Каннибализм

Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев. Джеймс Коул , палеонтолог из университета Брайтона (Великобритания) занялся изучением вопроса: для чего неандертальцы использовали мясо человека? Из гастрономических предпочтений или же мясо несло высокую пищевую и энергетическую ценность. Взяв пробу с четырех останков Homo sapiens, Коул провел расчеты, основываясь на анализе содержащихся в человеческой плоти белков, жиров и углеводов. Использовав эти пробы, он составил карту калорийности разных частей тела и сопоставил ее с данными калорийности животных, чьи останки находили в пещерах каннибалов. Расчеты показали, что человек гораздо менее калорийный нежели животные. Так, например, в среднем взрослый мужчина содержит в себе 32 тысячи килокалорий, что является нормальным значением для бобра, косули или барсука. А вот кабаны и крупные рогатые животные способны дать в 10-20 раз больше энергии. Лошади содержат приблизительно 200 тысяч килокалорий, а крупные быки - 980. Мясо мамонтов содержало в себе в 100 раз больше килокалорий, чем мышцы неандертальца. Таким образом, племя из 25 неандертальцев могло прожить на человеческом мясе и жире полдня, а на одном мамонте, быке или шерстистом носороге - 10 дней или даже целый месяц. Все это, по мнению Коула, делает сомнительным версию о том, что каннибализм практиковался исключительно из гастрономических предпочтений - это было и опаснее, и энергетически менее выгодно, нежели охота на мегафауну Европы времен ледникового периода.Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему]. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами, например, болезнь куру, из-за которой тряслись руки.О племенах людоедов упоминают многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке, в Папуа-Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии и Южной Азии. Ещё в XIX и в начале XX века каннибализм был распространён у некоторых народов северо-западной Америки, в Южной Африке и так далее.В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и так далее. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития — род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений.Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных — но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека.Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.Вопрос о причинах, вызывавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны — то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток дичи и вообще мяса — вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут были известны народы, питающиеся исключительно растительной пищей. В то же время современная наука не располагает убедительными доказательствами бытования каннибализма у наиболее отсталых народов, например африканских пигмеев, фуэгинов Огненной Земли, аборигенов Австралии и тасманийцев, условия жизни которых зачастую были намного более суровыми, чем, скажем, у океанийцев или индейцев Амазонии.Одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце, лёгкие и так далее. Такие случаи были отмечены в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается, или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень, мозг, или пьётся кровь и так далее, в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивали и съедали стариков, чтобы душа их не умерла вместе с телом, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах].Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Диониса, Афродиты и так далее. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов — умерщвлялись, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши.Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих первобытных племён людоедство заключало в себе нечто религиозное, таинственное и совершалось ночью, при участии жрецов или шаманов и так далее. У других подобных народов оно превращалось просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимались набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стояли выше их окружающих, например монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи. Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.В XVII веке Фр. Бретон записывал легенды, рассказываемые карибскими аборигенами; в соответствии с этими легендами те надолго зарекомендовали себя как людоеды. Однако есть некоторые сомнения в реальной основе этих легенд и соответственно в действительной распространённости людоедства среди этих племён. Согласно директиве королевы Изабеллы I Кастильской и последующей британской колониальной политике рабство объявлялось незаконным за исключением одной оговорки, когда означенные народы были настолько не способны к нормальному существованию, что положение рабов для них было лучше, чем свобода. Такое законодательство привело к тому, что завоеватели преувеличивали распространение людоедских традиций и даже кое-что о них присочиняли, чтобы продемонстрировать недееспособность этих племён.К началу ХХ века племенное людоедство существовало только во внутренней Африке, в джунглях Южной Азии и Южной Америке, а также кое-где в Меланезии (впрочем, отношения с народами-нелюдоедами были сложными и в обществе тихоокеанских народов каннибалы имели плохую репутацию).