Государство, власть и нравственность

«Как создать социальную систему, которая поощряла бы каждого на бескорыстный труд, но при этом не отказывала бы в сострадании слабым и искореняла безумцев и тиранов?
Алчность и властолюбие всегда будут искать способ обойти закон или вывернуть его наизнанку — для собственной пользы.
Говорят, что «власть разлагает», однако правильнее было бы сказать «власть влечет продажных». Нормального человека обычно привлекает не власть, а другие ценности. Даже обретая власть, такой человек относится к ней как к служению, а у служения имеются свои пределы. Тиран, напротив, стремится к господству, не может им насытиться и неукротимо рвется приумножать его.
У них существует для этого извечный набор методов: манипулирование простым человеком, ложь, уничтожение в человеке веры в себя. (Брин Дэвид – Почтальон)

Наверное не только в современном мире, но и во все времена возникал вопрос- должно ли государство заниматься нравственностью, нравственным воспитанием своих членов общества, жителей, граждан страны, объединенных географически и политически в одно сообщество и избравших (принявших) общие органы власти управления этим сообществом - государством.
Согласно Википедии - «Государство — организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.»
Есть еще одна трактовка термина государства, позволяющая уточнить содержание полномочий и обязанностей государства:
«Государство – это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан.»
В обеих формулировках присутствует термин «право», примененный в чем- то совпадающих ситуациях – правовой порядок и права граждан. 
Интернет дает неплохую формулировку «Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.»
Из указанных выше терминов следует мысль: Государство – это организация общества, устанавливающая при помощи механизмов управления и принуждения, органов власти, на определенной территории, регулирование общественных отношений, обусловленных природой человека и общества и выражающих свободу личности, обладающих формальной определенностью, закрепленной в официальных источниках, обеспеченных возможностью государственного принуждения.
Статья 13 Конституции РФ устанавливает, что:
«1.В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2.Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.»
По Википедии: Идеология (от греч. — прообраз, идея;  — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).
Исходя из  закрепленного в ст.13 Конституции РФ принципа идеологического многообразия и отсутствия обязательной и единой государственной идеологии следует, что современное государство отстраняется от вопроса определения идеологии, которая была бы в обществе определяющей, ориентирующей большинство населения на общие принципы отношений друг к другу и имеющей общие, перспективные цели развития общества и социальных отношений.
В тексте Конституции РФ в различных статьях имеются термины и понятия, относящиеся к вопросам морали и права, однако отсутствие единого понимания концепции морали (в смысле идеологии), которая бы давала общее понимание какие принципы морали следует считать в государстве главными, по принципу, например, Библии, Конституция РФ не содержит.
Уголовный кодекс РФ содержит в частности Главу 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.
Вместе с тем, термин нравственность в Уголовном кодексе не раскрывается.
В работе «Духовность, нравственности и смысл жизни» мы пришли к выводу, что «нравственность человека – это способность (духовность) человека, понимая и принимая систему норм и правил поведения (морали), которые действуют в обществе в соответствии с общепринятыми взглядами на добро и зло, совершать поступки отражающие отношение человека в каждый конкретный момент к указанным нормам морали.»
В связи с указанным термином следует полагать, что государство, как система организации общества, безусловно, должно в любом случае определиться и законодательно принять систему норм и правил поведения (морали), которые должны действовать в государстве (обществе), отражая интересы и желания большинства членов государства (общества) через их отношение к нормам морали.
Принятие таких норм и правил, безусловно, должно быть закреплено в официальных источниках (законах) государства, которые могут и должны исполняться, в том числе с использованием государственного принуждения.
Как пример можно вспомнить Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые XXII съездом (1961).
Проведя анализ текста Морального кодекса, думаю, любой здравомыслящий человек подпишется под его содержанием, с учетом коррекции в свете современных тенденций.
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Являя собой пример неформального нормативного акта Моральный кодекс строителя коммунизма отражал концепцию подхода части общества к вопросам морали, определяя нормы поведения в виде отдельных принципов, терминов и примеров.
Еще одно определение Морального кодекса строителя коммунизма— систематизированный единый свод моральных принципов и основных норм нравственности, выражающий сущность нравственного воспитания членов развитого социалистического общества.
Многие политические деятели признавали, что основная часть норм поведения,  вошедших в Моральный кодекс строителя коммунизма, совпадает с принципами, изложенными в Библии, что свидетельствует о преемственности понимания норм поведения и нравственности, которые признавались единственно правильными во все времена. 
Из высказывания Г. Зюганова: "Моральный кодекс строителя коммунизма" списали с Нагорной проповеди. Знаете, это не случайно, что самым массовым тиражом издана Библия, а на втором месте - труды Владимира Ильича Ленина. Я много читал по религиоведению и до сих пор поражаюсь, что во всех религиях есть постулат о том, чтобы возлюбить ближнего своего как себя самого. Видимо, человечество интуитивно поняло, что в противном случае оно погибнет. (Российская газета №4849, 2009г.;»
Что происходит в государстве, в котором государство не выполняет свою функцию по закреплению норм морали (нравственности) в нормативных источниках и не требует их исполнения через систему власти вплоть до принуждения?
В государстве идет размывание норм морали, начинает развиваться и иметь преимущество безнравственное поведение, проявляясь в различных формах преступлений, лицемерии, государство начинает лихорадить социальными проявлениями недовольства со стороны людей, чья нравственность интуитивно протестует против существующих в государстве явлений безнравственности.
Очень часто мы задаем вопрос – должен ли руководитель, вождь, начальник быть добрым, честным, соблюдать нормы приличия, как на работе, так и дома.
