На кончиках пальцев

«Тринадцатый этаж. Пустая комната. Окно. А за окном карниз. Встать на карниз и вниз…. То не выход для меня». Это  коротенькое стихотворение  пришло на ум  Сергею Гриню   десять лет назад.   Находясь в комнате чужой московской квартиры,  временного приюта, он принял самое важное решение в своей жизни. Измученный постоянной болью, слепой человек. Как казалось тогда, без будущего. Сегодня   36-летний Сергей живет в Сочи.   Несмотря на слепоту  он пишет картины, которые с успехом выставляет в разных музеях края.

Под черным солнцем

Графические символы, изображенные в основном красным и черным маркером. Это и есть работы Сергея Гриня. Художник принципиально не дает им названия.  « А на ваш взгляд, что здесь изображено?» спрашивает он посетителей сочинского художественного музея, где  трудится экскурсоводом и где размещена его экспозиция. Сам он по большей части может только  догадываться, совпадает ли задуманное в голове с реальностью. Левый глаз  мужчины не видит, правый различает лишь силуэты.   Именно поэтому маркеры, такие цвета. Сергей рассказал, что ослеп волей случая -  выпил жаропонижающую таблетку

-  Это случилось в Хабаровске,   в декабре 2005 года. Вечером первого  числа принял лекарство, а утром проснулся с сыпью на плечах. Врач скорой поставил коревую краснуху, выписал препараты. А пятого  декабря меня экстренно госпитализировали.  Находясь в приемном покое, я вдруг покрылся водянистыми волдырями, словно получил сильнейшие ожоги.  Был будто бомба, до взрыва которой осталось пять минут

      Оказалось, у Сергея «синдром Лайелла», или «токсический эпидермальный некролиз». Малоизученное заболевание, представляющее собой реакцию на лекарства, еще называют синдромом вареного мяса. Кожа человека принимает идентичный вид. Что пережил тогда, Сергей описал в повести «Жизнь в раю под черным солнцем» (ее можно найти в интернете). Здесь  есть  воспоминания о ежедневной боли и как следствие галлюцинациях, которые  погружали измученного пациента то в огромную пустыню, то принимали вид полускорпиона -  полустрекозы, терзающих  тело. Сергей даже описал пограничное состояние, которое сам иначе как клинической смертью не называет.

-   Я увидел, что стою в реанимационной палате и смотрю на себя со стороны. Даже на расстоянии чувствовался исходящий от тела холод. Возникло желание закричать, что есть силы. Но потом я вдруг  устремился к  груди, проник сквозь нее руками, схватил сердце и стал согревать ладонями. Толчок. Еще толчок. Резкая боль, свет в глаза и голос  доктора: «Выкарабкался!»

 В общей сложности Сергей провел в больничных стенах  Хабаровска и Москвы полтора года. За это время при росте 175  сантиметров он успел похудеть до 38 килограммов и  поправиться до 117!
 
Надо жить

   Когда жизнь человека круто меняется,  уверил Сергей, труднее всего приходится в первый год.    Не счесть, сколько раз он хотел опустить руки. Однако  всегда что-то подсказывало «надо жить». Это жена Наталья и  сын  Максим, тогда трехлетний мальчишка. Это люди, которые встречались в больницах. Сергей рассказал о пациенте Саламбеке, чеченце по национальности. У  33-летнего мужчины не было обеих рук до локтя.  Несмотря  на увечье, Саламбек считался самым веселым  «жильцом»  палаты и больничного отделения. Когда медсестры пытались ему помочь, мужчина неизменно отвечал: «Я не могу делать только две вещи: завязать шнурки на ботинках и застегнуть пуговицы на рубашке. Остальное -  сам!» Или вот Павел -  московский журналист, страстно увлекающийся футболом.  Девятого мая он вынес в холл  телевизор из своей   отдельной палаты, чтобы все могли посмотреть Парад победы. А когда заиграл гимн России, единственный встал.
 