Американский антрополог Марвин Харрис занимался исследованием людоедства и табу на пищу. Он утверждал, что каннибализм бывал в традиции у небольших замкнутых групп, но исчезал при переходе к более крупным поселениям. Народ ацтеков был здесь исключением. Хорошо известен зафиксированный датским путешественником Арне Фальк-Рённе случай поедания покойников в племени форе в Новой Гвинее, приведший к эпидемии куру. Часто то, что, казалось бы, хорошо документировано, не имеет реальных свидетельств. Имеются мнения, что хотя посмертное расчленение практиковалось в погребальных ритуалах, людоедство при этом места не имело. Марвин Харрис заключил, что каннибализм имел-таки место в период голода, совпавший с прибытием европейцев, и был возведён в религиозный ритуал. В средневековой медицине существовало объяснение каннибализма, основной идеей которого было существование чёрной жёлчи, находящейся в оболочках желудочка сердца и ответственной за пристрастие к человеческой плоти.После мусульманско-курейшитской битвы при Ухуде в 625 году печень убитого Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба была съедена Хинд бинт Утбахой (женой Абу Суфяна ибн Харба, одного из командующих армии курейшитов), которая позднее приняла ислам и была матерью Муавии I, основателя и первого халифа династии Омейядов[.Сохранились исторические источники, рассказывающие о массовом каннибализме в Египте во время голода, вызванного затянувшейся засухой из-за отсутствия разливов Нила (1200—1201).Имеются данные о каннибализме во времена Первого крестового похода, когда крестоносцы питались телами врагов из захваченного арабского города Маарра (см. Осада Маарры). Амин Маалуф обсуждает последовавшие за тем случаи каннибализма при движении колонн к Иерусалиму, а также предпринятые впоследствии попытки историков удалить эти упоминания из западной истории.В Chronica majora Матфея Парижского татаро-монголы ложно обвиняются в людоедстве]. Граф Уголино делла Герардеска, умерший от голода в заточении в 1289 году в Пизе, был обвинён современниками (очевидно, несправедливо) в том, что перед смертью он был вынужден съесть своих сыновей и внуков. Это описывается в Песни 33 из «Божественной комедии» Данте.В Европе в период Большого голода, 1315—1317, когда Данте писал одно из значительнейших произведений литературы, в самом начале Эпохи Возрождения, есть многочисленные свидетельства о распространении каннибализма по всей Европе. Тем не менее некоторые отбрасывают их как сомнительные.Сохранились свидетельства о шотландском семействе Александра «Соуни» Бина, который со своей женой, восемью сыновьями и шестью дочерьми жил на холмах недалеко от Эдинбурга в начале XIV века. Они поймали, заморили и съели несколько человек, случайно забредших к ним в гости, за что, в конце концов, были схвачены, признаны сумасшедшими и казнены без суда.В 1503 году, во время междоусобных войн в Иране, воины из племени кизилбашей, захватив одну из восточноиранских крепостей, перебили всех её защитников, а тела многих из них съели. Был публично изжарен и съеден также взятый в плен комендант крепости Мурад-бек.В 1779 году Джеймс Кук был убит и съеден в схватке с гавайскими аборигенами Имеются документы, свидетельствующие о каннибализме в Мексике. Цветочные войны империи ацтеков рассматриваются как наиболее массовое проявление каннибализма; письмена ацтеков, написанные после победы, сообщают, что человеческая плоть не имела ценности и обычно выбрасывалась — её заменяли индюшатиной. Имеются в наличии только два документа ацтеков на этот счёт: один из Кодекса Рамира, другой, наиболее детальный, из Хуана Батисты де Помара, внука Нецауалькойотля из Текскоко. Эти документы немного различаются. Хуан Баутиста писал, что после жертвоприношения воины ацтеков получали тело жертвы, затем они варили его, чтобы отделить плоть от костей, потом нарезали мясо на очень мелкие кусочки и отсылали их важным людям, возможно даже в другие города; получатели редко ели то мясо, принимая его тем не менее как оказанную честь. Но мясо, опять же, само по себе ценности не представляло. Воин получал взамен украшения, расшитые одеяла, дорогие перья и рабов; таким образом, целью было поощрить удачливых воинов. В год проводились только две церемонии жертвоприношения. И хотя империя ацтеков носила название «Царство каннибалов», нет очевидных фактов, что эта традиция была распространена повсеместно.Ацтеки считали, что людоедские племена находятся на юге Мексики; есть один известный рисунок, иллюстрирующий акт каннибализма, который демонстрирует ацтека, поедаемого дикарями южного племени (en:Florentine Codex). При осаде Теночтитлана в городе был страшнейший голод, согласно документам, люди питались ящерицами, травой, насекомыми и пили грязную воду из озера, но при этом нет никаких свидетельств о поедании мертвечины.[источник не указан 1882 дня]Монах Диего де Ланда писал о проявлениях каннибализма в Юкатане — «Юкатан до и после завоевания», и там были приведены аналогичные записи Пурчаса из колумбийского города Попаян и Маркизских островов в Полинезии, где человеческая плоть называлась «удлинённая свинья». Есть записи капитана Сержипи (Бразилия): «Они едят человеческую плоть, как только им удаётся добыть её, и если у женщины случается выкидыш, плод немедленно поедают. Если она рожает, она перерезает пуповину морской раковиной и варит вместе с последом, впоследствии съедая и то, и другое»[.