Старая фотография

    Старая фотография.  Я всматриваюсь в родные лица. Любуюсь ими и сожалею, что не могу уже ни у кого расспросить  о том, какими же они были – дедушка и бабушка.
    Фотография датирована 1932 –м  годом. Впереди девять  счастливых лет. А  потом будет война, которая разделила жизнь тех, кто запечатлён на фотографии , на до и после войны.
    Дед, каким ты был? Что тревожило, что радовало тебя? По крупицам собираю я твой образ -это  , в основном, рассказы мамы, твоей дочери  и скупые сведения о том, что как ты погиб и где похоронен.

    "По документам ОБД Мемориал мой дед Емелин Иван Иванович 1903 года рождения погиб до 18 июля 1943 года и похоронен под Смоленском в братской могиле в деревне Цицино Бельского района".

    Война… Такая далёкая, но в тоже время, такая близкая. Близкая,  потому  что коснулась каждой  семьи.
    Очень долго в нашей семье считалось, что отец мамы пропал без вести. Последняя весточка - почтовая открытка, пришла в сорок третьем году. В ней он писал, что если они после этой открытки получат письмо, то будет им всем счастье. Больше вестей не было. А потом пришло извещение, что Емелин Иван Иванович пропал без вести.

    По рассказам мамы её отец был удивительным человеком. Умным, тактичным, образованным. Хотя был простым кузнецом, но в доме была хорошая библиотека. Много и с упоением читал. Эту любовь к книгам унаследовали все мы. Мама много рассказывала об отце, каким он был. Но что могла запомнить девочка, конечно же, самое хорошее. Отец любил свою семью. Дети – сын и дочка были для него всем. Баловал гостинцами, играл с ними, заботился. Но самое главное, а дети это хорошо запомнили, он любил их маму, свою жену. Любил так, что завидовали все. Мама вспоминала, что бывало пойдут на гулянку. Дед росточком маленького, невзрачный, по сравнению с бабушкой. Но вот он возьмёт в руки гармонь, заиграет, песни запоёт,  и красивее его нет на всём белом свете. А сам только на жену  и поглядывает. Каждая песня – ей, каждая улыбка – ей. В любви купалась бабушка Саня, и не было женщины счастливее её.
    Сколько судеб сломала война. Сколько детей не дождалось своих отцов с фронта и стали сиротами.

    Целый год я вынашивала идею, как рассказать о деде, о том, что я узнала, когда искала, где он погиб и захоронен.
    При поисках информации о деде, я наткнулась на один сайт. Списалась с администрацией и всё встало на свои места.

  "Здравствуйте! По докуметам ОБД Мемориал мой дед Емелин Иван Иванович 1903 года рождения погиб до 18 июля 1943 года и похоронен под Смоленском в братской могиле в деревне Цицино Бельского района. Но по рассказам мамы она точно помнит, что в извещение о том, что отец пропал без вести,  упоминалось слово - Белая, или Белое. Мы почему-то все решили и она тоже, что это - Белая Церковь. Я пересмотрела всех Емелиных Иванов Ивановичей и нашла:
Фамилия  -  Емелин
Имя   -   Иван
Отчество  -  Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1913
Воинское звание  -  старшина
Дата смерти  - 18.07.1943
Страна захоронения  - Россия
Регион захоронения  - Тверская обл.
Место захоронения  - Бельский р-н, д. Плоское
Могила  - Воинское кладбище
Я сразу же насторожилась...1903 года рождения мой дед, а тут - 1913...явная ошибка и именно там есть город Белый . И вот у меня вопрос. Права я или нет и что мне делать в данной ситуации?"

Мне пришёл ответ:

   "Да, знаете, хоронили павших позже. В марте, во время боев в районе д. Плоское, многие солдаты были в белых масхалатах. Старожилы рассказывают, что когда сошел снег, поля оставались белыми - это были тела павших в белых одеждах. Столько было погибших! Эту долину между деревнями Клемятино и Плоское так и называют - Долина смерти. А хоронить сразу после освобождения было некому, пока жители, те, что остались в живых, не вернулись домой.
    Каждый раз, когда я бываю на мемориале, вспоминаю все, что читала или слышала из рассказов о боях в тех местах, я представляю, как это было! Это было страшно!
    Если надумаете приехать (а лучше всего 14 августа), напишите письмо в нашу администрацию района. Лучше приехать на 2 дня. 13 августа у нас торжественное захоронение останков воинов на Петропавловском кладбище в городе, а 14 августа - митинг в д. Плоское. Кстати, в этом году мемориалу исполняется 20 лет. Строили его на деньги сибиряков. Автор памятника тоже сибиряк. Почему Мемориал памяти сибиряков? Кроме воинов из других областей России, там погибло 12, 5 тыс. воинов-сибиряков".

Мой ответ:
 
   "Спасибо за приглашение! Думаю о поездке. Сегодня многое встало на свои места, это и то, что Плоское было освобождено в марте 1943г., а дата захоронения деда - 18 июля 1943. А бабушке пришла не похоронка, а извещение о том, что дед пропал без вести. Значит, его уже захоронили или перезахоронили тогда, когда было Плоское освобождено. Мама и её дядя после войны искали сведения, но везде был ответ - пропал без вести, под городом Белый. Жаль, что мама не дожила и не сможет поклониться праху своего отца. Но её рассказы о нём живут в нас,  в его внуках и мы уж передадим все сведения своим детям и внукам! Спасибо Вам!!!!"

    Слова о том, что долина была белой, от лежащих на ней погибших воинов в масхалатах, меня не только выбило из колеи, я была поражена этим видением. На разрыв нерва.
     Представить такую долину, которая покрыта телами погибших, выше человеческих сил…..И среди этих погибших – мой дед. И всё  это было, было и забыть, вычеркнуть из памяти уже не смогу никогда.….Приходят на память строчки : «Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли? Они пришли от великой скорби».
Откровение Иоанна Богослова.

      Вновь смотрю на фотографию. Маленькая девочка, которая смотрит  со старого снимка– моя мама. Дед, ты отдал свою жизнь за то, чтобы дочка Тая выросла, стала матерью, чтобы родила и вырастила троих детей , дождалась внуков, а их – пятеро, и правнуков. Ты погиб, защищая Родину, а Родина для тебя – это твоя семья, твой дом..
     Спасибо, тебе дед, за Победу!
     И пусть слова: « Никто не забыт, ничто не забыто!» останутся на века.


Рецензии
Спасибо за рассказ. Мой дед погиб в 43-ем. Светлая память всем, погибшим в той войне.

Любовь Ковалева   04.04.2018 13:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.