Думаю, не ошибусь – мы все мечтаем о таком руководителе, начальнике, который не только был бы образцом поведения, но и как отец родной (мать родная) думал о своих подчиненных, согражданах, понимал их нужды и заботы, старался входить в их положение, когда у подчиненного, жителей страны что- то не так, заботился о них и всегда принимал справедливые решения.
Во все времена народ тешил себя иллюзиями о добром царе, который просто не знает о произволе чиновников и ошибочно не принимает мер по пресечению произвола.
А теперь скажем- разве такое бывает, где Вы это видели, кому это так повезло, хватит рассказывать сказки.
         По Википедии власть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению.
История многократно подтвердила – там, где нет власти, там присутствует анархия, которую Википедия определяет как идею отсутствия власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека.
Государство, во избежание кризиса власти и возможного прекращения собственного существования, должно закреплять в нормативных актах принципы морали, отвечающие за нравственное поведение членов общества, в том числе, распространяющие свое действие и на руководителей, начальников, вождей.
Эти нормативные акты, начиная с Конституции, должны определять не только термины и понятия, но и принципы поведения членов общества, правила и порядок воспитания нравственности через все формы общественной жизни – искусство, средства массовой информации, обучение и воспитание подрастающего поколения, контроль за поведением человека, как в общественной жизни, так и в семье, искоренение лицемерия из повседневной жизни и так далее.
Вопрос цензуры является обязательным- цензура должна проверять соответствие любого проявления общественной жизни на соответствие принятым в государстве нормам морали.
Утверждение о том, что цензура является ограничением свободы человека носит, как правило, надуманный характер.
Человек либо живет в обществе и руководствуется правилами и нормами поведения, являющимися общепринятыми в обществе, либо не претендует на жизнь в обществе, ставит себя вне общества.
Государство, общество, стараясь обеспечить выживание и развитие большинства членов общества, не может допустить, чтобы отдельно взятый человек или группа людей пытались, используя механизмы власти, подчинить себе государство, игнорируя общепринятые нормы морали и нравственности, навязывая свои нормы аморального поведения, либо прикрывая свое аморальное поведение лицемерием.
Там где  государство отстраняется от воспитания нравственности среди членов своего общества государство обречено . Такое государство будет либо подавлено другими государствами, либо распадется в процессе социальных потрясений и перестанет существовать.
Только стройная, постоянно развивающаяся и внедряемая через систему нормативных актов, под постоянным контролем и постоянно совершенствующаяся система духовного развития и воспитания нравственности в государстве может привести к положительному эффекту.
Принцип взаимодействия (борьбы) добра и зла, являясь принципом сохранения жизни на Земле, требует постоянного усиления роли государства в вопросе воспитания нравственности- зло и так имеет своих носителей и сторонников, которые постоянно несут свои идеи в общество.
Как известно нравственность в человеческой популяции не эволюционирует, то есть не является растущей и преобладающей философией норм нравственного поведения  во времени – мотивация поступков человека за тысячи лет существования цивилизации не меняется.
Постулат о том, что при коммунизме не будет преступлений и войн является в корне ошибочным и опасным – отсутствие зла означает отсутствие мотивации для борьбы за выживание и как следствие деградацию человечества.
Яркий прообраз человека вырождающегося описан в романе фантаста Г.Уэллса «Машина времени» - в обществе будущего, достигшем благополучия, человек деградирует, вырождается и лишается умения бороться за выживание, прекращает действовать инстинкт самосохранения.
Пока существует борьба добра и зла – существует жизнь на Земле, при этом следует понимать, что зачастую понятия добра и зла очень относительны.
Всегда будут существовать попытки подменять понятия и манипулировать понятиями теми, кто старается противодействовать развитию нравственности в государстве.
Одним из элементов безнравственного поведения, которое должно пресекаться в государстве, являются коррупция и жажда личного обогащения, наживы, за счет государства, других членов общества, бесконтрольности и беспомощности государства в вопросах достижения и сохранения социальной справедливости, которые являются безусловной частью, результатом и целью нравственного воспитания.
Между тем, учитывая, что нравственность имеет свойство эволюционировать только в жизни отдельно взятого человека, следует понимать, что государство должно вести постоянную работу ориентируясь на развитие нравственности каждого отдельно взятого человека, не декларируя абстрактные идеи о развитии нравственности общества в будущем и в целом.
Но именно забота о будущих поколениях, которые должны развиваться духовно и нравственно, чтобы сохранить жизнь на Земле, должна требовать от государства постоянной работы по развитию нравственности каждого человека вчера, сегодня, завтра.
Наверное, не надо думать, что откроем истину сказав: детей воспитывают не столько слова сколько поступки.
 Насколько потеряны поколения, воспитанные на современном лицемерии, трудно сказать.
Между тем, оценивая состояние порога нравственности не только в стране, но и в мире, можно сделать вывод – мы находимся в периоде цикличного развития человечества, когда через накопление количества в области нравственного (безнравственного) развития человеческого общества, мы должны перейти в период качественного изменения человеческой цивилизации.
Чем и как мы будем рассчитываться за это новое качество – это отдельный вопрос. Ясно одно – за все надо платить, за развитие цивилизации тоже.
Важно понять одно – с момента существования человека разумного все направления философской мысли, в своих источниках, в частности в основных мировых религиях, пытались донести до каждого человека мысль о том, что выживание человечества возможно только тогда, когда человек воспринимает жизнь, руководствуясь принципами:
Конфуций «Не делай другому того, чего не желаешь себе»;
Библия – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя.»;
Буддизм – «Этап нравственности, на котором слова человека не могут кому-то навредить, поведение и действия никому не причинят вреда, а образ жизни исключительно честный и порядочный.»


Рецензии