Историк Казимир Валишевский писал об осаждённых в 1612 г. в Кремле поляках и литвинах:… они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это — факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.Когда повстанцы Ли Цзычэна в 1640 г. взяли город Лоян, князя Лю Чаньсюня убили, зажарили и мясо раздали повстанцам, причём Ли Цзычэн самолично напился крови феодала В «Истории России с древнейших времён» (книга VI. 1657—1676) С. М. Соловьёва сообщается о том, что во время первой русской экспедиции Пояркова 1643 г. на реку Амур казаки по приказу своего атамана ели мясо убитых тунгусских аборигенов, что послужило одним из поводов к бегству приамурских племён под защиту Цинской империи.Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.В Нидерландах в год бедствий — 1672 — когда страна подверглась нападению со стороны Франции и Англии в Франко-Голландскую войну (Третья Англо-Голландская Война), Ян де Витт (влиятельная политическая личность) был убит выстрелом в шею, его обнажённое тело было повешено и обезображено, а сердце было выставлено на всеобщее обозрение. Его брат был также подстрелен, заживо выпотрошен, голова размозжена, его обнажённое тело было повешено и частично съедено.Ховард Зинн описывает каннибализм среди первых поселенцев острова Джеймстаун, штат Виргиния, в своей книге «А» — «История народа Соединённых Штатов».Событие, случившееся на территории западного Нью-Йорка («Графство Сенека») в США в 1687 году, было описано в приведённом ниже письме губернатора Канады Маркиза де Денонвиля во Францию:13 июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…В 1763 году во время восстания Понтиака один из схваченных английских солдат был съеден в ходе ритуала местными каннибалами.В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «The Boyd» были убиты и съедены агрессивными представителями народа маори на северном полуострове Вангароа. Это была уту (месть) за то, что одного туземца высекли кнутом, когда тот отказался работать в рейсе судна из Австралии. Этот случай знаменит как наиболее кровавое массовое убийство в истории Новой ЗеландииВо время отступления в Литве в декабре 1812 г. голодные французы нередко доходили до каннибализмаСпасшиеся с французского фрегата «Медуза» в 1816 году прибегли к людоедству после четырёх суток плаванья на плотуСпасшиеся на трёх небольших лодках с затонувшего китобойного судна «Эссекс» во время охоты на кита в районе острова Нантакет, штат Массачусетс, 20 ноября 1820 года прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить. (История частично легла в основу романа Германа Мелвилла — «Моби Дик» «Акадийский репортёр» (газета, издаваемая в Галифаксе, Канада, начало 1800-х годов) опубликовал свою статью 27 мая 1826 года, повествующую о крушении судна «Фрэнсис Мэри», гружёного древесиной, на маршруте Нью-Брансуик (Канада) — Ливерпуль (Англия). В статье рассказывается, как выжившие для самосохранения питались телами погибших].Пропавшая полярная экспедиция английского мореплавателя Джона Франклина и партия Доннера в штате Калифорния являются примерами людоедства начиная с 1840-х. Группа поселенцев, известная как партия Доннера, прибегла к каннибализму, оказавшись занесённой снегом зимой в горах. Последние оставшиеся в живых из экспедиции Джона Франклина прибегли к каннибализму при своём последнем броске через остров Короля Уильяма к Большой Рыбной реке].Случай в Англии (англ. R v Dudley and Stephens (1884) 14 QBD 273 (QB) произошёл с четырьмя членами экипажа английской яхты «Mignonette», которые попали в шторм где-то в 1600 милях от Мыса Доброй Надежды. После нескольких дней плаванья один из них потерял сознание от голода и солёной воды. Другие (один из них был против) решили убить его с целью съесть. Они были подобраны спустя четыре дня. Факт в том, что не все согласились бросить жребий, вопреки Морскому обычаю, становясь убийцами.В 1870-х годах, США, штат Колорадо, человек по имени Альфред Пэкер был обвинён в убийстве и поедании своих товарищей-золотодобытчиков. Он провёл 18 лет в тюрьме, пока не был помилован, и на протяжении всей своей жизни утверждал, что не виновен в убийстве. История Альфреда Пэккера была экранизирована в музыкальном комедийном фильме ужасов кинорежиссёра Трея Паркера — «Каннибал! Мюзикл», выпущенном в 1993 году кинокомпанией Troma Entertainment. Главный кафетерий в Болдерском университете (штат Колорадо) назван Гриль Альфреда Пэккера.В 1920-х гг. в российском Поволжье, Казахстане и 1930-х гг. на юге России и на Украине во время массового голода зафиксированы случаи каннибализмаВ судебных протоколах задокументированы свидетельства о каннибализме в японских войсках в годы Второй мировой войны. Когда у них кончалась еда, японские солдаты убивали и съедали друг друга, когда у них не оказывалось кого-нибудь из гражданского населения противников. В других случаях они убивали и расчленяли солдат противника. Хорошо задокументирован случай, происшедший в Титидзиме в 1945 году], когда японские солдаты убили и съели восьмерых сбитых американских лётчиков. Этот случай был расследован в 1947 году, под следствием проходили 30 японских солдат, из них пятеро (майор Матоба, генерал Татибама, адмирал Мори, капитан Иси и доктор Тераки) были признаны виновными и повешены.У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.