Религия. Комментарий
(Вл.Соловьёв.)
Комментарий к данному положению и критика.
1. Если Бог (абсолют) - Бог, он самодостаточен (как дух и как бытие).
2. Если Бог есть - он ЕСТЬ.
3. Если Бог есть, его бытие самодостаточно.
4. Тогда Бог не нуждается в своём Ином, в мире и его творениии. Нуждаются в том, чего не имеют изначально.
5. Или Бог изначально включает в себя бытие мира(Мир как тело Бога).
6. Или сам мир вечен, наравне с Богом (дуальность субстанций), как бы “мёртвый Абсолют”.
7. В обеих случаях Бог может творчески оперировать наличной материей, в первом случае актуально, во втором потенциально.
8. Оперирование материей предполагает перемещение и переоформление наличных элементов материального вечносущего целого: создание общей формы для мира и его частных форм, их видоизменение или уничтожение, участие в становлении; само божественное начало может становиться или быть внутренним началом, сущностью, всякой внешней формы.
ГНОСЕОЭТИКОТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОБАВЛЕНИЕ:
12. В итоге мы приходим к парадоксу, к противоречию, к чему-то регистрируемому, но непознаваемому в сущности, к чуду как основе бытия. Но при такой парадигме можно допустить и противоречивость самого Божества, изначальное присутствие в нём Зла и Добра.
13. Но сущность Бога в том, что он есть Добро,т.е. если в нём и Зло, то он не Бог.
14. Отсюда приходится разграничить понятия “Бог” и “Абсолют”, которые Вл. Соловьёв ошибочно отождествлял, следуя религиозной традиции. Бог не может быть этически противоречив, а Абсолют может. Если Бог антропоморфен, Абсолюту это не обязательно. Он вместе с тем включает в себя все противоречия - реальные и возможные - всякой реальности и всех её уровней - “человеческое”, “нечеловеческое”, “живое”, “мёртвое” и т.д.
======================
Свидетельство о публикации №217050401465