И как в таких случаях быть? Орать во все услышанье, что «Бог отвернулся от нас!», что никакого проку в заповедях нет?! Живите как хотите?! – это Хаос!
-   Да как ты не поймешь? Я вижу только коммерческий подход. Даже при твоем условии, что чудеса перестали существовать, был, есть и будет только один интерес - это доходы с паломников, посещающих святые места. Доходы настолько огромны, что про заповеди все забывают…
-   Простите меня, но Вы не правы! – Женщина отошла от стены и посмотрела в глаза спорщиков. – Я не имею никакого этического права прерывать Ваш разговор. Но может быть, то, что я выскажу, позволит снизить накал научной перебранки. Так как мужчины без видимого недовольства смотрели на нею вопросительными взглядами, она тут же продолжила.
-   Я нейрохирург. И чудеса наблюдаю каждый день. Но самое главное в моей работе – это надежные руки. Усилий хватает только на год – полтора. Потом страх! И вот я узнала о чудесных свойствах этих камней, уложенных, как говорят, самими Богами. И я каждый год прилетаю сюда, чтобы напитаться силой…-
Вдруг выражение ее глаз сменилось большой тревогой. Она смотрела чуть выше голов собеседников и застыв как манекен, почти шепотом вымолвила:
-   Не двигайтесь и не дышите. Опять это! – Мужчины не сговариваясь, гладя только на ее глаза, замерли и напряглись. В метре над их головами с низким вибрирующим звуком плавно по наклонной в низ, в направлении к женщине плыл теннисный мячик яркого оранжевого цвета. Он испускал небольшие белые искорки и чуть вилял из стороны в сторону. Подплыв на расстояние вытянутой руки к лицу женщины, шарик на мгновение замер, а потом резко взвил вверх и юркнул в одно из многочисленных отверстий в каменном блоке. Никто не двигался первую минуту, но затем женщина как ни в чем ни бывало, спокойно подошла ко все еще остолбеневшим мужчинам и сказала:
-   Все нормально. Это уже не первый раз. А что касается Вашего спора – поймите! Есть миллионы людей, которые не желают ставить вопросы о научных или религиозных трактовках многих вещей в нашей жизни. Я, как и они просто хочу верить! Будьте здоровы!
Она тихо удалялась. Ей в след благодарно смотрел святой отец. А ученый не меняя позы, застывшим взглядом так и смотрел на отверстие, в которое нырнула шаровая молния.
Куланий, апрель 2017 г.


Рецензии