Писатель Джеймс Брэдли в своей книге «Правдивая история о мужестве» приводит подробности нескольких случаев каннибализма японских военнослужащих в годы Второй мировой войны по отношению к своим пленным. Автор утверждает, что это было не только ритуальным потреблением печени только что убитых военнопленных, но также и постепенным поеданием живых заключённых в течение нескольких дней путём последовательной ампутации конечностей, что обеспечивало постоянное наличие свежего мяса.По рассказам Джона Ф. Кеннеди о прохождении военной службы в годы Второй мировой войны, его слуга, парень с Соломоновых Островов, хвастался, что съел японского солдата. Говорилось также, что островитяне практиковали охоту за скальпами.Около 1931 года репортёр газеты «Нью-Йорк таймс» Вильям Сибрук раздобыл для своих исследований у студента-медика из Сорбонны кусок тела здорового человека, погибшего от несчастного случая, приготовил и съел его. Он писал:По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом. Американский писатель Лоуэлл Томас в книге «Крушение Думару» (1930) пишет о каннибализме среди выживших членов экипажа «Думару» после того, как их пароход был взорван и затонул во время Первой мировой войны.Утверждая, что во всех областях Аппалачей никогда не практиковался каннибализм, Джеймс К. Криссман ссылается на недавние случаи поедания покойников в горах в восточной части штата Кентукки в конце 1930-х годов. Мясо усопшего поедали для выражения усопшему почтения и для утешения родственникам. Криссман размышляет, что этот редкий ритуал вышел из практики по мере развития американского общества и его проникновения в географически изолированный район[30]. На одно из таких происшествий намекает местная газета в графстве Нокс, штат Кентукки, 1904 год. Статья «Погиб под поездом» описывает смерть Дж. Кокса под товарным поездом. В конце статьи указаны число и время посещений и содержится намёк на поедание «останков тех, кто пересёк тёмную реку смерти», что является скрытой метафорой, которую поймут практикующие этот ритуал[.Упоминание о поедании китайцами своих врагов часто появляется в поэзии Китая времён династии Сун, хотя каннибализм здесь звучит скорее как поэтическая символика с целью выразить ненависть к врагу (см. Man Jiang Hong). Китайский каннибализм, как результат ненависти, отмечен также во время Второй мировой войны[.Журналист Нейл Дэвис писал о каннибализме во время войн в Юго-Восточной Азии в 1960-х и 1970-х. Дэвис писал, что камбоджийские партизаны в порядке ритуала поедали части тел убитых врагов, чаще всего печень. При этом он и многие беженцы рассказывают о неритуальном людоедстве, просто из-за голода. Обычно это происходило в городах и деревнях, где у власти оказывались красные кхмеры, и пища распределялась строго порционно, что вызывало широкое распространение голода. Гражданские лица, уличённые в людоедстве, предавались немедленной казни.Диктатор Уганды в 1970-х годах Иди Амин и император Центральноафриканской империи Бокасса имели репутацию каннибалов13 октября 1972 года уругвайская команда регби летела через Анды для участия в матче в Чили. Самолёт потерпел крушение вблизи границы Чили с Аргентиной. После нескольких недель голода и лишений большая группа приняла решение съесть замёрзшие тела умерших с целью выживания. Они были спасены спустя два месяца. (См. Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года.) На основе этой истории режиссёром Фрэнком Маршаллом снят фильм 1993 года «Живые».Беженцы из Северной Кореи сообщают об имевших место случаях каннибализма в период особо сильного голода в 1996 году.В декабре 2002 года в городе Ротенбург (Германия) был выявлен крайне необычный случай. В марте 2001 года 41-летний системный администратор Армин Майвес поместил в Интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. По крайней мере на один из своих запросов он получил положительный ответ. На объявление откликнулся Бернд Брандес (J;rgen Brandes), другой системный администратор, предложивший свои услуги. Два джентльмена договорились встретиться. Бернд Брандес был по своему собственному согласию убит и частично съеден Майвесом. Майвес был позже приговорён к восьми с половиной годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (убийство второй степени). В апреле 2005, немецкий Федеральный Суд потребовал пересмотра дела и в мае 2006 дело Майвеса было квалифицировано как умышленное убийство и он был приговорён к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» немецкой рок-группы Rammstein. Это был не первый случай убийства по согласию, предлагаемому через Интернет, как в случае Шэрон Рины Лопатки, но это был первый в мире случай предварительно оговорённого каннибализма. Данный случай обыгрывается в английском ситкоме Компьютерщики в 3-ей серии 2-го сезона.13 января 2007 года датский художник Марко Эваристти устроил обед для узкого круга друзей. Главным блюдом были пельмени agnolotti, начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого раннее в том же году при липосакции.В июне 2007 в Катаре в городе Доха были арестованы четыре выходца из Азии, предположительно убившие своего соотечественника и съевшие его. У этих четверых возникла тяжёлая реакция организма на съеденную человеческую плоть, и они вынуждены были срочно обратиться в больницу. Сделанный рентгеновский снимок показал наличие в желудке одного из них человеческого пальца, и врач вызвал полицию.