-Это был порыв души, а не показуха, -  вспоминает Сергей. -  Кстати, именно  в его квартире я принял решение учиться жить в новых обстоятельствах.

Первым делом  Сергей привел себя в форму. Лишние килограммы он скинул за счет физических нагрузок. Натянул веревку вдоль забора у дома, надел на нее  небольшую металлическую трубу и, держась,  сначала ходил,  а потом побежал. Сегодня  мужчина  участвует в забегах на 10 и 17 километров. Нашел он и работу: был оператором бумагорезательной машины, массажистом, даже капусту квасил.

 - Я, инженер по специальности, понял, что для многих работ глаза не нужны и что все преграды  -  внутри человека -  смеется Сергей.
А еще он вспомнил, что любит рисовать. Страсть к графическим символам возникла, когда еще был школьником.  Только  в  новой жизни  все было по-другому. Осмысленнее, что ли. Рисовать  Сергею непросто. У  мужчины   синдром сухого глаза (нет своей слезы). Чтобы хоть чуть-чуть представлять, как выглядит картина,  окружающий мир, он использует «подгляд». Для этого вынужден каждый день капать в глаза по 1000 капель специального лекарства. Его покупает за свои деньги, тратит ежемесячно до шести тысяч рублей. Кстати, мужчина слепцом себя не считает( вообще не любит выпячивать инвалидность) -  за возможность «подсматривать» называет «полукровкой».
 
Сочи и первая выставка

  В  Сочи семья Гринь переехала в 2011 году. Зимой в Хабаровске  Сергею в силу недуга было нелегко. На улице морозы  под минус 30, а у него постоянно мокрые веки. Из-за этого приходилось сидеть дома или ходить в лыжной маске. На улице он то и дело слышал смешки в спину «Где лыжи забыл?». К тому же Сергей рассчитывал реализовать себя во время олимпиады, и ему это удалось. Он стал экспертом по доступной среде, тифлокомментатором, экскурсоводом мультимедийного зала  сочинского художественного музея

 -   Я проводил экскурсии   и для простых рабочих, и для Владимира Путина, -  рассказывает Сергей. -  Первая  выставка моих работ состоялась в декабре 2014-го волей случая. Подарил туристке из Австрии свою картину, а  работники музея подумали, что это экспонат. Директор Петр Хрисанов вызвал к себе,   внимательно выслушал и сказал «Рисуй». Я создал 22 работы. Среди них есть и объемные. Человек может ощутить искусство на кончиках пальцев. Идея возникла случайно. Мой   приятель, также потерявший зрение после болезни, пожалел, что не видит работ.  Вот для него я и сделал картину.

 «Человек-открытие»

 В конце  прошлого года  Сергей Гринь привез свои работы  в Краснодар. В музее им. Фелицына  от выставки остались в восторге, а художника назвали «открытием». Не только как мастера, но и как «позитивнейшего человека», общение с которым заставило по-другому взглянуть на жизнь. Сам  Сергей от лестных отзывов отмахивается. Он предпочитает говорить  не о прошлом -  о будущем. А планов у него не счесть. Еще одна выставка в Краснодаре, еще одна книга -  «Живу потому, что вижу».

 -  Она будет позитивная, автобиографическая.  Хочу сказать  в ней «спасибо» многим людям. Сегодня мы так редко говорим друг другу слова благодарности, -  заключил  Сергей Гринь

 Ольга Хрисанова, заведующая выставочным отделом Сочинского художественного музея, член Союза художников России
 - Мы имеем дело с новым направлением в искусстве. Здесь нет устоявшихся веками правил. Каждый шаг -  открытие, каждая работа -  словно карта неизведанных земель. Они открываются перед нами, оставаясь закрытыми, дают пищу для размышлений, подстегивают фантазию. Формы, которые использует Сергей Гринь, близки к символизму.

Источник : " Московский комсомолец на Кубани"(номер 4, январь 2016)
 


Рецензии