[В 1981-м году японский студент Иссэй Сагава, изучавший английскую литературу в университете Сорбонны в Париже, познакомился с 25-летней голландской студенткой. В ходе общения он убил её и съел, трогательно описав эту процедуру. Его богатый отец, мотивируя тем, что указанный случай не вписывается во французскую юрисдикцию, добился экстрадиции Иссэя в Японию, где он в конечном счёте был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры сделали его поистине национальной знаменитостью; он выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках. История явилась темой песен «La Folie» рок-группы Stranglers (1981) и «Слишком много крови» рок-группы Rolling Stones.В январе 2009 года в городе Санкт-Петербург (Россия) в одном из домов по проспекту Космонавтов двое молодых людей утопили в ванной ученицу 11 класса, после чего расчленили тело и употребили в пищу части её тела, поджарив их с картофелем; останки сложили в пакеты и выбросили их в контейнеры для мусора и в водоём. Арестованные объяснили своё поведение возникшим чувством голода. Было выяснено, что молодые люди были музыкантами, один из них — лидером группы, поклонницей которой и была убитая девочка. В обвинительном заключении принадлежность каннибалов к молодёжным субкультурам не фигурировала. 5 мая 2010 г. каннибалы были приговорены к длительным срокам заключения].21 декабря 2010 г. 40-летний Стивен Гриффитс, преподаватель криминологии из Брэдфордского университета, был осуждён в городе Лидс графства Йоркшир, Великобритания, за то, что в 2009—2010 годах верски убил, расчленил при помощи электроинструмента, а затем съел трёх проституток.В 2011 году в Пакистане судили двоих братьев, выкапывавших на кладбище трупы и поедавших их].В 2011 году во Французской Полинезии, на острове Нуку-Хива были найдены останки немецкого туриста, который, скорее всего, стал жертвой каннибалов[В 2011 года голландские телеведущие в прямом эфире ели части друг друга. В конечном итоге этот сюжет оказался театральной постановкой[22 марта 2012 года двое жителей острова Русский (территория Владивостока) в процессе распития спиртных напитков убили своего третьего собутыльника. После этого два дня приятели употребляли мясо своего приятеля в пищу, готовя из него различные блюда. В холодильнике каннибалов полицейские обнаружили части тела и голову. Задержанные также рассказали, что успели продать часть мяса на местном рынке. Свой поступок каннибалы объяснили тем, что у них «кончилась закускаВ августе 2011 в Мурманске Иван Лебедев съел 32-летнего преподавателя истории с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пригласив его к себе домой, перед этим познакомившись на сайте знакомств[В июле 2012 г. стало известно о двух очередных нападениях каннибалов в США. «На прошлой неделе Руди Юджин, рыча на полицейских, глодал лицо своей жертвы — бездомного мужчины. Полицейские застрелили Юджина». В Майами некий бродяга Брэндон Де Леон оскалил зубы и пригрозил съесть двух полицейских. В Луизиане 43-летний Карл Жакно укусил свою жертву за лицо, отхватив зубами кусок плоти.В истории известны многочисленные случаи вынужденного каннибализма, когда люди, находящиеся перед лицом угрозы голодной смерти, вынуждены были ради выживания употреблять в пищу плоть тех, кто умер прежде них естественной смертью, или, реже, сами их убивали; в такой ситуации инстинкт самосохранения обычно оказывается сильнее морального табу на каннибализм, хотя психологическая травма и чувство вины у вынужденных каннибалов сохраняются долго. Известный случай такого рода — авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года. Выжившие в той катастрофе провели 72 дня в зоне вечных снегов и уцелели только потому, что употребляли в пищу тела погибших.Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племён варваров, или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов: например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом. Татарам и монголам до сих пор, ссылаясь на единичный и недостоверный средневековый источник, даже в школьных учебниках по истории России, приписывают употребление в пищу зажаренных на вертеле обитателей покоренных земель. В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами — бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В 1994 году распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере Маняча, где боснийские беженцы якобы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.В 1729 Джонатан Свифт издал сатирический памфлет «Скромное предложение», в котором он предлагал бедным ирландским семьям продавать своих детей на съедение представителями высших слоёв английского общества и тем самым облегчить свою долю и получить прибыль. Он был написан по поводу безразличия господ в стране к положению своего народа и их единственной заботы по увеличению своего дохода.Уильям Аренс, автор книги «Людоедский миф: антропология и антропофагия» (1979)], ставит вопрос о надёжности сообщений о каннибализме и утверждает, что настойчивые обвинения какой-либо группы в людоедстве со стороны другой группы имеют идеологическую основу и демонстрируют желание выразить своё превосходство над ней. Аренс основывает свои тезисы на детальных анализах многочисленных «классических» случаев каннибализма в разных обществах, описанных исследователями, миссионерами, антропологами. Он нашёл, что многие из них были пропитаны расизмом, необоснованны, записаны с третьих слов или основывались на смутных слухах. Он просматривал горы литературы, но ему не удавалось найти чьё-либо конкретное свидетельство. Его заключение в конце: каннибализм не был настолько широко распространён в ранней истории, как об этом толкуют, антропологи часто слишком поспешно ставят клеймо людоедства на какой-либо группе, основываясь не на тщательном исследовании, а на своих собственных субъективных предрасположениях, часто стремлениях к экзотике. Он писал: «Антропологи не сделали каких-либо серьёзных усилий, чтобы разрушить иллюзии о повсеместном людоедстве… в ловких руках и при богатом воображении, прошлые и нынешние антропологи приумножили данные…». Исследования Аренса противоречивы и часто сводятся к тому, что «каннибалы не существуют и никогда не существовали», в конце книги он призывает к более ответственному подходу в антропологических исследованиях. В любом случае книга является вехой критического пересмотра литературы о каннибалах. Впоследствии Аренс допускал, что некоторый каннибализм в истории человечества всё-таки имел место, но в основном был преувеличен.С другой стороны, в своём эссе «О каннибалах»[55] Монтень, развивая идею о «благородном дикаре»[56], предложил многокультурный подход к европейской цивилизации. Монтень писал: «Часто „варварством“ называют то, к чему не привыкли».Аналогичным образом некоторые японские деятели (например, Кувабара Дзицудзо) в своих тенденциозных пропагандистских статьях квалифицируют китайскую культуру как каннибальскую, что носит идеологическую окраску и подразумевает превосходство Японии в годы Второй мировой войны.Повсеместное распространение Интернета выявило тысячи скрытых случаев сексуально-каннибальской фантазии[источник не указан 137 дней]. Существуют форумы и группы пользователей, которые обмениваются картинками и историями по поводу таких фантазий[источник не указан 137 дней]. Обычно люди из таких сообществ фантазируют на тему «съесть» или «быть съеденными» представителями предпочитаемого ими пола[источник не указан 137 дней]. Каннибальский фетишизм или парафилия является одним из наиболее экстремальных разновидностей сексуального фетишизма. Такие фетиши редко выходят за границы мира фантазий, большинство удовлетворяется порнографическими историями, картинами, фотомонтажом (или полностью сгенерированными на компьютере изображениями), некоторые выражают свои фантазии в сексуальных играх.Но существуют и особые случаи сексуального каннибализма в реальной жизни, такие как серийные убийцы Альберт Фиш, Джеффри Дамер, Александр Спесивцев, Армин Майвес, Фриц Гарманн («мясник из Ганновера») и Николас Клаукс.Яркими примерами являются описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).В России широкий общественный резонанс вызвало убийство Карины Будучьян в Санкт-Петербурге в январе 2009 года. Девочку убили и впоследствии съели два молодых человека, относящие себя к субкультуре готов. Согласно данным следствия, каннибализм был сексуально мотивирован.
Знаменитые людоеды
Исторические документы свидетельствуют, что каннибализм был не только в каменном веке; сохранились и имена некоторых «известных» каннибалов.В Шотландии в XV веке семья Бинов из Халлоувса питалась в основном человечиной, а попадались им в котел проходившие мимо их жилища в пещере близ Эдинбурга путешественники. Едоков в семействе Бина было немало: сам глава семьи Сони Бин, его жена, 8 сынов, 6 дочерей, 36 внуков. Если верить хроникам, эта семейка за 42 года своей кровавой деятельности съела более тысячи человек. Когда, наконец, эту семейку выследили и изловили, то все они были приговорены к смерти, включая и детей. Каждый член семьи был подвергнут пытке, четвертован, а затем сожжен.В 1874 году в США отмечен первый случай осуждения за каннибализм. Этим человеком был некто Альфред Пакер. В феврале месяце он вместе с компаньонами отправился в горы на поиски драгоценных минералов; спустя несколько месяцев возвратился домой только один. Его версии пропажи своих товарищей выглядели малоубедительными. Пакера заподозрили в убийстве компаньонов - началось расследование. В конце концов Пакер признался, что съел своих пятерых товарищей, когда закончились продукты питания и нечего было есть. За каннибализм Альфред Пакер был приговорен судом к 40 годам тюрьмы, но его освободили оттуда досрочно - в 1901 году. В наше время в США создано «Общество друзей Альфреда Пакера».Император Центральной Африканской Республики Жан-Бедель Бокасса отличался от всех правителей Африканского континента крайней жестокостью. Когда его свергли в 1989 году, в предъявленном Бокасса обвинении из 13 пунктов значился и каннибализм. Ходили слухи, что на одном шикарнейшем банкете гостям подавали человечину под видом говядины или дичи на лиможском фарфоре. После свержения монарха-людоеда в холодильниках его дворца обнаружили человеческое мясо. В 1996 году Бокасса умер, проклиная тюремную кухню.В 1981 году мировая пресса сообщила о чудовищном преступлении, совершенном в Париже 30-летним японским студентом Иссеи Сагава: он убил голландскую студентку Рени Хартевельт и постепенно съел ее; останки несчастной жертвы закопал в Булонском лесу. Сагава был арестован, но признан невменяемым. Его поместили в психиатрическую больницу под Парижем, откуда в 1986 году богатые родственники переправили в Японию, где Сагава пробыл в «психушке» 15 месяцев и был выпущен на свободу.Сейчас Сагава - одна из знаменитостей Японии. Он написал три книги: «Парижская любовная связь», «В тумане», «Письмо Сагавы», издал «Словарь каннибализма» и написал множество статей, где в своих откровениях с ужасающими подробностями описал свое дикое преступление. Как ни странно, вся его писанина имела шумный успех и не вызывала отвращения у читателей. Мало того, Сагава был самым популярным телеведущим Японии.В декабре 2003 года в Германии проходил судебный процесс, шокировавший весь цивилизованный мир. За людоедство судили некоего 40-летнего Армина Майвеса, программиста по профессии. Свою жертву он отыскал в Интернете. В 2001 году Майвес дал объявление, что он ищет мужчину нетрадиционной сексуальной ориентации, согласного быть съеденным. Поразительно то, что нашлись люди, которые откликнулись на это объявление. Следствием было установлено, что в тихий городок Ротенбург на «переговоры» к Майвесу приезжало, по крайней мере, пять человек, но в чем-то они не договорились и уехали восвояси. Зато жителя Берлина, сотрудника крупной компании, тоже программиста, Бернда-Юргена Брандса, все условия Майвеса устроили, он добровольно дал свое согласие на съедение. Вначале Майвес и его жертва вдвоем приготовили экзотическое блюдо из плоти Брандса, а затем вместе отобедали. Это «самопоедание» снималось на видеокамеру, затем Брандс позволил себя убить. Майвес расчленил труп, часть съел, часть загрузил в холодильник, остальное закопал в саду. Когда правоохранительные органы узнали об этом чудовищном акте, а Майвес был препровожден в тюрьму, вдруг выяснилось, что в благополучной Германии в уголовном кодексе нет статьи, карающей за каннибализм. На суде Майвес ничуть не раскаялся в содеянном. Вердикт суда - 8,5 лет тюрьмы. В тюрьме Майвес начал писать книгу.
СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДОЕДЫ
От каменного века до наших дней прошло много времени, однако случаи бытового каннибализма не канули в Лету; человек еще полностью не расстался со своими древними звериными привычками. Пресса время от времени подбрасывает своим читателям страшные сообщения о современных каннибалах. Как правило, каннибализмом занимаются люди, опустившиеся на самое дно человеческого общества, это деградирующие личности под воздействием алкоголя и наркотиков, люди, потерявшие человеческий облик.В 1991 году в США был арестован «серийный убийца», 31-летний Джеффри Дамер. Этот убийца и каннибал за 13 лет совершил 17 убийств. После совершения убийства Дамер свои жертвы расчленял и съедал. Когда агенты ФБР напали на след убийцы и нагрянули на его квартиру, где жил этот чудовищный человек, то обнаружили в морозильнике и холодильнике: торсы четырех убитых людей, четыре отсеченные головы, семь черепов вываренных голов.В 2006 году в Сиднее завершился громкий судебный процесс, который шокировал всю австралийскую общественность. Суд приговорил некую Катерину Найт к пожизненному заключению за то, что эта женщина убила своего мужа, а затем приготовила из него обед. Убийство было совершено еще в 2000 году; разъяренная женщина кухонным ножом нанесла своему благоверному 27 ножевых ранений. В этой истории поражает то, что женщина заранее пригласила взрослых детей своего супруга на званый обед, где собиралась накормить их блюдами, приготовленными из их отца. К счастью, приглашенные не отведали этих кушаний - помешала полиция.В наше время иногда в прессе появляются случаи бытового каннибализма. Как правило, поедают человечину деградирующие личности. Достоянием гласности эти ужасающие факты становятся во время громких судебных процессов.В 1996 году в Новокузнецке Александр Спесивцев вместе со своей престарелой мамой убил и съел 13 девочек. В Северодвинске некто Мариев съел своего друга.В 1999 году 50-летний житель Челябинска, работник мясокомбината, Александр Запьянцев убил своего собутыльника, а потом щедро угощал котлетами из него все общежитие. Суд доказал только лишь один эпизод каннибализма, но были предположения, что Запьянцев съел не одного человека.В том же году в Казахстане отмечено сразу два случая каннибализма. В поселке Алга 40-летний мужчина во время застолья убил собутыльника, а потом вместе с сотрапезниками, как ни в чем не бывало, продолжили пьянку, а закуску приготовили из мяса убитого. Не успели поутихнуть страсти вокруг этого громкого преступления, как отмечен новый случай бытового каннибализма в центре Алма-Аты. Врач-терапевт, при обходе своего участка, в квартире семьи Узбаевых, состоявшей их четырех женщин, обратила внимание на неприятный запах, напоминающий трупный. Свои подозрения врач сообщила в милицию, и та обнаружила на квартире, в шкафу, четыре мумифицированных женских трупа; у несчастных были съедены внутренности. Как позже выяснилось, мать и ее три дочери питались своими родственницами, заглянувших к ним в гости.В июле 2006 года в Москве 29-летний уроженец Краснодарского края, некто Александр Поярков убил и успел съесть до своего ареста внутренние органы 69-летнего известного режиссера-документалиста Евгения Зорина.В конце декабря 2000 года случай каннибализма отмечен в Минске: группа людей из 6 человек, среди которых были две женщины, во время застолья совершила убийство бомжа и употребила в пищу отдельные части тела пострадавшего. Медики признали эту группу каннибалов вменяемыми. Факт каннибализма в Беларуси официально зарегистрирован впервые.

ХХІ век - время невиданных скачков развития в самых различных сферах. Этот период можно по праву назвать веком научно-технического прогресса. Кажется, человечество уже достигло самой вершины. Однако наш мир построен на резких контрастах. Не поверишь, но в то время как планета находится на пике интенсивного развития, на ней до сих пор процветает каннибализм. Нет, я тебе говорю не о сценарии фильма «Молчание ягнят». Страшно и подумать, но ганнибалы лектеры существуют сегодня и среди нас. Отбрось туристические путиводители и узнай про 7 стран, в которых людоедство считается нормой. Лично я больше туда ни ногой!КонгоКаннибализм достиг в Конго апогея во время гражданской конголезской войны 1999-2003 года. Последний случай каннибализма удалось зафиксировать здесь не так давно - в 2012 году.Зачем они едят людей?Для отпугивания врагов. Жители Конго также считают, что в человеческом сердце скрывается источник силы и энергии.Западная АфрикаВ западной части Африки даже существовала целая группировка людоедов под названием Леопард». Свое название они получили благодаря тому, что во время охоты облекали себя в леопардовые шкуры и вооружались звериными клыками. Вплоть до 80-х здесь частенько находили останки людей.Зачем они едят людей?По словам леопардовцев, поедание человечины делает их сильнее и дарует им энергию.БразилияБразильское племя уари привередливо в своих вкусах. До 1960 года они питались лишь глубоко религиозными мертвецами. Правда, нужда заставила не останавливаться лишь на благочестивых, и сегодня здесь довольно часто встречаются всплески каннибализма.Зачем они едят людей?Из-за запредельно высокого уровня бедности. Также, по словам местных, они иногда слышат потусторонние голоса, которые приказывают им убить того или иного человека.Папуа - Новая ГвинеяПроживающее на этой территории племя корова и является в ХХI веке последней народностью, которая регулярно потребляет в пищу человеческое мясо. Интересным остается факт, что в 1961 году Майкл Рокфеллер - сын тогдашнего губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера - отправился в экспедицию по изучению данного племени, но исследователь из нее не вернулся. Его тело так и не было найдено.Зачем они едят людей?Когда кто-то из членов племени умирает без какой-либо видимой на то причины, короваи видят в этом следы черной магии. И дабы избежать последующих смертей, съедают мертвеца.камбоджаВо время специального расследования журналисту Нилу Дэвису удалось узнать, что особых масштабов людоедство здесь набрало во время войн на Юго-Востоке Азии, в 1960-1970 годах. У камбоджийских вояк существовал ритуал съедать печень врага.Зачем они едят людей?Из-за религиозных убеждений. По причине искусственно созданного оммунистической организацией «Красные кхмеры» голода.ИндияВ индийской секте агхори поедание человечины происходит на добровольной основе. Члены общины съедают добровольцев, которые в случае смерти завещали свои внутренности секте. Из черепов и костей агхори делают украшения. Правда, проведенные СМИ расследования в 2005 году говорят о том, что эта религиозная группировка также поедает разлагающиеся трупы, найденные в реке Ганг.Зачем они едят людей?Агхори считают, что человеческое мясо - лучший эликсир молодости.Острова ФиджиУ этой местности даже есть неофициальное название - «остров каннибалов». Дело в том, что некоторые местные жители до сих пор убивают людей из вражеских племен, употребляют их мясо в пищу, а редкие вещички жертв как некий трофей забирают себе в коллекцию.Зачем они едят людей?Это так называемый ритуал

Итак.

Если ты всё же решишься посетить эти страны, будь осторожен и держись подальше от вышеназванных племен. Позаботься о ближнем и расскажи об этих угрозах для жизни туристов своим друзьям.И вообще будь в этом отношении внимателен.Многое делается в мире под покровом ночи.


Рецензии